Образование для пожилых: это похоже на принцип обучения топ-менеджеров. «Серебряный университет»: как московские пенсионеры учатся пользоваться смартфонами Серебряный университет для пожилых людей

Главная / Оборудование

Курсы обучения пожилых компьютерной грамотности, появившиеся несколько лет назад, по-прежнему остаются среди самых востребованных. Знакомство с компьютером существенно меняет к лучшему жизнь пенсионеров, позволяя ориентироваться в современном мире, открывая новые пространства для общения и технологические возможности, облегчающие быт. В подобных программах заинтересовано и государство – увеличение числа людей, способных, например, пользоваться ресурсом электронного правительства, снижает нагрузку на многофункциональные центры.

Преподавание на компьютерных курсах более или менее отлажено, уже создаются методические разработки. Об одной из них рассказала Мария Морозова, генеральный директорБлаготворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко : «По итогам одного из проектов, поддержанного фондом, - «Ресурсного учебного центра высоких технологий» в Санкт-Петербурге - был разработан специальный учебно-методический комплекс, который отвечает реальным потребностям пожилых людей. Он ориентирован на использование бесплатных программ, навыки создания, например, семейных фотоальбомов и не делает упор на ненужные пожилым людям офисные программы».

В последнее время появляются курсы для «продвинутых» пенсионеров, которые не просто знакомятся с основами компьютерной грамотности, учатся разговаривать по скайпу и оплачивать услуги в интернете, но и осваивают более сложные программы, например, Photoshop и аудио-редакторы. Запросов на подобное обучение становится все больше.

Онлайн-статус для души и для работы

Компьютерные навыки повышают шансы пенсионеров на трудоустройство или сохранение рабочих мест, - об этом свидетельствует трехлетний опыт программы «Статус: онлайн» , которая реализуется Фондом поддержки и развития филантропии «КАФ» при поддержке ООО «Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг». «Когда мы увидели, что искать новую работу пожилым людям достаточно трудно, во всех регионах в программу были добавлены специальные занятия по онлайн-поиску вакансий и составлению резюме, а также организованы встречи с местными центрами занятости и потенциальными работодателями», – говоритЕкатерина Лёвшина , управляющий по работе с общественными организациями.

Помощь в трудоустройстве – основная задача центра «Содействие» , созданного для поддержки медиков, которые в процессе реформы здравоохранения потеряли работу. В центре занимаются поиском вакансий и переподготовкой врачей, медсестер, младшего медперсонала - по тем специализациям, которые наиболее востребованы в регионе. «Около 40% медработников, обращающихся в наш центр, это люди пенсионного возраста. На сегодняшний день это более чем 1600 человек», - рассказывает Константин Царанов , директор центра «Содействие».

Садовый дизайн, арт-терапия, английский, танцы…

Некоторые центры занимаются разносторонним образованием пожилых людей. Широкий спектр программ предоставляет, например, Университет пожилых «Серебряный возраст» . Кроме компьютерной грамотности и садового дизайна здесь есть курсы английского языка – разных уровней, танцевальная, кино- и арт-терапия, экономическая и юридическая грамотность, «гимнастика для мозга» и др. – всего более 15. «Многие направления возникли, что называется, «по просьбам трудящихся», - поясняет Евгений Мачнев, председатель попечительского совета университета пожилых «Серебряный возраст». - Мы выясняли, какой интерес у людей, чему они хотят учиться. Часть вещей возникала по запросу: «Ребята, научите нас», а часть – даже по такому запросу: «Я могу этому научить». Арт-терапия, например, так появилась».

Ориентироваться в пространстве услуг и сервисов пенсионерам помогает интернет-портал«Баба-Деда» . Спрос на образовательные услуги стабильно высокий: популярны и востребованы практически все обучающие программы, представлены на сайте. «За пределами Москвы и Санкт-Петербурга предложений гораздо меньше, а спрос такой же, как и в крупных городах, - говоритАнастасия Лазибная , руководитель портала «Баба-Деда» и сообщества работодателей «Компании для всех возрастов». - Образуются очереди, поэтому люди часто присылают нам заявки сразу на несколько обучающих курсов своего города».

