Летопись религиозных войн во франции. Религиозная война во Франции: причины, этапы, последствия

Главная / Новости хирургии

Вопросы в начале параграфа

Когда Франция стала централизованным государством?

Франция стала централизованным государством при Людовике XI во второй половине XV века

Вопросы к концу параграфа

Вопрос 1. Кто и почему сочувствовал протестантизму во Франции? Кто выступал за католическую церковь?

Во Франции протестантизму сочувствовали представители старинной знати, недовольные укреплением королевской власти, обедневшие дворяне, которые по примеру Германии не прочь были бы прибрать к рукам богатство церкви, горожане Южной Франции (в первую очередь предприниматели) недовольные военными налогами, крестьяне, недовольные сеньориальными и церковными поборами.

Католическую церковь поддерживали сторонники сильной королевской власти, а также жители Северной Франции, которые в меньшей степени пострадали от революции цен и тяжелых Итальянских войн.

Вопрос 2. Как действовали гугеноты?

Сначала гугеноты просто собирались на тайные собрания, распевали религиозные гимны, молились. Затем они перешли к активной борьбе против папы римского и его епископов: создали тайные типографии, где печатали листовки с изложением учения Лютера и Кальвина, которые распространяли по всей стране. По всей стране гугеноты рассылали своих священников - пасторов.

Вопрос 3. Назовите причины религиозных войн во Франции.

Причиной религиозных войн стал раскол страны на католиков и протестантов, при этом гугеноты считали своим долгом обратить всех в «истинную» веру, а королевская власть воспринимали гугенотов как угрозу единству королевства.

Вопрос 4. Подумайте, чем были вызваны события Варфоломеевской ночи. На кого возлагается ответственность за эти действия?

События Варфоломеевской ночи были вызваны нежеланием ряда католических лидеров мира с гугенотами. Неудачное покушение на лидера гугенотов адмирала Колиньи, который оказывал больше влияние на слабохарактерного короля, испугало королеву-мать Марию Медичи. Опасаясь мести гугенотов и используя недовольство парижан-католиков, она решила нанести внезапный удар по гугенотам. Таким образом вся ответственность ложится на королеву-мать и слабого короля Карла IX, которого убедили в необходимость избавиться от «вечных мятежников»

Вопрос 5. Используя материал параграфа и документ, расскажите, какими путями Генрих IV добился примирения католиков и гугенотов. Определите значение Нантского эдикта.

Генрих IV смог добиться примирения, когда Франция уже устала от длительных и кровопролитных религиозных войн. Гугенот Генрих согласился перейти в католицизм, чтобы получить поддержку Северной Франции, которая бы не приняла короля-еретика. Заняв престол, о не стал преследовать католических вельмож, наоборот, осыпал их милостями. Чтобы прекратить религиозные войны и добиться единства страны, король в 1598 г. издал Нантский эдикт – документ, регулирующий политические и религиозные права гугенотов. И хотя католическая религия объявлялась государственной, в стране провозглашалась веротерпимость

Вопрос 6. Выделите и запишите в тетрадь мероприятия Генриха IV, обеспечившие успех его правлению.

Генрих IV способствовал восстановлению Франции после тяжелых религиозных войн: заключил мир с Испанией, запретил арестовывать крестьян за долги и забирать у них скот, покровительствовал развитию промышленности и торговли (открывал многочисленные королевские мануфактуры участвовал в создании купеческих компаний), снизил налоги, улучшив жизнь населения.

Задания к параграфу

Вопрос 1. Докажите, что религиозные войны принесли бедствия Франции и французскому народу.

Религиозные войны являлись огромным бедствием для Франции, фанатизм и нетерпимость привели к гибели десятков тысяч французов, к экономическому разорению королевства.

Вопрос 2. Сравните деятельность Елизаветы Тюдор в Англии и Генриха IV во Франции.

Генрих IV как и Елизавета Тюдор старались укрепить королевскую власть, через прекращение религиозной розни, заботились об экономическом процветании своих стран, поощряли развитие промышленности и торговли (открывали мануфактуры, создавали купеческие компании). При этом в отличие от Англии Генрих IV провозгласил веротерпимость и запретил ущемление гугенотов при совершении религиозных обрядов, поступлении у учебные заведении, при занятии государственных должностей, в то время как в Англии католики на это не имели права.

Вопрос 3. Как вы понимаете слова кардинала Ришелье: «Моей первой целью было величие короля, моей второй целью было могущество государства»?

Слова кардинала Ришелье означают, что прежде всего он стремился укрепить королевскую власть в противовес крупным феодалам, которые старались ослабить центральную власть и влиять на государственные дела. Кардинал Ришелье продолжал политику централизации власти в руках короля: жестоко карал аристократов и смещал чиновников, если они проявляли своеволие, запретил дуэли между дворянами - проливать кровь надо за короля, передал власть на местах чиновникам - интендантам, которые назначались правительством и перед ним же отчитывались. Только после укрепления абсолютной королевской власти Ришелье решал государственные вопросы экономического и внешнеполитического характера.

Вопрос 4. Дайте оценку деятельности кардинала Ришелье. В каких литературных произведениях она описана? Если вы читали эти произведения, вспомните, как вы оценивали действия кардинала. Изменилась ли ваша оценка сейчас?

При кардинале Ришелье во Франции складывается абсолютная монархия. Деятельность кардинала описана в романах Дюма «Три мушкетера». Когда я читал эти произведения, то воспринимал кардинала Ришелье как отрицательного персонажа, который интриговал и строил козни против короля и мушкетера. Сейчас оценка изменилась, т.к. кардинал Ришелье все делал только на благо короля и государства, борясь с теми кто хотел их ослабить, например с герцогом Бэкингемом.

Вопросы к документу

1. Выделите положения, дающие гугенотам равные права с католиками.

Гугенотам разрешалось жить во всех городах Франции, гарантировалась религиозная свобода (защита от притеснений и гонений), свободное вероисповедание, гарантировалось право на образование, лечение и занятие государственных должностей.

Кардинал Ришелье завершил централизацию Франции, поднял авторитет королевской власти, подчинил частные интересы дворян интересам государства, поднял престиж Франции на международной арене.

Так называют гражданские войны во Франции между католиками, составлявшими большинство населения, и протестантским меньшинством, исповедующим кальвинизм и называвшим себя гугенотами.

Реформационные евангелические идеи зародились здесь в 20-х гг.

XVI в. в среде гуманистов, выдвигавших идеи оправдания верой и выступавших за перевод Библии на французский язык. В 20-30-х гг. во Франции получило широкое распространение лютеранство, а в 30-40-х гг. - кальвинизм. Однако в эти годы монархия ужесточила гонения на протестантов, а Генрих II учредил специальную комиссию для борьбы с ними. Тем не менее кальвинизм успешно распространялся, в особенности на юге Франции - как в богатых городах, где его приверженцами была буржуазия, так и в дворянских замках. Местных кальвинистов называли гугенотами (от швейцарского - сотоварищи).

