Презентация "6 июня – Международный день русского языка". Презентация "6 июня – Международный день русского языка" Кто любит русский язык
1 день – Открытие недели русского языка и литературного чтения. Посещение городской библиотеки.
2 день – Викторина “РОДНАЯ РЕЧЬ”. Подготовка к конкурсу “Есть в осени первоначальной…”.
3 день – Олимпиада знатоков русского языка и литературного чтения. Выступления приглашённых артистов, писателей или интересных людей – любителей литературы (по возможности).
4 день – Литературная встреча в библиотеке школы.
5 день – Минуты поэзии “Есть в осени первоначальной…”. Презентация иллюстраций поэтических произведений.
6 день – Закрытие недели русского языка и литературного чтения. Награждение победителей. В конце предметной недели подводятся итоги по всем мероприятиям и награждаются лучший класс и лучшие ученики.
Сценарий открытия недели русского языка и литературного чтения в школе.
В зале звучит музыка, вся школа собралась на открытие недели русского языка и литературного чтения.
В зал входят 5 чтецов, за ними – сказочник. В руках сказочник держит волшебный ларец.
Сказочник:
– Добрый день и добрый час!
Я – весёлый сказочник.
Я из сказок к вам пришёл,
Я дорогу сам нашёл!
Я скажу немного позже.
Знаю только каждый час
Полон сказочных чудес.
В кабинетах, в вашей школе
Чудес будет и поболе!
Ученик: А что у тебя в руках, сказочник?
Сказочник: Ларец волшебный, а в нём лежат разные слова, правила русского языка, интересные вопросы и захватывающие приключения.
Ученик: А можно мы заглянем в твой ларец?
Сказочник: Да, посмотрите.
Дети смотрят в ларец и достают карточку, на которой написано слово «Дождь». Далее ученики говорят по очереди.
– Кто из вас наблюдал за дождём? Что может делать дождь?
– Он может «капать» еле-еле.
– Он может «расходиться».
– «Сыпать, как из сита»,
– «Лить стеной».
– «Лить как из ведра».
– Русский язык для каждого вида дождя нашёл свой глагол. Главное – это научить их использовать.
Говорят хором: Русский язык – богат и могуч.
– На многие вопросы мы ответим на неделе русского языка и литературного чтения.
– На этой неделе мы побываем в библиотеке.
– Попробуем справиться с олимпиадными заданиями.
– Расскажем и послушаем произведения об осени.
– Побываем в осеннем поэтическом лесу.
– Всех приглашаем на неделю русского языка и литературного чтения.
Сценарий праздника «Минуты поэзии «Есть в осени первоначальной…» (закрытие недели)
Во время праздника звучит музыка на тему осени Свиридова, Чайковского и др..
Учитель: Сегодня последний день недели «Русского языка и литературного чтения » и наши минуты поэзии мы посвящаем осени. Всё чаще начинает хмуриться небо, ревёт ветер. Подошёл первый месяц осени.
Учитель: Высоко над головой начинаеть желтеть, краснеть, буреть лист на деревьях.
Красною кистью рябина зажглась.
Падали листья, я родилась.
Спорили сотни колоколов.
День был субботний Иоан Богослов.
Мне и доныне хочется грызть
Жаркой рябины горькую кисть.
Выступления детей (материал подбирается учителем).
Учитель: Исчезли стрижи. Воздух пустеет. И холодеет вода.
Бестрепетно осень
Пустыми очами
Глядит меж стволами
Задумчивых сосен,
Прямых, тонколистных
Берёз золотистых…
Выступления детей (материал подбирается учителем).
Учитель: Всё чаще будут срываться листья с ветвей, пока не задуют ветры- листопады, не сорвут с леса весь роскошный наряд.
Длиннее, чернее
Холодные ночи,
А дни всё короче,
И небо светлее…
Выступления детей (материал подбирается учителем).
Учитель: Когда, проснувшись утром, первый раз увидишь на траве изморозь, запиши:: «Скоро зима».
Выступления детей (материал подбирается учителем).
Учитель: Родители тоже решили принять участие в празднике поэзии.
Выступления родителей (материал подбирается учителем или родителями).
Учитель:
– Бог создал мир из ничего.
Учись, художник, у него,
И если твой талант – крупица,
Соделай с нею чудеса,
Взрасти безмерные леса
И сам, как сказочная птица,
Умчись высоко в небеса.
для 1–2-го класса
1. Отгадайте загадки:
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей.
И однажды бегемота
Вытащил он из болота. (Айболит)
Весел он, как балалайка,
А зовут его … (Незнайка)
В сумке у меня не киска,
В сумке у меня Лариска. (Шапокляк)
2. Сказочный аттракцион.
Кому принадлежат сказочные вещи?
– Золотой ключик. (Буратино)
– Хрустальная туфелька. (Золушке)
– Цветик- семицветик. (Девочке Жене)
– Разбитое корыто. (Старухе)
Какие волшебные средства были у сказочных героев?
– У солдата из сказки Андерсена. (Огниво)
– У Снежной королевы. (Волшебное зеркало)
– У Бабы Яги. (Метла, ступа)
– У Кощея Бессмертного. (Яйцо с иглой)
– У кота. (Сапоги)
Задания литературной викторины для 3-го класса
– Какой был летательный аппарат у Бабы-Яги? (Метла и ступа)
2. Сказочные объявления.
