Общественный прогресс. Многовариантность общественного развития

Главная / Оборудование

Общественное развитие может носит реформистский или революционный характер.

Общественное развитие

Реформы могут проходить во всех сферах общественной жизни:

Экономические реформы - преобразования хозяйственного механизма: форм, методов, рычагов и организации управления хозяйством страны (приватизация, закон о банкротстве, антимонопольные законы и т. п.);

Социальные реформы - преобразования, изменения, переустройства каких-либо сторон общественной жизни, не уничтожающие основ социальной системы (эти реформы непосредственным образом связаны с людьми);

Политические реформы - изменения в политической сфере общественной жизни (изменения в конституции, избирательной системе, расширение гражданских прав и т. п.).

Степень реформистских преобразований может быть очень существенной, вплоть до изменений общественного строя или типа экономической системы: реформы Петра I» реформы в России в начале 90-х гг. XX в.

В современных условиях два пути общественного развития - реформа и революция - противопоставляются практике перманентного реформирования в саморегулирующемся обществе. Следует признать, что и реформа, и революция «лечат» уже запущенную болезнь, в то время как необходима постоянная и возможно ранняя профилактика. Поэтому в современном обществознании акцент переносится с дилеммы «реформа - революция» на «реформа - инновация». Под инновацией (от англ. innovation - нововведение, новшество, новаторство) понимается рядовое, однократное улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях.

В современной социологии общественное развитие связывается с процессом модернизации.

Модернизация (от фр. moderniser - современный) - это процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным . Классические теории модернизации описывали так называемую «первичную» модернизацию, исторически совпавшую с процессом развития западного капитализма. Более поздние теории модернизации характеризуют ее через понятия «вторичная», или «догоняющая» модернизация. Она осуществляется в условиях существования «образца», например в виде западноевропейской либеральной модели, часто такая модернизация понимается как вестернизация, т. е. процесс прямого заимствования или насаждения. По сути данная модернизация представляет собой всемирный процесс вытеснения локальных, местных типов культур и социальной организации «универсальными» (западными) формами современности.

Можно выделить несколько классификаций (типологий) общества:

1) дописьменные и письменные ;

2) простые и сложные (в качестве критерия в данной типологии выступает число уровней управления обществом, а также степень его дифференциации: в простых обществах отсутствуют руководители и подчиненные, богатые и бедные, в сложных обществах существует несколько уровней управления и несколько социальных слоев населения, расположенных сверху вниз по мере убывания доходов); 3) первобытное общество, рабовладельческое общество, феодальное общество, капиталистическое общество, коммунистическое общество (в качестве критерия в данной типологии выступает формационный признак);

4) развитые, развивающиеся, отсталые (в качестве критерия в данной типологии выступает уровень развития);

Обществознание ЕГЭ, занятие 7

Занятие 7. Общественный прогресс. Многовариантность общественного развития. Глобальные проблемы

Общество – развивающаяся система

Социальные изменения – любые перемены, которые происходят в течение некоторого времени в социальных общностях, институтах, организациях.

Социальное развитие – социальные изменения, направленные либо в сторону совершенствования, либо в сторону деградации.

      Общественный прогресс – развитие от низшего к высшему, от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному (от лат. – движение вперёд).

      • Прогресс – относителен: есть области общественной жизни, к которым это понятие сложно отнести.

        Прогресс – противоречив: достижения в одной сфере могут обернуться проблемами в другой.

        Критерии прогресса:

        • развитие производительных сил;

          развитие науки и техники;

          развитие человеческого разума;

          совершенствование нравственности людей;

          возрастание степени свободы, которую общество может предоставить человеку.

      Общественный регресс – развитие от высшего к низшему, деградация, утрата способности выполнять те или иные функции (от лат. – обратное движение).

      Стагнация – застой, временная остановка в развитии.

Некоторые мыслители говорят о цикличности в развитии общества – теория исторического круговорота. Шпенглер.