В обращении к кальвинизму проявилось социальное недовольство дворянства юга -небогатого, удаленного от столицы и оттесненного от двора, источника королевской милости, - аристократией севера. Политическое лидерство в южных областях Франции принадлежало домам Шатильонов, Бурбонов и Конде - принцев крови, имевших собственные претензии на престол. Бурбоны к тому же были королями небольшого самостоятельного государства Наварра. Антиабсолютистские настроения юга выливались в религиозный протест, что позволяет историкам говорить о части южного дворянства как о примкнувшим к Реформации по конъюнктурным соображениям. Однако многие из них были искренними приверженцами кальвинизма.

На севере Франции ближе ко двору сформировалась другая партия со сходной политической программой (ограничение власти дома Валуа или даже свержение ее), но с иной религиозной ориентацией - ультракатолической. Во главе ее стояло семейство Гизов, претендовавшее на французский престол. Влияние Гизов усилилось в период малолетства Франциска II (1559-1560), что спровоцировало неудачную попытку Бурбонов и Конде захватить короля и потребовать у него свободы вероисповедания и устранения Гизов (Амбуазский заговор). После смерти Франциска II престол перешел к Карлу IX (1560-1574), реальная же власть находилась в руках его матери Екатерины Медичи, урегулировавшей отношения с Бурбонами.

Однако в 1562 г. Гизы спровоцировали открытую гражданскую войну, напав в местечке Васей на молившихся гугенотов и перебив их. В 1563 году герцог Франсуа де Гиз одержал победу при Друа, но вскоре был убит подосланными гугенотами убийцей. Гугенотская армия одержала победы и в войнах 1567 - 1568 и 1568 - 1570 гг. Эти войны отличались невероятной жестокостью с обеих сторон. Пленных, как правило, не брали, а порой вырезали целые деревни, если их жители придерживались иной религии.

Четвертая война началась в 1572 году после того, как католики устроили 24 августа 1572 года, в день Святого Варфоломея, резню гугенотов, съехавшихся в Париж на свадьбу Генриха Наваррского, и принцессы Маргариты Валуа. Было убито более 9 тысяч человек, в том числе Колиньи и многие другие вожди гугенотов. Спаслись лишь те, кто вынужденно принимал католичество, подобно Генриху Бурбону, позднее бежавшему из Парижа в Наварру. В 1573 году было достигнуто перемирие, но в 1574 году боевые действия возобновились, но не принесли решительной победы ни одной из сторон.

В 1576 году был выпущен королевский эдикт, провозглашавший свободу вероисповедания на всей территории Франции, за исключением Парижа. В ходе новой войны 1577 года, инспирированной созданной Гизами Католической лигой, эдикт был подтвержден, но король Генрих III оказался не в состоянии провести его в жизнь.

В 1580 году вспыхнула еще одна война, не имевшая решительных последствий. Но в 1585 году, когда Генрих Наваррский заявил претензии на французский трон, началась кровопролитная Война трех Генрихов - Генриха III, Генриха Наваррского и Генриха де Гиза.

Кальвинистский юг восстал, создав гугенотскую конфедерацию - самостоятельное политическое образование с собственной армией, финансами и системой управления. В ответ Гизы создали Католическую Лигу, которая не только противостояла гугенотам, но и служила орудием укреп-ления их авторитета и оказания давления на короля Генриха III (1574-1589). Однако король сделал удачный тактический ход, объявив себя главой Лиги. Религиозный конфликт во Франции стал постепенно приобретать общеевропейский характер: гугенотов и Генриха Наваррского поддержали Англия, протестантские князья Германии, Дания и Швеция, а Гизы вступили в союз с католической Испанией. Утратив контроль над Католической Лигой, они создали в 1585 г. Парижскую Лигу, активно выражавшую недовольство королем Франции и гугенотами. В сложившихся обстоятельствах Генрих III организовал политическое убийство герцога Гиза, вызвавшее восстание лигистов в Париже, на помощь которым поспешили испанцы. Королю Франции пришлось заключить союз с его политическим противником -Генрихом Наваррским. Генрих III вынужден был подтвердить свободу вероисповедания. В 1589 году Генрих III был убит фанатиком - монахом Жаком Клеманом.

Ему наследовал Генрих Наваррский, ставший Генрихом IV Бурбоном. Но Католическая лига, пользовавшаяся особо сильной поддержкой среди населения Парижа, отказалась признать его королем. Генрих разбил войска Лиги при Акрэ в 1589 году и при Иври в 1590 году, но не мог овладеть Парижем до 1594 года. Чтобы вступить в столицу Франции, ему пришлось принять католичество.

В 1598 г. он издал компромиссный Нантский эдикт, урегулировавший религиозный конфликт во Франции. Официальной религией провозглашалось католичество, но гугеноты получали право придерживаться своей веры (вне Парижа) и занимать государственные должности. В особых статьях Нантского эдикта оговаривались политические свободы гугенотов юга: они могли собирать свои представительные собрания и посылать в Париж особых представителей для прямых сношений с королем; гарантией этих прав были 200 крепостей, переданных гугенотам. Таким образом, на юге продолжало существовать гугенотское, несовместимое с тенденцией к унификации и укреплению абсолютизма. Тем не менее религиозный мир позволил Генриху IV вывести Францию из послевоенного хаоса.

Формально можно считать, что гугеноты одержали победу в религиозных войнах, но фактически она оказалась мнимой. Подавляющее большинство населения Франции осталось верно католицизму и симпатизировало идеям Лиги. Выход из очередного витка анархии и наступление нового этапа в укреплении французского абсолютизма связаны с именем первого министра Людовика XIII кардинала Ришелье (1586-1642). Одним из направлений его внутренней политики стала ликвидация гугенотского. В 1621-1629 гг. он вел военную кампанию на юге, завершившуюся взятием главной крепости гугенотов Ла-Рошели. (1629) оставлял гугенотам право свободного вероисповедания, но лишал всех политических привилегий, полученных от Генриха IV.

Религиозные или гугенотские войны во Франции (1562–1598 гг.) — между католиками, которые составляли большинство населения, и протестантским меньшинством, которые исповедовали кальвинизм и называвшим себя гугенотами. Синод пресвитерианской церкви (гугенотов) установили во Франции в 1559 г. он обрел многих последователей среди всех классов населения.

Первая религиозная война (1562-1563 гг.)

Королевская власть пыталась восстановить католицизм на всей территории государства, но в первой войне 1562–1563 гг. у нее не получилось сокрушить гугенотов.

У гугенотов было немало состоятельных купцов и банкиров, имевших возможность нанимать значительные отряды профессиональных солдат из числа швейцарских единоверцев. Гугенотов поддерживали аристократы, в частности, принц Луи де Конде, адмирал Гаспар де Колиньи и король Генрих Наваррский.