м, кто не может утром проснуться по звонку будильника, предлагаем приобрести петушка из чистого золота, который выручит вас всегда и везде! Адрес… («Сказка о золотом петушке». А.С.Пушкин)
Задания литературной викторины для 4-го класса
1. Интеллектуальная разминка.
– Кому подарил сердце Гудвин? (Железному Дровосеку)
– Что за скатерть кормит досыта? (Скатерть-самобранка)
– Назовите летательный аппарат у Бабы-Яги. (метла и ступа)
– Как звали «слепого» кота, товарища лисы Алисы? (Базилио)
– «Бедный поп подставил лоб». Кому? (Балде)
– Кто из обитателей болот стал женой царевича? (Лягушка)
– Какие цветы собирала падчерица в сказке «Двенадцать месяцев?» (Подснежники)
– Прозвище Никиты, кто спас Киев от змея. (Кожемяка)
– Кот в русских сказках. (Баюн)
– Кто назвал страну сказок «Лукоморье»? (А.С.Пушкин)
2. Сказочные объявления.
– Кто желает поменять старое разбитое корыто на новое или квартиру на новый дом? Обращаться в сказку… («Сказка о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкин)
– Модники и модницы! Кто желает приобрести волшебное зеркальце, умеющее говорить? Наш адрес… («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкин)
– Для работы в хозяйстве требуется: повар, конюх, няня, плотник, садовник. Выплачивается премиальные и вознаграждения по итогам работы за год. Обращаться по адресу… («Сказка о попе и о работнике его Балде». А.С.Пушкин)
– Тем, кто не может утром проснуться по звонку будильника, предлагаем приобрести петушка из чистого золота, который выручит вас всегда и везде! Адрес… («Сказка о золотом петушке». А.С.Пушкин)
– Торговая фирма «Буян» предлагает фирменные товары: соболя, чёрно-бурые лисицы, донские жеребцы, чистое серебро, злато. И всё это по доступным ценам! Адрес фирмы… («Сказка о царе Салтане». А.С.Пушкин)
3. Задание на смекалку.
– По хамбер-джамбер я шагал,
По хамбер-джамбер-джони.
И вдруг увидел-риг-ма-ждиг
За нею тащит бони.
Ах, будь со мной хоб-ма-гог,
Мой хоб-ма-гог-ма-гони.
Я застрелил бы ниг-ма-джиг
За кражу бедной бони. («Лиса и курица»)
МБОУ «Погромская средняя общеобразовательная школа имени А.Д.Бондаренко» Волоконовского района Белгородской области
Сценарий внеклассного мероприятия
9 - 11 класс
«Праздник русского языка»
подготовила
классный руководитель 9 класса
Морозова Алла Станиславовна
с. Погромец
2012
Великое русское слово...
А.А. Ахматова
Задачи:
углубить знания учащихся о богатстве, выразительности, образности русского языка;
способствовать развитию интереса к родному языку;
воспитывать чувство патриотизма, бережное отношение к слову.
Оборудование:
1) плакаты с высказываниями о русском языке;
2) школьные газеты о русском языке;
3) портреты М.В. Ломоносова, А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, И.А. Бунина, А.А. Ахматовой
Подготовка:
1) изготовление плакатов с высказываниями о русском языке;
2) выпуск газет о русском языке;
3) знакомство учащихся со сборниками высказываний о русском языке;
4) подбор песен с нарушением орфоэпических, лексических, грамматических норм.
Ход праздника
Ведущий 1: Дорогие друзья! Мы рады видеть вас на нашей встрече, посвященной родному языку - главному достоинству нашего народа. Сегодня вы услышите много интересного: высказывания о родном языке, стихи и рассказы, пословицы и поговорки; посмотрите занимательные сценки. Надеемся, что вам не придется скучать!
Ведущий 2: А.Н. Толстой писал: «Русский народ создал русский язык яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью... Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык».
Звучит песня «С чего начинается Родина?»
Ведущий 1: Мы все помним прекрасные строчки стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Русский язык», которое изучается в 7 классе.
Чтец: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя, как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома. Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»
Ведущий 2: Русский язык дан нашему народу, и мы имеем возможность познавать его богатства, красоту, величие не только на уроках русского языка, но и читая классическую литературу. Бессмертные произведения Пушкина, Лермонтова, Толстого, Чехова, Достоевского, Тютчева, Фета, Блока, Есенина дали миру неповторимые примеры образности и выразительности языка.
Ведущий 1: Сколько замечательных слов сказано о русском языке.
1. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Человек, равнодушный к своему языку, - дикарь. (К.Паустовский)
2. Русский язык богат и выразителен. (В.Г. Белинский)
3. Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то подарок. (Н.В. Гоголь)
4. С русским языком можно творить чудеса. (К.Г. Паустовский)
5. Язык Тургенева, Толстого, Добролюбова, Чернышевского велик и могуч.
(М. Горький)
6. Не умея владеть топором, и дерева не срубишь, а ведь язык тоже инструмент, и надобно учиться легко и красиво владеть им. (М. Горький)
Ведущий 2: Сейчас прозвучат стихи поэтов разных национальностей! Вы услышите признательность и благодарность «великому и могучему» за то, что он научил другие народы познавать мир и себя.
