Как в россии определяются степени высшего профессионального образования. Виды высшего образования в России: описание, особенности подготовки и отзывы Ступени обучения в вузах

Главная / Гинекология

В современном мире знания во многом определяют место и уровень любого человека в сложной цивилизационной иерархии. Проще говоря, масса людей с низшим качеством образования находятся внизу общества, а с хорошим образованием - в верхних слоях. Это, кстати, подтверждается и статистикой по безработице. Люди с высшим образованием (вне зависимости от их возраста) реже оказывались без работы, чем те, кто получил только средне-специальное или и вовсе только общее образование.

Именно поэтому во всем мире родители стремятся дать своим чадам высшее образование, стремятся определить вид уровней высшего образования, который более подходит их детям. Россия в этом отношении, конечно, не является исключением. Проблем в сфере образования у нас множество, но качество знаний все еще хорошее.

Общая характеристика

Высшее образование в нашей стране, созданное в советское время, представляет собой целостную структуру, объединяющую сейчас более шести с половиной сотен ВУЗов государственного образца. В них учатся более девяти миллионов человек, среди которых много иностранных граждан. Учеба проводится по целому ряду направлений: медицинскому, инженерно-техническому, финансово-экономическому и гуманитарному. Дисциплины, представленные студентам, дают возможность обучаться по различным видам специальностей высшего образования всем желающим. Главное - иметь документ об окончании среднего (школы) или специального учебного заведения (ПТУ, техникум, колледж).

Базовые принципы

Фундамент отечественного университетского образования основывается на всемирно знаменитой школе, оригинальных знаниях и научной деятельности русских ученых, а также на большой тяге наших земляков к наукам.

ВУЗовское образование в России подкреплено утилитарными навыками дипломированных преподавателей, большинство из которых находятся на уровне кандидата или доктора наук, а часть даже получили звание профессора. Высшее образование позволяет не только приобрести прекрасные знания, блестящие умения, специализированные навыки, но и дает право рассчитывать на более высокое положение в обществе, так как документы российского образца об образовании высоко ценятся в большинстве зарубежных государств.

Новому поколению можно выбрать и виды образовательных учреждений высшего образования в нашей стране. Их существует три:

  • университет;
  • академия;
  • институт.

Все три вида учреждений дают полноценное высшее образование. Различаться они могут только аккредитацией и перечнем доступных направлений подготовки.

Наконец, надо отметить, что Россия - это государство с богатой историей, вековыми традициями, многообразной культурой, бесподобной природой и ее богатствами, со своей национальной спецификой. Приобретая высшее образование, студент одновременно становится частью обширного российского потенциала, присоединяется к практике поколений, отечественной истории, становится важной частью России.

Структура ВУЗовского образования

Надо признать, что сфера российского ВУЗовского образования прямо соединена с историей. Например, с его появлением и развитием. Та структура, которая имеется сейчас, возникла не сразу. Она создавалась по крупицам целыми веками, постепенно подходя к нынешнему состоянию.

Текущее высшее профессиональное образование в нашей стране имеет сложную структуру, в которой определяют разные виды высшего профессионального образования в России: базовый период приобретения специальности - около пяти лет, затем студенту дается квалификация «специалист». После этого можно учиться в аспирантуре, обучение идет в рамках трех лет. Есть возможность приобрести уровень «бакалавр наук» и «магистр наук», период образования - четыре и два года соответственно.

Особенности медицинского образования

Несколько по-другому обстоит положение дел в сфере медицинского образования, где существуют другие виды учреждений высшего профессионального образования. Здесь период обучения напрямую зависит от выбранной специализации: специальность клинического психолога, фармацевта или стоматолога студенту дастся через те же пять лет. На таких специальностях, как педиатрия, спортивная медицина и лечебное дело молодому специалисту нужно грызть гранит науки уже шесть лет. Затем обучение в медицинском ВУЗе можно продлить, учась в интернатуре (один год). Отталкиваясь от специальности и вкусов молодого специалиста, можно обучаться в клинической ординатуре (срок от двух до пяти лет). Или устроиться в аспирантуру, период обучения в ней будет три года.

