Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ (тяжёлые нарушения речи). Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи методическая разработка по коррекционной педагоги

Главная / Ортопедия и травматология

Юлия Другалева
Индивидуальный образовательный маршрут для детей с ОВЗ

Добрый день, Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию доклад на тему «Индивидуальный образовательный маршрут для детей с ОВЗ ».

В нашей группе 14 воспитанников имеют статус ОВЗ (ограничение возможности здоровья) тяжелое нарушение речи.

Исходя из мониторинга познавательное развитие и развитие речи нуждаются в особом внимании, социально-коммуникативная сфера на момент заполнения индивидуальных карт развития также нуждалась в особом внимании, часто проявлялась агрессия по отношению к сверстникам, неумение решать конфликты, неумение договариваться. На данный момент есть существенные положительные изменения.

Игровая, художественно-эстетическая и физическая деятельность представлены «хорошо» .

Т. к. наша группа именно логопедическая я хотела бы остановиться именно на речевом развитии и познавательном.

Мы разработали основные мероприятия коррекционной работы.

1. Сенсорное развитие

2. Развитие психических функций (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения ) ;

3. Развитие мелкой моторики

4. Развитие общих речевых навыков

5. Коррекция звукопроизношения

6. Работа над слоговой структурой слова

7. Развитие фонематического слуха

8. Развитие словаря

9. Совершенствование грамматического строя речи

10. Развитие связной речи

Речевое развитие

Проблема : Плохо произносит некоторые звуки. Глотает окончания слов. Редко использует в речи прилагательные. Возникают проблемы с составлением описательного рассказа.

Цели-результаты

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими. Развитие всех компонентов устной речи детей : грамматического строя речи, связной речи - диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи. Практическое овладение воспитанниками нормами речи. Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи. Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.

Задачи образовательного

Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении. Расширять представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в их собственном опыте. Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей, материалов, из которых они изготовлены. Учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги. Вводить в словарь существительные, обозначающие профессии; глаголы, характеризующие трудовые действия. Продолжать учить определять и называть местоположение предмета (слева, справа, рядом, около, между, время суток. Помогать заменять часто используемые указательные местоимения и наречия (там, туда, такой, этот) более точными выразительными словами; употреблять слова-антонимы (чистый - грязный, светло - темно) . Учить употреблять существительные с обобщающим значением (мебель, овощи, животные и т. п.) . Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных (р, л) звуков. Развивать артикуляционный аппарат. Совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний. Учить рассказывать : описывать предмет, картину; упражнять в составлении рассказов по картине. Упражнять в умении пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок.

Задачи образовательного взаимодействия в семье

Подготовить консультации по данным проблемам. Подобать комплексы артикуляционных, артикуляционно – пальчиковых, дыхательных гимнастик. Предложить проводить дидак. игры и упражнения.

Используемые педагогические технологии и методики, методы, приемы

Артикуляционные, артикуляционно – пальчиковые, дыхательные гимнастики, дидактические игры и упражнения, опорные карточки по темам. Обогащение словаря путем наговаривания слов. Регулярное чтение худ. литературы и обучение пересказыванию с опорой на иллюстрации.

Познавательное развитие

Проблема : Знает не все обобщающие слова. Слабые знания по темам : ягоды, грибы, деревья и их листья, перелетные и зимующие птицы, комнатные растения, полевые и садовые цветы,. Путает очередность времен года. Не всегда правильно называет части суток и их последовательность. Путает круг и шар, куб и квадрат. Плохо сравнивает предметы по величине.

Цели-результаты

Развитие познавательных интересов детей , расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.). Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения. Ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей , формирование целостной картины мира. Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира : форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени. Ознакомление с природой и природными явлениями. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Формирование элементарных экологических представлений. Формирование понимания того, что человек - часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды. Воспитание умения правильно вести себя в природе. Воспитание любви к природе, желания беречь ее.

Задачи образовательного взаимодействия в детском саду

Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем мире , развивать наблюдательность и любознательность. Учить выделять отдельные части и характерные признаки предметов (цвет, форма, величина, продолжать развивать умение сравнивать и группировать их по этим признакам. Формировать обобщенные представления о предметах и явлениях, умение устанавливать простейшие связи между ними. Поощрять попытки детей самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые и новые способы; сравнивать, группировать и классифицировать предметы по цвету, форме и величине. Продолжать знакомить детей с признаками предметов, учить определять их цвет, форму, величину, вес. Рассказывать о материалах, из которых сделаны предметы, об их свойствах и качествах. Объяснять целесообразность изготовления предмета из определенного материала (корпус машин - из металла, шины - из резины и т. п.) . Помогать детям устанавливать связь между назначением и строением, назначением и материалом предметов. Обогащать сенсорный опыт, знакомя детей с широким кругом предметов и объектов, с новыми способами их обследования. Закреплять полученные ранее навыки обследования предметов и объектов. Совершенствовать восприятие детей путем активного использования всех органов чувств (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние) . Обогащать чувственный опыт и умение фиксировать полученные впечатления в речи. Совершенствовать умение сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте, а также учить сравнивать два предмета по толщине путем непосредственного наложения или приложения их друг к другу; отражать результаты сравнения в речи, используя прилагательные (длиннее - короче, шире - уже, выше - ниже, толще - тоньше или равные (одинаковые) по длине, ширине, высоте, толщине). Развивать умения определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед - назад, направо - налево, вверх - вниз) ; обозначать словами положение предметов по отношению к себе (передо мной стол, справа от меня дверь, слева - окно, сзади на полках - игрушки). Познакомить с пространственными отношениями : далеко - близко (дом стоит близко, а березка растет далеко) . Расширять представления детей о частях суток , их характерных особенностях, последовательности (утро - день - вечер - ночь) . Объяснить значение слов : «вчера» , «сегодня» , «завтра» .

Задачи образовательного взаимодействия в семье

Подготовить консультации по данным проблемам. Сделать подборку дидактических игр и упражнений. Порекомендовать больше наблюдать за объектами окружающего мира.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №15 «Ромашка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей»

Утверждено:

Заведующая МБДОУ №15

«Ромашка»

Е.А. Топоева

«__» __________20__ г.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ

Ребёнок возраст 6 лет

на 2017 – 2018 учебный год

г.Шарыпово

2017

Пояснительная записка:

Ф.И.О: ………………..

Дата рождения: 19.08.2011г.

Возраст: 6 лет

Группа: подготовительная к школе группа компенсирующей направленности для детей с ТНР №6 «Смородинка»

Дата поступления в ДОУ: сентябрь 2014г.

Период сопровождение: с сентября 2016г.

Семья: полная, 4 детей

Мама: ……………….

Папа: ………………

Группа здоровья, перенесенные заболевания: II

По результатам ПМПК выявлены следующие особенности: Общее недоразвитие речи (II- III уровень) с дизартрическим компонентом. Знания, умения и навыки сформированы в пределах возрастной нормы. Уровень психического развития в пределах возрастной нормы.

ПМПК рекомендовал : Воспитание и обучение по адаптированной общеобразовательной программе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Срок пребывания 2 года. Психолого-педагогическое сопровождение в условиях ДОУ. Продолжать наблюдение у невролога. Занятия с учителем-логопедом.