На фоне музыки звучат стихи.
Ведущий 2: Мурат Паранук, адыгейский поэт
Чтец:
Лесным покоем,
Звоном речек
В моей душе запела Русь.
Горжусь ее певучей речью,
Ее поэзией горжусь.
Она к аульному подпаску
Пришла в холодное жилье,
Согрела лаской, шуткой, сказкой
Сиротство раннее мое.
Она передо мной открыла
Страницами бессмертных книг,
Щедра, легка, ширококрыла,
Неиссякаемый родник.
Открыла горцу и поэту,
Как жизнь любить,
Как мир беречь,
Благословенная вот эта,
Мне ставшая родною речь
Ведущий 1: Танзиля Зумакулова, кабардино-балкарская поэтесса:
Чтец:
Родной язык!
Он с детства мне знаком.
На нем впервые я сказала «мама»,
На нем клялась я в верности упрямой,
И каждый вздох понятен мне на нем.
Родной язык!
Он дорог мне, он мой,
На нем ветра в предгорьях наших свищут,
На нем впервые довелось услышать
Мне лепет птиц зеленою весной...
Но, как родной,
Люблю язык я русский.
Он нужен мне, как небо,
Каждый миг,
На нем живые, трепетные чувства
Открылись мне:
И мир открылся в них.
Я поняла на русском слово «счастье»,
Большое счастье жить в большой стране,
С ним не боюсь я горя и ненастья,
С ним не сгорю я ни в каком огне.
Текут две речки в сердце, не мелея,
Становятся единою рекой...
Забыв родной язык -
Я онемею.
Утратив русский -
Стану я глухой.
Ведущий 2: Ростислав Братунь, украинский поэт
Чтец:
Язык России я не в школе -
По книге Пушкина узнал.
Поэт свои мечты о воле
Еще мальцу мне завещал.
Храню я эту книгу свято:
По ней отец, простой мужик,
Учил любить родного брата -
Народ Руси, его язык.
Язык России я не в школе -
По книге Пушкина узнал,
Как правды знаменье и воли.
Порыв к тому, о чем мечтал.
Ведущий 1: А вот что написал российский поэт Вадим Шефнер
Чтец:
Есть слова - словно раны, слова - словно суд, -
С ними в план не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам в языке у нас есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь;
Повторять их не смею на каждом шагу, -
Как знамена в чехле, их в душе берегу.
Ведущий 1: О языке народ сложил много пословиц и поговорок:
Язык до Киева доведет.
Язык без костей, что хочет, то и лопочет.
Язык говорит, а голова не ведает.
Язык голову кормит, он же и спину портит.
Язык мал: великим человеком шатает.
Язык мой – враг мой: прежде ума рыщет.
Языком болтай, а рукам воли не давай.
Языком не спеши, а делом не ленись.
Ведущий 2: Знаменитый баснописец Древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее... Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подает только эти языки. Эзоп ответил: «Ты велел купить самое лучшее. Что может быть лучше языка! При помощи языка строятся города, развивавается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость, ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка».
Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям.
Ведущий 1: В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп к обеду приобрел самое худшее. Эзоп пошел покупать языки. Все удивились этому. Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: «Ты велел мне сыскать худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?» Предание гласит, что не всем гостям было приятно слышать ответ Эзопа.
Ведущий 2: О минувших периодах истории мы судим по сохранившимся до наших дней памятникам культуры, в том числе по рукописям. М ы часто употребляем слова и выражения, которые были порождены давно ушедшими в прошлое обычаями и традициями. Они теперь живые свидетели «давно минувших дней», знание их обогащает наш ум, дает возможность лучше постигнуть язык, более сознательно им пользоваться.
Чтец
Бывает частенько, что слово одно,
Но очень по-разному служит оно.
Примеры тут можно найти без труда,
Возьмем хоть короткое слово «вода».
Вот был я мальчишкой, да детство прошло.
С тех пор уж немало «воды утекло»,
О смелом мы вправе сказать наперед:
«Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдет!»
А гуси и утки сухие всегда!
Заметили люди: «Как с гуся вода».
Случалось с тобою: ты правил не знал,
Молчал при опросе? «Воды в рот набрал!»
Лентяй отдыхает, а время идет -
«Под камень лежачий вода не течет».
Сказать болтуну мы порою не прочь:
«Довольно, мол, воду-то в ступе толочь!»
Не прочь и другому сказать невзначай:
«Довольно лить воду! Ты дело давай!»
Работать впустую!.. Что скажут потом?
«Не дело, мол, воду носить решетом!»
Стихи я пишу, не жалея труда,
Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода...»
Ведущий 1: Хотите, чтобы в кругу друзей вас слушали с интересом, затаив дыхание? Учитесь употреблять в своей речи меткие, краткие и образные выражения. Посмотрим, насколько хорошо вы знаете фразеологизмы.
Дружнее этих двух ребят на свете не найдешь. О них обычно говорят … (водой не разольешь).
Товарищ твой просит украдкой ответы списать из тетрадки, не надо! Ведь этим ты другу окажешь... (медвежью услугу).
Фальшивят, путают слова, поют... (кто в лес, кто по дрова). Ребята слушать их не станут: от этой песни... (уши вянут).
