Ленинский план монументальной пропаганды памятники. Монументальной пропаганды план

Главная / Ортопедия и травматология

Большевистская политика, как известно, была изначально нацелена не только на захват и удержание политической власти, но и на формирование нового общества и «нового человека». Как писал Луначарский, «человек должен мыслить как МЫ, стать живым, полезным соответствующим органом, частью этого МЫ» .

Одних репрессий для решения этой задачи, конечно, было недостаточно и в годы военного коммунизма появилось много любопытных форм агитации населения, одной из которых стал ленинский план монументальной пропаганды. Ленин заимствовал идею этого плана из утопии Т. Кампанеллы «Город солнца», и вот как вспоминал слова Ленина тот же Луначарский:

«В разных видных местах, на подходящих стенах или на каких-нибудь специальных сооружениях для этого можно было бы разбросать краткие, но выразительные надписи, содержащие наиболее длительные, коренные принципы и лозунги марксизма…Еще важнее надписей я считаю памятники: бюсты или целые фигуры, может быть, барельефы, группы…Особенное внимание надо обратить и на открытие таких памятников…Пусть каждое такое открытие будет актом пропаганды и маленьким праздником.»
Вообще говоря, еще сразу после февральской революции в городе началось стихийное уничтожение монархической символики – сбивались гербы или просто короны с двуглавых орлов - еще недавно можно было видеть таких орлов без корон в ограде набережной напротив Петропавлоской крепости на Троицкой площади. (Зинаида Гиппиус в своем дневнике описывала это так: «На Невском сламывали отовсюду орлов, очень мирно. Дворники подметали, мальчишки крылья таскали, крича: "Вот крылышко на обед"» ). Вскоре появились в прессе и предложения по снятию памятников – раздавались даже и призывы к уничтожению Медного всадника, но особое недовольство вызывал памятник Николаю I. Так, например, А.В.Амфитеатров обращался к читателям: «Возникла в Петрограде комиссия по охране памятников. А не нужна ли комиссия для разрушения некоторых памятников... Наиболее возмутительным памятником голштиноготорпской династии, который надо непременно убрать с глаз народных, и чем скорее, тем лучше, является монумент Николая I на Исаакиевской площади» .

Но это были только призывы прессы. Большевики же, придя к власти, весьма быстро принялись за дело. Уже 12 апреля 1918 года был принят декрет Совнаркома «О памятниках республики», в котором были намечены три задачи:

1) Памятники, воздвигнутые в честь царей и их слуг и не представляющие интереса ни с исторической, ни с художественной стороны, подлежат снятию с площадей и улиц и частью перенесению в склады, частью использованию утилитарного характера.

2) Особой Комиссии из Народных Комиссаров Просвещения и Имуществ Республики и Заведывающего Отделом изобразительных искусств при Народном Комиссариате Просвещения поручается, по соглашению с художественной коллегией Москвы и Петрограда, определить, какие памятники подлежат снятию.

[...]4) Совет Народных Комиссаров выражает желание, чтобы в день 1-го мая были уже сняты некоторые наиболее уродливые истуканы и постановлены первые модели новых памятников на суд масс.

К первому мая города действительно были декорированы самым любопытным образом. Обратимся опять-таки к дневнику Гиппиус:
«В среду на Страстной – 1 мая по новому стилю. Владыки объявили «праздник всему народу». Луначарский, этот изолгавшийся парикмахер, клянется, что устроит «из праздников праздник», красоту из красот. Будут возить по городу колесницы с кукишами (старый мир) и драконов (новый мир, советская коммуна). Потому кукиши сожгут, а драконов будут венчать. Футуристы воспламенились, жадно мажут плакаты. Луначарский обещает еще свержение болванов – старых памятников. Уже целятся на скульптуру бар. Клодта на Мариинской площади. (Из «Карла Маркса» ничего не вышло, «свергать» легче – посвергаем!)

На всякий случай и пулеметов понаставили. Вдруг безработные придут на праздник не с достаточно сияющими лицами?»

Впрочем, праздники эпохи военного коммунизма – тема, достойная отдельного рассмотрения, а пока вернемся к «памятникам Республики». Первенцем ленинского плана стал бюст Радищева, установленный в символическом проломе ограды Зимнего дворца (которая стояла тогда вокруг сквера на Дворцовом проезде). Бюст был создан Л.В.Шервудом и открыт 22 сентября 1918 года. В честь открытия был проведен митинг, на котором присутствовал, в частности, «изолгавшийся парикмахер» Луначарский. Его речь была пересказана в Петроградской правде:
«Радищев принадлежит нам. Прочь от него руки, правые с.-р. и меньшевики! Это был революционер во весь рост, не знавший компромиссов с крепостниками и тиранами. И ему первый дар русской революции».
Такая вот «приватизация» Радищева. Впрочем, простоял памятник недолго. Уже донесение гвардейца охранника 2-го городского района от 19 января 1919 гласило со всей характерностью революционного стиля:
«Довожу до сведения коменданта, что сего числа во время моего дежурства в 5 часов утра, памятник, поставленный на углу у бывшего Зимнего дворца товарищу Радищеву, упал и разбился.»

(Фотография из коллекции New-York Public Library)

А после открытия первенца памятники стали появляться, как грибы после дождя. Уже к первой годовщине переворота были открыты памятники Марксу у Смольного, Добролюбову у Тучкова моста и Лассалю у здания Городской думы. До конца 1918 года появились памятники Чернышевскому на Сенатской площади, Гейне – у Университета, Шевченко – у мечети, Софье Перовской – на Знаменской площади (где же еще было ставить ей памятник). К весне 1919 года были открыты памятники Герцену у Литейного моста, Огюсту Бланки у Балтийского вокзала, Гарибальди у Московских ворот. А всего за 1918-1920 годы в городе появилось около 20 монументов в разных частях города.

Художественные достоинства этих творений зачастую вызывали самые странные реакции со стороны горожан (хотя надо отметить, что в среднем уровень работ в Петрограде был гораздо выше, чем в других городах). Так, например, памятник Софье Перовской был выполнен итальянским скульптором-футуристом, не имел портретного сходства и представлял собой, по словам современников, "могучую львицу с громадной прической, с могучими формами лица и шеи". При его открытии, по воспоминаниям Луначарского, «некоторые прямо шарахнулись в сторону, а З. Лилина на самых высоких тонах потребовала, чтобы памятник был немедленно снят» . (Лилина – первая жена Зиновьева, работала в петроградском правительстве). Памятник был снят особым постановлением Петросовета.