График учебного года

Учебный год в отечественных вузах обычно идет с первого сентября по тридцатое июня, в принципе, вне зависимости от видов высшего образования в России. Подготовка структурирована на два полугодовых семестра, каждый из них завершается сессией (в конце астрономического года и летом). Перед сессией обучающиеся должны сдать ряд зачетов, а в период сессии - экзамены по пройденным ранее предметам. Каникулы у учащихся ВУЗов, разумеется, тоже существуют. И начинаются они после каждой сессий. Зимние проходят две-три недели, летние дольше, - как правило, восемь недель. Наиболее трудные экзаменационные препятствия студент преодолевает в последний год своего пребывания в ВУЗе. В зимний период он сдает государственные экзамены, они объединяют в себе вопросы по всем предметам учебного плана. А в летнее время защищает собственную оригинальную дипломную работу по какой-либо проблеме.

Виды обучения

Обучение в ВУЗах всех видов высшего образования идет на русском языке и ведется по трем ведущим формам высшего образования: наиболее массовой - очной (дневной), заочной (дает возможность одновременно с учебой работать) и вечерней (занятия идут вечером после работы или в выходные дни). В последние годы часть частных вузов предлагают еще одну, дистанционную форму получения образования, при которой студент работает в другом населенном пункте (и даже регионе), делает учебные задания в домашних условиях, регулярно прибывая на сессию. По этой же системе учебные занятия могут проходить через скайп, если, в частности, речь пойдет об обучении иностранным языкам.

После завершения обучения студент получает типовой российский диплом государственного образца с отметкой о квалификации. Виды дипломов о высшем образовании в России обычно делятся на документы с отличием (будет красного оттенка) и общие (синий). Надо указать, что сейчас российские дипломы о высшем образовании слывут действительными и даже престижными во всех государствах мира.

Бакалавриат

В наше время высшая школа приобрела сложную структуру. Возникло сразу несколько новых видов высшего образования. Из них низший уровень - бакалавриат. Студент, окончив ВУЗ, получает диплом выпускника заведения высшего профессионального образования, но разница с магистратурой в том, что образование это - только на базовом уровне. Обучение бакалавра идет четыре года, в ходе которого студент приобретает общие знания научного и профессионального содержания без узкой учебной специализации.

Фундаментальный уровень подготовки дает возможность легче приспособиться к регулярно изменяющемуся рынку вакансий, где нужно осваивать сопредельные профессии. В наши дни многим работодателям достаточно диплома базового высшего образования новичка. Нужные знания и навыки ему дадут на конкретном месте работы с ее спецификой.

С другой стороны, есть различные варианты. Студент приобретает диплом бакалавра, затем он может сразу продолжить учебу в магистратуре, а может взять перерыв. Через какое-то конкретное время, когда практический опыт будет набран, он уже более осмысленно сможет пойти на учебу в магистратуре любого ВУЗа России или зарубежья.

Специалитет

Это вид высшего образования, который имеет серьезное распространение, как правило, только по России. Срок учебы - 5 лет. Выпускник ВУЗа приобретает диплом специалиста. Положительные стороны здесь в том, что:

  • специалитет дает возможность учиться как в магистратуре, так и сразу в научной аспирантуре;
  • можно работать на должности в государственном или частном предприятии, по должностной инструкции, предполагающей наличие у сотрудника диплома о высшем образовании;
  • работодатели охотнее принимают на работу в свою фирму или государственное учреждение специалистов, поскольку считают (что, в принципе, будет чистой правдой), что этот уровень отличается более хорошей подготовкой.

Среди негативных сторон следует отметить следующие, наиболее видимые моменты:

  • учеба на один год дольше;
  • найти нужную специальность гораздо сложнее.

Специалитет дает более меньший выбор специальностей, чем бакалавриат, поскольку это более узкий спектр подготовки. Хотя этот вид обучения объединяет не так уж и мало потенциально хороших и перспективных специальностей. При этом надо поинтересоваться - существует ли обучение специалистов в каком-то конкретном направлении.