Радикальная католическая партия была под началом семейства герцогов Лотарингских де Гизов, которые стремились как полностью изгнать гугенотов из Франции, так и ограничить власть монарха. Была еще партия «политиков», или умеренных католиков. Они хотели сохранить католицизм в качестве господствующей религии и предоставление гугенотам свободы вероисповедания. В некоторых случаях они выступали на стороне гугенотов против Гизов.

1563 год — герцог Франсуа де Гиз смог одержать победу при Друа, однако в скором времени был убит подосланным гугенотами убийцей.

Вторая (1567-1568 гг.) и третья (1568–1570 гг.) война

Армия гугенотов одержала победы и в войнах 1567–1568 и 1568–1570 гг. Эти войны отличала невероятная жестокость с обеих сторон Пленных, обычно, не брали, а временами и вырезали целые деревни, если их жители придерживались иной религии.

Четвертая гражданская война (1572-1573 гг.)

Четвертая война была начата в 1572 г. после того, как католики устроили 24 августа 1572 г, в день Святого Варфоломея (), резню гугенотов, съехавшихся в Париж на свадьбу короля Генриха Наваррского, и принцессы Маргариты Валуа. Было убито больше 9 тыс. человек, в том числе Колиньи и многие другие вожди гугенотов. 1573 год — было достигнуто перемирие.

Пятая война (1574-1576 гг.)

Однако в 1574 г. боевые действия вновь разгорелась после смерти Карла IX и возвращения во Францию из Польши его брата Генриха III, но не принесли решительной победы ни одной из сторон.

1576 год — был выпущен королевский эдикт, который провозглашал свободу вероисповедания на всей территории Франции, за исключением Парижа.

Шестая война (1576-1577 гг.)

В ходе новой войны 1577 г., инспирированной созданной Гизами Католической лигой, эдикт был подтвержден, однако король Генрих III оказался не способен провести его в жизнь.

Варфоломеевская ночь в Париже

Седьмая религиозная война во Франции (1579-1580 гг.)

Ключевой фигурой этой войны стал брат короля, Франсуа Анжуйский, который поддерживаемый Вильгельмом Оранским провозгласил себя графом Фландрии и герцогом Брабанта и вмешался в революционное восстание голландских протестантов против испанской короны на стороне первых. Между тем молодой принц Генрих Конде завладел Ла-Фером в Пикардии. Боевые действия официально завершил мир во Фле (1580), эта война не имела особых последствий.

«Война трех Генрихов» (1584-1589 гг.)

Однако в 1585 году, когда Генрих Наваррский заявил претензии на французскую корону, началась кровопролитная Война трех Генрихов - Генриха III, Генриха Наваррского и Генриха, третьего герцога де Гиза.

Генрих Наваррский смог одержать победу, несмотря на то что его противникам оказывала военную поддержку Испания. Он разбил Генриха III при Кутра в 1587 г. Генрих III вынужден был подтвердить свободу вероисповедания. Тогда Гизы в 1588 г. подняли восстание в Париже и изгнали оттуда короля. Генрих пошел на уступки лидерам Католической лиги, объявил о поддержке исключительных прав католиков, однако возвратившись в Париж организовал убийство Генриха де Гиза и его брата кардинала Луи де Гиза. Потом, заручившись поддержкой Генриха Наваррского, объявленного наследником престола, Генрих III подавил выступления Лиги, но в 1589 г. был убит фанатиком-монахом Жаком Клементом.

Война за королевство

Ему наследовал Генрих Наваррский, ставший Генрихом IV- первым королем Франции из династии Бурбонов. Однако Католическая лига, которая пользовалась особо сильной поддержкой среди парижского населения, отказалась признать его королем. Генрих разбил войска Лиги при Аркэ в 1589 г. и при Иври в 1590 г., но не мог овладеть Парижем до 1594 г. Чтобы вступить в столицу Франции, ему довелось возвратиться в лоно католической церкви. В связи с чем Генриху приписывают крылатую фразу: «Париж стоит мессы!»

Последствия религиозных войн во Франции

Черту под религиозными войнами в 1598 г. подвел мирный договор Генриха IV с Францией в Вервине, по которому Испания отказалась от поддержки Католической лиги. В том же году Генрих издал Нантский эдикт, который гарантировал свободу вероисповеданий и признавал господство протестантизма в 200 городах, где гугеноты получали право возводить укрепления. Формально можно считать, что гугеноты одержали победу в религиозных войнах, но по факту она оказалась мнимой. Подавляющее большинство населения Франции осталось верно католицизму и симпатизировало идеям Лиги. Богатства же купцов-гугенотов стали предметом вожделения как королевской казны, так и католической аристократии. Многие феодалы были должны значительные суммы банкирам-гугенотам.

1621 год — вспыхнуло восстание против введения католической религии в Беарне, признававшемся раньше гугенотским городом. Подавив его в 1622 г., фактический правитель Франции лишил гугенотов право иметь свои крепости, за исключением Ла-Рошели и Монтобана. Новое восстание гугенотов 1625 г. привело к захвату Ла-Рошели королевскими войсками в 1628 г. и к договору 1629 г., который лишал гугенотов всякого политического влияния в государстве. 1685 год — отменил Нантский эдикт, поставив гугенотов перед выбором, или принять католичество, или покинуть родину. Сотни тысяч французов выбрали эмиграцию: и поселились в Германии, Голландии, Швейцарии, Англии и заморских колониях, в частности в Северной Америке и Южной Африке.

И его братом кардиналом Шарлем Лотарингским , которые увеличили масштабы преследования гугенотов , введя смертную казнь за тайные религиозные сборища. Был осуждён и повешен советник Парижского парламента кальвинист А. де Бур (1559). Среди высшей французской аристократии было очень сильно недовольство Гизами. В 1560 оппозиционеры составили заговор, руководителем которого стал перигорский дворянин Ла Реноди . Они хотели захватить короля и арестовать Гизов. Эти события и вошли в историю как Амбуазский заговор . Узнав о попытке переворота, Гизы пошли на уступки: 8 марта они приняли закон, запрещающий религиозные гонения. Но вскоре Гизы отменили Мартовский эдикт и жестоко расправились с заговорщиками. Принц Конде был арестован и приговорён к смерти. Его спасла лишь внезапная кончина Франциска II 5 декабря . Суть самого заговора состояла в том, что раздражённые влиянием Гизов на молодого короля Франциска II и королеву Марию Стюарт (которая была из Гизов по матери), гугеноты, во главе с принцем Конде, планировали выкрасть монарха прямо из Амбуазского замка .

На престол взошёл несовершеннолетний король Карл IX , а фактическая власть оказалась в руках его матери Екатерины Медичи . Гизы стали терять влияние, а Людовика Конде освободили и приблизили ко двору. Антуан Наваррский был назначен генерал-лейтенантом Французского королевства. Екатерина пыталась проводить политику веротерпимости и примирения между всеми религиозными конфессиями (Генеральные штаты в Орлеане и Понтуазе , диспут в Пуасси 1561). В январе был издан Сен-Жерменский (Январский) эдикт , по которому гугеноты могли исповедовать свою веру за городскими стенами или в частных городских домах. Но Гизы и сторонники прежней власти, недовольные уступками протестантам и ростом влияния Конде, образовали т. н. «триумвират» (Ф. де Гиз - Монморанси - Сент-Андре). Триумвиры начали переговоры с католической Испанией о совместной борьбе против протестантов.