Воспитатели:

Ф.И.О. воспитатели группы

Ф.И.О. Специалисты:

Учитель-логопед

Педагог-психолог

Краткая характеристика: Общее недоразвитие речи (II -III уровень) с дизартрическим компонентом. Обращенную речь понимает. Разборчивость речи несколько снижена. Нарушения звукопроизношения (шипящих, сонорных звуков), слоговой структуры слова. Грамматический срой сформирован недостаточно. Присутствуют аграмматизмы. Ошибки в словоизменении, словообразовании. Словарный запас достаточный. Связная речь в стадии формирования, требует дальнейшего развития. Испытывает трудности при составлении описательных рассказов, рассказов по серии сюжетных картин. Допускаются нарушения связности и плавности рассказа. Недостаточная развернутость, единичные случаи поиска слов. Фонематические функции сформированы недостаточно. Допускаются одна-две ошибки, исправляются либо самостоятельно, либо после повторного воспроизведения.

Цель: создать условия для успешного освоения ребёнком адаптированной основной

образовательной программы ДОУ и успешной адаптации в социуме.

Задачи:

    Развитие всех компонентов речевой системы;

    Развитие и формирование познавательных процессов;

    Развитие эмоционально-волевой сферы;

    Развитие координации движений и мелкой моторики рук.

Содержание индивидуального образовательного маршрута

Образовательный компонент:

- Форма обучения очная, групповая.

Работа в общем режиме.

Индивидуальный подход во время образовательного процесса.

Использование двигательных, зрительных и речевых физкультминуток во время занятий.

Совместные игры на развитие эмоционально-волевой сферы.

Индивидуальный учебный план:

Усиление образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие» и «Социально-коммуникативное развитие».

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» усилена в:

Развитии игровых умений и навыков;

Поддержании интереса детей к деятельности сверстников, содействие налаживанию диалогического общения в совместных играх и занятиях;

Присвоении норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

Формировании умения распознавать эмоции окружающих людей, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;

Становлении самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

Во второй половине дня индивидуальные занятия по выполнению заданий специалистов.

Образовательная область «Физическое развитие»

Физическая культура

помещение

на улице

2 / 45 мин.

1 / 22,5 мин.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Формирование элементарных математических представлений

1 / 22,5 мин. (воспитатель)

2 / 22,5 мин. (воспитатель)

Формирование целостной картины мира. Расширение кругозора

Образовательная область "Речевое развитие"

Развитие речи (подгрупповые логопедические занятия)

2 / 45 мин. (учитель - логопед)

Развитие речи

1/ 22,5 мин. (воспитатель)

Чтение художественной литературы

Ежедневно

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Рисование

1 / 22,5 мин.

Лепка

0,5 / 11,5 мин

Аппликация

0, 5 / 11,5 мин.

Музыка

2 / 45 мин.

Социально – коммуникативное развитие детей осуществляется в образовательной деятельности в ходе режимных моментов, в совместной и самостоятельной игровой деятельности, в семье.

Итого:

13 / 292.5мин.

Индивидуальные занятия

Педагог - психолог

2/20 мин.

Учитель - логопед

3/20 мин.

Воспитатель

2/ 20 мин.

Музыкальный руководитель

Инструктор по физ. культуре


Коррекционный компонент:

Психолого – педагогическое сопровождение

(индивидуальный учебный план)

п/п

Специалист сопровождения

Основные направления

Режим и формы работы

Показатели динамики развития

Формы оценки результатов работы

Формы работы с родителями

Педагог -психолог

Развитие познавательной деятельности и интереса к окружающему миру, через игры, упражнения и мероприятия.

Развитие социально значимых умений.

Развитие коммуникативных навыков.

Развивать общие интеллектуальные умения ребенка: приемы анализа, синтеза, сравнения, обобщения, навыки группировки и классификации, исключения, абстрагирования.

Работать над развитием произвольный функций контроля и планирования своих действий.

Работать над развитием ориентировки в пространстве, относительно своего тела, формировать представление о взаимодействии внешних объектов и тела.

Развивать мелкую моторику рук ребенка.

Индивидуальные занятия: понедельник, четверг

11.00 – 11.15ч .

. Продолжать развивать: временные и пространственные представления; восприятие; память; внимание; речь; мышление (не доступны задания: выделение лишнего предмета и обобщение), моторику.

Примечание: низкий темп деятельности, повысился уровень заинтересованности. Ходит на занятия с удовольствием.

Обследование уровня психических познавательных процессов

анкетирование, изготовление

Учитель - логопед

Обогащение активного и пассивного словаря.

Коррекция нарушений звукопроизношения, слоговой структуры слова.

Развитие грамматического строя и связной речи.

Индивидуальные занятия: вторник, пятница

11.00 – 11.15ч.

Незначительная положительная динамика в фонематическом восприятии. Определяет твердость и мягкость согласных звуков. Положительная динамика в звукопроизношении. Поставили звук [л-р] идет отработка в речи. Ритм речи растянутый. Темп очень медленный. Очень слабая мелкая моторика.

Обследование уровня речевого развития

Консультации, тренинги, практикумы, беседы, посещение занятий,

анкетирование, изготовление

Оформление страницы на сайте ДОУ.

Логопедическое сопровождение

  • Коррекционно-образовательные технологии, программы:

Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР» под редакцией Н.В.Нищевой.

Адаптированная основная образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Рабочая программа учителя-логопеда по коррекции общего недоразвития речи у детей старшей логопедической группы.

Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР под редакцией Н.В.Нищевой

Нетрадиционные приемы работы по развитию артикуляционной моторики В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко

    Инновационные технологии, методы и средства:

ИКТ, элементы ТРИЗ, метод моделирования, социо-игровые методы и приемы, проблемный метод обучения

Сказкотерапия, пескотерапия, театрально-игровая деятельность, приемы мнемотехники

    Здоровьесберегающие технологии:

Динамические паузы,

Разминку для пальцев,

Упражнения для глаз,

Дыхательная гимнастика,

Релаксационные паузы,

Психогимнастика,

Музыкотерапию,

Пальцевый массаж.

    Формы контроля и учета достижений ребенка:

Комплексное обследование в начале учебного года, промежуточная диагностика, комплексное обследование в конце учебного года.

Воспитательный компонент:

Консультации для родителей:

Социально – личностное развитие через сюжетно – ролевые игры («Дочки- матери», «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Автобус», «Библиотека»,«Строители»), театрализованные игры (драматизация сказок, потешек), дидактические игры(«Сложи узор», «Логические пары», «Все о времени», «Собери картинку», «Хорошо-плохо», «Что сначала, что потом», «Четвертый лишний», «Логический поезд»).

Воспитывать дружеские взаимоотношения со сверстниками через

совместные игры: «Выбери партнера», «Комплименты», «Садовники и цветы», «Доброе животное», «Волны». «Добрые эльфы» и др.

Развивать толерантность у детей группы через взаимопомощь, беседы с детьми.

Развивать стремление выражать своё отношение к окружающему через различные речевые средства.

Заключительный раздел

Ожидание родителей: формирование готовности к обучению к школе.

Ожидаемый результат: ребенок адаптирован к социуму, освоение ребёнком адаптированной основной образовательной программы ДОУ.

Пример индивидуального образовательного маршрута дошкольника (ИОМ) является обязательным элементом эффективности работы каждого современного воспитателя.