Магистратура

Этот вид высшего образования является последней ступенью высшего российского образования, разрешенного для любого гражданина, уже освоившего предыдущие ступени высшего образования (степень бакалавра или специалиста). Ее можно получить после завершения полноценного учебного процесса. Существенным отличием степени будет то, что на бесплатный курс могут иметь право не только бакалавры, но и полноценные специалисты, завершившие университет до болонской системы. Магистратура имеет следующие дополнительные возможности:

  1. Студент, окончивший вторую ступень образования, получает право переходить на руководящие вакансии гражданской государственной службы.
  2. Ряд рабочих мест или учреждений можно занимать только выпускникам магистратуры российских вузов.
  3. Курс учебных предметов составляется для обучения таким образом, что студент целиком погружается в научную и различную практическую деятельность.

Оценочная система

Оценочная система в ВУЗах на всех видах высшего образования находится в общих рамках отечественного образования. Наиболее качественной отметкой будет «5» - отлично; уровнем ниже стоит «4» - хорошо; последняя положительная оценка - это «3» - удовлетворительно; провальная оценка - «2» - неудовлетворительно. Оценка «1» - единица, - вопреки твердо циркулирующему предположению, не ставится.

Существует форма оценки «зачет» и «незачет». При получении «неуда» или «незачета» обучающийся имеет право пересдать курс, обговорив дату пересдачи с преподавателем. На этот процесс ему отводится две попытки. И если студент не может использовать их, возникает опасность исключения из ВУЗа.

Отдельные нерадивые студенты совсем не допускаются деканатом к сдаче экзаменов. Причиной обычного "недопуска", как правило, является отсутствие на академических занятиях. Впрочем, и эта проблема решаема, если существует уважительная причина, если студент забывает про лень и к началу сессии отрабатывает необходимый минимум. Тогда профессор (доцент) разрешает двоечнику сдавать нужный экзаменам.

Кроме отрицательных учебных форм различных оценок, ВУЗовское образование в нашей стране имеет и поощрительную аттестацию. Студент может «заработать» «зачет» или хорошую оценку на экзамене заранее («автоматом») без сдачи учебного курса, при условии, что полный семестр прилежно посещал все лекции и семинары, активно работал на занятиях и выполнял все требования профессора.

Трудности текущего момента

Разумеется, Россию наших дней невозможно представить без текущих вопросов и прогнозов планирования в системе современного высшего образования. Среди самых острых проблем, пожалуй, нужно выделить вопрос платного обучения. С конца девяностых годов приобрести «корочки» об образовании в России можно и с помощью финансов. Конечно, можно смотреть на это, как хорошую возможность для некоторых не очень способных категорий россиян, однако такой вариант одновременно создает большое количество неоднозначных вопросов.

Ведь это одна из ведущих причин, приведшей к существенному падению уровня высшей школы. Так как все можно получить за деньги, от текущих оценок до дипломов о высшем образовании, их стали получать лентяи и откровенные двоечники. Из финансовой составляющей вытекает другая проблема - серьезная коррупция в органах высшего образования. И в последнее время она делается все крупнее. Проблемы высшей школы в России очень актуальны, а разрешаются очень неторопливо. Однако хорошо уже то, что в сфере образования есть хоть какие-то реформы.

Все это надо понимать, когда речь идет о будущем в уровнях высшего образования. Общая информация об учебе в России показывает, что этому очень сильно способствуют наши достижения в науке. Формирование нано- и биотехнологий совершенно точно в скором будущем приведет к росту числа новых специальностей. И одновременно с этим и к очередным учебным программам, методам и эффективным формам образования.

Ступени высшего образования в России, существующие сегодня, кардинально отличаются от тех, которые были в стране еще 10 лет назад. Произошедшие изменения стали результатом подписания РФ Болонской декларации в 2003 году. Реформирование системы высшего образование происходило не быстро, и завершилось лишь в 2010-м.

Основные ступени высшего образования в России

Система высшего образования в России насчитывает три основные ступени. Ниже приведена краткая характеристика каждой из них.

Уровень первый: бакалаврат

Бакалаврат является новой ступенью в системе высшего образования России. Получить данную степень имеют право люди с аттестатом о среднем общем или профессиональном образовании – выпускники 11-го класса школы или профтехучилищ, колледжей, лицеев. Учеба по программе бакалаврата длится четыре года.

