Профессиональное самоопределение: теория и практика. Пряжников Н
Образование
Окончил психологический факультет МГУ (1981). Кандидат психологических наук (1989), доктор педагогических наук (1996). Научный сотрудник кафедры возрастной психологии факультета психологии (1994).
Профессиональная деятельность
Практическая деятельность в сфере образования (консультирование, тренинги и др.):
- профконсультирование подростков
- профориентационные курсы для подростков (с использованием активных методов)
- консультирование взрослых по вопросам карьеры
- консультирование педагогов и психологов по вопросам организации
Работа в ведущих организациях и учреждениях
- МГУ им. М.В. Ломоносова (г. Москва)
- Министерство образования РФ
- Институт профессионального самоопределения молодежи при РАО
- МГППУ
Работал психологом на оборонном предприятии (ЦКБ" Алмаз"), профессиональным консультантом первого центра проф. ориентации молодежи г.Москвы, главным специалистом отдела псих. службы иссоциальной работы Мин. образования Р.Ф.
Зав. лабораторией проф. диагностики и проф. консультирования института профессионального самоопределения молодежи при РАО.
Профессор факультета психологии в МГУ. Профессор в МГППУ с момента его образования. Доктор педагогических наук с 1996 г.
Научные интересы
Психология труда, возрастная психология, профессиональное и личностное самоопределение; теоретические и прикладные проблемы школьной профориентации и профконсультации клиентов службы занятости; психологические проблемы смысла профессионального труда: ценностно-нравственные аспекты становления профессионала.
Диссертации
Тема кандидатской диссертации: "Имитационная игра как средство формирования у оптантов умения строить личные профессиональные планы".
В работе обоснована возможность построения конкретных игровых методик на основе выделенных содержательно-процессуальных моделей профессионального самоопределения, а также проведена экспериментальная и практическая проверка эффективности сконструированных профориентационных игр, выделены условия использования этих игр в общих программах психологической работы со школьниками.
Тема докторской диссертации: "Теоретико-методические основы активизации профессионального самоопределения".
В этой работе определены содержательно-смысловые характеристики профессионального самоопределения, предложены оригинальные модели, отражающие взаимосвязь самоопределения личности и формирования ее внутренней активности, обоснована и выделена система взаимосвязанных принципов построения и практического внедрения активизирующих профконсультационных средств: (методологических, организационно-управленческих, конкретно-практических, этических принципов активизации профессионального и личностного самоопределения).
Основные труды
- "Профориентационные игры: проблемные ситуации, задачи, карточные методики" (1991)
- "Карточные профконсультационные методики. Учебное пособие" (1993)
- "Профессиональная ориентация незанятого населения. Методические рекомендации" (соавт., в кн. "Профессиональная ориентация в России и Швеции", 1995)
- "Профессиональное и личностное самоопределение" (1996).
- Психология элитарности. М.: Московский психолого-социальный институт, 2000.
- S ≠ $, или Личность в эпоху продажности. М.: Московский психолого-социальный институт, 2000.
- Этические проблемы психологии. М.: Московский психолого-социальный институт, 2002.
- Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. М.: Московский психолого-социальный институт, 2002.
- Введение в профессию "психолог". М.: Московский психолого-социальный институт, 2002 (совм. с И.В. Вачковым и И.Б. Гриншпуном).
- Психология труда и человеческого достоинства. М.: Академия, 2001 (совм. с Е.Ю. Пряжниковой).
- Право на нравственность: этические проблемы практической психологии // Психологическая наука и образование. 1999, № 1. С. 78–90.
- Карточные профконсультационные методики
- Карточно-бланковые профориентационные игры
- Игровые профориентационные упражнения
- Профориентационные игры с классом
«Самоопределение» понимается как поиск и постоянное уточнение смысла будущей жизнедеятельности. Самоопределиться, значит сделать определенный выбор. Это может быть выбор профессии («профессиональное самоопределение»), выбор нравственной позиции («личностное самоопределение»), выбор своего места в обществе, связанный с образом и стилем жизни, со статусом в различных социальных группах («социальное самоопределение»), выбор вариантов проведения досуга («досуговое самоопределение») или даже выбор типа семейных взаимоотношений («семейное самоопределение») и др. Рассматриваются эти разные варианты самоопределения и отмечается не только их взаимосвязь, но и возможные противоречия.