Суть ИОМ дошкольника

ФГОС определяет новый подход к дошкольному образованию. Одним из основных требований по нему является эффективное применение всех педагогических ресурсов для достижения максимального результата в воспитании и развитии будущих школьников. Учитывая то, что программа ориентирована на среднего ученика, возможно, что более слабые могут недостаточно хорошо ее усвоить, а наиболее способные потерять мотивацию к обучению.

Именно поэтому индивидуальный подход ко всем детям с учетом всех их особенностей обеспечивает ИОМ дошкольника. Под ним понимается образовательная программа, которая направлена на обучение конкретного ребенка и учитывает все его личностные качества.

Цель и направления ИОМ

Дошкольника по ФГОС, пример которого встречается на сегодняшний день во всех образовательных учреждениях, направлен на решение конкретных задач. Цель разработки и внедрения в образовательного маршрута - это формирование в детском саду факторов, которые будут направлены на позитивную социализацию и социально-личностное развитие воспитанников. Последнее включает в себя основные процессы интеллектуального, эмоционального, физического, эстетического и других видов развития.

Главная задача, которую решает индивидуальный образовательный маршрут дошкольника - развитие познания, пример которого демонстрируется на открытых занятиях. Направления работы образовательного маршрута следующие:

Формирование движения, куда включается совершенствование навыков моторики;

Возможность занятия разными сферами деятельности;

Совершенствование речевых навыков;

Развитие представлений об окружающем мире предметов и социальных отношений;

Развитие представления о времени, пространстве.

При этом, реализация индивидуального маршрута предполагает проведение регулярного мониторинга с целью отслеживания степени освоения образовательной программы каждым воспитанником дошкольного учреждения.

Структура ИОМ

В процессе введения в систему образования новых стандартов, все воспитатели были обязаны пройти курсы по повышению квалификации. На них им демонстрировался пример индивидуального образовательного маршрута дошкольника, образец которого рассматривался достаточно подробно. Однако этот вид мониторинга развития ребенка важен не только для работников образования, но также и для родителей, которые зачастую не знаю о назначении этого педагогического инструмента.

В структуру образовательного маршрута должны входить такие компоненты, как:

Целевой, который предполагает постановку конкретных целей, соответствующих новым стандартам;

Технологический, обуславливающий использование определенных педагогических технологий, методов и приемов;

Диагностический, определяющий комплекс диагностического инструментария;

Организационно - педагогический, определяющий условия и способы достижения поставленных целей;

Результативный, содержащий конечные результаты развития ребенка на момент перехода на школьное обучение.

Необходимые предварительные действия перед составлением образовательного маршрута

Так как основная цель образовательного маршрута - это выявление трудностей в процессе обучения и социального развития каждого ребенка, необходимо тщательное изучение его особенностей.

Пример индивидуального образовательного маршрута дошкольника предполагает предварительную исследовательскую деятельность перед фиксированием результатов ребенка и является обязательной, включая в себя следующие действия:

1. Составление характеристики ребенка. В этом документе должно быть указано посещение воспитанником иных дошкольных учреждений и перерыв между их сменами. Также необходимо отметить скорость и уровень адаптации к группе.

2. Для определения ключевых трудностей у ребенка необходимо тщательное изучение его семьи с последующим составлением ее характеристики. В данном случае стоит обратить внимание на отношения между ребенком и родителями, так как чрезмерная опека может стать причиной подавления воспитанника.

4. Определение степени развития внимания, памяти, мышления, а также речевого развития является обязательным для дальнейшего наблюдения за его успехами;

5. Также необходимо выявить склонность ребенка к конкретным видам деятельности, чтобы помогать в развитии при помощи таких игр.

Оформление образовательной программы

Пример индивидуального образовательного маршрута дошкольника доказывает степень необходимости тщательного изучения всех сфер жизни каждого конкретного ребенка. Изучив все необходимые данные, воспитатель приступает к составлению индивидуального маршрута, куда входят следующие разделы:

Общие сведения о дошкольнике;

Характеристика семьи;

Особенности внешнего вида дошкольника;

Здоровье;

Особенности моторики;

Познавательная сфера дошкольника;

Уровень знаний по разделам программы;

Уровень развития речи;

Отношение к занятиям;

Характеристика деятельности;

Наличие трудностей в общении;

Индивидуальные особенности;

Дополнительные сведения о дошкольнике.

Этот глубокий анализ позволяет построить индивидуальную работу с дошкольником достаточно эффективно.

Инклюзивное обучение и ИОМ для дошкольника с ОВЗ

Введение предполагает снятие барьеров между детьми всех групп здоровья путем совместного обучения.


В его основе лежит равное отношение к каждому ребенку, но при этом создание особых условий для детей, имеющих проблемы со здоровьем для комфортного пребывания в образовательном учреждении. В систему инклюзивного обучения включаются все категории учебных заведений: дошкольное, среднее, профессиональное и высшее. Учитывая, что детские сады также практикуют такое обучение, пример индивидуального образовательного маршрута дошкольника с ОВЗ оправдывает свою актуальность.

При его составлении воспитатель обязан довести до сведения родителей следующие данные:

Пределы норм нагрузки;

Наличие в учреждении дополнительных коррекционно-развивающих программ;

Возможность внесения исправления в действующий образовательный маршрут.

ИОМ дошкольника с ОВЗ составляется с учетом диагностических данных и рекомендаций психолого-медико-педагогического консилиума. В его основе лежит поддержание сильных сторон дошкольника с достаточной долей компенсации дефектов в развитии.

Важно учитывать, что при составлении индивидуального маршрута на конкретного ребенка возможны изменения в количестве занятий и их формах.

Пример индивидуального образовательного маршрута одаренного дошкольника

Каждый малыш рождается с определенными способностями, которые необходимо постоянно улучшать. А учитывая, что дошкольное учреждение - это первый социальный институт ребенка, именно ему принадлежит основная роль в этом развитии.

Эта необходимость связана с тем, что если учить одаренного по стандартной программе, он быстро потеряет интерес к обучению, а следовательно, и мотивацию. Чтобы избежать такого феномена, каждый воспитатель должен выявить в своей группе одаренных детей и создать образовательный маршрут с учетом всех их особенностей.

Для создания эффективного образовательного маршрута важно принимать во внимание:

Особенности, потребности и интересы самого ребенка, а также пожелания его родителей;

Возможность удовлетворить потребности одаренного ребенка;

Имеющиеся ресурсы для достижения результата.

В составлении такого маршрута необходимо участие и родителей, которым следует продолжать дома методику, применяемую в детском саду.

Пример индивидуального образовательного маршрута дошкольника с ОНР

Создание ИОМ для дошкольника, имеющего речевые нарушения, должно проходить совместно с логопедом и родителями ребенка. Он должен быть направлен на создание условий, которые помогут преодолению речевых барьеров.

Необходимо психологическое обследование, которое выявит интересы и склонности такого ребенка. Это исследование поможет повысить эффективность работы. Направления, которые должен содержать образовательный маршрут - это:

Лечебно - оздоровительная работа;

Вопросы обучения и социальной адаптации;

Вопросы коррекции;

Физическое воспитание;

Музыкальное воспитание.