В это время студенты получают фундаментальные знания, а при выпуске (после защиты квалификационной работы) – диплом бакалавра, который может быть академическим либо прикладным. Владелец данного документа имеет право начать трудовую деятельность по профессии либо поступать в магистратуру. Бакалаврат в России считается законченным высшим образованием.

Уровень второй: специалитет и магистратура

Специалитет – это знакомая многим ступень. До реформы все выпускники ВУЗов получали дипломы специалиста. Сегодня приступить к учебе по программе специалитета может каждый выпускник средней общеобразовательной школы (11-й класс) либо заведения, дающего среднее профессиональное образование.

Студенты учатся 5 лет. Данная программа отличается от бакалаврата тем, что дает не только фундаментальные знания, но и практическую ориентацию в выбранном направлении деятельности. По окончанию учебы сдаются выпускные экзамены, пишется и защищается дипломная работа, на основании чего выпускникам выдается диплом специалиста.

В документе обязательно указывается квалификация, присвоенная выпускнику (например, «Журналист», «Экономист», «Юрист» и т.д.). Имея на руках диплом специалиста, можно начать трудовую деятельность в выбранной сфере либо поступать в магистратуру или на третий уровень высшего образования.

Магистратура тоже относится ко второй ступени. Предполагает углубление знаний, полученных в ходе освоения программы бакалаврата или специалитета. Студентов в магистратуре готовят к научно-исследовательской деятельности.

Длительность обучения – минимум, два года. По завершению студенты пишут и защищают диссертацию магистра и получают соответствующий диплом. Они имеют право начать трудовую деятельность в выбранной отрасли либо перейти на третью ступень.

Уровень третий: аспирантура, адъюнктура, ординатура, ассистентура-стажировка

Третья ступень предполагает подготовку кадров, которые имеют высшую квалификацию. В зависимости от отрасли, различают несколько видов программ:

1. Аспирантура готовит кадры научно-педагогической направленности. Стать таким студентом имеют право лица с дипломом специалиста либо магистра. Программа предполагает расширение знаний, полученных ранее, их практическое применение, а также в обязательном порядке – научно-исследовательскую и педагогическую деятельность. Длительность учебы – минимум три года в стационаре и четыре – на заочном отделении. По завершению программы будущие аспиранты пишут кандидатскую диссертацию. В случае успешной защиты получают первую ученую степень – кандидат наук. Имеют право приступать к подготовке диссертации доктора и присвоению соответствующей степени.

2. Адъюнктура – это программа, аналогичная аспирантуре, но реализуемая в ВУЗах Минобороны и МВД РФ.

3. Ординатура – третья степень высшего образования для медиков и фармацевтов. К освоению двухлетней программы допускаются выпускники соответствующих ВУЗов. В ходе ее реализации будущие врачи и фармацевты получают углубленные знания по специальности. Также учатся применять их на практике. Чтобы получить диплом, квалификацию и право трудиться в медучреждениях, нужно успешно сдать сложный трехступенчатый экзамен.

4. Ассистентура-стажировка готовит кадры высшей квалификации в сфере искусства. К освоению программы могут приступать специалисты и магистры, получившие свои степени в соответствующих ВУЗах. Максимальный срок обучения – два года. В ходе стажировки будущие деятели искусства реализуют учебный план, разработанный индивидуально. Курирует данный процесс научный руководитель. Выпускной работой, в зависимости от квалификации, могут являться концерт, спектакль, кинолента, выставка художественных работ или другой продукт творчества ассистента-стажера. В случае успешной сдачи такого экзамена человек получает диплом с указанием квалификации, а также право преподавать в своей отрасли либо вести исполнительскую деятельность.

Ответ на вопрос «Сколько ступеней высшего образования в России?» – три уровня с разными подпунктами. Каждый гражданин имеет право освоить образовательную программу по максимуму, дойдя до самой вершины. Ограничений ни для кого не существует.