Первая война 1562-1563

Четвёртая война 1572-1573

За время после Сен-Жерменского мира Колиньи овладел доверием короля, что вызывало раздражение как королевы-матери, так и Гизов. Бракосочетание Генриха Наваррского и Маргариты Валуа обернулось страшной резнёй гугенотов на улицах Парижа и других городов, вошедшей в историю как Варфоломеевская ночь . Среди жертв насилия был и Колиньи. Попытки выбить гугенотов из Сансера и Ла-Рошели, впрочем, закончились безрезультатно. В 1573 году был издан эдикт, подтвердивший право гугенотов на отправление протестантских обрядов в Ла-Рошели, Монтобане и Ниме.

Пятая война 1574-1576

Война вновь разгорелась после смерти Карла IX и возвращения во Францию из Польши его брата Генриха III , который приблизил себя к Гизам браком с Луизой Лотарингской . Новый король не контролировал регионы: в Шампань вторгся пфальцграф Иоганн , южными провинциями самоуправно заведовал Анри де Монморанси . В целях стабилизации ситуации король одобрил Монсьёрский мир 1576 года, даровавший гугенотам свободу вероисповедания за пределами Парижа.

Шестая война 1576-1577

Затишье было крайне непродолжительным и было использовано Гизами для сплочения «правоверных» под знаменем Католической лиги . Генеральные штаты в Блуа не смогли разрешить накопившихся противоречий. Под давлением лиги Генрих III по Бержеракскому договору 1577 года отказался от уступок, сделанных гугенотам годом ранее.

Седьмая война 1579-1580

Ключевой фигурой седьмой войны был брат короля, Франсуа Анжуйский , который при поддержке Вильгельма Оранского провозгласил себя графом Фландрии и герцогом Брабанта и вмешался в восстание голландских протестантов против испанской короны на стороне первых. Между тем молодой принц Конде завладел Ла-Фером в Пикардии . Боевые действия официально завершил мир во Флё (1580).

«Война трёх Генрихов» 1584-1589

Смерть герцога Анжуйского и бездетность Генриха III сделали наследником французского престола отлучённого папой от церкви главу гугенотов - Генриха Наваррского. Поскольку он не собирался менять веру, Генрих Гиз при поддержке Католической лиги и Екатерины Медичи стал готовить почву к переходу престола в собственные руки. Это привело к его разрыву с королём, который намеревался любой ценой сохранить корону в руках потомков Капета .

Развернулась война трёх Генрихов - короля, Бурбона и Гиза. При Кутра погиб королевский главнокомандующий Анн де Жуайез . В мае 1588 года («день баррикад ») парижане восстали против нерешительного короля, который вынужден был бежать из столицы. Екатерина Медичи достигла с лигой компромисса о передаче престола последнему католику среди Бурбонов - кардиналу де Бурбону , заточённому королём в Блуаском замке .

После того, как Гизы организовали вторжение в Салуццо войск герцога Савойского , в конце 1588 года и начале 1589 по Франции прокатилась волна наёмных убийств, жертвами которой стали основные действующие лица - Генрих Гиз и его младший брат, Людовик Лотарингский, кардинал де Гиз , и король Генрих III. Престарелый кардинал де Бурбон, в котором лига видела нового короля Карла X, также умер, отказавшись от престола в пользу Генриха Наваррского.

«Завоевание королевства» 1589-1593

Наваррский король принял французскую корону под именем Генриха IV, но в первые годы своего правления ему приходилось защищать свои права на трон от оставшихся Гизов - Шарля де Гиза, герцога де Майенна , который держал в своих руках Нормандию , и Филиппа Эммануэля, герцога де Меркёра , который, прикрываясь правами жены, пытался восстановить суверенность Бретани .

В марте 1590 года новый король одержал важную победу при Иври , но попытки взять Париж и Руан не приносили успеха ввиду противодействия испанцев во главе с Алессандро Фарнезе , которые, вопреки салическому порядку престолонаследия , пытались посадить на престол внучку Генриха II по женской линии - инфанту Изабеллу Клару Евгению .

К 1598 году Франция была окончательно объединена под скипетром Генриха IV. Испанская корона признала это по Вервенскому миру . В том же году был издан знаменитый Нантский эдикт , признавший свободу вероисповедания и положивший конец религиозным войнам. После смерти Генриха IV их возобновит кардинал Ришельё своим противостоянием с Анри де Роганом у стен Ла-Рошели .

Библиография

  • Pierre Miquel, Les Guerres de religion , Paris: Librairie Arthème Fayard, 1980 (réédition). Chronologie détaillée, Index détaillé, bibliographie (27 p). 596 p.
  • James Wood, The king’s army: warfare, soldiers, and society during the wars of religion in France, 1562-1576 , New York, Cambridge University Press , 1996.
  • Arlette Jouanna (dir.), Histoire et dictionnaire des guerres de religion, 1559-1598 , Robert Laffont, coll. " Bouquins ", 1998 (ISBN 2-221-07425-4) ;
  • Jean-Marie Constant, Les Français pendant les guerres de Religion , Hachette Littératures, 2002 (ISBN 2-01-235311-8) ;
  • Denis Crouzet:
    • Dieu en ses royaumes: Une histoire des guerres de religion , Champ Vallon, Paris, 2008. (ISBN 287673494X , ISBN 978-2876734944)
    • Les Guerriers de Dieu. La violence au temps des troubles de religion (v. 1525-v. 1610) , Champ Vallon, collection " Époques ", 2005 (1re édition 1990) (ISBN 2-87673-430-3)
    • La Genèse de la Réforme française 1520-1562 , SEDES, coll. " Histoire moderne " #109, Paris, 1999 (1re édition 1996) (ISBN 2-7181-9281-X) ;

См. также

Напишите отзыв о статье "Религиозные войны во Франции"