(Открытие памятника Софье Перовской, 30 декабря 1918. Фотограф Булла. Из коллекции ЦГАКФФД СПб)

Еще более занятный эффект вызвала скульптура «Освобожденный труд» (установлена на Каменном острове ко дню , скульп. М.Ф.Блох). Этот гипсовый монумент представлял собой 10-метровую фигуру рабочего с единственным предметом одежды: молотом. Вот что вспоминала художница В.М. Ходасевич:

«Скульптор Блох лепит из гипса десятиметровую фигуру «Пролетарий» и говорит, что решил «переплюнуть» размерами «Давида» Микеланджело. Работает Блох с помощниками без отдыха. Ночью разжигают костры. Последние дни и ночи перед открытием я тоже проводила на острове. Скульптура «Пролетарий» доставила Блоху и мне много неприятностей. Внезапно наезжала ведающая всеми мероприятиями на острове революционная тройка из Петросовета[...] Вижу расстроенные лица товарищей, бурно объясняющихся с Блохом, который настаивает, что «Пролетарий» хорош, и справедливо говорит, что если бы он и согласился приделать фиговый листок, то это невозможно – леса разобраны, да и гипс кончился. В перепалке забыли о моем присутствии, переругались и называли все своими именами[...] Первые ряды уже вступали на площадь и, окончательно ошеломленные, останавливались перед скульптурой непристойно белого, гипсового, мускулистого «Пролетария» и медленно обходили его вокруг. Начались такие высказывания, что хоть я и помню их, но неловко это написать, хотя многое было даже остроумно».
Скульптора заставили срочно «одеть» монумент в фартук. Замечу, что подобные «доработки» памятников случались в советской истории и позже. Самый анекдотический (и не уверен, что это история действительно имела место) случай – как в каком-то городе стоял памятник Горькому, изображавший писателя с гордой шевелюрой. Когда началась борьба с хиппи, буревестника революции «постригли».

Печальным обстоятельством в этой довольно комичной истории было то, что (по отдельным сведениям) гипс для гигантского "Освобожденного труда" был взят из запасов городских больниц - и это в условиях существовавшей в годы военного коммунизма тотальной нехватки всего и вся.


(Фотография из коллекции NYPL)

Почти ни один из образцов ленинского плана монументальной пропаганды не сохранился до наших дней на улицах города. Большинство из них были сделаны из недолговечных материалов и быстро обветшали. Многие были утрачены во время катастрофического наводнения 1924 года.


Памятник Добролюбову, опрокинутый наводнением 1924 года.

Примечательна судьба памятника Володарскому, который был открыт в 1919 году на Конногвардейском бульваре (скульп. М. Блох). Этот гипсовый монумент стал жертвой в буквальном смысле террористического акта - в 1921 году он был взорван неким Василием Орловским. Его останки еще долго стояли на этом месте, Г.А.Князев (архивист, известный, главным образом, по работе в архиве Академии наук и по блокадным дневникам, которые использовались Адамовичем и Граниным в "Блокадной книге") 27 апреля 1922 года сделал такую запись:

Ничего не понимаю. Или, может быть, слишком много понимаю… Памятник Володарскому в начале Конногвардейского бульвара с разрушенными ногами и в грязном, рваном чехле, из которого торчит протянутая рука,- страшный символ несчастной России. Я не могу без содрогания сердца проходить мимо этого безобразия… А там, неподалеку, другой памятник - Гиганта на взбешенном коне. Он еще цел. Только буквы скрали. Нет, нет жива еще Россия.
Дольше всех простоял памятник Лассалю – он был снят в 1936 году. Исключением стал памятник жертвам революции на Марсовом поле. Так же сохранился бюст Некрасова на Литейном проспекте - но он уже выходит за рамки периода военного коммунизма (установлен в 1922 году). После 1991 года исчез один из бюстов Ленина, находившийся на Широкой улице – с некоторой натяжкой его тоже можно считать принадлежащем к ленинскому плану: он был открыт в 1923 году еще при жизни Ильича. Копия памятника Радищеву хранится в одном из московских музеев, возможно, сохранились и копии других скульптур.

Примерно с 1920 года ленинский план монументальной пропаганды утратил первоначальный агрессивный импульс - сказались нехватка материалов и общие экономические трудности. Некоторое время этот план существовал в виде конкурсов (например, на проект памятнику К.Либкнехту и Р.Люксембург). Наступление НЭПа и вовсе изменило мировоззрение советской власти - романтика первых лет ушла в прошлое. Сооружение и уничтожение монументов приобрело черты планомерности. Своеобразным послесловием к монументальному "взрыву" 1918-1920 годов стала история с планировавшейся заменой ангела на Александровской колонне на фигуру Ленина (впоследствии - фигуру красноармейца). История эта, имевшая место в 1924-1925 годах и связанная, видимо, с амбициями Зиновьева, была вполне в духе эпохи военного коммунизма - защитники колонны, к примеру, предлагали поставить статую Ленина в античных одеждах. Но закончилась, к счастью, ничем: после долгих обсуждений и протестов проект остался лишь в форме протоколов заседаний и бюрократической переписки.

В список были включены не только имена революционеров и крупных общественных деятелей, но и великих деятелей русской и зарубежной культуры (поэтов, философов, ученых, художников, композиторов, актеров) - всего 70 имен. Кроме памятников отдельным лицам, план монументальной пропаганды предполагал также установку монументальных аллегорических композиций. Четкой границы завершения работ над проектами монументальной пропаганды не существует. Как отмечается в Большой Советской энциклопедии, «в широком смысле вся история советского монументального искусства представляет собой продолжение ленинского плана монументальной пропаганды».

Для осуществления «плана» были привлечены известные скульпторы Москвы, Петрограда и других городов. Тем самым был дан мощный стимул к развитию скульптуры. Важно отметить, что государственный заказ на монументальную скульптуру сыграл важную роль в определении магистрального направления советской скульптуры: преобладание городских монументов, общественная значимость как руководящий критерий при выборе тематики, патриотизм, эмоциональная сдержанность, героическое содержание, обобщенность и идеализация образов, порой излишний пафос, грандиозность масштабов и замыслов.

Об оптимистическом настрое среди скульпторов в связи с планом «монументальной пропаганды» свидетельствуют воспоминания старейшего русского скульптора Л. Шервуда : «… Я был не только обрадован, но и изумлен тем, что, несмотря на громадные материальные лишения, которые мы тогда испытывали, молодому советскому государству понадобилась скульптура, потребность в которой всегда связывалась с избытком средств индивидуального заказчика или общественной организации. Теперь, конечно, для нас понятно, что ленинский план „монументальной пропаганды“ был органически связан с великим делом культурной революции, с колоссальной перестройкой человеческого сознания, которую сделали возможной великие дни Октября».