совокупность установок, знаний и умений, составляющих основу для их дальнейшего приращения и обогащения. Термин употребляется в двух значениях: 1) образование, ориентированное на освоение знаний и умений, минимально необходимых для жизни в обществе; 2) образование, полученное до вступления в сферу оплачиваемого труда и рассматриваемое как исходный пункт для продолжения учебы во взрослом возрасте.

Отличное определение

Неполное определение ↓

БАЗОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

общественно необходимый уровень общеобразоват. подготовки, предусматривающий разностороннее развитие и ценностно-этич. ориентацию личности, формирование общекультурной основы ее дальнейшего образования, гражд. и проф. становления.

В условиях научно-технич. революции распространение многообразных форм дополнит, образования, охватывающих и Значит. часть взрослого населения, усиливают приоритетную роль общеобразоват. подготовки. Вместе с тем школа теряет свое значение образоват. института, единственного для большинства населения страны. Это позволяет существенно пересмотреть содержание общего образования, освободив его от спец. вопросов, второстепенных с позиций общей культуры; снять со школы несвойственные ей функции спец. подготовки, реально обеспечиваемые в проф. уч. заведениях. Общекультурная направленность общего Б. о. способна расширить адаптивные возможности выпускников школы в процессе их становления в мире совр. произ-ва, требующего высокого уровня общего образования и развития человека и предполагающего проф. мобильность, необходимость переучивания и смены профессий.

Исторически сложившаяся технократич. ориентация сов. школы привела к заметному разрыву между реальными требованиями жизни и характером получаемого школьниками образования. В его содержании недостаточно и неполно представлены такие гуманитарные компоненты, как этика и психология, экономика и экология, иск-во.

Общекультурная направленность ср. образования требует включения в его содержание осн. областей общечеловеческой культуры с учетом возрастных возможностей учащихся. Это обусловливает определенное структурирование содержания образования, отвечающее необходимости познания окружающего мира как единства человека, природы и общества. Особая роль здесь отводится родному языку и математике как предметам, обеспечивающим возможность усвоения всего программного комплекса. Базовый характер шк. программы по отношению к системе непрерывного образования проявляется в том, что общее образование становится реальной опорой последующих форм общекультурной и проф. подготовки. Это возможно, с одной стороны, лишь при условии га-рантиров. достижения каждым выпускником школы определенного, заранее заданного базового уровня общеобразоват. подготовки, что обеспечивает эквивалентность общего образования, полученного в разных типах школ. По своему замыслу базовый уровень общеобразоват. подготовки призван определить и задать нижнюю границу результата общего образования. Возможность ограничиться этим уровнем при изучении нелюбимых или трудных предметов, обеспечивая достаточные пределы их усвоения, одновременно является важным фактором ликвидации перегрузки школьника. С др. стороны, только освободив ученика от непосильной суммарной уч. нагрузки, можно направить его усилия в область склонностей и интересов, способствуя развитию личности, формированию положит. мотивации учения. Такой подход к формированию уч. требований реализует демокр. способ разрешения дилеммы прав и обязанностей ученика в обучении, но предполагает смену традиц. стереотипов оценки качества образования (достижение школьником базового уровня общеобразоват. подготовки должно расцениваться как явный успех), широкое использование тестов достижения, зачетных форм контроля.

Для реализации развивающей функции обучения наряду с заданием базового уровня общеобразоват. подготовки необходимо зафиксировать уровни повышенной подготовки. Восхождение ученика по своеобразной «лестнице» деятельности от базового к повышенным уровням подготовки способно реально обеспечить школьнику постоянное пребывание в зоне ближайшего развития, обучение на индивидуально посильном уровне трудности, что оптимизирует развивающую функцию учения. Эффективная реализация такого подхода достигается повышением уровня обучения по сравнению с обязат. требованиями. При этом гласное обозначение базового уровня создает возможности индивидуального выбора содержания образования, превышающего этот уровень, в интересах развития ученика в соответствии со способностями.

Содержание Б. о. раскрывается в гибких программах для предметных областей (словесность, математика, естествознание и пр.). Уровневая дифференциация в программах (предусматривающая, в частности, разделение уровня обучения и базового уровня) осуществляется посредством явного указания желательных целей обучения с одноврем. фиксацией уровня обязат. подготовки. Эти два уровня задаются по отношению к итоговым результатам обучения на разных ступенях школы.