Освещены обобщенные варианты и методы ориентировки в различных «пространствах» самоопределения. Сами психологические «пространства» рассматриваются как метафора, отражающая и упорядочивающая некое поле поиска смыслов самоопределения. Каждое такое «пространство» строится по определенному принципу, определяемому теми критериями, которые положены в его основу. Психологических «пространств» может быть множество, и в этом множестве самоопределяющейся личности надо уметь ориентироваться. Выделены основные группы, на которые можно условно разбить психологические «пространства» самоопределения, в частности, типология вариантов планирования жизни и карьеры, типологии видов трудовой деятельности, типологии профессий. Подчеркивается, что самоопределяющемуся человеку важно понять, что станет смыслом его будущей профессиональной деятельности, и насколько все это будет соответствовать/не соответствовать другим его жизненным замыслам. Представлены различные методы, позволяющие человеку самоориентироваться (по сути, самоопределяться) в сложных «пространствах» карьерных и жизненных выборов. Особое внимание уделяется самоопределению детей в подростковом возрасте. Обозначена созвучность многих современных подходов в профориентации идеям П.Я. Гальперина об «ориентировках».
Самоопределение как поиск смысла
Самоопределиться, значит сделать определенный выбор. Это может быть выбор профессии («профессиональное самоопределение»), выбор нравственной позиции («личностное самоопределение»), выбор своего места в обществе, связанный с образом и стилем жизни, со статусом в различных социальных группах («социальное самоопределение»), выбор вариантов проведения досуга («досуговое самоопределение») или даже выбор типа семейных взаимоотношений («семейное самоопределение») и др.
Часто разные типы самоопределения взаимодополняют друг друга, хотя между ними может и быть определенный конфликт, когда, например, профессиональные выборы не позволяют сделать определенные выборы досуга или, когда социальное или личностное самоопределение не позволяет реализовать некоторые семейные выборы (другие члены семьи возражают, «не понимают» и т.п.).
Каждый раз человек как бы спрашивает самого себя, зачем мне это надо, какой для меня смысл в тех или иных выборах? Разные авторы часто связывают самоопределение с поиском смысла (Климов, 1993; Кон, 1984; Франкл, 1990; Щедровицкий, 1993). При этом разводят самоопределение как результат (найденный смысл) и как процесс (непрекращающийся поиск и уточнение смысла) (Пряжников, 2016, С. 144–149). Можно предположить, что именно творческие люди часто отдают предпочтение самоопределению как процессу. Об этом, например, размышлял еще Н.А. Бердяев, говоря о том, что «пусть он и не знает смысл жизни, но само искание этого смысла уже придает жизни смысл» (Бердяев, 1990, С. 74). Проблема возникает тогда, когда этих смыслов оказывается слишком много и в них необходимо как-то сориентироваться.
Психологические «пространства» самоопределения
Сами психологические «пространства» рассматриваются нами как метафора, отражающая и упорядочивающая некое поле поиска смыслов самоопределения. При этом каждое такое «пространство» строится по определенному принципу, определяемому теми критериями, которые положены в основу данного «пространства». Соответственно, психологических «пространств» может быть множество, и в этом множестве самоопределяющейся личности тоже надо как-то сориентироваться. Например, человек размышляет о выборе профессии, и тогда ему могут помочь различные типологии профессий, а также – критерии, по которым построены те или иные типологии. В России одна из наиболее известных типологий профессий разработана Е.А. Климовым и названа им «формула профессии» (Климов, 1990, С. 110–114). Типология построена в виде «ярусов», которые отражают основные группы признаков профессии:
предметы труда;
цели труда;
средства труда;
условия труда.
Соответственно, в каждой группе выделяются уже конкретные признаки. Например, в предметах труда человек (субъект труда) взаимодействует с природой, с техникой, со знаковыми системами, с другими людьми, с художественными образами. С помощью таких более конкретных признаков можно описать многие профессии (или группы профессий). Это и позволяет человеку, во-первых, сориентироваться в том, что его интересует (какие признаки наиболее значимы для него) и, во-вторых, по этим признакам уточнить для себя и выбор самой профессии. По сути, каждый такой признак можно рассматривать как «ориентирующий» (по П.Я. Гальперину) и даже как «смыслообразующий» (по А.Н. Леонтьеву). В совокупности эти признаки задают полную психологическую структуру будущего труда (по Е.А. Климову) и составляют основу «правильного» выбора, о котором человек впоследствии не будет жалеть.