Пути развития общества

Эволюция (от лат. – «развёртывание) – частичные, постепенные изменения, которые способствуют появлению в различных сферах общества новых качеств и свойств.

      Могут происходить стихийно и организовано.

      • Реформа – какая-либо степень усовершенствования в определённой сфере общественной жизни, не затрагивающая фундаментальных основ общественного строя.

        • Реформы могут быть прогрессивными и регрессивными.

Революция – коренное, качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, которые ведут к изменению основы существующего социального строя.

Модернизация – обновление чего-либо; процесс перехода от традиционного общества к современному, индустриальному.

Многовариантность развития общества

Классификация типов общества (по разным критериям)

      По способу передачи информации: дописьменные и письменные общества. Сейчас развивается общество экранной культуры.

      По степени дифференциации общества (степень социальной неоднородности): простые и сложные.

      По степени открытости (уровень социальной мобильности): закрытые и открытые.

      По уровню развития: развитые, развивающиеся, отсталые.

      Формационный подход: первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическое – марксизм.

      По уровню технического и технологического развития общества: традиционные, индустриальные, постиндустриальные.

Традиционное (аграрное) общество:

      основной фактор производства – земля;

      основная отрасль производства (по занятости населения) – сельское хозяйство;

      характер производства – ручной труд, индивидуальное производство;

      социальная структура – преобладает сословная, корпоративная структура общества, низкая социальная мобильность;

      воздействие на природу – локальное, неконтролируемое;

      международные связи – несущественные;

      политическая жизнь – в основном, монархическая власть, политические свободы отсутствуют, власть выше закона;

      духовная жизнь – традиционные религиозные ценности, однородный характер культуры, мало образованных людей.

Индустриальное общество

      основной фактор производства – капитал;

      основная отрасль производства (по занятости населения) – промышленность;

      характер производства – механизация, массовое стандартизированное производство;

      социальная структура – классовое деление (на основе отношения к собственности), упрощение социальной структуры, её подвижность и открытость, идея индивидуальной свободы;

      воздействие на природу – глобальное, неконтролируемое;

      международные связи – тесная взаимосвязь;

      политическая жизнь – провозглашение политических свобод, верховенство закона, демократические преобразования;

      духовная жизнь – научная картина мира, ценности прогресса и личного успеха, массовая культура, всеобщее образование, подготовка специалистов.

Постиндустриальное (информационное) общество

      основной фактор производства – знания, информация;

      основная отрасль производства (по занятости населения) – сфера услуг;

      характер производства – автоматизация, компьютеризация производства, резкое повышение творческого начала в труде;

      социальная структура – рост численности среднего класса, в основе социальной дифференциации – уровень знаний, профессия, уровень квалификации;

      воздействие на природу – глобальное, контролируемое;

      международные связи – открытость общества, глобализация;

      политическая жизнь – политический плюрализм, развитость гражданского общества, «демократия консенсуса»;

      духовная жизнь – особая роль науки и образования (непрерывное образование), информационная революция, развитие индивидуализированного сознания.

Подходы к изучению развития общества

Линейный : развитие общества рассматривается как процесс перехода от одной стадии развития к другой, от низших ступеней – к высшим. Выделяют общие закономерности в развитии различных обществ.

        Технологический, стадиальный, формационный

Нелинейный (локально-цивилизационный) – каждая цивилизация уникальна, развивается по собственному, только ей присущему пути. Все цивилизации проходят через этапы зарождения, развития, расцвета и угасания.

Стадиальный подход к объяснению хода исторического развития (Ростоу): основание единства исторического развития мира – уровень научно-технического развития и благосостояния общества.

    традиционное общество – замедленность развития, преобладание аграрного сектора, низкий уровень производительности труда

    «переходное общество» – переход к капиталистическому обществу

    «период сдвига» – промышленные революции, начало индустриализации

    «период зрелости» – заканчивается индустриализация, появляются высокоразвитые страны

    «эра высокого уровня массового потребления» – наиболее передовые современные страны

Формационный подход

      Предложил Карл Маркс.