В соответствии с Законом Рос. Федерации об образовании (1922) Б. о. задается в системе гос. стандартов образования (включают федеральный и нац.-регион. компоненты), определяющих требования к уровню подготовки выпускников школы. Гос-во гарантирует получение бесплатного общего образования в основной (9-летней) школе в пределах этих стандартов. В. В. Фирсов.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Современная модернизация российской системы образования является одним из приоритетных направлений политики государства. Указом Президента России В. Путина 24 октября 2007 года был подписан закон о введении в России двухуровневой системы высшего образования. Согласно ст. 6 ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в Российской Федерации устанавливаются следующие ступени высшего профессионального образования 13 . Бакалавриат ‒ высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «бакалавр». Срок обучения ‒ не менее 4 лет. Специалитет ‒ высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации «дипломированный специалист». Срок обучения ‒ не менее 5 лет. Магистратура ‒ высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «магистр». Срок обучения ‒ не менее 2 лет. Лица, получившие документы государственного образца о высшем профессиональном образовании определенной ступени, имеют право в соответствии с полученным направлением подготовки (специальностью) продолжить обучение по образовательной программе высшего профессионального образования следующей ступени. За всеми уровнями образования сохраняется порядок предоставления отсрочки от призыва на военную службу 14 .

Таблица 2.

Уровни образования

Ступени образования

Уровни образования

Дошкольное образование

Начальное общее образование

Основное общее образование

Среднее общее образование

Среднее профессиональное образование

Высшее образование - бакалавриат

Высшее образование – специалитет, магистратура

Высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации

С 1 сентября 2013г. вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с которым признаются недействующими на территории Российской Федерации 115 законодательных актов (положений законодательных актов). Принятие закона приблизило Россию к нормам и правилам Болонского процесса, в соответствии с которым квалификации бакалавра и магистра стали основными уровнями высшего образования. Закон предполагает, что первый уровень (бакалавриат) подготовит студента к работе, предусматривающей исполнительские функции в производственной или социально-экономической сфере. Подготовка на первом уровне будет проходить по небольшому числу базовых направлений, а углубленная специализация будет происходить в магистратуре или специалитете. При этом в магистратуре будут готовить лиц, ориентированных на деятельность, требующую аналитических и проектных навыков, а также на научно-исследовательскую деятельность. Подготовка специалистов предусматривает самостоятельную производственную или социально-экономическую деятельность, связанную с анализом, проектированием и организацией работ в определенной сфере, в частности здравоохранения и госбезопасности.

Введение новых образовательных стандартов в российских вузах, связано с международными обязательствами России по участию в Болонском процессе. В 2003 году Россия ратифицировала Болонскую конвенцию - соглашение о том, что дипломы о высшем образовании, полученные в стране-участнице конвенции, будут признаваться во всех 50 странах-участницах, где двухступенчатая система высшего образования является традиционной.

Бакалавр (от лат. baccalarius ‒ «молодой человек», от лат. bacca lauri ‒ плод лавра) ‒ академическая степень или квалификация, присуждаемая лицам, освоившим соответствующие образовательные программы высшего образования 15 . Бакалавр во многих странах ‒ первая учёная степень. В средневековых университетах Западной Европы степени бакалавров присваивалась студентам по завершении ими первого этапа образования. В России бакалаврами именовались преподаватели духовных академий. В конце 18 века эту степень получали выпускники Учительского института при Московском университете. Степень бакалавра, принятая во многих зарубежных странах, в том числе, Великобритании, США, присваивается окончившим университеты и другие вузы после сдачи специальных экзаменов, а иногда и защиты небольшой по объёму реферативной диссертации. Во Франции с 1808 степень бакалавра является свидетельством о завершении среднего образования и даёт право поступления в университет. Академическая степень бакалавр впервые была введена Римским папой Григорием IX (1227-1241г.) на богословском факультете Парижского университета для обозначения студентов, выдержавших первоначальное испытание и защитивших диспут или детерминацию, и стал обозначать 1-ю степень, получаемую после окончания курса наук. К концу ХХ в. степень бакалавра получила распространение в системе образования в США, Великобритании и ряде европейских стран 16 .