Но типологий профессий довольно много и многие из этих типологий в своей основе имеют другие основания. Например, в типологии «наук» (как сфер деятельности) известного общественного деятеля ХVII века Татищева в качестве такого основания берется «польза для общества», и все профессии разбиваются автором на пять групп, начиная от «наук нуждных» и кончая «науками вредительными» (Татищев, 1979). В типологии Струмилина, разработанной еще в 20-е годы прошлого века, в качестве основания берется уровень самостоятельности работника и, соответственно, все профессии разбиваются на группы, начиная от рутинных «исполнительских» (с минимальной степенью самостоятельности) и кончая творческими (с высокой степенью самостоятельности) (Струмилин, 1983).
Сами психологические «пространства» условно можно разбить на следующие основные группы:
своих возможностей,
уровня своих притязаний,
информированности о выбираемых профессиях и учебных заведениях,
своих склонностей,
позиции своих родных и близких;
позиций своих друзей и одноклассников;
позиции учителей, школьных педагогов;
наличия личного профессионального плана – ЛПП.
планирование реалистическое (с учетом своих ресурсов) и романтическое (без должного учета своих ресурсов);
«событийный подход», когда вся жизнь рассматривается как последовательность ярких и значимых «событий», которые и обеспечивают ощущение «состоявшейся» жизни и карьеры;
«сценарный подход», когда человек ориентируется на готовые и часто социально одобряемые варианты организации своей жизни, что особенно важно для людей, которые не хотят (или боятся) рисковать и желают ориентироваться, пусть не на выдающиеся достижения, но все же на какой-то гарантированный успех.
творческие варианты планирования жизни, предполагающие более высокие риски (включая и риски быть не понятыми окружающими), но зато и более интересную, самобытную и успешную жизнь. Творческие варианты также предполагают готовность решать сложные проблемы, готовность переживать в случае неудачи и, одновременно, готовность сохранять творческий настрой в случае больших достижений (без зазнайства и «головокружения от успехов»).
Варианты оценки (осмысления) самой ситуации самоопределения. Например, в известном «восьмиугольнике выбора профессии», предложенном Е.А. Климовым (Климов, 1990, С. 121– 128), сама ситуация профессионального самоопределения определяется с учетом восьми основных факторов:
При этом именно ЛПП является интегрирующим фактором, а качество этого плана определяется тем, насколько учтены все другие факторы. Поэтому можно делать выбор, ориентируясь как на полную систему факторов, так и на неполную (например, только на склонности) или, наоборот, более полную (на 2–4 фактора). Здесь уместно вспомнить П.Я. Гальперина, который говорил о необходимости учета основных ориентирующих признаков и, в соответствии с этим, даже выделял свои знаменитые «типы ориентировки» (Гальперин, 2002). Заметим, что Е.А. Климов на лекциях и в «живом» общении часто говорил о близости своих взглядов взглядам П.Я. Гальперина, а также о том, что одним из центральных понятий профориентации является понятие «ориентировка».
В некоторых случаях ситуация самоопределения (более конкретных карьерных и жизненных выборов) часто определяется с учетом более развернутой системы факторов. Например, в методике «Схема альтернативного выбора» конкретные варианты (профессии, специальности и места дальнейшего обучения после школы) выбираются с учетом разнообразных факторов, отражающих и особенности будущей работы, и особенности обучения в конкретных вузах и колледжах (Пряжников, 2008, С. 200– 207). Учитываемых факторов довольно много (несколько десятков), но в методике заложена важная идея – выбор самим клиентом наиболее значимых для себя факторов, что позволяет говорить об учете его ценностно-смысловых ориентаций.
Данная методика позволяет также работать в режиме диалога консультанта с клиентом. Но, поскольку изначально не все клиенты знают правила выбора, заложенные в методике, то консультант постепенно (поэтапно) обучает клиента этим правилам. И в итоге, мы можем говорить, что клиент с помощью консультанта освоил «Схему альтернативного выбора» применительно к данному конкретному выбору или готов переносить эти правила и в другие ситуации (говоря языком П.Я. Гальперина, – переносить на другие задачи), что позволяет надеяться на освоение клиентом самого метода выбора карьерного варианта. В этом случае мы уже близки к формированию субъекта самоопределения, способного (обученного) самостоятельно и осознанно решать вопросы профессионального выбора уже без помощи консультанта.