В условиях экономического кризиса, вызванного проводимой большевиками политики военного коммунизма , для полноценной реализации «плана» не хватало материальных ресурсов. Приходилось идти на компромиссы и ухищрения: использовать недолговечные материалы (гипс , бетон , дерево). Поэтому первые памятники создавались как временные, и предполагалось лучшие из них впоследствии перевести в «вечные» материалы. Для того, чтобы придать бетонной скульптуре благородный вид, скульптор Н. А. Андреев добавлял мраморную крошку в качестве заполнителя для бетонной смеси. Бетон с мраморной крошкой внешне был очень похожим на камень, так что немногие могли их отличить, но как скульптурный материал он всё же оставался трудным для обработки и очень непрочным. Финансовые трудности не останавливали процесс выработки и установления городских монументов. Ленин лично занимался вопросами финансирования проектов, так как «монументальная пропаганда», как отметил Шервуд, была одним из важнейших мероприятий в деле культурной революции. С упрочением хозяйственного положения Советской России в 1922 году появляются памятники из прочных материалов, сохраняющихся длительное время. Первые пореволюционные бронзовые памятники в Москве датируются 1924 годом .

В проектах, выполненных по плану «монументальной пропаганды», принимали участие скульпторы и архитекторы ставшие впоследствии известными мастерами советского искусства: Сергей Конёнков , Вера Мухина , Карл Зале , Александр Матвеев , Эрнест Шталберг , Сергей Меркуров , Иван Шадр , Лев Руднев , Теодор Залькалнс и другие.

Также необходимо помнить об ограничивающих свойствах таких трудных для обработки материалов, как бетон, которые скульпторы весьма успешно преодолевали. И если эстетическая оценка памятников, воздвигнутых по плану «монументальной пропаганды», может быть дискуссионной, то колоссальное историческое значение плана «монументальной пропаганды» для развития советской скульптурной школы бесспорно. О выдающейся роли монументальной пропаганды для советской скульптуры писала Вера Мухина:

Работа по плану монументальной пропаганды была тем зерном, из которого проросла вся советская скульптура. Перед искусством раскрылись невиданные перспективы, оно обогатилось новыми целями. Задача, поставленная Лениным, была важна и необходима не только для народных масс, но и для нас, художников…".

Для развития скульптуры важна была также активная деятельность печатных органов по популяризации скульптурных памятников и монументов, особенно в первое время монументальной пропаганды. Открытие какого-либо памятника всегда сопровождалось рядом мероприятий по подготовке граждан к восприятию нового памятника: публиковались статьи под рубриками «Кому пролетариат ставит памятники», «Тени забытых предков» и пр.

К первой годовщине Октябрьской революции 7 ноября 1918 года на улицах и площадях Москвы было открыто 12 монументов. Наиболее значимым среди них был обелиск, посвященный первой советской конституции , через полгода дополненный статуей свободы . По мнению некоторых исследователей, монумент Советской Конституции - одно «из лучших произведений ленинского плана монументальной пропаганды» . Однако кирпичный обелиск с бетонной статуей быстро обветшал, простояв всего лишь около 20 лет; в 1941 году его снесли при расчистке площади.

За время с 1918 по 1921 год Москва получила более 25 памятников, Петроград - свыше 15.

В настоящее время монументальная пропаганда ассоциируется прежде всего со скульптурными памятниками, однако перспектива развития монументальной пропаганды не ограничивалась средствами изобразительного искусства, подразумевая широкий синтез всех искусств, включая литературу, театр и музыку (например, в организации массовых зрелищ).

Каково же было это новое, служащее революции и революционному государству, искусство? Уже в первые месяцы советской власти правительство принимает ряд декретов: 17 июня 1918 г. – "Об охране библиотек и книгохранилищ", 5 октября 1918 г. – "О регистрации, приеме на учет и охранении памятников искусства и старины, находящихся во владении частных лиц, обществ и учреждений", 26 ноября 1918 г. – "О научных, литературных, музыкальных и художественных произведениях", признававшихся государственным достоянием. 3 июня 1918 г. В. И. Ленин подписал декрет о национализации Третьяковской галереи. Были национализированы Эрмитаж и Русский музей (бывший Музей императора Александра III), многие частные собрания; соборы Кремля превращались в музеи, равно как и царские резиденции под Петроградом и Москвой. Еще в ноябре 1917 г. при Наркомпросе была создана Коллегия по делам музеев и охраны памятников искусства и старины. Учрежденный государственный музейный фонд систематизировал музейные ценности и распределял их по музеям.

План монументальной пропаганды

12 апреля 1918 г. был опубликован декрет СНК "О памятниках Республики", вслед за этим началось осуществление "ленинского плана монументальной пропаганды", на идею которого В. И. Ленина натолкнула книга утописта Томмазо Кампанеллы "Город Солнца". Ленин считал, что нужно широко использовать все виды монументального искусства как мощное средство политической пропаганды. Одно из первых мест здесь отводилось скульптуре. В соответствии с выработанным планом монументальной пропаганды были убраны памятники, не представлявшие, по мнению новой власти, ни исторического, ни художественного интереса, и стали создаваться памятники (бюсты, фигуры, стелы, памятные доски) героям революции, общественным деятелям, а также ученым, писателям, поэтам, художникам, композиторам, артистам, т.е., по выражению Ленина, "героям культуры", во всяком случае, которые считались таковыми. Памятные доски с лаконичными надписями играли немаловажную роль в пропаганде. Так, на стене Исторического музея был повешен картуш1 с изречением Ф. Энгельса: "Уважение к древности есть несомненно один из признаков истинного просвещения" (арх. С. Чернышев).

Заметим сразу, что это верное соображение (как и гуманность декретов о сохранении национального достояния) самым удивительным образом уживалось с варварским уничтожением ценнейших памятников, расхищением или в лучшем случае запрятыванием их в запасники (как было, например, с монументом Александра III Паоло Трубецкого), а несколько позднее, в частности в 1930-е гг., – с разрушением памятников древнерусского зодчества и церковной утвари. Потери, которые принесли "разгул революционной стихии", а затем и намеренное, сознательное, планомерное варварское уничтожение церквей и икон, еще процветавшее в 1960-е гг., – невосполнимы.