Первой ступенью высшего профессионального образования является неполное высшее образование, которое должно осуществляться высшим учебным заведением по основным профессиональным образовательным программам не менее двух лет. Второй ступенью высшего профессионального образования, является степень «бакалавр», законченное базовое высшее образование, дающее выпускнику право при трудоустройстве занимать те должности, которые предусматривают наличие высшего образования в соответствии с их квалификационными требованиями. Диплом бакалавра - это документ, подтверждающий успешное освоение второй ступени высшего профессионального образования, выдавать который имеют право только вузы III-IV уровня аккредитации. Техникумы, училища и средние школы не имеют права выдавать диплом со степенью «бакалавр». Диплом «бакалавра» дает право на получение степени магистра.

В различных странах Европы сроки подготовки бакалавров варьируют от 4 до 6 лет: В большинстве стран мира степень «бакалавр» ‒ это законченное базовое высшее образование или полное высшее образование в зависимости от страны. После получения степени «бакалавр» выпускник имеет право работать по специальности и занимать должности, требующие высшего образования, продолжать обучение и заниматься преподавательской или научной деятельностью. Во Франции термин «бакалавр» может также использоваться в принципиально отличном смысле: выпускник полной средней школы, успешно сдавший выпускные экзамены.

В России данный уровень подготовки введён в 1993г. Нормативный срок программы подготовки бакалавра при очной форме обучения ‒ 4 года, при заочной форме обучения ‒ 5 лет. Квалификация присваивается по результатам защиты выпускной работы на заседании Государственной аттестационной комиссии и даёт право на работу по специальности или поступление в магистратуру.

Существует мнение о том, что степень бакалавра - это неполноценное или даже незаконченное высшее образование. Бакалавр имеет право при трудоустройстве занимать те должности, которые предусматривают наличие высшего образования в соответствии с их квалификационными требованиями. Освоение третьего уровня высшего профессионального образования может осуществляться по основным профессиональным образовательным программам двух типов, по завершении которых выдается диплом специалиста или диплом магистра.

Основная программа подготовки магистра состоит из программы обучения бакалавров по соответствующему направлению и двухлетней специализированной подготовки, включая практику, предполагающую научно-исследовательскую и (или) научно педагогическую деятельность выпускника. Общий нормативный срок обучения должен составлять не менее шести лет. Освоение программы завершается итоговой аттестацией, включая выпускную работу (проект), с присвоением выпускнику квалификации «магистр».

Магистр - вторая академическая степень, присваиваемая в высших учебных заведениях США, Великобритании и других странах, где принята англо-американская система высшего образования. В средние века учёная степень магистра присваивалась преподавателям «семи свободных искусств» (тривиум – грамматика, логика(диалектика), риторика; квадриум - арифметика, геометрия, астрология и музыка), впоследствии ‒ выпускникам философских факультетов университетов и в 19 веке была заменена степенью доктора философии. В дореволюционной России степень магистра существовала на всех факультетах университетов, кроме медицинского, и лица, получившие её, имели право заведовать кафедрой. Степень магистра присуждалась после окончания университета, сдачи устного испытания по данной отрасли науки и публичной защиты диссертации, одобренной факультетом. В порядке исключения к испытаниям на степень магистра допускались лица, имеющие докторский диплом зарубежного университета. Выдержавшие испытания, но не защитившие диссертацию, назывались магистрантами. За выдающиеся магистерские диссертации присуждалась степень доктора. За рубежом степень магистра присуждается лицам, окончившим университет или приравненное к нему учебное заведение (с академической степенью бакалавра), прошедшим дополнительный курс в течение 1-2 лет, сдавшим специальные экзамены и защитившим диссертацию. По юридическим и медицинским специальностям степень магистра не присуждается, вместо неё принята степень доктора права и доктора медицины. В Северной Америке и Европейском союзе большинство выпускников высших учебных заведений, после бакалавриата не продолжают обучение в магистратуре. Бакалавриат является подтверждением полноценного высшего образования. Продолжают обучение в магистратуре чаще студенты, планирующие заниматься научными исследованиями или педагогической деятельностью в вузе. Магистратура - это второй уровень двухуровневой системы высшего образования («4+2»), созданной в процессе реформирования российской образовательной системы. Подготовка в бакалавриате предполагает получение общих знаний и навыков, которые потом уже углубляются по специализации магистерских программ. Обучение в магистратуре также дает возможность получения знаний по новому направлению, которое может кардинально отличаться от направления подготовки, полученного в бакалавриате или специалитете.