1.Валится из рук (не получается);
2.Голыми руками взять (легко, без усилий);
1.Клевать носом (засыпать);
2.Идти в ногу (согласованно);
1.Вставлять палки в колёса (мешать);
2.Давать слово (обещать);
1.В двух словах (сжато);
2.Бросать слова на ветер (обещать напрасно).
Ведущий 2: Трудно общаться с теми, чей словарный запас беден, а язык невыразителен, как у героев следующей сценки. Два ученика разыгрывают сценку.
Встретил я как-то одного приятеля. Давно не виделись с ним.
Как живешь? - спрашиваю.
Нормально, - отвечает.
А с учебой как?
Нормально.
Ты, говорят, болел? Теперь все в порядке?
Нормально.
Вот так поговорили!
Ведущий 1: Плохо, однако, и то, если речь человека перенасыщена неуместно употребляемой лексикой так, как в рассказе-шутке «Сотрудник института синонимов».
Сценку разыгрывают три ученика.
Роли: рассказчик, Михайлов, Сидорчук
В кабинет начальника (назовем его по старинке) ЖЭКа вошел мужчина средних лет.
А моя - Сидорчук, - сказал начальник ЖЭКа.
Я работаю старшим научным сотрудником в институте синонимов. Синонимы - это слова, близкие по смыслу, значению...
Ну и что?
Сейчас я изложу суть, сущность, существо, содержание дела... Не надо меня торопить, погонять, понукать, подхлестывать, подстегивать…
Товарищ Михайлов, я все-таки хотел бы...
Хотеть делать, желать, стремиться - это еще не значит сделать, совершить, произвести, сотворить...
Но что я должен сотворить? Что? - взорвался Сидорчук.
Не надо на меня кричать, орать, гаркать! Сейчас я все объясню, разъясню, изъясню, растолкую. Я прошу вас дать, вручить, выдать, предоставить мне справку, что я действительно, в самом деле, взаправду проживаю по улице Моторной, 10.
Наконец-то вы сказали, в чем дело. Только... вот такой справки я выдать не могу. Их выдает паспортистка Марья Ивановна Кукушкина.
Но ведь вы тоже не ноль, не мелочь, не пешка, не пустое место; не пятая спица в колеснице...
Но есть же субординация, - начал было Сидорчук, но, увидев, что Михайлов собирается выдать очередной залп синонимов, выбежал из кабинета.
Вот возьмите, - сказал он, вновь войдя в кабинет. - Только, пожалуйста, уходите, выйдите, удалитесь, ретируйтесь, скройтесь, исчезните…
Выйдя из кабинета со справкой, Михайлов прочитал объявление на двери: «В связи с болезнью паспортистки справки временно не выдаются». Михайлов улыбнулся и вполголоса пробормотал:
Кто бы мог подумать, что мои знания синонимов могут в быту пригодиться, сгодиться, найти себе применение.
А в это время начальник ЖЭКа, сидя в своем кабинете, тоже улыбался: «А печать-то я ему не поставил. Так что придется ему все-таки к Кукушкиной прийти, зайти, подскочить, пришлепать, притопать...»
Ведущий 2: Ребята, мы ходим в школу, чтобы учиться, получить знания, стать грамотными и культурными людьми. Еще в 18 веке писатель Д.И. Фонвизин в своей комедии «Недоросль» в образе Митрофанушки высмеял невежество, лень, тупость, необразованность. Но, не правда ли, некоторые сцены из этой пьесы и сейчас кажутся вполне современными.
Инсценирование фрагмента комедии «Недоросль» (действие 4, явление 8).
Роли: Правдин, Митрофан, Стародум.
Правдин (взяв книгу): Это грамматика. Что же вы в ней знаете?
Митрофан. Много. Сушествительна да прилагательна.
Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
Митрофан: Дверь, котора дверь?
Правдин: Котора дверь! Вот эта.
Митрофан: Эта? Прилагательна.
Правдин: Почему же?
Митрофан: Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешена: так та, покамест, существительна.
Стародум: Так поэтому у тебя слово «дурак» прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?
Митрофан: И ведомо.
Ведущий 1: А вы встречали такого Митрофанушку среди своих знакомых, друзей?
Ведущий 2: Послушайте анекдотическую историю о современном мнимом грамотее.
Сценку разыгрывают три ученика (рассказчик, неграмотный, грамотей).
Один неграмотный пришел с поклоном к грамотею:
Будь другом, напиши письмо, а то я не умею.
Нет, не могу, нога болит, - ему ответил тот. - Через неделю приходи, авось болезнь пройдет.
Да разве пишешь ты ногой? - неграмотный спросил.
Нет, мне по адресу потом ходить не хватит сил. Ведь почерк у меня такой: трудись хоть целый год, но без меня мое письмо никто не разберет.
Ведущий 1: В настоящее время наш «великий и могучий» русский язык, к сожалению, оказался в опасности. Сколько жаргонных и нецензурных слов хлынуло в него. Как много грубых нарушений норм литературного языка мы слышим по радио, на телевидении, в рекламе, на эстраде! Сейчас прозвучат отрывки из современных песен, а вы попробуйте найти в них ошибки.
Группа «Руки вверх», песня «Студент».
Ты звонишь ей домой,
Когда меня рядом нет.
Скажи мне «да» или «нет»
И дай мне свой ответ.