      Формация – исторический тип социально-экономического развития общества на основе определённого способа производства материальных благ.

      • Способ производства, экономическая сфера – базис общества; политическая, социальная, духовная сфера – надстройка .

        Базис определяет надстройку, но надстройка может влиять на базис.

      Выделял 5 формаций: первобытнообщинная (первичная), рабовладельческая, феодальная, капиталистическая (объединял эти три формации в экономическую), коммунистическая.

      • Первобытнообщинная: основана на общественной (общинной) собственности на средства производства, характерно социальное равенство, уравнительное распределение.

        Рабовладельческая: частная собственность или частно-государственная собственность, основные производители – рабы – объект собственности, внеэкономическое принуждение к труду.

        Феодальная: частная или частно-государственная собственность, производители – в личной зависимости от землевладельцев, внеэкономическое принуждение к труду.

        Капиталистическая: частная собственность, рыночные отношения, наёмный труд.

        Коммунистическая: общественная собственность на средства производства, высокий уровень развития производительных сил, принцип распределения «От каждого по способностям, каждому по потребностям».

      Смена общественно-экономических формаций происходит вследствие несоответствия производственных отношений уровню развития производительных сил.

Локально-цивилизационный подход

      А. Тойнби, О. Шпенглер, Н. Данилевский, П. Сорокин, Л. Гумилёв и др.

      Цивилизация – устойчивая культурно-историческая общность людей, объединённых духовными традициями, сходным образом жизни, географическими и историческими рамками.

      В основе различия цивилизаций – своеобразие духовной культуры, в первую очередь, религии.

Глобализация

Глобализация – процесс интеграции (сотрудничества, взаимодействия) всех стран и народов в разных областях деятельности; возрастание взаимовлияния и взаимозависимости стран и народов.

Причины :

      переход от индустриального общества к информационному, развитие высоких технологий;

      децентрализация экономики;

      развитие мировой экономики;

      появление новых коммуникационных технологий.

Проявления

      деятельность ТНК;

      финансовых рынков;

      экономическая интеграция в рамках отдельных регионов;

      деятельность международных экономических и финансовых организаций;

      открытость мира в сфере культуры, информации, личных контактов.

Последствия

      положительные:

      • свободное перемещение товаров и капиталов (возможность продавать и производить там, где это наиболее выгодно);

        снижение издержек производства, увеличение прибыли;

        возможность воспользоваться плодами НТР в странах, где нет возможности вести собственные научные исследования;

        сближение интересов разных государств, стремление к взаимному учёту интересов в международных отношениях;

        развитие социокультурного единства – способствует пониманию и отказу от ксенофобии.

      негативные:

      • нарастание разрыва в уровне развития и благосостояния населения развитых и развивающихся стран (проблема Севера и Юга);

        стремление высокоразвитых стран к лидерству приводит к взрыву национализма в развивающихся странах;

        препятствия для развития отечественного производства;

        утрата специфики национальных культур;

        насаждение единого стандарта потребления.

Глобальные проблемы современности

Специфика:

      универсальны: общие для всего человечества;

      от их решения зависят судьбы человечества;

      могут быть решены только совместными усилиями;

Причины:

      в условиях глобализации локальные проблемы приобретают глобальный характер;

      активная преобразующая деятельность людей не сопровождается адекватным ростом экологического сознания общества и человека, ответственности политических структур.

Группы проблем

      Между общностями людей (интерсоциальные):

      • проблема предотвращения войны;

        проблема «Север-Юг»;

        социальные противоречия внутри отдельных стран.

      Между обществом и природой:

      • загрязнение окружающей среды;

        энергетическая, сырьевая, продовольственная;

        освоение Мирового океана, космоса.

      Между человеком и обществом:

      • демографическая;

        образовательная;

        проблема преодоления отрицательных последствий НТР;

        проблема здоровья человека.

Направления разрешения проблем:

      формирование нового планетарного сознания;

      изучение причин возникновения и обострения;

      совместные действия по решению проблем.