Волонтерский ресурс

В центре «Содействие», например, волонтерская программа появилась, когда выяснилось, что не все пожилые люди, лишившись работы, готовы к поиску новой и переквалификации. «Многие из них отдали своей профессиональной деятельности 25-30 лет, и у них нет планов продолжать медицинскую карьеру, осваивать новые технологии или переучиваться на другую специальность, - говорит Константин Царанов. - Но это люди социально активные, деятельные, они хотят и дальше оставаться полезными своей семье, обществу и родному городу. На нашу первую программу «5 шагов к волонтерству» записались не только врачи, но и медицинские сестры, фельдшер, акушерка и лаборант».

Пожилым волонтерам было уделено особое внимание и на государственном уровне - при организации Олимпийских игр в Сочи в волонтерской команде их было 1800 человек. «Эти люди – совершенно недооцененный ресурс экономики: они могут, умеют и знают очень многое», - уверена Марина Починок , вице-президент Оргкомитета «Сочи-2014».

Геронтообразование: в чем специфика

Обучению пожилых людей посвящена отдельная наука – геронтообразование, или герагогика. Она помогает опираться на преимущества, которые дает возраст, и избегать сложностей, связанных с возрастными ограничениями. «Для людей группы 55+ нужен особый подход, учитывающий их физиологические, умственные и социально-эмоциональные особенности, и это не только наше собственное наблюдение, это - общемировая практика», - отмечает Константин Царанов.

«Герагогика близка к педагогике, - развивает тему Евгений Мачнев. - Не то чтобы все «по-детски» должно происходить, но нужна наглядность, образность, порционность. Важно сразу же давать практическое применение полученных знаний. И обязательно обращаться к опыту самих участников. В этом основное отличие от педагогики: у детей опыта нет, а у пожилых он очень большой».

Обязательно следует учитывать возрастные изменения. «К пенсионерам нужен особый подход, - отмечает Екатерина Лёвшина. – Поэтому в нашей программе задействованы тренеры, у которых есть опыт работы именно с ними». Например, у пожилых людей часто наблюдается некоторая зажатость рук, для разработки мелкой моторики им предлагается освоить несложные компьютерные игры или научиться рисовать. По особой программе обучаются люди с ослабленным зрением – они используют специальное оборудование с «говорящими» клавиатурами.

Деликатное обучение

Большое внимание требуется уделять психологии. Обучение должно строиться с особой деликатностью – люди «серебряного возраста» очень чувствительны. Только в доверительной атмосфере взаимного уважения может быть построен продуктивный процесс. «Необходимо избегать ситуаций, которые могли бы поставить пожилого человека в некомфортное, унизительное положение. Затаенная обида пожилого человека может разрушить его отношения с вами навсегда. Не следует использовать назидательный, нравоучительный тон в общении с пожилыми, пытаться диктовать и отстаивать свою точку зрения», - поясняет Юлия Мальцева , замдиректора АНО САП «Серебряный возраст». «Конечно, необходимо соблюдение статусов. Это похоже на принцип обучения топ-менеджеров: нельзя менять человеку статус без его согласия», - добавляет Евгений Мачнев.

Существуют проблемы и культурологического свойства: в нашем обществе, человека объявляют «старым» гораздо раньше, чем во многих других странах. «Образ старости», который транслируется, отнюдь не позитивный. «Есть некоторые моменты в обучении, которые требуют более глубокой проработки, внимания и терпения, - делится Константин Царанов. - Речь идет, например, о негативных стереотипах относительно старости, которые имеются у наших слушателей и их заниженной самооценке. Разрешение этих психологических моментов одна из основных задач нашей образовательной деятельности».

Стереотипы обывателя и работодателя

«Самое важное в нашей работе – изменить предвзятое отношение к пожилому человеку как к социальному иждивенцу; поддержать общественные инициативы, способствующие повышению качества жизни в этом возрасте, в том числе, с помощью образования. Столь же необходимо убедить самих пожилых людей, что учиться можно и нужно в любом возрасте», - считает Мария Морозова.