В создании новых памятников принимали участие скульпторы самых разных направлений и возрастов: Н. А. Андреев, А. Т. Матвеев, В. А. Синайский и др., даже студенты художественных училищ. "Задачу, выдвинутую перед нами В. И. Лениным, мы выполняли с энтузиазмом, насколько у нас хватало сил и умения", – вспоминал скульптор Л. В. Шервуд (1871–1954). Первые памятники были разными по трактовке образа и формы: от традиционно реалистических, иногда натуралистических, до открыто формалистических, от портретных до обобщенно-символических. Открытие памятника всегда было актом пропаганды. Обсуждение проектов вызывало горячие творческие дискуссии. 22 сентября 1918 г. был открыт первый такой памятник – A. Н. Радищеву, созданный Л. В. Шервудом и установленный перед Зимним дворцом в Петрограде. Второй гипсовый отлив этого памятника был изготовлен для Москвы и занял место на Триумфальной площади в том же году. В ноябре 1918 г. был открыт еще ряд памятников: К. Марксу перед Смольным работы А. Т. Матвеева, В. Лассалю работы B. А. Синайского ("героическая фантазия на тему о пламенном народном трибуне", как писали в прессе) в Петрограде (не сохранились), Ф. М. Достоевскому (что странно) работы С. Д. Меркурова на Цветном бульваре в Москве, бюст Джузеппе Гарибальди у Московской заставы в Петрограде, исполненный латышским скульптором Карлисом Зале, бюст Н. Г. Чернышевского работы Теодориса Залькалнса и несколько позднее – О. Бланки (1919) также в Петрограде. С 1918 по 1920 г. в Москве было установлено 25 памятников, в Петрограде – 15. Многие памятники не сохранились в основном потому, что были исполнены во временных материалах (гипс, бетон, дерево и проч.). Другие являли собой пример откровенной халтуры. Были примеры кубистических поисков формы, как памятник Бакунину Б. Королева, не понравившийся "общественности" и но ее требованию вскоре убранный. До 1940 г. простоял в Москве на Советской площади обелиск Н. А. Андреева (арх. Д. П. Осипов) "Советская конституция" (1919, не сохранился). По словам самого автора, вдохновленный "революционным временем", Андреев создал в обелиске символическую фигуру Свободы. Рельеф М. Г. Манизера "Рабочий" (1920, гипс), установленный на фасаде здания Постоянной промышленной выставки ВСНХ в Москве (теперь Петровский пассаж, рельеф сохранился), исполнен в академических традициях, что характерно для этого мастера.

Не только в Москве и Петрограде – но всей стране создавались памятники согласно плану монументальной пропаганды, положившему начало "революционному преобразованию искусства", созданию искусства новой эры. Далеко не все образы были глубокими, даже в тех случаях, когда скульпторы стремились к воплощению нового революционного содержания через постижение классического наследия и преодоление влияний формализма, как это делали Матвеев, Мухина, Лебедева, Шадр, которые неустанно работали над совершенствованием мастерства – спецификой материала, выразительными средствами пластики.