Перспективы разрешения:

      экологический пессимизм (концепция нулевого роста);

      технологический оптимизм («общество изобилия»).

Социальные процессы в современной России

Социальные процессы – социальные явления, которые меняют отношения между людьми или между составными элементами сообщества; социально значимые изменения в обществе; смена состояний общества или его систем.

      изменение характера социальной стратификации

      сложился довольно многочисленный предпринимательский слой

      появление новых престижных видов деятельности

      социальная поляризация

      быстрый рост социально-территориальных различий

      маргинализация общества

      формирование среднего класса

Решение заданий

Установите соответствие между признаками и отраслями культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Найдите в приведённом списке характерные признаки искусства. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) установление границ свободы личности

2) выстраивание системы доказательств

3) форма познания мира

4) образное отражение действительности

5) эмоциональное воздействие

6) логическая стройность

Выберите признаки, которые отражают специфику нравственной регуляции поведения.

1) имеют конкретный характер

2) основаны на представлении на должном

3) регулируют наиболее значимые сферы общественной жизни

4) имеют обобщённый характер

5) существуют специальные органы, контролирующие их выполнение

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, могут быть использованы для характеристики понятия «общественный регресс».

1) движение; 2) изменение; 3) переход от менее совершенного к более совершенному; 4) успешность развития; 5) упадок; 6) деградация.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

В стране Z господствует натуральное хозяйство. Какие иные признаки из перечисленных свидетельствуют о том, что страна Z развивается как традиционное общество? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Устная информация преобладает над письменной.

2) Происходит быстрый рост городского населения.

3) Преобладают экстенсивные технологии и ручные орудия труда.

4) Основными социальными ячейками являются община и семья.

5) Широко распространяются научные знания.

6) Интенсивно развивается инфраструктура.

В стране Z происходит широкое внедрение компьютерной техники в различные области жизни. Какие иные признаки из перечисленных свидетельствуют о том, что страна Z развивается как постиндустриальное общество? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Значительная часть работников переходит на дистанционное выполнение работы.

2) В целях регуляции социальных отношений издаются правовые акты.

3) Преобладают экстенсивные методы ведения хозяйства.

4) Природные факторы оказывают влияние на развитие общества.

5) Информационные технологии являются важнейшим фактором производства.

6) Наибольшее развитие получают наукоёмкие, ресурсосберегающие отрасли производства.

Установите соответствие между отличительными признаками и типами обществ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Потренируйтесь в решении заданий части 2

Задания 21–24

Прочитайте текст и выполните задания.

Научная теория общественного прогресса нуждается не в субъективных критериях, отражающих неспособность мыслителей разобраться в сложном характере социального развития, а в критерии объективном, не зависящем от произвола исследователей.

Сложность выявления критерия общественного прогресса обусловлена, в частности, тем, что общество представляет собой сложную систему, включающую огромное количество элементов и процессов. Эти различные составляющие также развиваются, поэтому к ним тоже должно быть применимо понятие прогресса. Если рассматривать общество как систему, то различные его составляющие представляют собой подсистемы, каждая из которых способна к прогрессивному развитию и имеет свой критерий развития… но ни один из них не может дать представления о прогрессе общества в целом.

Развитие общества как системы вовсе не означает, что все её подсистемы развиваются одинаково. Развитие различных сторон общественной жизни совершается очень часто неравномерно. Более того, прогресс в одних областях осуществляется на фоне регресса в других областях. Например, такая форма общественного сознания, как искусство, вовсе не обязательно достигает особого расцвета в период бурного развития производительных сил…

При всей сложности и внутренней противоречивости общественного прогресса вопрос о его критериях не только не снимается, но, наоборот, приобретает особую важность. При этом любой критерий, взятый из области общественного сознания (морали, права и т.д.) не может быть единственным общеисторическим критерием, поскольку взгляды людей сами меняются под влиянием условий общественной жизни… Также и критерии, относящиеся к одним лишь экономическим категориям, не позволяют правильно понять природу и сущность социального прогресса.