Менять предвзятое отношение можно только в процессе сотрудничества людей разных поколений. Марина Починок рассказывает об опыте участия пожилых волонтеров в Олимпийских играх: «У нас очень много стереотипов. О том, что эти люди – не мобильны, не схватывают не лету, физически не могут работать столько же, сколько молодые, у них уже нет таких навыков коммуникации и т.д. и т.п. На самом же деле те, кто с нами работал, могли дать фору молодежи. Это очень энергичные люди, с огромным внутренним драйвом, энергией, искрой, азартом. Невероятно работоспособные, с огромным чувством ответственности за свое дело, не унывающие и прекрасно схватывающие все новое. Для меня это оказалось большим открытием».

Предвзятость проявляется в полной мере при трудоустройстве – практически во всех областях существует возрастная дискриминация. «Для меня оказалось неожиданным, что тема трудоустройства настолько критична в России для людей пенсионного возраста, - говорит Анастасия Лазибная. - Они очень хотят работать и не всегда ради заработка; они уже не верят, что кто-то готов предложить им работу не грузчиком или вахтером/уборщицей; к нам уже приходят и люди 40 лет, которые также страдают от возрастной дискриминации. Мы задумались о том, что надо мотивировать работодателя, ломая его стереотипы относительно людей за 45-50 лет. Запустили направление КВВ (компании для всех возрастов) и занялись этим».

История с продолжением

В образовании пожилых людей очень важно то, что оно должно продолжаться: почувствовав вкус к новому, погрузившись в общение, они не хотят возвращаться к прежнему образу жизни. «Мы сначала думали, что у нас люди после обучения просто получат сертификаты/дипломы и уйдут, а они никуда не ушли. Говорят: «Учите нас чему-нибудь еще», - рассказывает Евгений Мачнев. - То есть возникла проблема, куда девать активных пожилых. Отсюда и появились различные волонтерские центры, пресс-центры и т.п.»

Запрос на продолжение есть практически у всех образовательных программ. «Мы отдаем себе отчет в том, что пенсионеры, выбравшись из дома и окунувшись в насыщенную событиями жизнь курсов, не хотят останавливаться на достигнутом, - говорит Екатерина Лёвшина. - Они научились работать на компьютере, стали более активными, расширили свой круг общения. Выпускники курсов хотят учиться дальше и применять полученные навыки на практике. Они готовы участвовать в разнообразных семинарах, мастер-классах, вебинарах, чемпионатах, олимпиадах. Многие выпускники программы становятся волонтерами как на курсах компьютерной грамотности «Статус: онлайн», помогая новым ученикам, так и в других проектах НКО».

«Самый главный драйвер для людей после 55 - это собственная полезность, ощущение причастности, востребованности, понимание того, что твой опыт полезен, и твоя жизненная мудрость тоже кому-то нужна», - уверена Марина Починок. Именно эти возможности дают образовательные проекты.

1. Кто может быть участником Проекта?

Житель, имеющий место жительства в городе Москве и достигший пенсионного возраста, независимо от факта осуществления им трудовой и иной деятельности.

2. Кто имеет первоочередное право на участие в Проекте?

Граждане, зачисленные на обучение по программе в ЦСО по месту фактического проживания.

Граждане, состоящие в очереди, сформированной при зачислении на обучение по программе в ЦСО по месту фактического проживания.

Граждане, имеющие место жительства и проживающие на территории административного округа города Москвы, где организовано обучение по программе.

Ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории РФ и территориях других государств, ветераны военной службы, ветераны труда.

Граждане, находящиеся на социальном сопровождении в ЦСО.

3. Где реализуется Проект?

На территории каждого административного округа города Москвы и предусматривает размещение образовательных площадок в каждом административном округе по принципу территориальной доступности для проживающих административного округа. Обучение проводится на базе территориальных центров социального обслуживания, центров социального обслуживания и на базе образовательных организаций.

4. Как стать участником Проекта?