Отрывок, характеризующий Религиозные войны во Франции

Они сидели в гостиной у окна. Были сумерки. Из окна пахло цветами. Элен была в белом платье, просвечивающем на плечах и груди. Аббат, хорошо откормленный, а пухлой, гладко бритой бородой, приятным крепким ртом и белыми руками, сложенными кротко на коленях, сидел близко к Элен и с тонкой улыбкой на губах, мирно – восхищенным ее красотою взглядом смотрел изредка на ее лицо и излагал свой взгляд на занимавший их вопрос. Элен беспокойно улыбалась, глядела на его вьющиеся волоса, гладко выбритые чернеющие полные щеки и всякую минуту ждала нового оборота разговора. Но аббат, хотя, очевидно, и наслаждаясь красотой и близостью своей собеседницы, был увлечен мастерством своего дела.
Ход рассуждения руководителя совести был следующий. В неведении значения того, что вы предпринимали, вы дали обет брачной верности человеку, который, с своей стороны, вступив в брак и не веря в религиозное значение брака, совершил кощунство. Брак этот не имел двоякого значения, которое должен он иметь. Но несмотря на то, обет ваш связывал вас. Вы отступили от него. Что вы совершили этим? Peche veniel или peche mortel? [Грех простительный или грех смертный?] Peche veniel, потому что вы без дурного умысла совершили поступок. Ежели вы теперь, с целью иметь детей, вступили бы в новый брак, то грех ваш мог бы быть прощен. Но вопрос опять распадается надвое: первое…
– Но я думаю, – сказала вдруг соскучившаяся Элен с своей обворожительной улыбкой, – что я, вступив в истинную религию, не могу быть связана тем, что наложила на меня ложная религия.
Directeur de conscience [Блюститель совести] был изумлен этим постановленным перед ним с такою простотою Колумбовым яйцом. Он восхищен был неожиданной быстротой успехов своей ученицы, но не мог отказаться от своего трудами умственными построенного здания аргументов.
– Entendons nous, comtesse, [Разберем дело, графиня,] – сказал он с улыбкой и стал опровергать рассуждения своей духовной дочери.

Элен понимала, что дело было очень просто и легко с духовной точки зрения, но что ее руководители делали затруднения только потому, что они опасались, каким образом светская власть посмотрит на это дело.
И вследствие этого Элен решила, что надо было в обществе подготовить это дело. Она вызвала ревность старика вельможи и сказала ему то же, что первому искателю, то есть поставила вопрос так, что единственное средство получить права на нее состояло в том, чтобы жениться на ней. Старое важное лицо первую минуту было так же поражено этим предложением выйти замуж от живого мужа, как и первое молодое лицо; но непоколебимая уверенность Элен в том, что это так же просто и естественно, как и выход девушки замуж, подействовала и на него. Ежели бы заметны были хоть малейшие признаки колебания, стыда или скрытности в самой Элен, то дело бы ее, несомненно, было проиграно; но не только не было этих признаков скрытности и стыда, но, напротив, она с простотой и добродушной наивностью рассказывала своим близким друзьям (а это был весь Петербург), что ей сделали предложение и принц и вельможа и что она любит обоих и боится огорчить того и другого.
По Петербургу мгновенно распространился слух не о том, что Элен хочет развестись с своим мужем (ежели бы распространился этот слух, очень многие восстали бы против такого незаконного намерения), но прямо распространился слух о том, что несчастная, интересная Элен находится в недоуменье о том, за кого из двух ей выйти замуж. Вопрос уже не состоял в том, в какой степени это возможно, а только в том, какая партия выгоднее и как двор посмотрит на это. Были действительно некоторые закоснелые люди, не умевшие подняться на высоту вопроса и видевшие в этом замысле поругание таинства брака; но таких было мало, и они молчали, большинство же интересовалось вопросами о счастии, которое постигло Элен, и какой выбор лучше. О том же, хорошо ли или дурно выходить от живого мужа замуж, не говорили, потому что вопрос этот, очевидно, был уже решенный для людей поумнее нас с вами (как говорили) и усомниться в правильности решения вопроса значило рисковать выказать свою глупость и неумение жить в свете.
Одна только Марья Дмитриевна Ахросимова, приезжавшая в это лето в Петербург для свидания с одним из своих сыновей, позволила себе прямо выразить свое, противное общественному, мнение. Встретив Элен на бале, Марья Дмитриевна остановила ее посередине залы и при общем молчании своим грубым голосом сказала ей:
– У вас тут от живого мужа замуж выходить стали. Ты, может, думаешь, что ты это новенькое выдумала? Упредили, матушка. Уж давно выдумано. Во всех…… так то делают. – И с этими словами Марья Дмитриевна с привычным грозным жестом, засучивая свои широкие рукава и строго оглядываясь, прошла через комнату.
На Марью Дмитриевну, хотя и боялись ее, смотрели в Петербурге как на шутиху и потому из слов, сказанных ею, заметили только грубое слово и шепотом повторяли его друг другу, предполагая, что в этом слове заключалась вся соль сказанного.
Князь Василий, последнее время особенно часто забывавший то, что он говорил, и повторявший по сотне раз одно и то же, говорил всякий раз, когда ему случалось видеть свою дочь.
– Helene, j"ai un mot a vous dire, – говорил он ей, отводя ее в сторону и дергая вниз за руку. – J"ai eu vent de certains projets relatifs a… Vous savez. Eh bien, ma chere enfant, vous savez que mon c?ur de pere se rejouit do vous savoir… Vous avez tant souffert… Mais, chere enfant… ne consultez que votre c?ur. C"est tout ce que je vous dis. [Элен, мне надо тебе кое что сказать. Я прослышал о некоторых видах касательно… ты знаешь. Ну так, милое дитя мое, ты знаешь, что сердце отца твоего радуется тому, что ты… Ты столько терпела… Но, милое дитя… Поступай, как велит тебе сердце. Вот весь мой совет.] – И, скрывая всегда одинаковое волнение, он прижимал свою щеку к щеке дочери и отходил.
Билибин, не утративший репутации умнейшего человека и бывший бескорыстным другом Элен, одним из тех друзей, которые бывают всегда у блестящих женщин, друзей мужчин, никогда не могущих перейти в роль влюбленных, Билибин однажды в petit comite [маленьком интимном кружке] высказал своему другу Элен взгляд свой на все это дело.
– Ecoutez, Bilibine (Элен таких друзей, как Билибин, всегда называла по фамилии), – и она дотронулась своей белой в кольцах рукой до рукава его фрака. – Dites moi comme vous diriez a une s?ur, que dois je faire? Lequel des deux? [Послушайте, Билибин: скажите мне, как бы сказали вы сестре, что мне делать? Которого из двух?]
Билибин собрал кожу над бровями и с улыбкой на губах задумался.
– Vous ne me prenez pas en расплох, vous savez, – сказал он. – Comme veritable ami j"ai pense et repense a votre affaire. Voyez vous. Si vous epousez le prince (это был молодой человек), – он загнул палец, – vous perdez pour toujours la chance d"epouser l"autre, et puis vous mecontentez la Cour. (Comme vous savez, il y a une espece de parente.) Mais si vous epousez le vieux comte, vous faites le bonheur de ses derniers jours, et puis comme veuve du grand… le prince ne fait plus de mesalliance en vous epousant, [Вы меня не захватите врасплох, вы знаете. Как истинный друг, я долго обдумывал ваше дело. Вот видите: если выйти за принца, то вы навсегда лишаетесь возможности быть женою другого, и вдобавок двор будет недоволен. (Вы знаете, ведь тут замешано родство.) А если выйти за старого графа, то вы составите счастие последних дней его, и потом… принцу уже не будет унизительно жениться на вдове вельможи.] – и Билибин распустил кожу.
– Voila un veritable ami! – сказала просиявшая Элен, еще раз дотрогиваясь рукой до рукава Билибипа. – Mais c"est que j"aime l"un et l"autre, je ne voudrais pas leur faire de chagrin. Je donnerais ma vie pour leur bonheur a tous deux, [Вот истинный друг! Но ведь я люблю того и другого и не хотела бы огорчать никого. Для счастия обоих я готова бы пожертвовать жизнию.] – сказала она.
Билибин пожал плечами, выражая, что такому горю даже и он пособить уже не может.
«Une maitresse femme! Voila ce qui s"appelle poser carrement la question. Elle voudrait epouser tous les trois a la fois», [«Молодец женщина! Вот что называется твердо поставить вопрос. Она хотела бы быть женою всех троих в одно и то же время».] – подумал Билибин.
– Но скажите, как муж ваш посмотрит на это дело? – сказал он, вследствие твердости своей репутации не боясь уронить себя таким наивным вопросом. – Согласится ли он?
– Ah! Il m"aime tant! – сказала Элен, которой почему то казалось, что Пьер тоже ее любил. – Il fera tout pour moi. [Ах! он меня так любит! Он на все для меня готов.]
Билибин подобрал кожу, чтобы обозначить готовящийся mot.
– Meme le divorce, [Даже и на развод.] – сказал он.
Элен засмеялась.
В числе людей, которые позволяли себе сомневаться в законности предпринимаемого брака, была мать Элен, княгиня Курагина. Она постоянно мучилась завистью к своей дочери, и теперь, когда предмет зависти был самый близкий сердцу княгини, она не могла примириться с этой мыслью. Она советовалась с русским священником о том, в какой мере возможен развод и вступление в брак при живом муже, и священник сказал ей, что это невозможно, и, к радости ее, указал ей на евангельский текст, в котором (священнику казалось) прямо отвергается возможность вступления в брак от живого мужа.
Вооруженная этими аргументами, казавшимися ей неопровержимыми, княгиня рано утром, чтобы застать ее одну, поехала к своей дочери.
Выслушав возражения своей матери, Элен кротко и насмешливо улыбнулась.
– Да ведь прямо сказано: кто женится на разводной жене… – сказала старая княгиня.
– Ah, maman, ne dites pas de betises. Vous ne comprenez rien. Dans ma position j"ai des devoirs, [Ах, маменька, не говорите глупостей. Вы ничего не понимаете. В моем положении есть обязанности.] – заговорилa Элен, переводя разговор на французский с русского языка, на котором ей всегда казалась какая то неясность в ее деле.
– Но, мой друг…
– Ah, maman, comment est ce que vous ne comprenez pas que le Saint Pere, qui a le droit de donner des dispenses… [Ах, маменька, как вы не понимаете, что святой отец, имеющий власть отпущений…]
В это время дама компаньонка, жившая у Элен, вошла к ней доложить, что его высочество в зале и желает ее видеть.
– Non, dites lui que je ne veux pas le voir, que je suis furieuse contre lui, parce qu"il m"a manque parole. [Нет, скажите ему, что я не хочу его видеть, что я взбешена против него, потому что он мне не сдержал слова.]
– Comtesse a tout peche misericorde, [Графиня, милосердие всякому греху.] – сказал, входя, молодой белокурый человек с длинным лицом и носом.
Старая княгиня почтительно встала и присела. Вошедший молодой человек не обратил на нее внимания. Княгиня кивнула головой дочери и поплыла к двери.
«Нет, она права, – думала старая княгиня, все убеждения которой разрушились пред появлением его высочества. – Она права; но как это мы в нашу невозвратную молодость не знали этого? А это так было просто», – думала, садясь в карету, старая княгиня.