Индивидуальный образовательный маршрут по ИЗО

Ярким показателем важности творческого подхода к воспитательской деятельности, станет пример индивидуального образовательного маршрута дошкольника по ИЗО. Так как этот предмет изначально предполагает наличие творческих способностей у ребенка, необходимо направить его на их развитие. Это может быть как рисование, так и изготовление различных вещей своими руками. Главное - выявить, к чему проявляет склонность и способность конкретный ребенок. Создание условий для развития даст каждому одаренному дошкольнику возможность обнаружить скрытые в нем таланты. Демонстрация творческих достижений является важным этапом работы, так как творческому ребенку необходимо публичное признание своих способностей.

Образец индивидуального образовательного маршрута дошкольника по ИЗО

Заключение

Таким образом, пример индивидуального образовательного маршрута дошкольника доказывает необходимость личностного подхода к каждому ребенку и учета всех его особенностей.

Данные факторы позволяют максимально эффективно развивать будущего школьника, давая ему возможность выбора предпочитаемой деятельности.

Ф.И. ребенка- Ученик №1

I Развитие речи:

1) развивать понимание обращённой речи(сложных инструкций);

2) формировать фонематический анализ и синтез:
формировать представления о линейной последовательности звуков в слове
учить выделять звуки из состава слова
определять последовательность звуков в слове
учить различать звуки между собой (гласные - согласные, твёрдые – мягкие, глухие – звонкие)
знакомить с буквами
учить объединять
буквы в слоги и слова
учить осуществлять полный звукобуквенный анализ слов
3) развивать фонематическое восприятие:
развитие слухового восприятия
выделение звуков в слоге, слове, предложении
звуковой анализ и синтез слогов и слов

4) формировать активную речь:

постановка звуков:________________________.
уточнить и закрепить произнесение одинаковых слогов
дифференцировать звуки _______________________.
Работа над слоговой структурой
Обучение умению воспроизводить ритмический рисунок (простой, сложный)
Усвоение слогов без стечения согласных
Усвоение слогов со стечением согласных звуков
Усвоение слов простой слоговой структуры(2-3 слога)
Усвоение слов со сложной слоговой структурой (2-3 слога)
Усвоение слов со сложной слоговой структурой (4 слога)
Повторение предложений
Повторение чистоговорок и скороговорок

5) работа над словарем

уточнить предметный словарь и познакомить с названием новых предметов
уточнить и расширить словарь признаков
уточнить и расширить словарь наречий
уточнить и расширить глагольный словарь
уточнить и расширить словарь многозначных слов

6) работа над грамматическим строем речи:

образование множественного числа сущ.
образование ум. – ласкательных форм сущ.
употребление сущ. В различных падежах
согласование местоимений с сущ
согласование сущ. С числительными
согласование прилагательных с сущ
образование прилагательных от сущ.
Образование притяжательных прилагательных
Образование новых глаголов с помощью приставок

7) работа над связной речью:

Обучение составлению предложений:
Простые без союза, предлога (2 – 4 слова)
Простые с союзом, предлогом
Сложные предложения
обучение составлению описательного рассказа
обучение пересказу
составление рассказа по серии картинок
обучение составлению рассказа по сюжетной картине

II Развитие познавательной деятельности:

А)
1)сформировать ориентировку на величину
учить выделять 2-3 предмета по величине. Различать и соотносить по величине плоскостное изображение предметов.

2)сформировать ориентировку на форму:

учить пользоваться методом проб, выделять различные пробы среди других.

3)сформировать ориентировку на цвет:
учить соотносить цвет с предметом, называть основные цвета, затем другие цвета.

4)сформировать целостное восприятие:
учить складывать разрезную картинку из 2-3 частей, собирать сборные игрушки.

5)сформировать ориентировку на тактильно-двигательное восприятие.
Учить определять свойства и качества предметов через тактильное восприятие, различать на ощупь разные по форме предметы.

6) сформировать ориентировку на слуховое восприятие:
учить ориентироваться на звук в знакомом пространстве.

7) совершенствовать навыки ориентировки в пространстве и на плоскости

Б) Ознакомление с окружающим(явления природы и т.д.)
закрепить названия частей суток и их последовательность
закрепить знания о последовательности времён года, месяцев, дней недели

В) Сформировать количественные представления.

III Развитие моторики:
учить правильно держать карандаш
развивать ловкость рук и пальцев (шнуровка, конструирование,мозаики и т.д.)
учить разукрашивать в одном направлении
учить проводить прямые линии в разных направлениях, штриховать
учить обводить по контуру
учить рисовать по клеточкам, выполнять графические диктанты.

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка

на 2016 – 2017 учебный год

Фамилия, имя ребенка: Иванов Иван

Дата рождения: 13.03.2010

Дата заполнения ИОМ: - 25.09.16

Состояние здоровья: ЗРР (ОНД) на резидуальном фоне

Выписка из заключения ПМПК: ОНР III уровень речевого развития

Группа физкультурная: подготовительная

Закаливания : I

Данные психолого-педагогического и логопедического обследования :

Результаты логопедического обследования (на основе данных речевой карты рекомендованной Т.Б. Филичевой, Т.В. Тумановой, Г.В. Чиркиной)

Критерии

Вывод

Легко идет на контакт, выраженные признаки речевого негативизма отсутствуют.

Быстро переключается с одного объекта на другой, импульсивен, с трудом запоминает и удерживает полученную информацию.

Классифицирует, сравнивает, сопоставляет только с помощью взрослого по образцу.

Объем движений общей и мелкой моторики не ограничен, но четкость выполнения движений недостаточная.

Наличие гипотонуса в органах артикуляционного аппарата.

Характеристика состояния речи:

Пользуется простыми распространенными предложениями

Интердентальный парасигматизм свистящих, ламбдацизм, ротацизм

Выделяет звуки из ряда других звуков, в слогах, в словах затрудняется

Слоговая структура четырехсложных слов нарушена из-за дизартрического компонента, плохой переключаемости языка, недостаточной сформированности фонетико-фонематических процессов.

Путается в использовании сложных предлогов,

Словотворческие способности сформированы.

Рассказ по картине и серии картин краткий, схематичный. Не использует в речи средства выразительности, эмоциональной насыщенности

Логопедическое заключение

Общее недоразвитие речи III уровня речевого развития.

Результаты психологического обследования:

Критерии оценки

Вывод

Уровень интеллекта («Цветные прогрессивные матрицы» Дж. Равена в модификация Т.В. Розановой)

Соответствует возрастной норме

Коммуникативная компетенция в общении со сверстниками («Картинки» Е.О. Смирновой, Е.А. Калягиной)

Благополучный, бесконфликтный характер отношения к сверстникам

Уровень тревожности («Тест тревожности» Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен)

Высокий уровень тревожности

Самооценка («Лесенка» В.Г. Щур)

Неадекватно завышенная самооценка

Результаты обследования дефектологом познавательной сферы:

Познавательный интерес присутствует, программу детского сада усваивает удовлетворительно, мышление наглядно-образное, формируется словесно-логическое, внимание недостаточно устойчивое, легко переключается с одного вида деятельности на другой, память развита по возрасту. Помощь взрослого принимает, использует ее продуктивно.