* при обращении в Центр социального обслуживания работник учреждения знакомит гражданина со списком программ, реализуемых в административном округе;

* для осуществления регистрации работник Центра социального обслуживания предлагает выбрать гражданину три программы, наиболее приоритетные для гражданина;

* обращение гражданина в ЦСО фиксируется в онлайн-форме в виде заявки на обучение работником ЦСО.

5. Логистика поступления в Серебряный университет

6. Какие документы требуются, чтобы стать участником Проекта?

Для заполнения заявления и последующей регистрации работником Центра социального обслуживания гражданину необходимо иметь паспорт и страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования; при зачислении на обучение по программе профессиональной подготовке - также документ об образовании и о квалификации.

7. В каких программах может принять участие гражданин?

Гражданин имеет право на участие один раз в календарный год в одной общеразвивающей программе или однократно в одной из профессиональных программ. Не допускается обучение одновременно по общеразвивающей и дополнительной профессиональной программам.

8. Сколько времени может занимать обучение?

8.1. Объем общеразвивающих программ до 36 часов (включают в себя лекции, семинар, тренинги и мастер-классы).

* обучение по общеразвивающим программам осуществляется еженедельно от 3 до 4 академических часов.

8.2. Объем профессиональных программ до 160 часов (включают в себя лекции и тренинги).

* обучение по профессиональным программам осуществляется еженедельно от 3 до 6 академических часов, продолжительность участия в Проекте один учебный год.

9. Как гражданин узнает о включении в список участников Проекта?

После формирования групп по программам обучения ответственный работник Центра социального обслуживания уведомляет участника Проекта по телефону, лично или письмом на электронную почту, указанную при регистрации.

10. Какой документ выдается после окончания обучения в Проекте?

По результатам обучения выдается сертификат о прохождении общеразвивающей программы или свидетельство о прохождении профессиональной программы.

11. Что делать, если гражданин, зарегистрированный на участие в Проекте, не попал в группу обучающихся?

В связи с тем, что число групп ограничено, гражданин включается в список ожидающих последующего набора в группу на обучение. Продолжение проекта и дополнительный прием в Состав Серебряного университета в январе 2019 года.

Более подробную информацию о проекте "Серебряный университет" жителям районов Щукино, Хорошево-Мневники, Строгино и Митино можно узнать по телефону.

Дедушки и бабушки нынче уже не те. Не те благообразные старички и старушки из нашего детства, смысл жизни которых – нянчить внуков да сплетничать на лавочках у подъезда. Современные пожилые москвичи уверенно идут по проторенной европейцами дорожке – живут активной жизнью, путешествуют, заводят новые хобби и даже получают новые профессии. Где это можно сделать?

«Серебряный университет»

«Серебряный университет» - образовательный проект для пожилых людей, стартовавший в Москве 1 ноября 2017 года. Поучиться в нем могут москвичи с 60 лет и москвички с 55 лет (пока не подняли пенсионный возраст).

Здесь 5 факультетов. Программы обучения на каждом из них разработаны как для души, так и с прицелом на дальнейшее трудоустройство.

Факультет «Здоровье и безопасность»

  • Основы финансовой и правовой грамотности
  • Обучение интеллектуальным играм
  • Система здорового образа жизни: планирование и реализация
  • Основы активного долголетия: большие возможности серебряного возраста
  • Управление многоквартирным домом
  • Столяр (рабочая профессия)
  • Кассир билетный (рабочая профессия).

Психологический факультет

  • Психологические проблемы общения
  • Психология детства или как помочь внуку
  • Психология личностного роста «серебряного» возраста
  • Практическая психология игры
  • Волонтёрство в серебряном возрасте
  • Няня (рабочая профессия).

Факультет культуры и творчества

  • Этикет: шаг к успеху
  • Памятники мировой культуры, архитектуры и градостроительства
  • Основы декоративно-прикладного творчества
  • Москва театральная
  • В мире музыки
  • Живопись «с нуля» (правополушарное рисование)
  • Изготовитель игровых кукол (рабочая профессия).

Факультет массовых коммуникации и информатики

  • Информационное пространство жизни
  • Социальные сети: неограниченные возможности для общения и развития
  • Современные средства и инструменты удаленного общения
  • Бояться нельзя пользоваться или Смартфон для повседневной жизни
  • Английский для гида по Москве
  • Кладовщик (рабочая профессия).