П. Нарцисс, песня «Шоколадный заяц».
Я шоколадный заяц,
Я ласковый мерзавец
И сладкий на все сто…
Бутусов, «Песня идущего домой».
Я шел по мостовой,
Я шел по мокрым лужам,
По скользкой мостовой
Ногами снег утюжил.
группа «Корни»
Твои изумрудные брови
Колосятся под знаком луны...
Ведущий 1: Такие ошибки в речи не только смешны, но и страшны. А ведь именно язык связывает нас с родиной, ее традициями и культурой! Каждый в ответе за то, чтобы сохранить «красивый русский язык», язык прадедов, дедов, отцов.
Ведущий 2: Вспомним стихотворение И. Бунина «Слово»:
Молчат гробницы, мумии и кости, -
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы на мировом погосте
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас другого достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бесценный - речь.
Ведущий 1: Наша встреча подходит к завершению. В заключение хочется прочитать стихотворение поэтессы А.А. Ахматовой «Клятва», которое было написано в годы Великой Отечественной войны.
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова, -
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!
Литература
1. Васильева Е.В. Открытые уроки по русскому языку: 5-11 класс/ Е.В. Васильева, М.: ООО «5 за знания», 2008
2. Виноградов В.В. История русского литературного языка. - М., 1978
3. Дешнова М.А. Литературная норма и практика разговорной речи //РЯШ. - 1996 - №1
4. Копорский С.А. О культуре языка и речи молодёжи. // Русская речь. - 1991. - №1
Оформление:
- плакаты,
- фонограммы с русскими народными песнями,
- плакаты с цитатами выдающихся людей о русском языке.
“Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, оставленное нам нашими предшественниками”.
(И.Тургенев)
“Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен”.
(А.Куприн)
1-й ведущий: (читает высказывание И.С.Тургенева о русском языке).
“Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу”.
2- ведущий:
Уважаемые любители русского языка!
На протяжении всего вечера вы будете решать задачи по русскому языку. Они не похожи на математические, но решение найти не просто. Это и понятно: совершенное знание родного языка – трудное дело.
ЗАДАНИЯ:
1. Решите шараду.
Вот вам условие мое,
На место Е поставьте Е,
Перемените ударенье.
Посуда словно в воду канет,
Погода ясная настанет.
(Ведро – ведро).
2. В каком слове, состоящем из трех букв, можно допустить четыре грамматические ошибки?
(Еше – исчо).
3. Какое слово из одиннадцати букв все ученики и даже учителя пишут неправильно?
(Неправильно).
Я фигурка небольшая,
Точка подо мной большая.
Коль спросить что соберешься,
Без меня не обойдешься.
(Вопросительный знак).
5. Разместите буквы в правильном порядке.
Весна + рок = …(русский поэт),
Лик + пен = … (птица),
Том + вата = …(оружие),
Бар + соки = …(фрукт).
(Некрасов, пеликан, автомат, абрикос).
6. В сетку по горизонтали впишите шесть слов, содержащих “гол”.
(Голова, голубь, иголка, уголок, гоголь, щеголь).
7. В каком слове сорок гласных? (Сорок А).
8. Решите шараду.
С м меха я пожираю,
С б мучительна бываю,
С р актеру я нужна,
С с для повара важна.
(Моль, боль, роль, соль).
9. Как можно превратить слово “мел” в мелкое место, “угол” - в топливо, “шест” - в число? (Надо смягчить конечные гласные. Получится: мель, уголь, шесть).
10. Решите двойную шараду.
Слова, составляющие ее, запишите сначала слева направо, а затем наоборот. В обоих случаях вы должны образовать одно и тоже слово.
1. | 2. |
Слева направо:
1. Сооружение для постройки и ремонта судов.
2. Геометрическое тело, которому приблизительно соответствует по форме спасательный круг.
Справа налево:
2. Часть лица.
1. Система условных обозначений. (Слева направо: 1. Док. 2. Тор.
Справа налево:
1. Код. - Доктор).
11. В каких словах по сто согласных?
(Стол, стог, стон).
12. О каком правиле правописания шла речь в детской передаче “Радио- няня”:
Цыпленок в цирке выступал,
Играл он на цимбалах,
На мотоцикле разъезжал
И цифр он знал немало.
Он из цилиндра доставал
Морковь и огурцы.
И только одного не знал,
Где и, а где же ы.
(Здесь речь идет о правиле: “Буква и после ц пишется в корнях слов (исключение: цыпленок, цыган, цыкнуть, на цыпочках) и в словах на
Ция. Буква ы после ц пишется в окончаниях и суффиксах.
13. В названии какого дня недели есть удвоенная согласная?
(Суббота).
14. Какую букву надо вписать в имя мальчика, чтобы оно превратилось в название деревянных палок с заостренными концами?
(Коля – колья).
15. В каких женских именах пишется разделительный мягкий знак?
(В таких, как Аксинья, Анисья, Наталья, Федосья, Татьяна, Ульяна).
16. Что стоит посередине земли?
(Буква М).
17. Назовите слова, начинающиеся с четырех согласных.
(Всплеск, взгляд, встреча).
18. Отгадайте метаграмму:
С к в полях меня найдете,
С г романсы запоете.
С в косички заплетете.
19. Какое слово принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой?
(Твое имя?).