В Москве недалеко от Кремля, на месте, где раньше стоял памятник царю Александру III, шел митинг, посвященный закладке нового памятника. Революционный народ разрушил старый мир и не хотел видеть ничего, что напоминало о проклятом прошлом, о его бесправии и угнетении.
Было тесно в людской толпе - вся Москва хотела быть здесь в этот торжественный час. На трибуну поднялся В. И. Ленин. Дружным,и аплодисментами приветствовал его народ.
«Товарищи! На этом месте прежде стоял памятник царю, а теперь мы совершаем здесь закладку памятника освобожденному труду...» - говорил Владимир Ильич.
Один за другим новые памятники возникали в Москве, в Петрограде, во многих других городах. Осуществлялась одна из замечательных ленинских идей - план монументальной пропаганды. Он родился в трудные весенние дни 1918 года. Брестский мир остановил мировую войну, но враги революции затевали новое кровопролитие. Над молодой Советской республикой нависла смертельная опасность. Полчища иноземных войск вторглись на нашу землю.
Громом сражений начинались дни. Едкая гарь курилась над сожженными деревнями. Заводы не работали, не было топлива. Народ голодал, но мужественно отстаивал завоевания Октября» грудью заслоняя свое будущее.
Будущее... Что-то большое, светлое, радостное есть в этом слове, если знаешь, что творят это будущее свободные, умные, добрые люди.
Великая сила созидания появилась у советского народа. И уже тогда, сквозь дымную завесу войны и разрухи, Владимир Ильич Ленин, казалось, увидел время, когда освобожденные народы ринутся к науке, знанию, литературе, искусству, зодчеству и покажут миру чудеса достижений в самых разное образных областях.
В эти дни Советское правительство начинало культурную революцию в стране, где народные массы были бессовестно «ограблены в смысле света и знания».
Народу нужно было вернуть то, что создано им и по праву принадлежит ему. Надо было широко распахнуть двери музеев, донести до народа эстетическую ценность художественных сокровищ мировой культуры.
«Образовательный и культурный подъем массы населения» стал одной из великих забот советского государства. Большая роль теперь принадлежала искусству. Понятные и близкие народу произведения могли стать отличным средством быстрого распространения революционных идей.
Мудрый Ленин знал это. Нарком просвещения А. В. Луначарский вспоминал, как в 1918 году Владимир Ильич вызвал его специально для того, чтобы «двинуть вперед искусство как агитационное средство». В этой беседе Владимир Ильич впервые изложил суть того великого плана, которому суждено было сыграть огромную роль в жизни и в искусстве. Это был план монументальной пропаганды.
В. И. Ленин предлагал украсить города надписями революционного и гуманистического содержания, поставить памятники революционерам, гуманистам, писателям, художникам.
Владимир Ильич был увлечен. Он знал огромную убеждающую силу искусства и видел в нем могучее средство политичен ской агитации и пропаганды. Искусство должно служить людям, должно помогать им, воспитывать гуманистические, гражданские, патриотические чувства. Еще на заре XVII века об этом мечтал итальянский мыслитель, борец за свободу своей родины Томмазо Кампанелла. Двадцать семь лет томился в тюрьме герой-патриот. Но ничто не могло убить в нем светлой веры в прекрасное будущее человечества. И мрачная темница озарилась фантастическим светом мечты. «Город солнца» - так назвал он созданную в тюрьме книгу. Кампанелла описал жизнь общества без частной собственности, без бедных и богатых, где все трудятся по внутренней потребности для общего счастья.
В солнечном городе Кампанеллы все служило людям. Памятники борцам за свободу будили патриотические чувства молодого поколения. Украшавшие дома фрески и надписи пробуждали высокие, благородные стремления...
Но Томмазо Кампанелла увидел «Город солнца» лишь в грезах... Несбыточной мечтой оказался он в Италии, страдавшей под гнетом испанского владычества.
Лишь народ, обретший свободу и ставший хозяином своей судьбы, сумел претворить мечту в жизнь. Осуществление плана монументальной пропаганды в молодой советской стране стало делом общегосударственной важности. Владимир Ильич принял самое деятельное участие в разработке конкретных мероприятий. 12 апреля 1918 года был подписан первый декрет Совета Народных Комиссаров о монументальной пропаганде. Через два дня он был опубликован.
«В ознаменование великого переворота, преобразовавшего Россию, Совет Народных Комиссаров постановляет:
1. Памятники, воздвигнутые в честь царей и их слуг и не представляющие интереса ни с исторической, ни с художественной стороны, подлежат снятию с площадей и улиц... Их должны заменить памятники, надписи и эмблемы, отражающие «идеи и чувства революционной трудовой России».
И, «пожалуйста, не думайте, - говорил Владимир Ильич,- что я при этом воображаю себе мрамор, гранит и золотые буквы. Пока мы должны все делать скромно».
Специальной комиссии предлагалось организовать широкий конкурс по созданию проектов памятников, модели которых должны быть представлены «на суд масс».
Предполагалось поставить памятники революционерам и общественным деятелям, философам, ученым, писателям, поэтам, художникам, композиторам, актерам. Утвержденный В. И. Лениным список включал 63 имени. Здесь были первые русские революционеры Радищев, Пестель, Рылеев, вождь крестьянской войны Степан Разин, народовольцы Желябов и Перовская, пролетарские революционеры Халтурин, Плеханов, Володарский, писатели и поэты Пушкин, Лермонтов, Толстой, революционеры-демократы Герцен, Огарев, Чернышевский, великие ученые Ломоносов и Менделеев, выдающиеся актеры Мочалов и Комиссаржевская, гениальные художники Андрей Рублев и Александр Иванов и многие другие.
Кроме русских деятелей науки, культуры и революционного движения, в списке были Спартак, Дантон, Байрон, Гете, Бетховен и другие.
С огромным воодушевлением встретили этот план скульпторы. Он открывал новый путь в искусстве - путь служения революции и народу. Деятели искусства включились в активную борьбу с мраком и темнотой.
В холодных мастерских закипела горячая работа. Было плохо с материалами, но зато хорошо на душе. Однако в это время не вся художественная интеллигенция готова была служить высоким целям. Враждебные советской власти деятели искусства не желали принимать участия в ее начинаниях.
«Мы для немногих. Искусство не может раздаваться всем. Оно божественно, царственно. За покушение на эту святыню придется держать ответ перед богом», - заявляли они.
Но колесо истории не вращалось вспять. «Искусство для немногих» отступило перед искусством, которое, по словам Владимира Ильича, «должно принадлежать народу».
Первые памятники появились на улицах Москвы и Петрограда уже в первую годовщину Октябрьской революции. 7 ноября 1918 года в Москве был открыт памятник основоположникам научного коммунизма Марксу и Энгельсу. В этот же день открылась мемориальная доска, увековечивающая память борцов Октябрьской революции. Это был большой рельеф из цветного цемента. В центре - крылатая фигура со знаменем и пальмовой ветвью, над которой поднималось фантастическое солнце. Лучи его составляла надпись «Октябрьская революция». Слова «Павшим в борьбе за мир и братство народов» были начертаны на знаменах у подножия фигуры. Автором ее был скульптор С. Т. Коненков. Рельеф производил большое впечатление, хотя и страдал некоторой отвлеченностью, и условностью. Владимиру Ильичу он показался «не особенно убедительным», а сам автор в шутку называл его «мнимо-реальной» доской.
На торжественных митингах с короткими, но страстными речами выступал Владимир Ильич. Открытие памятников превращалось в своеобразный народный праздник, и Ленин справедливо видел в этом серьезное средство пропаганды революционных идей. Памятники монументальной пропаганды были очень разнообразны. На площадях и в скверах ставили монументы, обелиски, стены украшали рельефами.
Устанавливались также специальные доски, оформляемые очень оригинально. Архитектор Н. Ладовский вкомпоновал в такую доску исполненное глубокого философского смысла изречение Н. Г. Чернышевского: «Будущее светло и прекрасно. Любите его, стремитесь к нему, работайте для него, приближайте его, переносите из «его в настоящее, сколько можете перенести».