Критерии оценки

Вывод

Оценка ориентировочно-исследовательских действий при выделении цвета, формы, величины (Цветные кубики, Набор геометрических фигур, Набор кружков)

Уровень развития ориентировочно-исследовательских действий соответствует возрастной норме

Уровень сформированности наглядно-действенного мышления («Коробка форм» А.А. Венгер, Л.А.Венгер, С.Д. Забрамная)

Средний уровень

Уровень практической ориентировки на величину предметов, качество соотносящих действий («Пирамидка»)

Средний уровень

Особенности развития познавательной сферы («Разрезная картинка» С.Д. Забрамная, Л.И. Переселин, Е.А. Стребелева, О.Н. Усанова)

Ниже среднего

Цель психолого-педагогическое сопровождения : обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка в период дошкольного детства, независимо от психофизиологических и других особенностей, в том числе ограниченных возможностей здоровья.

Задачи:

1) Охрана и укрепление физического, психического здоровья ребенка, в том числе его эмоционального благополучия.

2) Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней.

3) Создание благоприятных условий развития ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

4) Работа по приобщению детей к традициям семьи, общества, государства в процессе осуществления инновационной проектной деятельности (практический этап – апробация модели духовно-нравственного воспитания детей в образовательном пространстве ДОУ).

5) Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья.

Организационно-педагогические условия реализации ИОМ:

  • Коррекционно-образовательные технологии, программы: Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Логопедическая работа с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи» – М., «Просвещение», 2009г.»; С.Г. Шевченко «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития»
  • Здоровьесберегающие инновационныетехнологии: педагогические технологии содействия развитию детей среднего и старшего возраста «Двенадцать месяцев», песочный планшет, методика ЮНЕСКО «Дизартрия. НЕТ», дыхательная гимнастика Стрельниковой
  • Формы контроля и учета достижений ребенка:

Мониторинг на начало и конец года (педагог - психолог, учитель - логопед, музыкальный руководитель);

Открытые занятия для родителей.

Ф.И.О. педагогов, заполняющих ИОМ:

Педагог-психолог __________________________________________

Учитель-логопед ________________________________________

Музыкальный руководитель ____________________________

Старший воспитатель ______________________________

Воспитатели _________________________________________

Первый период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)

п/п

Направление коррекционно-развивающей работы

Задачи коррекционно-развивающей работы

Ответственный

Физическое развитие

Родители

Учить находить предметы перед собой, справа, слева от себя

Логоритмика, подвижные игры с текстом «Заинька», «Совушка» и др.

Физминутки с речевым текстом, подвижные игры с текстом «Заинька», «Совушка» и др.

Ориентировка в пространстве. Понятия: верх, низ, спереди, сзади.

Ходьба и бег в колонну по одному сохраняя равнение, интервал, направление движения;

Выполнение ОРУ по показу взрослого;

Участие в п\и направленных на развитие ориентировки в пространстве «Море волнуется», «Мяч вдогонку», «Зайцы в норках», «Самолёты» и т.п.

–выполнение упражнений на фито мячах, на балансировочных досках .

Логопед

Воспитатели

Воспитатели

Массаж, пальчиковая гимнастика.

Упражнения, способствующие развитию синхронности между речью и движениями. Игровые упражнения: «Что растет на нашей грядке», «Чайник», «Теремок», «Цветок» и т.д.

Пальчиковая гимнастика, игры со шнуровкой, мелким конструктором;

Физкультминутки с речевым текстом,

подвижные игры с текстом «Заинька», «Совушка» и др.

Работа с песочным планшетом и «интерактивной» доской;

Работа с пазлами Батяевой.

Упражнения для регулирования мышечного тонуса (Н.А. Рычкова, Логоритмика стр.30)

Двигательная импровизация

Игры с движением «Кот и мыши», «Зайцы и лиса»

Музыкально-ритмические движения

Пальчиковая гимнастика, обводка и штриховка в альбоме по лексическим темам.

Выполнение ОРУ с предметами (с мячами разного размера, с массажным мячом, обручем, шнуром, гимнастической палкой и др.), выполнение ОД с предметами (отбивание и ловля мяча, прокатывание и ловля мяча в парах, вращение обруча на полу, ползание и лазание).

Учитель-логопед

Педагог-психолог

Воспитатели

Музыкальный руководитель

Родители, воспитатели

Родители, воспитатели

воспитатели

Речевое развитие

Логопедический массаж, артикуляционная гимнастика: «Жил-был веселый язычок»; чистоговорки по мнемотаблицам, дыхательная гимнастика по Стрельниковой.

Логопедические минутки (выполнение аналогичных упражнений).

Выполнение упражнений на дыхание со звуковым произношением «Самолёт», «Гуси», «Дровосек», «Мотор».

Учитель-логопед

Воспитатели

Родители

Музыкальный руководитель

Автоматизация звуков: [С], [З], [Ц]

Комплекс логопедической гимнастики (упражнения для автоматизации звуков С, З, Ц)

Новиковская «Речевая Гимнастика»

Чистоговорки на указанные звуки.

Формирование правильного звукопроизношения (через ИОМ), контроль за звукопроизношением в спонтанной речи, в режимных моментах

Релаксационное упражнение на устранение гипотонуса артикуляционных мышц: «Подарок под елкой», «Дудочка»

семинар–практикум «Учимся красиво говорить».

Учитель-логопед

Воспитатели

Родители

Автоматизация звуков

Автоматизация звука [З] в слогах

Словесные игры: «Эхо», «Запомни, повтори»; дидактические упражнения (д/у): «Ступеньки», «Ромашка», «Повтори для Зайки»; компьютерная игра (к/и) «Игры для Тигры»: «Кораблики», «Одуванчики».

Автоматизация в словах – словесные игры: «Запомни, повтори», «Повторялка», «Подскажи словечко»; д/и: «Звуковые домики», «Улитка», «Ромашка», «Муравейник», «Живые слова»; к/и «Игры для Тигры» - «Четвертый лишний»

Автоматизация в предложениях, чистоговорках, стихах – словесные игры: «Повтори-ка», «Запоминай и повторяй», «Живые предложения»», «Исправь ошибку»; д/и: «Логический поезд», «Составь предложение к схеме, картинке»; разучивание стихов: «Зайка», «Зима».

В спонтанной речи – в подвижных играх: «Заинька», «Что ты делаешь?»; игры в парах: «Угадай на ощупь», «Послушай мое слово и нарисуй».

Аналогично провести автоматизацию звука [Ц] в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, стихах, в спонтанной речи (стихи для разучивания – «Цып-цып-цыплятки!», «Выбегала девица …», «Метелица»).

Контроль за звукопроизношением в домашних условиях, дифференциация звуков по речевому материалу в индивидуальной тетради

Учитель-логопед

Дефектолог

Воспитатели:

Родители

Дифференциация звуков

Дифференциация звуков [С] - [З], [С] - [Ц]

Упражнения на дифференциацию звуков в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, стихах, скороговорках: д/и «Собери бусы», «Звуковые домики», «Звуковые часы»», «Ромашка», «Рассели картинки в дом», «Логопедическое лото»; к/и «Игры для Тигры» - «Звукопроизношение», «Звуковые часы».

Дидактические игры:

«Подбери слово», «Найди звук»

Лото «Определи первый звук в слове», «Цепочка слов», «Найди пару»

Словесные игры и упражнения по индивидуальной тетради, выдача д/и на дом, консультации «Учимся различать звуки», «Звукарик», просмотр открытых занятий.