Специалист - работник, выполнение обязанностей которого предусматривает наличие начального, среднего или высшего профессионального (специального) образования.

Основная профессиональная образовательная программа специалиста включает освоение гуманитарных, социально-экономических и естественнонаучных дисциплин общенаучного характера, общепрофессиональные дисциплины, а также теоретическую и практическую подготовку по специальности и специализации, предполагающую различные виды профессиональной деятельности выпускника. Общий нормативный срок обучения должен составлять не менее пяти лет. Данная программа завершается итоговой аттестацией, включая дипломную работу (проект), с присвоением выпускнику квалификации специалиста - «инженер», «учитель», «экономист».

Специалист и магистр могут дальше поступить в аспирантуру. Учебные планы у специалиста и бакалавра начинают отличаться на третьем году обучения, первые два года студенты изучают общеобразовательные и общепрофессиональные дисциплины. С третьего курса специалистов начинают готовить по конкретной специальности, узкому профилю, а бакалавров - по широкому профилю, с изучением специальных дисциплин и практики, которая имеет отношение к выбранной профессии. Разница между специалистом и магистром заключается в том, что первого готовят для практической работы в отрасли по выбранному направлению, а второго - для научной работы . Программа подготовки магистра включает в себя программу подготовки бакалавра плюс два года специализированной подготовки, в том числе практику, которая предполагает научно-исследовательскую или научно-педагогическую деятельность.

К плюсам получения диплома бакалавра можно отнести:

    двухуровневая система образования с разделением на бакалавриат и магистратуру принята на Западе, что решает проблему признания российских дипломов за рубежом и возможность продолжения обучения в магистратуре иностранного вуза;

    у бакалавра существует возможность быстрого получения необходимой квалификации (узкой специализации) по другой специальности за год, тогда как специалисту при смене профессии потребуется потратить 2-3 года на получение второго высшего образования;

    бакалавр учится менее продолжительный срок, что дает возможность уже через четыре года получить возможность заняться работой и карьерой.

К минусам получения степени бакалавра относится то, что в определенных университетских кругах бытует негативное отношение к такому виду образования. Абитуриентов, поступающих в вуз, волнует, насколько будет востребовано их образование на рынке труда. Существует точка зрения, что работодатель воспринимает бакалавров как «недоучившихся специалистов». Это связано со сроками обучения (4 года вместо 5) и бакалавр воспринимается как получивший «сокращенные знания по предмету». В то же время другая часть работодателей готова взять на работу бакалавра, а затем «доучить» его до магистра под конкретную специальность. Особенностью магистратуры является гибкость и меньшая стесненность государственными стандартами. Учеба в магистратуре позволяет получить углубленную специализацию по выбранному профилю. На второй ступени высшего образования большое внимание уделяется авторским курсам преподавателей, связи обучения с практикой, использованию в процессе обучения интерактивных методов работы - ролевых игр, решения проблемных ситуаций. У студентов магистратуры есть возможность выбрать дисциплины по своему усмотрению, чтобы приобрести именно те профессиональные навыки, которые понадобятся в будущей работе.

В России пока магистратура воспринимается как продолжение бакалавриата, а не как самостоятельная ступень обучения. В России получить образование на сегодняшний день можно в 593 государственных и 486 негосударственных вузов. Филиалов государственных вузов - 1376, негосударственных - 682 17 . Осень-зима 2012-2013 года, российские вузы проходили проверку на эффективность и неэффективность. В итоге, согласно рейтингу Минобрнауки, в некоторых профильных сферах большинство ВУЗов – неэффективны.



© 2024 plastika-tver.ru -- Медицинский портал - Plastika-tver