Для преодоления однобокости этих критериев, следует указать такую фундаментальную философскую категорию, которая характеризует глубинную сущность жизни и деятельности человека. Такой категорией, на наш взгляд, является категория свободы.

(Г.И. Эрзин)

21. В качестве основного общего критерия общественного прогресса автор предлагает категорию свободы. Согласны ли Вы с этим? Выскажите своё мнение и, используя содержание текста и обществоведческие знания, приведите два аргумента в его обоснование.

22. Автор пишет, что любой критерий, взятый из области общественного сознания, не может быть единственным общеисторическим критерием. Чем это объясняется? Опираясь на обществоведческие знания, приведите два собственных примера, иллюстрирующие этот вывод.

Задание 27

В стране Z большинство трудоспособного населения занято в наукоёмком производстве и сфере услуг, растёт удельный вес среднего класса, развиваются цифровые средства коммуникаций. Назовите тип общества, который установился в стране Z. В каком направлении меняется характер отношения человека к природе в обществе этого типа? Что является основным фактором производства в обществе этого типа? Как изменяются требования к работнику в обществе данного типа?

Задание 29

Раскройте смысл высказывания в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы). При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)

«Совместное гармоничное развитие Природы и Общества есть центральная проблема современной жизни. И выработке совместной стратегии человечества, имеющей целью обеспечение этой гармонии, предстоит занять важнейшее место в коллективных усилиях всех стран земного шара».

Многовариантность общественного развития (типы обществ)

I. Характер общественного развития: реформа и революция, инновация и модернизация

1. Реформы, их виды и направления.


1.1. Реформа (от фр. reforme, лат. reformare - преобразовывать) – степень усовершенствования в какой-либо сфере общественной жизни, проводимого одновременно, через ряд постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальные основы (системы, явления, структуры)

1.2. Виды реформ :

    Прогрессивные (например, реформы 60-70-х гг. XIX в. в России - Великие реформы Александра II)

    Регрессивные (реакционные) (например, реформы второй половины 80-х - начала 90-х гг. XIX в. в России - «Контрреформы» Александра III )

1.3. Направления реформ

    Социальные – преобразования, изменения, переустройства каких-либо сторон общественной жизни, не уничтожающие основ социальной системы (эти реформы непосредственным образом связаны с людьми)

    Политические – изменения в политической сфере общественной жизни (изменения в Конституции, избирательной системе, расширение гражданских прав и т.п.)

    Экономические – преобразования хозяйственного механизма: форм, методов, рычагов и организации управления хозяйством страны (приватизация, закон о банкротстве, антимонопольные законы и т.п.)

Реформы могут проходить во всех сферах общественной жизни.

Степень реформистских преобразований может быть очень существенной, вплоть до изменений общественного строя или типа экономической системы: реформы Петра I, реформы в России в начале 90-х гг. XX в.

2. Революции и их виды.

2.1. Революция (от лат. revolutio - поворот, переворот) – коренное, качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя

2.2. Виды революций :

    Долговременные (например, неолитическая революция – 3 тыс. лет, промышленная революция – XVII-XVIII вв.)

    Кратковременные (например, Февральская революция 1917 г. в России)


3. Инновации.
В современном обществознании акцент переносится с дилеммы «реформа или революция» на «реформа - инновация», где инновация рядовое, однократное улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях.


4. Модернизация.
В современной социологии общественное развитие связывается с процессом модернизации.

Модернизация - это процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным.

Классические теории модернизации:

    «первичная» модернизация (развития западного капитализма).

    «вторичная» или «догоняющая» модернизация (осуществляется в условиях существования «образца» западноевропейской либеральной модели; часто понимается как вестернизация , т.е. процесс прямого заимствования). По сути данная модернизация представляет собой всемирный процесс вытеснения локальных, местных типов культур и социальной организации «универсальными» (западными) формами современности.