В начале августа дело Элен совершенно определилось, и она написала своему мужу (который ее очень любил, как она думала) письмо, в котором извещала его о своем намерении выйти замуж за NN и о том, что она вступила в единую истинную религию и что она просит его исполнить все те необходимые для развода формальности, о которых передаст ему податель сего письма.
«Sur ce je prie Dieu, mon ami, de vous avoir sous sa sainte et puissante garde. Votre amie Helene».
[«Затем молю бога, да будете вы, мой друг, под святым сильным его покровом. Друг ваш Елена»]
Это письмо было привезено в дом Пьера в то время, как он находился на Бородинском поле.

Во второй раз, уже в конце Бородинского сражения, сбежав с батареи Раевского, Пьер с толпами солдат направился по оврагу к Князькову, дошел до перевязочного пункта и, увидав кровь и услыхав крики и стоны, поспешно пошел дальше, замешавшись в толпы солдат.
Одно, чего желал теперь Пьер всеми силами своей души, было то, чтобы выйти поскорее из тех страшных впечатлений, в которых он жил этот день, вернуться к обычным условиям жизни и заснуть спокойно в комнате на своей постели. Только в обычных условиях жизни он чувствовал, что будет в состоянии понять самого себя и все то, что он видел и испытал. Но этих обычных условий жизни нигде не было.
Хотя ядра и пули не свистали здесь по дороге, по которой он шел, но со всех сторон было то же, что было там, на поле сражения. Те же были страдающие, измученные и иногда странно равнодушные лица, та же кровь, те же солдатские шинели, те же звуки стрельбы, хотя и отдаленной, но все еще наводящей ужас; кроме того, была духота и пыль.
Пройдя версты три по большой Можайской дороге, Пьер сел на краю ее.
Сумерки спустились на землю, и гул орудий затих. Пьер, облокотившись на руку, лег и лежал так долго, глядя на продвигавшиеся мимо него в темноте тени. Беспрестанно ему казалось, что с страшным свистом налетало на него ядро; он вздрагивал и приподнимался. Он не помнил, сколько времени он пробыл тут. В середине ночи трое солдат, притащив сучьев, поместились подле него и стали разводить огонь.
Солдаты, покосившись на Пьера, развели огонь, поставили на него котелок, накрошили в него сухарей и положили сала. Приятный запах съестного и жирного яства слился с запахом дыма. Пьер приподнялся и вздохнул. Солдаты (их было трое) ели, не обращая внимания на Пьера, и разговаривали между собой.
– Да ты из каких будешь? – вдруг обратился к Пьеру один из солдат, очевидно, под этим вопросом подразумевая то, что и думал Пьер, именно: ежели ты есть хочешь, мы дадим, только скажи, честный ли ты человек?
– Я? я?.. – сказал Пьер, чувствуя необходимость умалить как возможно свое общественное положение, чтобы быть ближе и понятнее для солдат. – Я по настоящему ополченный офицер, только моей дружины тут нет; я приезжал на сраженье и потерял своих.
– Вишь ты! – сказал один из солдат.
Другой солдат покачал головой.
– Что ж, поешь, коли хочешь, кавардачку! – сказал первый и подал Пьеру, облизав ее, деревянную ложку.
Пьер подсел к огню и стал есть кавардачок, то кушанье, которое было в котелке и которое ему казалось самым вкусным из всех кушаний, которые он когда либо ел. В то время как он жадно, нагнувшись над котелком, забирая большие ложки, пережевывал одну за другой и лицо его было видно в свете огня, солдаты молча смотрели на него.
– Тебе куды надо то? Ты скажи! – спросил опять один из них.
– Мне в Можайск.
– Ты, стало, барин?
– Да.
– А как звать?
– Петр Кириллович.
– Ну, Петр Кириллович, пойдем, мы тебя отведем. В совершенной темноте солдаты вместе с Пьером пошли к Можайску.