20. Хитрые вопросы-шутки:
Как большой дом превратить в маленький? (Добавить суффикс уменьшительности –ик: домик).
Как топор превратить в рукоятку? (Добавить суффикс орудийности –ищ: топорище).
21. В одном из стихотворений В.Маяковский обращается к солнцу:
Чем так,
без дела заходить,
ко мне
на чай зашло бы?
Сколько глаголов в этих строчках?
22. Решите анаграмму:
Фонарь с рефлектором
Для освещения пути
В ночное время вы
Сумеете найти.
Но буквы переставьте -
В один момент
Найдете музыкальный
Инструмент.
(Фара – арфа).
23. Вставьте слово, которое было бы окончанием первого и началом второго слова.
1) МЕ (…) ОЛАД (шок)
2) ПРИК (…) ЬЯ (лад)
3) УТКО (…) ОРОГ (нос)
4) КАБ (…) ОШКО (лук)
5) С (…) ОКНО (тол)
6) ГА(…) АРОНЫ (мак)
1-й ведущий.
Уважаемые знатоки русского языка!
Весь вечер нас сопровождала народная музыка. Вовсе века русский народ находил в песнях и свою радость, и свою печаль. Песня помогала ему строить, защищать страну, растить детей. Многие песни забываются. А вот народные – никогда! Я предлагаю спеть всем вместе несколько русских народных песен.
Ведущие (мальчик и девочка):
— Привет, друзья!
— Хорошего дня!
— Мы приглашаем вас на праздник — Международный день родного языка.
— Но мы не будем рассказывать вам, как важно любить свой язык. Мы будем вместе с вами веселиться, соревноваться и просто петь.
Сценка «На уроке»
(7 человек)
(Заходит 1 ученик. Навстречу 2 ученик.)
1 — Привет! Почему ты вчера не был в школе?
2 — Мой старший брат заболел!
1 — А ты тут при чём?
2 — А я катался на его велике!
(Садятся на край сцены, заходят 3 ученик и 4 ученик.)
3 — Салют! А ты домашнее задание сделал?
4 — Нет, у меня папа в командировку уехал!
(Раскрывает тетрадь, 4 заглядывает.)
4 — Ого! Как красиво написано! Кто тебе сделал задание?
3 — Не знаю! Я вчера рано пошла спать!
(Садятся на край сцены. Заходят 5 и 6.)
5 — Здорово! Ты все выучил?
5 — Тогда будешь мне подсказывать!
6 — Не буду! Учитель говорит, когда подсказывают, оценка ниже на балл!
5 — Правильно! Ты подскажешь на 10, он поставит 9. А если ты не подскажешь, он поставит 2!
(Садятся. Заходит Учитель.)
Н.- Здравствуйте. Садитесь. И сидите тихо, чтобы я слышал, как муха пролетит!
(Учитель смотрит в журнал, ученики вращаются во все стороны, то выглядят. Наконец 1 не выдерживает.)
1 — Антон Антонович! Ну если вы уже вашу муху выпустите?
Н. (захлопвае журнал) — Какую муху? Ты опять не даёшь классу заниматься! Жаль, что ты так редко пропускаешь школу!
2 — А вы нам оценки за сочинение скажете?
Н. — Твоё сочинение слово в слово повторяет то, что написал в прошлом году твой старший брат.
2 — Ничего удивительного! У нас с ним сестра одна на двух!
Н. — А ты, Алина, скажи: как один человек может сделать столько ошибок?
3 — Я не одна! Мы с мамой!
Н. — Ах, с мамой! Тогда пусть завтра в школу придёт твоя бабушка! Я покажу ей, какие ошибки делает её дочь в твоих тетрадях! Начнём урок!
Слава, сколько ты знаешь частей света?
6 (подсказывает) — Пять!
5 (смотрит на соседа, тот показывает на пальцах) — Пять!
Н. — Пять? Перечисли, пожалуйста.
5 — Один, два, три, четыре, пять!
Н. (машет рукой) — Садись, гений! Саша, где находится Панамский канал?
4 — Не знаю! В нашем телевизоре такого нет!
Н. — И откуда вы все взялись на мою голову!
1 — Меня Аист принёс.
2 — Меня в магазине купили.
3 — Меня в капусте нашли.
4 — А меня из интернета скачали.
(Звенит звонок. Все уходят.)
Сценка «Вот так списков»
(3 ученика)
(Выходят на сцену две девочки.)
1 д.- Вот какие ученики бывают! Хорошо, что в нашем классе таких нет! (Садится за парту, достаёт тетрадь.) Вот скажи, тебе нравится ходить в школу?
2 д.- Очень нравится! (Садится за парту, достаёт тетрадь). И в школу ходить нравится, и из школы ходить нравится! Но между приходом и уходом столько времени теряется!
(Девочки пишут в тетрадях. Выходит парень.)
Юноши. — Как хорошо, что в школе есть перерывы! Правда, кое-кто и на перемене то пишет. Девочки, вы что пишете?
1 д. — Сочинение.
2 дв. — Как я провела каникулы.
Юноши. — Дайте списать!
1 д. — Сам напиши!
2 дв. — У тебя же были каникулы?
Юноши. — Я все каникулы дома математикой занимался! Ну, дайте списать.
1 д. — Ладно, списывай!
2 дв. — Хорошо, списывай!