II. Классификации (типологии) обществ

1. Различные классификации обществ

Бесклассовые общество:

    первобытное общество,

    коммунистическое общество

Классовые общества:

    рабовладельческое общество,

    феодальное общество,

    капиталистическое общество,

2. Формационный и цивилизационный подходы

Формационный подход (основоположники К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895). Ключевое понятие – «общественно-экономическая фор­мация».

Общественно-экономическая формация (от лат. formatio - образование, вид) - это общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, взя­тое в единстве всех его сторон, с присущим ему спосо­бом производства, экономическим строем и возвышаю­щейся над ним надстройкой

Структура:
Надстройка
- это совокупность идеологических от­ношений, взглядов и учреждений (философия, рели­гия, мораль, государство, право, политика и др.), воз­никающая на основе определенного экономического базиса, органически связанная с ним и активно воз­действующая на него

Способ производства
Базис
- это экономический строй (совокупность производственных отношений, т. е. отношений, не зависящих от сознания людей, в которые люди всту­пают в процессе материального производства)

Производительные силы - это средства производ­ства и люди, обладающие производственным опы­том, навыками к труду
Производственные отношения
– отношения людей, складывающиеся в процессе производства
Тип надстройки преимущественно определяется характером базиса.
Он же представляет собой основу формации, определяя принад­лежность того или иного общества.

3. Традиционное, индустриальное, информационное общество

Традиционное

(доиндустриальное)

Индустриальное

Постиндустри­альное

(инфор­мационное)

Основной фактор производ­ства

Земля

Капитал

Знания

Основной продукт производ­ства

Пища

Промышлен­ные изделия

Услуги

Характер­ные черты производ­ства

Ручной труд

Широкое при­менение меха­низмов, техно­логий

Автоматизация производства, компьютериза­ция общества

Характер труда

Индивидуаль­ный труд

Преимущест­венно стан­дартная де­ятельность

Резкое повы­шение творче­ского начала в труде

Занятость населения

Сельское хо­зяйство - око­ло 75%

Сельское хо­зяйство - око­ло 10%, промышлен­ность - 85%

Сельское хозяй­ство - до 3%, промышлен­ность - около 33%, услуги - около 66%

Основной вид экс­порта

Сырье

Продукты про­изводства

Услуги

Социаль­ная струк­тура

Сословия, классы, вклю­ченность всех в коллектив; замкнутость социальных структур; низ­кая социаль­ная мобиль­ность

Классовое деле­ние; упроще­ние социальной структуры; подвижность и открытость социальных структур

Сохранение со­циальной диф­ференциации; рост числен­ности среднего класса; про­фессиональ­ная дифферен­циация в зави­симости от уровня знаний, квалификации

Продолжи­тельность жизни

40-50 лет

Свыше 70 лет

Свыше 70 лет

Воздейст­вие челове­ка на при­роду

Локальное, не­контролируе­мое

Глобальное, не­контролируе­мое

Глобальное, контролируе­мое

Взаимо­действие с другими странами

Несуществен­ное

Тесная взаимо­связь

Открытость об­щества

Полити­ческая жизнь

Преобладание монархиче­ских форм правления; по­литические свободы отсут­ствуют; власть выше закона, для нее не нуж­ны обоснова­ния; сочетание самоуправляю­щихся общин и традицион­ных империй

Провозглаше­ние политиче­ских свобод, равенства пе­ред законом, демократиче­ские преобразо­вания; власть не воспринима­ется как дан­ность, от нее требуется обос­нование права на лидерство

Политический плюрализм, сильное граж­данское об­щество; воз­никновение но­вой формы демократии - «демократии консенсуса»

Духовная жизнь

Господствуют традиционные религиозные ценности; одно­родный харак­тер культуры; преобладает устная переда­ча информа­ции; малое ко­личество обра­зованных людей;

Утверждаются новые ценнос­ти прогресса, личного успе­ха, веры в нау­ку; возникает и занимает лиди­рующие пози­ции массовая культура; подготовка спе­циалистов

Особая роль науки, обра­зования; раз­витие индиви­дуализиро­ванного сознания; непрерывное о

Общественное развитие может носит реформистский или революционный характер.