Выполнялись все эти памятники из недорогостоящих и не очень прочных материалов. Лишь немногие сохранились до наших дней. В одной из ниш Петровского Пассажа в Москве сохранился рельеф - «Рабочий», выполненный в 1920-1921 гг. скульпторам М. Г. Манизером.
В сквере перед старым зданием Московского университета и поныне стоят памятники великим мыслителям-революционерам А. И. Герцену и Н. Н. Огареву, отлитые из бетона в 1920-1922 гг. Их формы просты и строги. Но, может быть, в этой мудрой простоте и кроется большая сила, которой исполнен, например, образ Герцена. Эта сила выражена не движением или жестом, но заключена в могучем интеллекте, страстном темпераменте борца, направляемых сильной волей. Компактность, собранность фигуры, четкий силуэт, строгий ритм простых и ясных линий отличают этот памятник.
Автор этих монументов - скульптор Н. А. Андреев, который впоследствии создал «Лениниану» - единственный в своем роде художественный документ о В. И. Ленине.
В первые же три года осуществления плана монументальной пропаганды в Москве было установлено 25 памятников, в Петрограде - более 15. Здесь первый памятник был открыт еще в сентябре 1918 года. Это был памятник Радищеву.
...В торжественном строю застыли войска, замерли в молчании тысячи людей... Нарком просвещения А. В. Луначарский произнес речь на открытии памятника «первому пророку и мученику революции». Имя первого русского революционера А. Н. Радищева было в самом начале большого списка тех, память о ком стала для советских людей священной.
Памятник Радищеву не был грандиозным монументом - это был небольшой бюст на цилиндрическом постаменте. Он свободно умещался в бреши, проломанной в ограде сада перед Зимним дворцом.
Дух великого бунтаря жил в революционном народе, свергнувшем царизм. И было нечто символическое в установке памятника Радищеву у «былого жилища царей», превращенного в дворец для народа.
А. В. Луначарский отмечал выразительность образа революционера-гуманиста, исполненного «мощи и мятежности». К сожалению, бюст был выполнен из нестойкого материала и не сохранился. Повторную отливку бюста установили в Москве. Автором его был скульптор Л. В. Шервуд, руководивший в первое время осуществлением плана монументальной пропаганды в Петрограде.
Перед величественным, строгим по формам зданием Смольного в 1918 году был установлен памятник К. Марксу работы А. Т. Матвеева. Он был сделан из гипса и поэтому вскоре разрушился. На его месте теперь стоит памятник В. И. Ленину, выполненный В. В. Козловым.
У Технологического института и сейчас стоит памятник Г. В. Плеханову. История его создания примечательна. Автор памятника - И. Я. Гинцбург - ученик известного русского скульптора М. М. Антокольского. Работая над бюстом Г. В. Плеханова, он испытывал большие материальные затруднения: не хватало материалов. И вот однажды в Петроградский Совет пришло письмо. «Мне сообщают, - писал В. И. Ленин, - ... что скульптор Гинцбург, изготовляющий бюст Плеханова, нуждается в материалах, глине и прочее... Нельзя ли дать приказ... присмотреть, налечь, проверить?» И скульптору помогли. Увлеченный работой над образом русского марксиста, мастер очень быстро развил свой скромный замысел в композицию из двух фигур: Плеханов произносит речь с трибуны, у подножия которой стоит рабочий со знаменем. Сюжет раскрывал одно из типичных для того времени общественных событий и сообщал группе жанровый характер.
Осуществление, плана монументальной пропаганды в первые годы шло очень успешно. За четыре года скульпторы создали 183 памятника и проекта и несколько десятков памятных досок. Владимир Ильич все время интересовался ходом дел, заботился, где надо - помогал, но нерадивых крепко подстегивал. Известна его телеграмма А. В. Луначарскому, посланная через месяц после опубликования декрета:
«Петроград Смольный Народному Комиссару просвещения Луначарскому (3 мая 1918 года)
Удивлен и возмущен бездеятельностью Вашей и Малиновского в деле подготовки хороших цитат и надписей на общественных зданиях Питера и Москвы... Ленин».
Однако не все памятники, установленные в первые годы осуществления плана монументальной пропаганды, были приняты народом. Скульпторов формалистического лагеря, не заботившихся о ясности, доходчивости своих произведений до широкого зрителя, постигали неудачи. Народ требовал снятия памятников, которые не пробуждали высоких мыслей и чувств, не радовали глаз красотою понятной и строгой формы.
У Мясницких ворот в Москве готовили к открытию памятник Бакунину. Скульптор В. Королев выполнил статую в кубистическом духе, резко членя ее на грубые плоскости и объемы. Когда сняли временную ограду, скрывавшую памятник, москвичи с негодованием потребовали через газету убрать это формалистическое «чучело». Московский Совет удовлетворил справедливое требование, и памятник был снят.
Этот случай не был единичен. И в скульптуре нашла отражение та острая идеологическая борьба, которая шла в процессе становления метода социалистического реализма.
Ленинский план монументальной пропаганды наметил и помог проверить жизнью верность пути, на котором мастера советской монументальной скульптуры добились уважения и признания миллионов людей.
Глубокие идеи, заложенные в ленинском плане, сделали его основой для развития советской монументальной скульптуры и в последующий период.
Вскоре после смерти Владимира Ильича были созданы значительные монументы, увековечивающие его образ. Статуей «Ленин-вождь» была закончена «Лениниана» Андреева, начатая портретами В. И. Ленина в рисунке и скульптурными группами, изображающими его за работой.
На плотине Земо-Авчальской гидроэлектростанции (ЗАГЭС) был воздвигнут монумент, в котором гигантская фигура В. И. Ленина завершает величественный ансамбль. В него включалась природа Кавказа - горные цепи и покоренная река. Автором этого оригинального сооружения был известный советский скульптор И. Д. Шадр.
Интересные памятники В. И. Ленину воздвигнуты по проектам М. Г. Манизера в родном городе Владимира Ильича - Ульяновске и в Петрозаводске. Да едва ли найдется в нашей стране город, где бы не было памятника другу и учителю трудящихся.
В советской монументальной скульптуре прочно утверждался свой, особый стиль, где черты героического сочетались с большой человечностью и простотой. Таковы памятники С. М. Кирову в Ленинграде работы Н. В. Томского, А. М. Горькому в Москве (проект И. Д. Шадра, исполнен В. И. Мухиной) и другие.
Но самым выдающимся сооружением советской монументальной скульптуры была статуя «Рабочий и колхозница» В. И. Мухиной, выполненная для советского павильона на Международной выставке 1937 года в Париже. Она получила мировую известность. Героизм и мужество советского народа в годы Великой Отечественной войны, его величие в борьбе и победе запечатлены в многочисленных монументах, установленных в 40-50-х годах.
Монументальная скульптура увековечивала память героев, напоминала людям о бедствиях войны, звала к борьбе за мир. В центре Европы, в Берлине, по проекту Е. В. Вучетича и архитектора Я. Б. Белопольского был создан некрополь - величественный архитектурно-скульптурный комплекс. Холм-мавзолей увенчивает скульптура «Воин-освободитель». Советский солдат с ребенком на руках, разрубивший фашистскую свастику, стал символом борьбы за мир, за счастье, за свободу.
Памятники советским воинам в Берлине и Кюстрине, в Вильнюсе, в Вязьме и в Риге, во многих других городах, установка ста десяти бюстов дважды и трижды Героев Советского Союза на их родине - все это было закономерным развитием великой ленинской идеи об увековечивании памяти тех, кто честно служил трудовому народу.
По всей стране возникают все новые и новые памятники тем, чьи светлые мысли и пламень души были отданы людям. Чернышевский и Гоголь, Пушкин и Низами, Грибоедов и Маяковский и еще много, много дорогих имен стоят в славном ряду тех, кого в трудный восемнадцатый год назвал Владимир Ильич Ленин.