Гуманитарный факультет

  • Литературное творчество в современном мире
  • Иностранный язык для общения и путешествий
  • География путешествий
  • История и культура
  • Наше наследие: хранители истории Москвы
  • Английский для гида по Москве
  • Рабочий зеленого хозяйства (рабочая профессия).

Длительность общеобразовательных программ составляет от 24 до 36 часов. На изучение рабочих специальностей отведено до 160 часов. Уроки проводятся не менее двух раз в неделю. Продолжительность одного урока - 2 академических часа. В конце обучения выпускники университета получат сертификаты о прохождении образовательного курса.

Кроме обучающих курсов в «Серебряном университете» проводятся различные тренинги, мастер-классы, экскурсии, творческие вечера, фестивали и вечера отдыха.

Чтобы поступить в университет, нужно обратиться в Центр социального обслуживания по месту жительства.

Центр «Профессионал»

В ГБОУ «Профессионал» представителИ возрастной категории «50+» могут пройти переобучение по одной из востребованных профессий, и затем продолжить трудовую деятельность.

Среди востребованных профессий, по которым жители Москвы и Подмосковья пенсионного и предпенсионного возраста могут переобучиться в Центре «Профессионал»:

  • лифтер;
  • оператор котельной с аттестацией по трубопроводам пара и горячей воды;
  • оператор пульта управления оборудованием жилых и общественных зданий;
  • дежурный у эскалатора;
  • электрогазосварщик;
  • сварщик ручной дуговой сварки;
  • слесарь-сантехник;
  • электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования;
  • водители самоходных машин категории В, С, Д, Е (автопогрузчик, электропогрузчик более 4 кВт, трактор, коммунально-уборочная машина, ПУМ, МКСМ, Bobcat и др.);
  • водители аккумуляторных погрузчиков до 4 кВт (электропогрузчик, электроштабелер типа ричтрак);
  • оператор заправочных станций.

Для тех, кто хочет работать в офисах, в Центре «Профессионал» действуют курсы «Пользователь ПЭВМ (для начинающих)» и «Пользователь ПЭВМ (со знанием мультимедиа и интернет-технологий)».

Стоимость курсов - одна из самых низких в Москве: средства, затраченные на обучение, окупаются, как правило, с первой же зарплаты. Те же, кто ещё не достиг пенсионного возраста, имеет все шансы и вовсе обучиться бесплатно - для этого необходимо обратиться в свой Центр занятости, который и дает направление на обучение в «Профессионал».

Университет третьего возраста

Курсы компьютерной грамотности

Курсы обучения пожилых компьютерной грамотности по-прежнему остаются очень востребованным. Знакомство с компьютером значительно улучшает качество жизни пожилых людей давая им возможность ориентироваться в современном мире, открывать новые пространства для общения. В этих программах заинтересовано и государство, ведь, к примеру, рост числа людей, способных пользоваться сайтом Госуслуг, снижает нагрузку на многофункциональные центры.

Столичные пенсионеры могут освоить компьютер бесплатно в кружках при территориальных центрах соцзащиты. Полный список центров .

Предлагает пожилым людям дистанционно получить высшее образование, повысить квалификацию или пройти профессиональную переподготовку. Обучение проходит в формате видеолекций и вебинаров. Причем специально для пожилых студентов разработаны вводные уроки, которые обучат их пользоваться компьютерными программами, необходимыми для учебы. Учиться можно по таким направлениям:

  • Бухгалтерский учет, анализ и аудит
  • Государственное и муниципальное управление
  • Менеджмент организации
  • Психология
  • Финансы и кредит
  • Юриспруденция.

Онлайн-университет третьего возраста Университета ИТМО

Проект «Московское долголетие» с каждым днем расширяет свои масштабы и вызывает все больший интерес у граждан старшего возраста. В настоящее время в проект активно включаются вузы, колледжи и школы города. В связи с этим у новых участников проекта возникают вопросы: как работать с данной целевой аудиторией, какие программы наиболее востребованы, как организовать образовательный процесс?