Цель урока:

- понять причины, цели, и итоги религиозных войн во Франции

Понять причины укрепления абсолютной монархии

Задачи:

Образовательные

    Подвести обучающихся к пониманию причин, целей и итогов религиозных войн во Франции;

    Выяснить, как произошло усиление абсолютизма во Франции;

Развивающие

    Продолжить формирование умения работы с документами;

    Продолжить формирование умения работы с картами;

    Продолжить формирование умения обобщать и анализировать изученный материал;

    Продолжить формирование коммуникативных умений;

Воспитательные

    Воспитывать чувство толерантности;

    Формировать чувство неприятия войны как средства решения религиозных конфликтов;

    Воспитывать гуманное отношение к людям.

Оборудование урока :

Учебник «История Нового времени 1500-1800.7 класс», авторы: А.Я.Юдовская, П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина;

Карта «Реформация в Европе в XVI в.»;

Памятка оценки деятельности правителя;

И.Клула «Екатерина Медичи» (Ростов-на-Дону, 1997).

Тип урока: комбинированный урок

Форма урока : фронтальная, урок-исследование

Методы обучения: словесный, наглядный.

План урока:

    Начало религиозных войн.

    «Варфоломеевская ночь»

    Война трех Генрихов.

    Добрый король» Генрих IV Наваррский

    Правление Ришелье.

ХОД УРОКА

    Оргмомент

Кто дежурный. Кого нет?

    Мотивирование на учебную деятельность

Прозвенел уже звонок –
Начинаем наш урок.

Открываем все тетрадки,

В книжках нужные закладки.

На вопросы отвечаем,

Когда нужно – замолкаем.

В теме будем разбираться,

Главное – не отвлекаться!

    Актуализация знаний

А) Термнология: Реформация , Протестанты , Лютеранская церковь , Кальвинистская церковь , Англиканская церковь , Пуритане.

Б) Даты: 1517 год –М.Лютер публикует 95 тезисов против индульгенций (Германия)

1524-1526 гг. –Крестьянская война в Германии

1555 год, - Аугсбургский религиозный мир о равноправии католиков и протестантов. (Германия, Карл V )

1534 год. – закон, объявивший короля главой церкви в Англии

1588 – борьба Англии с Испанией. Разгром Непобедимой армады

В) Имена в истории:

-Мартин Лютер (протестант, Германия)

- Томас Мюнцер (протестант, руководитель крестьянской войны в Германии)

Филипп II , (католик, испанский король, возглавил борьбу против Реформации)

Жан Кальвин, (протестант, Швейцария)

Игнатий Лойола (Испания, католик, создатель Ордена Иезуитов)

Генрих VIII . (сторонник Реформации в Англии)

Г ) Назовите принципиальное отличие Реформации в Англии от Реформации в Германии (в А. «сверху», в Г. «снизу»)

Д) Работа с картой

покажите на карте территории на которых господствовала католическая церковь; территории на которых утвердились протестантские церкви.

    Целеполагание, постановка проблемы

Осталась еще одна ведущая страна, незатронутая нашим изучением. Сегодня на уроке я приглашаю вас в путешествие по этой стране. Она ассоциируется у меня с Версалем, Лувром, Эйфелевой башней. Что это за страна? Конечно, это Франция. Записываем тему урока

Как вы считаете, какие сегодня у нас цели урока? (Понять причины, цели, и итоги религиозных войн во Франции. Понять механизм укрепления абсолютной монархии)

А для того, чтобы достигнуть цели, мы с вами должны разобраться в следующей проблеме – В чем особенности Реформации во Франции?

    Поиск путей решения проблемы. Изучение нового материала

    Распространение Реформации во Франции

В конце XV века, когда завершилось объединение Франции, она по численности населения стала самым большим государством в Европе. В стране проживало 15 млн. человек. В начале XVI века во Франции стал распространяться кальвинизм. И кто во Франции сочувствовал протестантизму?

Распространение кальвинистского учения во Франции

Слои населения, поддерживающие кальвинизм

Причины поддержки

Представители старинной знати

Недовольство укреплением королевской власти и потерей политического влияния

Часть дворянства

Дворянство, в особенности обедневшее, хотело прибрать к своим рукам богатства церкви

Часть горожан, особенно в Южной Франции, и первые буржуа-предприниматели

Хотели вернуть старинные городские вольности. Предпринимателей привлекала кальвинистская этика, стремление к накоплению денег, к скромной жизни, дешевой церкви

В результате к концу первой четверти XVI века Франция оказалась расколотой на два враждебных лагеря – католиков и протестантов. Католиков поддержали французские короли из династии Валуа. Север Франции остался на стороне католической церкви, а Южная Франция стала протестантской.

Протестантов во Франции называли гугенотами («товарищи», давшие общую клятву). Так Реформация проникла во Францию.

В тетрадь записывается понятие.

Гугеноты – это французские кальвинисты.

Гугеноты

Католики

Территории

Юг

Север

Состав

Старинная знать, дворяне, горожане

Король, крестьянство

Поддерживающие государства

Англия, Германия

Испания

Положение

Жестоко преследуемые

Поддерживаются королём и основной массой населения

Лидеры

Генрих Наваррский, адмирал Колиньи

Франсуа де Гиз, Генрих де Гиз

  1. Начало религиозных войн

В это время во Франции не было сильной королевской власти. Сменяли друг друга на троне представители династии Валуа, но не было среди них человека с государственным умом. Среди родственников королей выделялся всесильный герцог Гиз, которого называли « некоронованный король Парижа». Именно с именем этого человека связывают начало религиозных войн во Франции. В марте 1562 года Гиз, проезжая со своей свитой через местечко Васси, устроил кровавую расправу над мирными гугенотами. Случай в Васси и стал поводом для начала религиозных войн, которые длились более тридцати лет (1562-1598).

В тетрадь записывается дата религиозных войн.

1562-1598 – религиозные войны во Франции.

Теперь обратим внимание на правовое положение католиков и гугенотов. Гугеноты были бесправны. Начиная с 20-х годов XVI века они подвергались жестоким преследованиям. На стороне католиков был сам король.

С 1560 по 1574 г. во Франции правил король из династии Валуа – Карл IX ., проблемы, стоящие перед страной его не интересовали. В годы его малолетства страной управляла королева-мать Екатерина Медичи.