Реформы могут проходить во всех сферах общественной жизни:

– экономические реформы – преобразования хозяйственного механизма: форм, методов, рычагов и организации управления хозяйством страны (приватизация, закон о банкротстве, антимонопольные законы и т. п.);

– социальные реформы – преобразования, изменения, переустройства каких‑либо сторон общественной жизни, не уничтожающие основ социальной системы (эти реформы непосредственным образом связаны с людьми);

– политические реформы – изменения в политической сфере общественной жизни (изменения в конституции, избирательной системе, расширение гражданских прав и т. п.).

Степень реформистских преобразований может быть очень существенной, вплоть до изменений общественного строя или типа экономической системы: реформы Петра I, реформы в России в начале 90‑х гг. XX в.

В современных условиях два пути общественного развития – реформа и революция – противопоставляются практике перманентного реформирования в саморегулирующемся обществе. Следует признать, что и реформа, и революция «лечат» уже запущенную болезнь, в то время как необходима постоянная и возможно ранняя профилактика. Поэтому в современном обществознании акцент переносится с дилеммы «реформа – революция» на «реформа – инновация». Под инновацией (от англ. innovation – нововведение, новшество, новаторство) понимается рядовое, однократное улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях.

В современной социологии общественное развитие связывается с процессом модернизации.

Модернизация (от фр. moderniser – современный) – это процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным . Классические теории модернизации описывали так называемую «первичную» модернизацию, исторически совпавшую с процессом развития западного капитализма. Более поздние теории модернизации характеризуют ее через понятия «вторичная», или «догоняющая» модернизация. Она осуществляется в условиях существования «образца», например в виде западноевропейской либеральной модели, часто такая модернизация понимается как вестернизация, т. е. процесс прямого заимствования или насаждения. По сути данная модернизация представляет собой всемирный процесс вытеснения локальных, местных типов культур и социальной организации «универсальными» (западными) формами современности.

Можно выделить несколько классификаций (типологий) общества:

1) дописьменные и письменные ;

2) простые и сложные (в качестве критерия в данной типологии выступает число уровней управления обществом, а также степень его дифференциации: в простых обществах отсутствуют руководители и подчиненные, богатые и бедные, в сложных обществах существует несколько уровней управления и несколько социальных слоев населения, расположенных сверху вниз по мере убывания доходов);

3) первобытное общество, рабовладельческое общество, феодальное общество, капиталистическое общество, коммунистическое общество (в качестве критерия в данной типологии выступает формационный признак);

4) развитые, развивающиеся, отсталые (в качестве критерия в данной типологии выступает уровень развития);

Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества

Наиболее распространенными в российской исторической и философской науке подходами к анализу общественного развития являются формационный и цивилизационный.

Первый из них принадлежит марксистской школе обществознания, основоположниками которой являлись немецкие экономисты, социологи и философы К. Маркс (1818–1883) и Ф. Энгельс (1820–1895).

Ключевым понятием этой школы обществознания выступает категория «общественно‑экономическая формация».

Несмотря на относительную самостоятельность, тип надстройки определяется характером базиса. Он же представляет собой основу формации, обусловливая принадлежность того или иного общества.

Производительные силы являются динамичным, постоянно развивающимся элементом способа производства, тогда как производственные отношения статичны и косны, не меняются веками. На определенном этапе возникает конфликт между производительными силами и производственными отношениями, разрешающийся в ходе социальной революции, слома старого базиса и перехода на новую ступень общественного развития, к новой общественно‑экономической формации. Старые производственные отношения заменяются новыми, которые открывают простор для развития производительных сил. Таким образом, марксизм понимает общественное развитие как закономерную, объективно обусловленную, естественно‑историческую смену общественно‑исторических формаций:

Ключевым понятием цивилизационного подхода к анализу общественного развития является понятие «цивилизация», которое имеет множество трактовок.