Московский городской педагогический университет в 2017 году стал пилотной площадкой, запустив проект «Московский серебряный университет». За полтора года накоплен интересный опыт, которым специалисты и преподаватели МГПУ поделились на семинаре, организованном при участии Департамента образования и науки Москвы, Департамента труда и социальной защиты населения Москвы, Ресурсного центра развития социальных коммуникаций. В работе семинара приняли участие 185 школ и колледжей и 26 вузов.

В своём приветственном слове ректор МГПУ Игорь Реморенко рассказал о первых результатах работы Московского серебряного университета: обучено более 10000 человек, по инициативе выпускников созданы клубы по интересам. На основе опыта работы в Серебряном университете по программам IT совместно с Всероссийским обществом «Знание» разработан и принят профессиональный стандарт «Цифровой куратор» («Консультант в области развития цифровой грамотности населения (цифровой куратор)».

Опытом участия в проекте «Московское долголетие» поделился Российский Государственный социальный университет. В своём выступлении ректор РГСУ Наталья Починок акцентировала внимание присутствующих не только на реализуемых в рамках проекта программах, но и способах информирования граждан и мониторингах образовательных запросов и востребованности программ.


Александр Левинтов, научный руководитель проекта «Серебряный университет», научный сотрудник института непрерывного образования МГПУ познакомил участников семинара с особенностями Aging-педагогики и представил основы миссии и функции Серебряного университета.


Результаты современных исследований интересов и проблем старшего поколения были представлены Евгенией Романовой, директором института психологии, социологии и социальных отношений МГПУ. Важной ценностной установкой для них являются стремление к активной интеллектуальной жизни и расширение круга социального общения.


В заключительном выступлении директор ИНО МГПУ Марина Шалашова рассказала об особенностях индивидуальных образовательных программ граждан старшего возраста, исходя из их образовательных интересов и потребностей.


На многочисленные вопросы участников семинара ответили спикеры и начальник Управления проектов в сфере благополучия и долголетия Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы Александр Бодров.

Контакты Ресурсного центра развития социальных коммуникаций (ГКУ «РЦРСК), отдел социальных проектов


Очень радует, что сегодня обучение в ВУЗе доступно и для пенсионеров. Ведь эти университеты, позволяют старшему поколению сделать жизнь ярче и интереснее, приобрести новые знания и найти новых друзей.

Человек никогда не прекращает развиваться. Однако с возрастом делать это становится труднее - и из-за возрастных особенностей организма, и из-за устройства общества. У пожилых людей несравнимо меньше возможностей реализовать себя, чем у молодежи, даже если у них есть желание и физическая возможность вести активную жизнь.

К счастью, сегодня ситуация начала меняться к лучшему. И одним из таких изменений является «Серебряный университет», образовательная программа которого входит в проект «Московское долголетие ». Отметим, что проект был разработан специально для того, чтобы повысить качество жизни людей старшего и пожилого возраста.

Кстати, «Серебряный университет», который открылся на базе - наиболее известная образовательная программа данной направленности в России, однако она далеко не единственная. Так, в Санкт-Петербурге действует «Серебряный возраст», в Воронеже, Казани и Нижнекамске - Университеты третьего возраста. Также онлайн-университет третьего возраста действует при .


Университеты третьего возраста

ВУЗы для людей пенсионного возраста предлагают главным образом общеобразовательные программы, которые направлены на:

  • повышение финансовой и правовой грамотности;
  • улучшение навыков владения компьютером;
  • изучение и углубление знаний иностранных языков;
  • понимание возрастной психологии;
  • оздоровление;
  • углубление в культуру родного города;
  • развитие творческого начала.

Многие университеты третьего возраста , помимо всего прочего, позволяют овладеть новой профессией. Программы всех направленностей разработаны с учетом возрастной психологии и особенностей восприятия особенных студентов. Обучением занимаются высококвалифицированные преподаватели, нередко кандидаты и доктора наук.