Для формирования у учащихся умения оценивать политических де

ятелей с позиции их современников было включено в содержание рассказа характеристика государственного деятеля, данная французским мыслителем и гуманистом XVI в. Мишелем Монтенем. Ученик читает…

Екатерине Медичи были присущи качества, о которых писал Монтень. Также она стремилась сохранить единство нации, расколотой на враждебные группировки. Королева была воплощением достоинств и недостатков своих современников. Она, как и все люди XVI в., не придавала особого значения человеческой жизни. Поэтому методы королевы-матери не очень смущали современников. Государственные интересы заставляли Екатерину Медичи иногда прибегать к убийству, но в тех случаях, когда у нее не было иного выхода.

Религиозные войны толкнули страну на путь беды. Католики создавали свои братства, устраивали многочисленные процессии и убивали гугенотов. Гугеноты были не так жестоки, в захваченных городах они разоряли церкви, но ни кого не убивали

Физкультминутка «Богатыри»

Вот мы руки развели

Словно удивились,

И друг другу до земли

В пояс поклонились.

Ниже, дети, не ленитесь,

Поклонитесь, улыбнитесь.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И направо. И ещё, через левое плечо.

    «Варфоломеевская ночь»

Приходилось ли вам встречать выражение «Варфоломеевская ночь» в повседневной жизни? Что оно означает ? (всякое внезапное массовое уничтожение(убийство) противников, если, конечно, дело происходит не в открытом, честном бою). Сейчас мы узнаем, с какими событиями связано это «крылатое выражение». Какая обстановка была в Париже накануне Варфоломеевской ночи? Только ли религиозная вражда выплеснулась в этом кровавом событии или к ней прибавилось общее озлобление горожан? Руководителями гугенотов были адмирал Колиньи и король Наваррский Генрих Бурбон. Карл IX, чтобы примирить католиков и гугенотов, решил выдать замуж за Генриха свою сестру Маргариту. Свадьбу назначили на август 1572 г . По этому случаю в Париж съехались все вожди гугенотов со своими свитами. Руководители католиков не хотели допустить усиления влияния гугенотов. Они решили воспользоваться тем, что все вожди протестантов съехались в Париж, и уничтожить их. Сначала было совершено покушение на одного из вождей гугенотов, адмирала Колиньи. Его ранили выстрелом из-за угла, но он остался жив.

В ночь перед праздником святого Варфоломея (24 августа) шайки убийц, сформированные парижским купеческим старшиной, организовали избиение гугенотов. Дома, где находились гугеноты, тайно пометили крестами. В аббатстве Сен-Жермен ударил колокол - это был призыв к расправе. Началась ночь святого Варфоломея. Толпы «добрых католиков», направляемые герцогом Генрихом Гизом, врывались в дома гугенотов. Многих заставали в постелях, бедные люди ничего не подозревали. Дома грабили, гугенотов убивали. Не щадили ни женщин, ни младенцев. Адмирала Колиньи убили и его труп волокли по улицам, а затем повесили на виселицу. И сам король Карл IX, стоя у дворцового окна, стрелял в несчастных людей из аркебузы. Резня продолжалась три дня. Спасения не было нигде. Затем бойня перекинулась в провинцию. Современники считали, что всего было убито до 30 тыс. человек /Учащиеся записывают дату "Варфоломеевской ночи" в тетрадь/

1572 год – "Варфоломеевская ночь" во Франции.

    Война трех Генрихов

После смерти Карла IX французская корона перешла к Генриху III, который не способен был управлять страной. Католиков возглавлял Генрих Гиз, а протестантов Генрих Наварра. Между ними и развернулась борьба за престол. Генрих Гиз разработал план похитить Генриха III и постричь его в монахи. Узнав об этом Генрих III приказал убить Генриха Гиза. Но католики не смогли ему этого простить и летом 1589 г. на Генриха III было совершено покушение, и уже перед смертью он завещал престол Генриху Наварра, но при этом сказал, что Париж не примет гугенота. Генрих Наварра тоже понимал, что страна не примет короля-протестанта.

- «Париж стоит мессы», - сказал Генрих Наварра, ставший французским королем Генрихом IV, он вторично принял католическую веру.

Месса – католическое богослужение.

? Как вы считаете, правильно ли поступил Генрих Наварра, приняв католическую веру? Почему?

Генрих IV в 1598 году издал Нантский эдикт – документ, регулирующие политические и религиозные права гугенотов, в стане провозглашалась веротерпимость.

Организуется работа с документом «Нантский эдикт» Учебник, с. 132-133

    «Добрый король» Генрих IV Наваррский

Генрих IV был первым королем Нового времени, который задачу создания сильного объединенного государства ставил выше вопросов религии. Главная его задача-сплочение народа в единый государственный организм. И упрочение королевской власти как гаранта этого единства.

?Как вы думаете, почему он был прозван «Добрым королем»?

Генрих Наваррский вошёл в историю как «добрый» король, потому что:

1) при нём Франция закончила воевать с Испанией;

2) снижен прямой налог с крестьян;

3) введён запрет арестовывать крестьян за долги и забирать у них скот;

4) покровительствовал развитию торговли и мануфактуры;

5) способствовал созданию купеческих компаний;

6) улучшилась жизнь народа;

7) преодоление вызванной религиозной войной разрухи.

Он многое ещё мог сделать, но в 1610 г. умер от предательского кинжала фанатика-католика.

  1. Правление Ришелье

После смерти Генриха IV королём стал его малолетний сын Людовик XIII , от имени которого правила его мать Мария Медичи. Её политика привела к опустошению казны. В такой ситуации первым министром короля стал кардинал Ришелье (или Ришельё). Он продолжал политику Генриха IV . Он создал режим абсолютной монархии, который просуществовал около полутора веков

VI . Первичное закрепление.

Кто такие гугеноты?

- Когда начались религиозные войны во Франции?

-Когда закончились религиозные войны во Франции?

-Какой документ был подписан в 1598 году?

  1. Подведение итогов урока, выставление оценок.

Реформация и религиозные войны во Франции имели свои особенности: наибольшее участие в них приняли дворянство и горожане. Стране удалось выйти из этой полосы бедствий, добившись введения веротерпимости и создания абсолютной монархии. Результатом этих процессов - Франция стала сильнейшим государством в Европе.

  1. Домашнее задание

1) параграф 14, вопросы в конце параграфа.

2) В тетради «Оценка деятельности правителя» Генрих IV , кардинал Ришелье

  1. Рефлексия.

Приложение 1

Французский мыслитель и гуманист XVI в. Мишель Монтень об Екатерине Медичи

"Добродетель в политике - это добродетель с многочисленными изгибами, углами и поворотами... Она разношерстная и искусственная, не прямая и не четкая, не постоянная, не совсем невинная. Тот, кто идет в толпе, должен уметь отклоняться в сторону, прижимать локти, отступать или идти вперед, даже уметь свернуть с пути праведного, в зависимости от того, с чем он сталкивается: он должен руководствоваться не своими желаниями, а желаниями ближнего, не своими предложениями, а тем, что ему предлагают, в зависимости от эпохи, от людей, от дел".

Приложение 2



© 2024 plastika-tver.ru -- Медицинский портал - Plastika-tver