(Встают, отходят на край сцены. Мальчик начинает списывать то с одной, то с другой тетради.)
1 д. — Я на каникулах была в Египте!
2 дв. — Круто! А я была на севере, видела Ледовитый океан.
1 д. — Ой, как интересно!
Юноши. (заканчивает писать, отдаёт тетради) — Спасибо, девушки! Я вам сейчас зачитаю, что получилось!
(Читает сочинение.)
Как я провёл каникулы
Мы с папой на каникулах летали в Египет. Это на севере, за Полярным кругом.
Я взял с собой маску и ласты, чтобы плавать в море, а также валенки, шубу, шапку и рукавицы, чтобы не мёрзнуть.
В Египте повсюду необъятные пустыни, белые от снега. Посреди пустыни я видел пирамиды. А неподалёку белый медведь ловил в проруби рыбу. Мы катались на верблюдах и северных оленях, ели финики и дикую морошка.
Жили мы на берегу Белого моря, а купаться ходили на берег Красного моря. Я стал коричневый, как шоколадка, только уши чуть не отморозил.
На следующий год я снова хочу поехать в Египет, чтобы добыть моржа!
1 д. — Молодец!
2 дв. — Десятку получишь!
(Втроём уходят за сцену.)
Конкурс среди учащихся третьего класса
2 тур — найти части поговорок и объяснить смысл;
3 тур — перевести слова с английского на русский и наоборот.
Песня-танец «Чучело»
Вручение подарка
— А я из всех школьных предметов наиболее люблю звонок!
— И я тоже!
— Заканчиваются уроки, мы возвращаемся домой.
— А дома нас уже ждут родители.
Сценка «После школы»
(8 человек)
(Выходит 1 мама, подметает пол. Выходит 1 дочь, идёт к маме.)
1 дочь — Привет, мама!
1 мама — Привет. Как дела в школе?
1 дочь — Хорошо!
1 мама — Покажи дневник!
1 дочь — Нечего смотреть, там всего одна двойка!
1 мама (хватается за сердце) — Всего одна?!
1 дочь — Да не волнуйся так! Завтра принесу!
1 сын — Привет, папа!
1 папа — Привет! Как успехи?
1 сын — Папа, а слабо тебе расписаться с закрытыми глазами?
1 папа — Расписаться?
1 сын — Ага!
1 папа — С закрытыми глазами.
1 сын — Вот-вот!
1 папа — Без проблем!
1 сын — Тогда сделай это в моём дневнике.
(Сзади закрывает руками глаза, папа расписывается, тогда сын хочет выхватить дневник, но папа прижимает руками, смотрит.)
1 папа — Опять два! Ну что нужно сделать, чтобы ты перестал приносить двойки?
1 сын — Поговори с учителем, пусть перестанет вызывать меня к доске!
(Выходят 2 мама и 2 сын, мама с зеркалом, красит губы.)
2 сын — Мама, скажи, это справедливо? Человек ничего не сделал, а его наказали!
2 мама — Наверное, несправедливо. Но расскажи, в чём было дело?
2 сын — Учительница спросила, что я сделал дома по математике. А я ничего не сделал!
2 мама — А к доске тебя сегодня вызывали?
2 сын — Ага. А завтра вызывают тебя!
(Раздосадованный 2 папа и 2 дочь.)
2 папа — Ты опять пропустила школу! Я хочу знать, почему!
2 дочь — У учительницы был праздник, день рождения. Я дала ей от меня отдохнуть!
2 папа — Я хочу знать, если ты исправишь свои оценки!
2 дочь — Как только учительница оставит журнал без присмотра!
2 дочь — Есть хорошая новость! За учебники в следующем году платить не надо!
2 папа — Почему это?
2 дочь — Похоже, что в следующем году я снова пойду в третий класс!
— Вот такой он, родной язык! Красивый и благозвучный, остроумный и весёлый!
— А лучше красота нашего языка раскрывается в песнях.
Финальную песню - поём вместе.
Более 250 миллионов человек в мире владеют русским языком. Для празднования Дня русского языка была установлена дата 6 июня. Это день рождения Александра Пушкина, великого писателя, поэта, драматурга. Кроме того, Пушкин считается создателем современного литературного русского языка. Перечислять произведения Александра Сергеевича не имеет смысла — они знакомы любому человеку, живущему в России или говорящему по-русски.
Русский язык — один из крупнейших языков мира, является самым распространенным из славянских языков, а также самым распространенным европейским языком в географическом смысле.Интересно, что разговорный русский язык в обязательном порядке изучают все космонавты, которым предстоит работать на Международной космической станции.
По последним данным, в мире более 150 миллионов русскоязычных, еще более 100 миллионов владеют русским как вторым языком.
***
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое Русское Слово.
Свободным и чистым тебя пронесем
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки.
Анна Ахматова
***
Языка нашего небесна красота не будет никогда попранна от скота.
Великий русский учёный Михаил Васильевич Ломоносов.
***
Карл V, римский император, говаривал, что испанским языком прилично говорить с Богом, французским — с друзьями, немецким — с неприятелем, итальянским — с женским полом. Но если бы он русский знал язык, то конечно к тому бы добавил, что им со всеми говорить пристойно, т.к. нашёл бы в нём и великолепие испанского, и живость французского, и крепость немецкого, и нежность итальянского, и богатство, и сильную изобразительность латинского и греческого языка.
Великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов
***
Славяно-российский язык, по свидетельствам самих иностранцев-эстетов, не уступает латинскому ни в мужестве, греческому ни в плавности, превосходит все европейские языки: итальянский, испанский и французский, не говоря уже о немецком.
Г. Державин
***
Как материал словесности, язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими.
А. С. Пушкин
***
Есть два рода бессмыслицы: одна происходит от недостатка чувств и мыслей, заменяемого словами; другая - от полноты чувств и мыслей и недостатка слов для их выражения.
А. С. Пушкин
***
Прекрасный наш язык, под пером писателей неучёных и неискусных,
быстро клонится к падению. Слова искажаются. Грамматика колеблется.
Орфография, сия геральдика языка, изменяется по произволу всех и каждого.
А. С. Пушкин
***
Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинаний - это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться.
К. Г. Паустовский
***
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык - это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса.
Иван Сергеевич Тургенев
***
Нравственность человека видна в его отношении к слову.
Лев Николаевич Толстой
***
Обращаться с языком кое-как — значит и мыслить кое-как: приблизительно, неточно, неверно.
А.Н. Толстой
***
По сути для интеллигентного человека дурно говорить должно считаться также неприлично, как не уметь читать и писать.
Русский писатель Антон Павлович Чехов
***
Но какая гадость чиновничий язык! Исходя из того положения… с одной стороны… с другой же стороны - и все это без всякой надобности. “Тем не менее” и “по мере того” чиновники сочинили. Я читаю и отплевываюсь.
А. П. Чехов
***
Язык есть исповедь народа, Его душа и быт родной.
П. А. Вяземский
***
Русский язык — это язык поэзии. Русский язык необычайно богат многогранностью и тонкостью оттенков.
Французский литератор Проспер Мериме
***
Русский язык в умелых руках и в опытных устах - красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.
А. И. Куприн
***
Язык — это история народ. Язык — это путь цивилизации и культуры. Именно поэтому изучение и сбережение русского языка является не праздным увлечением от нечего делать, а насущной необходимостью.
А. Куприн
***
Правилу следуй упорно: чтобы словам было тесно, а мыслям — просторно.
Н.А. Некрасов
***
Везде литература ценится не из-за её гнуснейших образцов, а из-за тех её выдающихся деятелей, который ведут общество вперёд.
М.Е. Салтыков-Щедрин
***
Нет в русском языке ничего осадочного или кристаллического; всё волнует, дышит, живет.
А. С. Хомяков
***
Перед Вами громада — русский язык!
Николай Васильевич Гоголь
***
Язык, великолепный наш язык.
Речное и степное в нём раздолье,
В нём клёкоты орла и волчий рык,
Напев, и звон, и ладан богомолья.
Константи Дмитриевич Бальмонт о Русском Языке
***
Пушкинский язык
Нам будет некого винить,
Когда не сможем сохранить,
К чему как к солнцу ты привык -
Великий Пушкинский язык!!!
В цене лишь деньги и товар,
И страшен лжи истошный крик…
И топчут с грязью дивный дар -
Бесценный Пушкинский язык!!!
Но это - страх временщика…
А жизни век в грядущем - миг!
Грядёт к народам на века
Бессмертный Пушкинский язык!!!
Великий и могучий, правдивый и свободный
НАШ РУССКИЙ замечательный ЯЗЫК! -
Веселый, искрометный, крутой, живой, народный,
ОН мысли выражает напрямик!
Во дни раздумий тяжких, во дни сомнений страшных,
Когда на наш порог ползет беда,
ЯЗЫК не умирает, он силу набирает
И остается РУССКИМ навсегда!
В НЕМ есть слова: «родная», «родимая», «святая»,
«Отеческая», «Русская Земля» -
От дома и до дома, от края и до края
Она для сердца русского - своя!
Английский и немецкий, китайский и турецкий
Хорошие, быть может, языки,
Но... РУССКИЙ - самый стройный, богатый, нежный, вольный
Временщикам и ворам вопреки!
От древних лет доныне исконный дух России
Ни смутой, ни войной не разложить…
Враги и их наймиты здесь снова будут биты,
А Русь была, и есть, и будет жить!
Мы думаем по-русски, мы молимся по-русски,
Мы в бой идем под русское «Вперед!»
ЯЗЫК - душа народа, он через все невзгоды
Потомкам слово пращуров несет!
ЯЗЫК - своим отрада, с НИМ брат находит брата,
ЕГО страшится властный лицедей.
ЯЗЫК ВЕЛИКОРУССКИЙ - подобие набата!..
ГЛАГОЛ, объединяющий людей!
ЯЗЫК народу нужен, ЯЗЫК народу служит,
ЯЗЫК с народом всюду и везде.
В НЕМ - смелый русский витязь, в НЕМ - Третий Рим и Китеж,
ОН - в нашей Вере, в Правде и в Судьбе!
ОН русских окрыляет, ОН к брани призывает
За русский дух, за торжество ума.
Да здравствуют Россия и НАШ ЯЗЫК красивый! -
ДА БУДЕТ СВЕТ! ДА РАСТОЧИТСЯ ТЬМА!
Русский бард
Александр ХАРЧИКОВ