Чему обучают в «Серебряном университете»

В московском ВУЗе функционирует пять факультетов:

  • гуманитарный,
  • культуры и творчества,
  • здоровья и безопасности,
  • массовых коммуникации и информации,
  • психологии.

Каждый из этих факультетов "Серебряного университета " позволяет не только обрести новые знания, но и получить профессию, о которой пожилой человек, возможно, мечтал еще в далекой юности.


А если говорить более предметно, то эти пять факультетов охватывают практически все сферы жизнедеятельности человека.

Гуманитарии могут лучше узнать современную литературу, историю и культуру города, а также английский язык для проведения экскурсий в Москве. К изучению предлагается иностранный язык для путешественников и география путешествий. Также студенты гуманитарного факультета могут освоить специальность работника зеленого хозяйства.

Направления психологического факультета посвящены психологии общения и личностного роста в «серебряном» возрасте, а также подготовке к волонтерству. Здесь же преподается практическая психология игры, а также изучается психология детства, которая нацелена на то, чтобы бабушки и дедушки как можно быстрее и легче смогли найти общий язык со своими внуками и научились им помогать актуальными советами. На данном факультете люди в возрасте могут освоить востребованную сегодня профессию няни.

Факультет культуры и творчества посвящен главным образом искусству. Здесь можно как изучать декоративно-прикладное искусство, так и погрузиться в памятники мировой культуры, музыку или московские театры. Здесь же студенты могут осуществить свою мечту и научиться рисовать или изготавливать игровых кукол.

Программа обучения факультета «Здоровье и безопасность» посвящена полезным в повседневной жизни вещам: основам права, управлению финансовыми потоками, здоровому образу жизни. Здесь можно обучиться интеллектуальным играм, разобраться в основных аспектах активного долголетия, а заодно получить профессию столяра или кассира.

«Массовые коммуникации и информации» - один из наиболее популярных факультетов среди возрастных студентов . Он раскрывает пожилым людям все возможности соцсетей и гаджетов, обучает работе со средствами удаленного общения, учит ориентироваться в информационном пространстве. Тут же можно освоить профессию кладовщика.

Длительность обучения

В учебных заведениях разных городов длительность обучения разная. Поэтому рекомендуется звонить в выбранный ВУЗ и узнавать подобную информацию непосредственно у администрации учебного заведения. Единственное, что можно сказать точно - программы профессионального обучения в университетах третьего возраста в любом случае занимают немало времени.

Так, в московском «Серебряном университете» общеразвивающие курсы насчитывают 36 учебных часов с учетом всех видов занятий: лекций, семинаров, мастер-классов и тренингов. На неделю приходится 3-4 академических часа учебы, а весь курс занимает три-четыре месяца. Профессиональные программы обучения рассчитаны на один учебный год (160 часов).

В других Университетах третьего возраста обучение может длиться год или два.


Кто может поступить и как это сделать

Учеба в университетах для людей «серебряного» возраста доступна всем, кто вышел на пенсию, независимо от трудоустроенности. При этом один человек за год может пройти одну программу обучения любой направленности. К сожалению, обучение сразу на двух общеобразовательных программах или на общеобразовательной и профессиональной невозможно. Однако никто не запрещает возрастным студентам каждый год изучать новое направление. То есть, если в этой году вы поступаете на факультет психологии и успешного его оканчиваете, то в новом календарном году вы можете поступить снова, но уже на другой факультет.

Для того чтобы поучаствовать в образовательной программе, надо обратиться в ЦСО в округе проживания. Сотрудник ознакомит вас со списком программ и зарегистрирует заявку. С собой нужно взять паспорт и:

  • ССОПС - для общеобразовательных курсов,
  • свидетельства об образовании и квалификации - для освоения профессиональных образовательных программ.

Очень радует, что сегодня обучение в ВУЗе доступно и для пенсионеров. Ведь эти университеты, позволяют старшему поколению сделать жизнь ярче и интереснее, приобрести новые знания и найти новых друзей.

Источники изображений: rsu.edu.ru, a5kilia.com.ua, caoinform.ru, mos.ru



© 2024 plastika-tver.ru -- Медицинский портал - Plastika-tver