Игровые упражнения «Кто внимательнее»

Игры на развитие слухового внимания: «Угадай на чем играю», «Звенящие колокольчики, ищи», «Позы», «Сколько нас»

Учитель - логопед

Воспитатели

Родители

Музыкальный руководитель

Словесные игры «Назови первый (последний) звук в слове», «Где в слове стоит звук [З], [Ц]: в начале середине или в конце слова?»; д/и Звуковая мозайка», «Звуковое домино», «Цепочка слов» и др.; к/и «Игры для Тигры»

«Четвертый лишний», «Поезд», «Составь слово».

Учитель-логопед

Педагог-психолог

Развитие связной речи

Закрепление умения составлять простые предложения на основе вопросов, демонстрации действий, по картине, по моделям

Формирование навыка простого пересказа, простейшего рассказа-описания по схеме из пособий Теремковой, Арбековой

Работа с куклами Бибабо, участие в инсценировках

Педагог-психолог

Учитель-логопед

Воспитатели

Развитие и совершенствование лексико-грамматической стороны речи

Словесные игры «Я начну, а ты продолжи», «Живые предложения», «Один – два», «Один – много», «Много – один», «Назови ласково»; д/и «Из чего мы сделаны?», «Где чей дом?, «Где чей хвост», «Умные предложения» и др.; к/и «Игры для Тигры» - «Чей домик?», «Действия», «Признаки», «Разложи картинки».

Работа с альбомами Руслановой Н.С. по формированию лексико-грамматических категорий

«Чей? Чья? Чьё?», «Чьи уши? Чьи хвосты?», «Кто что делает?», «Придумай слово», «Какое слово получится»

Учитель-логопед

Воспитатели

Учитель-логопед

Родители

Систематические упражнения на развитие внимания, памяти, мышления на отработанном в произношении материале: словесные игры «Запомни, повтори», «Что лишнее?»,»Кем был?», и др.; д/и «Четвертый лишний», «Признаки», «Путаница», «Подбери пару»; к/и «Зайка в школе».

Словесные игры «Запомни, повтори», «Что лишнее?»,»Кем был?», и др.; д/и «Четвертый лишний», «Признаки», «Путаница», «Подбери пару»; к/и «Зайка в школе».

индивидуальные занятия.

Игры «Будь внимателен!», «Четыре стихии», «Стоп!», «Маленький жук», упражнения «Найди отличия», «Выполни по образцу»

Игры «Повтори за мной», «Тень», «Повторяй-ка!», упражнения «Осознание визуального материала», «Осознание словесного материала», «Разноцветная лесенка»

Игры «Лишнее слово», «Поиск общего», «Угадай загадки», «Ищем клад», «Говори наоборот»

Воспитатели:

Родители:

Педагог-психолог

Познавательное развитие

Ознакомление с окружающим

миром

Ознакомление с природой;

Учить наблюдать за сезонными изменениями в природе; называть и узнавать по признакам времена года; расширять, уточнять и систематизировать представления о предметах ближайшего окружения.

Знать свои имя, фамилию. Свой возраст, адрес, имена иотчества родителей, воспитателей. Познакомить с понятием «семья», знать о занятиях членов своей семьи.

Расширять и обогащать знания о предметах домашнего обихода

Тематические картинки; Календарь погоды; картинный материал; гербарий.

Наблюдения на прогулке; экскурсия в осенний лес.

Картинный материал; сюжетные картинки по теме «Моя семья», опорные схемы для составления описательного рассказа.

Предметы посуды, домашней утвари. Предметы одежды, обуви; головные уборы

Учитель-логопед

Воспитатели

Воспитатели

Сравнивать две группы предметов;

Ориентироваться на листе бумаги.

Математический набор цифр, раздаточный материал (матрешки, грибочки, елочки). Цифровой веер.

Игрушки из дерева: «Пирамидки-счет». Фланелеграф с цифрами, счетным материалом.

Дидактический материал «Упражнения на проверку сформированности первоначальных математических представлений у дошкольника» Капустина Г.М.

- Выполнение расчёта на 1-2; - Участие в п\и «Постройся по 1,2,3», «Чьё звено быстрее соберётся».

Выполнение перестроений звеньями, в колонну по два, по три.

Воспитатели

Сенсорное развитие. Развитие пространственного восприятия

Учить различать и правильно называть цвета: красный, желтый, зеленый, синий, коричневый.

Узнавать и правильно называть геометрические фигуры.

Указывать размер предметов: Больше-меньше.

Учить определять простейшие причины;

Учить относить наименования 3-4 предметов к обобщающим словам;

Учить составлять группы предметов на основании одного признака.

Набор цветных форм (фигур, прищепок)

Блоки «Дьенеша», «математический набор», Пособие «Знакомимся с геометрией в детском саду»

Дидактическое пособие «Большой-маленький»

Наблюдение на прогулке, экскурсии

Предметные картинки по лексическим темам

Дидактическое пособие «Заплатки», «Логические блоки Дьенеша», «Ассоциации».

Педагог-психолог

Воспитатели

Учитель-

логопед

Снижение уровня тревожности

Игры «Похвалилки», «За что меня любит мама», релаксационные упражнения «Порхание бабочки», «Дождь в лесу», «Водопад».

Привлечение к участию в игровых заданиях: «Ёжик», «Росток», «Солдатик», «Слушай танцуй»

Педагог-психолог

Формирование адекватной самооценка

Упражнения «Какой я есть», «Каким бы я хотел быть», «Волшебники», «История про Серую кошку», «Диалог цветов», «Двойной автопортрет», проигрывание ситуаций, в которых ребенок должен изобразить самого себя

Педагог-психолог

Формирование эмоционального осознания своего поведения, обучение навыкам саморегуляции, воспитывать доброжелательное отношение к миру

Игры «Цветик-семицветик», «Разыгрывание ситуаций», «Мой хороший попугай», упражнения «Кулачок», «Лепим сказку», совместные настольные игры и проигрывание конфликтных ситуаций с нахождением путей выхода из них.

- Участие в играх сотрудничества: «Мяч по кругу», «Какой? Какая? Какие?», «Ловкие ребята», «Летает, не летает», «Вызов по имени», «Озорные гномы», «Река, ручейки, озеро, камни», «Поменялись мы», «Гонка мячей», «Мяч капитану».

Педагог-психолог

Воспитатели

Игра «Флажок», упражнения «Штанга», «Сосулька», «Шалтай-Болтай», «Насос и мяч», «Конкурс лентяев»

Работа с песочным планшетом

Использование кукол Бибабо, драматизация

Режиссерские игры (по методике Е.Е. Кравцовой)

Оформление уголка уединения

Изготовление семейного фотоальбома

Дыхательные упражнения: «Корабль и ветер», «Дудочка», «Воздушный шарик»

Подбор музыкальных произведений для релаксации

Участие в п\и: «Совушка», «1-2-3-стоп!», «Слушай танцуй», «Море волнуется раз…», «Если нравится тебе, то делай так», «У кого мячик?»

Педагог-психолог

Учитель-логопед

Воспитатели

Музыкальный руководитель

Родители

Чтение художественной литературы

Развитие интереса к художественной литературе, способности слушать литературные произведения различных жанров.

Знакомство с прозаическими произведениями К.И. Чуковского, В.Сутеева, Е. Пермяка

Воспитатели

Учитель-

логопед

Второй период обучений (декабрь, январь, февраль)

Физическое развитие

Укрепление соматического состояния

Согласование лечения у педиатра, окулиста, врача ЛФК.