Ленинский план монументальной пропаганды

Ленин выступает на открытии памятника Марксу и Энгельсу (ск. С. А. Мезенцев). 7 ноября 1918 года. Москва.

Монументальная пропаганда (также ленинский план «монументальной пропаганды» ) - выдвинутая В. И. Лениным стратегия развития монументального искусства и его мобилизация в качестве важнейшего агитационного средства революции и коммунистической идеологии. План монументальной пропаганды в широком масштабе обеспечил скульпторов государственными заказами на городские монументы и тем самым явился прямым стимулом для самобытного развития советской скульптурной школы.

План

История

Идея монументальной пропаганды Ленина восходит к утопическому сочинению итальянского философа Томмазо Кампанелла (1568-1639) «Город Солнца », в котором философ излагает свои мысли об устройстве идеального социалистического государства. В беседе с Луначарским Ленин вспоминал то место сочинения, где Кампанелла упоминает украшение стен города фресками:

… которые служат для молодежи наглядным уроком по естествознанию, истории, возбуждают гражданское чувство - словом, участвуют в деле образования, воспитания новых поколений. Мне кажется, - продолжал Ленин, - что это далеко не наивно и с известным изменением могло бы быть нами усвоено и осуществлено теперь же… Я назвал бы то, о чем я думаю, монументальной пропагандой.

Осуществление

С. Меркуров. Памятник К. А. Тимирязеву на Никитском бульваре в Москве. Гранит. 1923

Основу плана составили два проекта:

Памятники должны быть поставлены на бульварах, скверах и т. п. во всех районах г. Москвы с высечениями, выписками или изречениями на постаментах или антуражах, чтобы памятники эти явились как бы уличными кафедрами, с которых в массы людей летели бы свежие слова, будирующие умы и сознание масс.

Начало осуществления плана монументальной пропаганды было положено декретом СНК РСФСР «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской Социалистической Революции» (утвержден 14 апреля 1918 года) . В числе установленных декретом мероприятий значилось снятие памятников, «воздвигнутых в честь царей и их слуг». , и выработка проектов памятников Российской социалистической революции.

В ознаменование великого переворота, преобразившего Россию, Совет Народных Комиссаров постановляет:

Отделом изобразительных искусств Наркомпроса был подготовлен список лиц, которым предполагалось поставить памятники. В список были включены не только имена революционеров и крупных общественных деятелей, но и великих деятелей русской и зарубежной культуры (поэтов, философов, ученых, художников, композиторов, актеров) - всего 69 имен. Кроме памятников отдельным лицам план монументальной пропаганды предполагал также установку монументальных аллегорических композиций. Четкой границы завершения работ над проектами монументальной пропаганды не существует. Как отмечается в Большой Советской энциклопедии, «в широком смысле вся история советского монументального искусства представляет собой продолжение ленинского плана монументальной пропаганды».

Скульпторы

М. Манизер. Рабочий. Рельеф на стене Петровского пассажа в Москве. Цемент. 1920-1921.

Для осуществления «плана» были привлечены известные скульпторы Москвы, Петрограда и других городов. Тем самым был дан мощный стимул к развитию скульптуры. Важно отметить, что государственный заказ на монументальную скульптуру сыграл важную роль в определении магистрального направления советской скульптуры: преобладание городских монументов, общественная значимость как руководящий критерий при выборе тематики, патриотизм, эмоциональная сдержанность, героическое содержание, обобщенность и идеализация образов, порой излишний пафос, грандиозность масштабов и замыслов.

Об оптимистическом настрое среди скульпторов в связи с планом «монументальной пропаганды» свидетельствуют воспоминания старейшего русского скульптора Л. Шервуда : «… Я был не только обрадован, но и изумлен тем, что, несмотря на громадные материальные лишения, которые мы тогда испытывали, молодому советскому государству понадобилась скульптура, потребность в которой всегда связывалась с избытком средств индивидуального заказчика или общественной организации. Теперь, конечно, для нас понятно, что ленинский план „монументальной пропаганды“ был органически связан с великим делом культурной революции, с колоссальной перестройкой человеческого сознания, которую сделали возможной великие дни Октября».

В условиях экономического кризиса 1920-х годов для полноценной реализации «плана» не хватало финансовых средств. Приходилось идти на компромиссы и ухищрения: использовать недолговечные материалы (гипс , бетон , дерево). Поэтому первые памятники создавались как временные и предполагалось лучшие из них впоследствии перевести в «вечные» материалы. Для того, чтобы придать бетонной скульптуре благородный вид, скульптор Н. А. Андреев добавлял мраморную крошку в качестве заполнителя для бетонной смеси. Бетон с мраморной крошкой внешне был очень похожим на камень, так что немногие могли их отличить, но как скульптурный материал он все же оставался трудным для обработки и очень не прочным. Финансовые трудности не останавливали процесс выработки и установления городских монументов. Ленин лично занимался вопросами финансирования проектов, так как «монументальная пропаганда», как отметил Шервуд, была одним из важнейших мероприятий в деле культурной революции. С улучшением хозяйственного положения Советской республики в 1922 году появляются памятники из прочных материалов, сохранившиеся до настоящего времени. Первые пореволюционные бронзовые памятники в Москве датируются 1924 годом .

Широко распространено мнение о том, что в проектах, выполненных по плану «монументальной пропаганды» «не было достигнуто каких-либо выдающихся художественных результатов». Подобный взгляд субъективен: большинство работ было выполнено талантливыми и высококвалифицированными скульпторами, среди которых были и выдающиеся, в будущем всемирно известные мастера: Меркуров , Коненков , Вера Мухина , Карл Зале чьи работы (включая проекты для плана «монументальной пропаганды») высоко ценятся российскими искусствоведами.

Также необходимо помнить об ограничивающих свойствах таких трудных для обработки материалов как бетон, которые скульпторы весьма успешно преодолевали. И если эстетическая оценка памятников, воздвигнутых по плану «монументальной пропаганды» может быть дискуссионной, то колоссальное историческое значение плана «монументальной пропаганды» для развития советской скульптурной школы бесспорно. О выдающейся роли монументальной пропаганды для советской скульптуры писала Вера Мухина:

Работа по плану монументальной пропаганды была тем зерном, из которого проросла вся советская скульптура. Перед искусством раскрылись невиданные перспективы, оно обогатилось новыми целями. Задача, поставленная Лениным, была важна и необходима не только для народных масс, но и для нас, художников…».

Для развития скульптуры важна была также активная деятельность печатных органов по популяризации скульптурных памятников и монументов, особенно в первое время монументальной пропаганды. Открытие какого-либо памятника всегда сопровождалось рядом мероприятий по подготовке граждан к восприятию нового памятника: публиковались статьи под рубриками «Кому пролетариат ставит памятники», «Тени забытых предков» и пр.