Термин «цивилизация» (от лат. civis – гражданин) в мировой исторической и философской литературе употребляется:

– как определенная стадия в развитии локальных культур (например, О. Шпенглер);

– как ступень исторического развития (например, Л. Морган, Ф. Энгельс, О. Тоффлер);

– как синоним культуры (например, А. Тойнби);

– как уровень (ступень) развития того или иного региона либо отдельного этноса.

Любая цивилизация характеризуется не столько производственным базисом, сколько специфическим для нее образом жизни, системой ценностей, видением и способами взаимосвязи с окружающим миром.

В современной теории цивилизации выделяются два подхода.

Различными исследователями выделяется множество локальных цивилизаций (например, английский историк, социолог, дипломат, общественный деятель А. Тойнби (1889–1975) насчитывал в истории человечества 21 цивилизацию), которые могут совпадать с границами государств (китайская цивилизация) или охватывать несколько стран (античная, западная). Обычно все многообразие локальных цивилизаций делят на две большие группы – западную и восточную.

Таким образом, формация концентрирует внимание на универсальном, общем, повторяющемся, а цивилизация – на локально‑региональном, уникальном, своеобразном.

Сравнительный анализ позволяет сделать вывод, что существующие в науке подходы не следует рассматривать как взаимоисключающие друг друга. К ним необходимо относиться с точки зрения принципа дополнительности, принимая во внимание отмеченные достоинства каждого из подходов.

Образец задания

B1. Запишите слово, пропущенное в схеме.

Ответ: Революция.

Многовариантность общественного развития.

Современное человечество – это около 5 млрд человек, более тысячи народов и около полутора сотен государств. Причины такого разнообразия кроются в различии природных и климатических условий жизни, различных исторических путях развития.

В современном мире можно выделить 3 группы стран:

1) промышленно развитые (страны индустриальной западной цивилизации – США, Япония, западноевропейские страны) – характерен высокий уровень развития, высокий душевой доход (душевой доход – валовой национальный продукт в расчете на душу населения), интенсивный тип производства (внедрение новой техники, технологий и методов управления). Техногенная, научно-техническая цивилизация с высокоразвитой промышленностью группы А (группа А – тяжелая промышленность);

2) развивающиеся государства (традиционные общества – страны Азии и Африки) – низкий уровень развития и показателей душевого дохода, экстенсивный тип производства (количественное расширение производства и использование традиционной техники). Эти государства специализируются на выпуске сельскохозяйственной продукции и промышленной продукции группы Б (группа Б – легкая промышленность);

3) страны с переходной экономикой (Россия, Восточная Европа, Корея, Гонконг и т. д.) – средний уровень развития и показателей душевого дохода. Россия переживает переходный период, ее экономика носит смешанный характер. После реформ 1990-х гг в стране наблюдался глубокий социально-экономический кризис, падение доходов, снижение рождаемости. Начиная с 2002 г. начался эволюционный подъем экономики, в основном за счет поступления денег в экономику от продажи нефти.

Эволюция и революция как формы социального изменения – это два типа развития, которые различаются по скорости, качеству и количеству изменений.

Эволюция (от лат. разворачивание) – медленный процесс развития (постепенные изменения, например биологическая эволюция по Дарвину). Идею социальной эволюции разработал Спенсер. Он приравнивал социальную эволюцию к развитию общественного прогресса. Ход общественной эволюции может быть самостоятельным (с постепенным появлением новых явлений) или реформаторским (изменения с помощью социальных реформ, например отмена крепостного права). Двигателем социальной эволюции может выступать человек, природа или общество.

Революция (от лат. поворот) – быстрый скачок в развитии, связанный с качественными изменениями (например, научно-техническая революция или классовая революция).

Общественный прогресс (от лат. движение вперед) – поступательное развитие общества по восходящей линии, от низшего к высшему. Критерий прогресса – уровень развития экономики, науки, культуры и правовых отношений. Регресс (от лат возвращение, движение назад) – возврат к старому застой и деградация общества.



© 2024 plastika-tver.ru -- Медицинский портал - Plastika-tver