В течение месяца предоставить информацию (справки) о полученном лечение.

Родители

Развитие общей моторики, зрительно-пространственной ориентации

Совершенствование статической и динамической организации движений, функций пространственных координат

Пальчиковые игры, упражнения «Нарисуй по образцу», «Рисование по точкам», «Лабиринты»

Пальчиковая гимнастика с текстом, упражнения из образовательной кинесиологии, обводка и штриховка в альбоме по лексическим темам

Ходьба в колонну по одному сохраняя равнение и интервал; Бег с сохранением направления при изменении направления; Выполнение перестроений

из одной колонны в две, три.

Выполнение заданий во время ходьбы и бега на сигнал «Сделай фигуру».

Педагог-психолог

Учитель-логопед

воспитатели

Развитие произвольной моторики пальцев рук

Совершенствование динамического праксиса и дифференциации движений пальцев обеих рук

Пальчиковые игры, упражнения «Нарисуй по образцу», «Рисование по точкам», «Лабиринты»

Пальчиковая гимнастика с текстом, игры со шнуровкой, мелким конструктором; изодеятельность, воскотерапия.

Пальчиковая гимнастика с текстом, упражнения из образовательной кинесиологии, обводка и штриховка в альбоме по лексическим темам.

Выполнение ОРУ с мелкими предметами: теннисный мяч, шнурок, массажный мяч.

Участие в п\и с передачей предметов: «Мяч вдогонку», «Хитрый мяч». Выполнение заданий на удержание своей массы тела: лазание по гимнастической стенке, ползание по ограниченной опоре, вис на перекладине, канате.

Педагог-психолог

Воспитатели

Учитель-логопед

Воспитатели

Речевое развитие

Развитие моторики речевого аппарата

Совершенствование статической и динамической организации движений артикуляционного, голосового и дыхательного аппарата, координирование их работы

Артикуляционная гимнастика: «Улыбочка», «Бублик», «Иголочка», «Качель», «Чьи зубы чище?», «Чашечка», «Маляр», «Лошадка», «Индюшата»; дыхательная гимнастика по Стрельниковой.

Артикуляционная гимнастика во время развития певческих навыков.

Развитие артикуляционной моторики во время проведения логопедических минуток (выполнение аналогичных упражнений).

Учитель-логопед

Музыкальный руководитель

Воспитатели

Родители

Устранение дефектного звукопроизношения

Устранение смазанности речи в звуковом потоке

Формирование правильного звукопроизношения (через ИОМ заполняемы воспитателями), контроль за звукопроизношением в спонтанной речи, в режимных моментах.

По рекомендациям логопеда (через индивидуальную тетрадь и газету «Здравушка» - рубрика «Играем дома») проводить домашние занятия, способствующие устранению и предупреждению нарушений в звукопроизношении; семинар – практикум «Речь и общение…».

Воспитатели

Родители

Автоматизация звуков

Автоматизация звука [Ц] в слогах (цва, ца, ац)

Автоматизация в предложениях, чистоговорках, стихах

В спонтанной речи

Аналогично провести автоматизацию звука [Р] в чистоговорках, стихах, в спонтанной речи

Аналогично провести автоматизацию звука [Л] в слогах со стечением согласных, предложениях, чистоговорках

Словесные игры: «Эхо», «Запомни, повтори»; д/у: «Ступеньки», «Повтори для Мишки»; к/и «Игры для Тигры»: «Ветерок», «Рыбка», «Часы»

Словесные игры: «Запомни, повтори», «Повторялка», «Подскажи словечко»; д/и: «Звуковые домики», «Улитка», «Ромашка», «Муравейник», «Живые слова»; к/и «Игры для Тигры» - «Четвертый лишний», «Часы».

Словесные игры: «Повтори-ка», «Запоминай и повторяй», «Живые предложения»», «Исправь ошибку»; д/и: «Логический поезд», «Составь предложение к схеме, картинке»; разучивание стихов: «Тише, мыши…», «Кошка в окошке…», «Кукушонок», «Плюшевый Мишка».

В подвижных играх: «Раздувайся пузырь», «Смешинка», «Что ты делаешь?»; игры в парах: «Угадай на ощупь», «Послушай мое слово и нарисуй», «Угадай по описанию».

Стихи для разучивания – «Жук», «Жужжит над …», «Медвежонок»

Стихи для заучивания «Скакалочка», «Заяц белый», «Клава…», «Мила в лодке…»

Учитель-логопед

Родители

Учитель-логопед

Дифференциация звуков

Дифференциация звуков [С] - [Ш], [Ш] - [Ж], [З] - [Ж] в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, стихах, скороговорках

Д/и «Собери бусы», «Звуковые домики», «Звуковые часы»», «Ромашка», «Рассели картинки в дом», «Логопедическое лото»; к/и «Игры для Тигры» - «Ветерок», «Звуковые часы».

Дифференциация звуков в речевых играх «Скажи наоборот», «Эхо», «Отгадай слово»; д/и «Лото», «Где чей дом?», «Улитка».

Контроль за звукопроизношением в домашних условиях, дифференциация звуков по речевому материалу в индивидуальной тетради.

Учитель-логопед

Воспитатели

Родители

Развитие функций фонематического слуха и навыков звукового анализа

Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения

Словесные игры «Назови первый (последний) звук в слове», «Где в слове стоит звук [Ш], [Л], [Ж]: в начале середине или в конце слова?»;

д/и Звуковая мозайка», «Звуковое домино», «Найди свою картинку», «Цепочка слов» и др.; к/и «Игры для Тигры» - «Четвертый лишний», «Поезд», «Составь слово»; «Весёлая логоритмика» - развивалочки

Индивидуальные занятия согласно ИОМ, словесные и д/и.

С ловесные игры и упражнения по индивидуальной тетради, выдача д/и на дом, консультация «Развитие функций фонематического слуха, как предупреждение дизграфии», просмотр открытых занятий.

Учитель-логопед

Воспитатели

Родители

Развитие связной речи

Составление предложений:

Из слов в начальной форме с предлогами и без предлогов: из, в, под, за, перед, между;

Из живых слов;

С данными словосочетаниями;

По словесной инструкции.

2. Добавление в предложение пропущенных предлогов (с опорой на картинку или действие).

3. Полные ответы на поставленные вопросы и для пересказа.

4. Рассказ из предложений, данных в иной последовательности.

5. Пересказ текста.

6. Заучивание наизусть прозаических и стихотворных текстов, скороговорок.

Упражнения «Беседа по картинке», «Отгадай загадку», «Где начало рассказа?», «Вспомни случай»

Педагог-психолог

Развитие и совершенствование лексико-грамматичес

кой стороны речи

Активизация использования предложных конструкций, простых предлогов, навыков словооборазования, словоизменения, составления простых предложений по картинке и с заданным словом; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением

Словесные игры «Я начну, а ты продолжи», «Живые предложения», «Один – пять», «Один – много», «Мой, моя, моё, мои»; д/и «Магазин», «Посмотри какой цветочек!» «Умные предложения» и др.; к/и «Игры для Тигры» - «Что из чего?», «Найди четвертого», «Профессии».

Индивидуальные занятия по ИОМ, д/и.