В действии

К первой годовщине Октябрьской революции 7 ноября 1918 года на улицах и площадях Москвы было открыто 12 монументов. Наиболее значимым среди них был обелиск, посвященный первой советской конституции , через полгода дополненный статуей свободы . По мнению некоторых исследователей монумент Советской Конституции - одно «из лучших произведений ленинского плана монументальной пропаганды» . Однако кирпичный обелиск с бетонной статуей быстро обветшал, простояв всего лишь около 20 лет; в 1941 году его снесли при расчитске площади.

За время с 1918 по 1921 год Москва получила более 25 памятников, Петроград - свыше 15.

В настоящее время монументальная пропаганда ассоциируется прежде всего со скульптурными памятниками, однако перспектива развития монументальной пропаганды не ограничивалась средствами изобразительного искусства, подразумевая широкий синтез всех искусств, включая литературу, театр и музыку (например, в организации массовых зрелищ).

Памятники

С. Меркуров. Памятник Ф. М. Достоевскому в сквере больницы им. Ф. М. Достоевского в Москве. Гранит. 1911-1918.

  • Первое произведение после принятия декрета - памятник Радищеву, архитектор Л. В. Шервуд , в Петрограде на Дворцовой площади. Открыт 22 сентября 1918 году. Отлив с этой статуи установлен в Москве на Триумфальной площади 6 октября 1918 года (не сохранился).
  • 7 ноября 1918 года было открыто 19 памятников, в том числе:
  • «Маркс», скульптор А. Т. Матвеев
  • Рельеф «Слава павшим в борьбе за мир и братство народов», скульптор С. Т. Коненков, 1918. Для Сенатской башни Московского кремля, сейчас в ГРМ.
  • «Маркс и Энгельс», скульптор С. Мезенцов. На площади Революции (не сохранился).
  • Памятник Достоевскому работы С. Меркурова (установлен первоначально на Цветном бульваре, сейчас - у больницы им. Достоевского).

Прочие сохранившиеся памятники

По сей день на улицах Москвы сохранились ранние памятники и рельефные работы, установленные с 1918-1923 гг. по плану «монументальной пропаганды» (многие были переведены в традиционные скульптурные материалы - бронза, гранит и т. д.):

  • «Мысль» работы С. Меркурова (также установлен первоначально на Цветном бульваре, теперь на Новодевичьем кладбище на могиле скульптора);
  • Памятник Тимирязеву работы С. Меркурова (на площади Никитские ворота);
  • Памятники Герцену и Огареву работы Н. Андреева (теперь находятся во дворике Института стран Азии и Африки МГУ им. Ломоносова на Моховой улице);
  • Рельеф-тондо с изображением рабочего и крестьянина работы Г. Алексеева, заменивший старый герб Москвы (на фасаде Центрального музея В. И. Ленина, бывшего здания Городской думы рядом с Историческим музеем);
  • Рельеф с изображением фигуры рабочего работы М. Г. Манизера (на стене Петровского пассажа);
  • Медальон с профильным изображением Герцена работы Н. Андреева (на столбе ворот Литературного института им. А. М. Горького - Тверской бульвар, д. 25);
  • Переделанный «романовский» Памятник-обелиск в Александровском саду .

Среди ранних памятников, воздвигнутых по плану «монументальной пропаганды» в Петербурге, сохранился памятник Плеханову работы И. Гинцбурга (двухфигурная композиция: Плеханов, произносящий речь с уличной кафедры и фигура молодого рабочего у подножья трибуны со знаменем) - отлит в бронзе в 1925 году и установлен перед зданием Технологического института.

Также были возведены:

  • Саратов: памятники Радищеву и Белинскому;
  • Минск: «Красноармеец» (1919)
  • Киев: памятники Марксу и Либкнехту, скульптор И. М. Чайков (1918); были уничтожены, когда город взяла Белая Армия; в 1921 году был открыт новый памятник Марксу того же скульптора на Крещатике;
  • Омск: «Октябрьская революция», скульптор И. Д. Шадр (1919);
  • Калуга: памятник Марксу, скульптор И. Г. Манизер (1920);
  • Симбирск: памятник Марксу, скульптор С. Д. Меркуров и архитектор В. А. Щуко (1921);
  • Клин: «Революция», скульптор В. И. Мухина.

Примечания

Литература

  • Толстой В. П. Ленинский план монументальной пропаганды в действии / Отв. ред. О. И. Сопоцинский; Ред. колл.: Б. В. Веймарн, А. И. Зотов, Ю. Д. Колпинский, Н. Г. Машковцев; Академия художеств СССР . - М .: Издательство Академии художеств СССР, 1961. - 56 с. - (Библиотека по изобразительному искусству для народных университетов культуры, художественной самодеятельности и школьных библиотек). - 53 500 экз. (обл.)
  • Воронов Н. В. Люди, события, памятники: (Рассказы о памятниках и мемориалах). - М.: Просвещение, 1984.

Ссылки

  • Осуществление плана ленинской монументальной пропаганды в Москве 1918-1923 .

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Ленинский план монументальной пропаганды" в других словарях:

    РСФСР. I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… …

    Кузьма Петров Водкин. «Смерть комиссара», 1928, Государственный Русский муз … Википедия

    Село Свияжск Флаг Герб … Википедия

    Для этой статьи не заполнен шаблон карточка. Вы можете помочь проекту, добавив его. У этого термина существуют и другие значения, см. Иуда Искариот (значения). З … Википедия

    УССР (Украïнська Радянська Социалicтична Республika), Украина (Украïна). I. Общие сведения УССР образована 25 декабря 1917. С созданием Союза ССР 30 декабря 1922 вошла в его состав как союзная республика. Расположена на… … Большая советская энциклопедия

    XII. Архитектура и изобразительное искусство = Древнейший период … Большая советская энциклопедия

    - (УЛЬЯНОВ) Владимир Ильич (1870 1924) русский марксист, основатель большевизма радикально экстремистского течения в рос. социал демократии и идеолог Советской власти как нового типа общественно полит, строя и цивилизации, основанных на… … Энциклопедия культурологии

    Скульптор Карл Зале (фото 1940 года) Дата рождения … Википедия

    Леонид Владимирович Шервуд (28 (16) апреля 1871, Москва 23 августа 1954, Ленинград) советский скульптор. Был в числе первых скульпторов, осуществлявших ленинский план «монументальной пропаганды», начиная с 1918 г. Представитель… … Википедия

    Украина. Расположена на юго западе СССР. Искусство Украины впитало традиции многочисленных художественных культур, сменявшихся на её землях. Становление самобытной культуры украинского народа проходило в сложных исторических условиях.… … Художественная энциклопедия



© 2024 plastika-tver.ru -- Медицинский портал - Plastika-tver