Учитель-логопед

Воспитатели

Родители

Развитие психологической базы речи

Систематические упражнения на развитие внимания, памяти, мышления на отработанном в произношении материале

Словесные игры «Запомни, повтори», «Определи понятия», «Узнай кто это», и др.; д/и «Четвертый лишний», «Профессии», «Цвет, форма, размер»; к/и «Зайка в школе».

Игры «Слушай хлопки», «Флажок», «Пуговица», «Запомни движения», «В магазине зеркал», «Эстафета слов», «Назови отличие», «Группировка слов», «Составь рассказ», «Дерево, лист, плод», упражнения «Где чей домик?», «Раскрась вторую половинку», «Слушаем и рисуем», «Разрезанные картинки»

Учитель-логопед

Педагог-психолог

Учитель-логопед

Родители

Познавательное развитие

Ознакомление с окружающим миром

Ознакомление с жизнью и трудом людей

Учить различать птиц по величине, окраске оперения, пению, повадкам;

Познакомить с дикими животными, их детенышами, учить различать их по размеру, повадкам, познакомить с местом обитания, чем питаются;

Знать 2-3 названия бытовой техники, правила обращения с техникой, её назначение, правила безопасности;

Знать о военных профессиях, о родах войск;

Тематические картинки с изображением птиц; фонограммы с голосами птиц, чучело птицы.

Картинный материал с изображением животных, различных мест обитания (животные средней полосы, жарких стран, севера).

Опорная схема для составления описательного рассказа.

Предметные картинки, игрушки, предметы бытовой техники.

Тематические картинки

Воспитатели

Учитель-логопед

Воспитатели

Учитель-логопед

Воспитатели

13

Сенсорное развитие.

Развитие пространственного восприятия

Развивать умение видеть форму в конкретных предметах окружающей обстановки, пользуясь геометрическими эталонами

Уметь производить пространственные отношения между предметами по наглядному образцу

Геометрические фигуры, предметы

Дидактическое пособие «Заплатки», логические блоки «Дьенеша»; тетрадь для развития ориентировки на листе бумаги «Рисунки по клеточкам»

Учитель-логопед

Воспитатели

14

Элементарные математические представления

Формировать мыслительные операции;

Учить отсчитывать заданное количество предметов и обозначать соответствующим числительным;

Сравнивать две группы предметов на основании практических упражнений и выяснять, где предметов больше, меньше, одинаково

Предметные картинки

Счетный материал (матрешки, ёлочки);

Пособие: Тетрадь по формированию элементарных математических представлений.

Участие в п/и в которых используется счёт или необходимо подсчитать пойманных игроков, собранные предметы: «Ловкие пальцы», «Круговая тренировка по цифрам», «Хитрая лиса» и т.п.

Учитель-логопед

Воспитатели

Воспитатели

Социально-личностное развитие

15

Снижение уровня тревожности

Снижение уровня тревожности дошкольника путем снятия эмоционального и мышечного напряжения

Игры «Скульптура», «Зайки и слоники», упражнение «Портрет любимого героя», релаксационные упражнения «Цветок», «Подснежник», «Достань звезду»

Педагог-психолог

16

Формирование адекватной самооценки

Формирование адекватной самооценки и позитивной Я-концепции, расширение представлений о себе

Упражнения «Волшебники», «Я и другие», «Пошли письмо», «Зеркало», «Передача чувств», проигрывание ситуаций, в которых ребенок должен изобразить самого себя.

Педагог-психолог

17

Снижение уровня агрессивность

Формирование эмоционального осознания своего поведения, обучение навыкам самоорегуляции, воспитывать доброжелательное отношение к миру

Игры «Разыгрывание ситуаций», «Эмоции героев», упражнения «Кулачок», «Лепим сказку», «Эмоциональный словарь», совместные настольные игры и проигрывание конфликтных ситуаций с нахождением путей выхода из них.

Участие в играх сотрудничества, в которых нет проигравших, игры признательности и сопереживания: «День, ночь, огонь, вода», «Замри», «У кого мяч» и т.п.

Педагог-психолог

Воспитатели

18

Коррекция гиперактивного поведения

Развитие внимания и произвольной регуляции поведения

Игра «Стоп!», упражнения «Штанга», «Шалтай-Болтай», «Насос и мяч», «Качели», «Медвежата в берлоге».

Выполнение заданий на сигналы во время ходьбы и бега.

Педагог-психолог.

Воспитатели

Художественно-эстетическое развитие

19

Ознакомление с художественной литературой

Развитие интереса к художественному произведению, способности слушать литературные произведения различных жанров;

Оценка поступков героев, мотивированное высказывание своего отношения к содержанию сказки, рассказа.

Русские народные сказки; стихотворения:В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»; «Кем быть?»; А. Пушкин» Ветер, ветер, ты могуч…»; С. Маршак «Сказка об умном мышонке»;

Рассказы: Е. Пермяк «первая рыбка», «Для чего руки нужны» и т.д.

Воспитатели

Третий период обучения (март, апрель, май)

Физическое развитие

1

Укрепление соматического состояния

Согласование лечения у педиатра, окулиста, врача ЛФК.

В течение месяца предоставить информацию (справки) о полученном лечение.

Родители

2

Развитие общей моторики, зрительно-пространственной ориентации

Увеличение объема, четкости, целенаправленности движений кистей и пальцев рук

Развитие зрительно-пространственной ориентировки (на листе бумаги)

Логопедическая ритмика по лексическим темам периода

Работа с интерактивной доской, обводка и штриховка предметов по лексическим темампериода, работа с песочным планшетом (рисование пальцами, ладонями, кистью)

Выполнение ОРУ по показу и по объяснению инструктора. Участие в п\и направленных на развитие ориентировки в пространстве: «Ловишка под музыку», «Лабиринт», «Реки, ручейки, озёра, камни» и т.п. Выполнение поворотов «на право», «на лево», «кругом» стоя на месте, выполнение поворота кругом и вокруг себя в движении.

Учитель-логопед

Воспитатели.

Воспитатели

3

Развитие произвольной моторики пальцев рук

Совершенствование динамического праксиса и дифференциации движений пальцев обеих рук

Дидакт. игра «Пальчиковый тренажер»

Пальчиковые игры, упражнения «Нарисуй по образцу», «Рисование по точкам», «Лабиринты»

Обводка и штриховка предметов по лексическим темампериода, работа с песочным планшетом (рисование пальцами, ладонями, кистью)

Учитель-логопед

Педагог-психолог

Воспитатели

Речевое развитие

4

Развитие моторики речевого аппарата

Упражнения, направленные на развитие подвижности губ, мышц языка, щёк

Работа с тренажером «Дизартрия.НЕТ»

Пальчиковые игры, упражнения «Нарисуй по образцу», «Рисование по точкам», «Лабиринты»

Картотека артикуляционных упражнений;

«Сказки о весёлом язычке»

Косинова Е. «Уроки логопеда»

Пёрышки, полоски бумаги, ватка

Логопедические зонды (тонкие палочки)

д/и «Весёлый рыболов»

Учитель-логопед

Педагог-психолог

Воспитатели

5

Устранение дефектного

звукопроизношения

Устранение «смазанности» речи в речевом потоке

Подбор комплексов физкультминуток, гимнастики после сна



© 2024 plastika-tver.ru -- Медицинский портал - Plastika-tver