Типологии профессий, а также производные от них – типологии специальностей, должностей и т.п. К сожалению, многие типологии профессий часто не отражают всей сложности будущего профессионального труда. Например, связанного с сознательным или «вынужденным» нарушением закона или, что еще хуже, связанного с нарушением норм морали и совести (унижение клиентов, заказчиков, посетителей или несправедливое распределение доходов, когда зависимые от данного работника люди не могут, а то и «не смеют» отстаивать свои права).
В итоге, мы получаем неполную ориентировку в особенностях будущей работы и часто делаем ошибочные выборы или неэффективно ведем себя в сложных профессиональных ситуациях. Проблема в том, что о многих «социально сомнительных» аспектах будущей работы со школьниками, а иногда и со студентами, сложно говорить откровенно «по этическим соображениям». Вероятно, специалистам по психологии труда (и по профессиографированию) еще предстоит найти те средства, которые, с одной стороны, позволят ориентироваться во всех важных аспектах профессий, а с другой стороны, не вызовут возмущение тех, кто всячески «оберегает» детей и подростков от излишних переживаний и от «ненужных» размышлений и сомнений.
Типологии видов трудовой деятельности, не обязательно профессиональной, а, например, досуговой, необходимой для самореализации личности в тех сферах, где по разным причинам сложно быть официальным профессионалом (спорт, поэзия, актерское мастерство, философия, волонтерство и др.).
Типологии вариантов решения карьерных вопросов, начиная от самостоятельного поиска и кончая обращением к разным специалистам, занимающимся профконсультированием (службы занятости, психологические центры, частные кадровые агентства, тренинговые группы карьерного роста, коучи в организациях и т.п.).
Типология вариантов планирования жизни и карьеры. Она включает в себя:
Таким образом, важно понять, что нужно самоопределяющемуся человеку, что станет для него важнейшим смыслом его будущей профессиональной деятельности, и насколько все это будет соответствовать/не соответствовать другим его жизненным замыслам.
Возрастно-психологические особенности уточнения смысла самоопределения
Известно, что сама готовность к поиску смысла развивается вместе с развитием личности. На ранних этапах развития ребенок с помощью взрослого чаще воспринимает мир профессионального труда больше позитивно, и мы считаем, что так и должно быть. Но по мере взросления у него (уже в подростковом возрасте) могут появиться первые сомнения в «исключительной позитивности» мира взрослых. Например, когда ребенок все чаще слышит о том, что далеко не всегда честные и квалифицированные работники получают достойные зарплаты и, наоборот, ленивые и жадные могут быть миллионерами и даже миллиардерами… Мы называем это «кризисами разочарования».
Часто подросток нуждается в серьезных разговорах и осмыслении своих «открытий» и «разочарований». Взрослый (психолог-профконсультант) не должен усугублять ситуацию и призывать его ненавидеть окружающий мир (при такой ориентации и до экстремизма не далеко). Взрослым надо, отмечая реальные проблемы общества (экономики и даже политики), ориентировать размышляющего подростка на решение этих проблем цивилизованным способом. Например, получать образование, делать карьеру, занимать со временем видное место в обществе, в профессиональной среде, а потом ответственно решать эти проблемы, опираясь на опыт, на знания и свой признанный окружающими статус. Заметим, что при таком подходе мы можем говорить и о полноценном формировании гражданской позиции (как антитезе формирования деструктивных ориентаций).
В дальнейшем развитии человек все более ориентируется на ценностно-смысловые аспекты своей жизни и карьеры. Поэтому многие авторы, говоря о развитии взрослого человека, в качестве важнейшего критерия перехода к следующему этапу развития (и профессионального и личностного) часто называют изменение системы ценностей (Ливехуд, 1994; Фромм, 1992). Таким образом, для развивающегося человека поиск и уточнение смыслов своей жизнедеятельности (включая профессиональный труд) становится все более важным. Хотя многие авторы отмечают, что далеко не всем удается по-настоящему изменить свое ценностное отношение к миру и к самому себе, и многие остаются как бы «застрявшими» в развитии (Ливехуд, 1994; Шихи, 1999).
Варианты практической помощи самоопределяющейся личности
В различных методах профконсультирования так или иначе смоделированы те или иные психологические «пространства» самоопределения или основания, на которых эти пространства» строятся. Ниже кратко представлены основные варианты такого моделирования.
Использование тестов и опросников. Часто результатом тестирования оказывается соотнесенность желаний (или самооценок) обследуемого с определенным набором шкал или параметров, которые в совокупности представляют собой определенное «пространство» выбора. Например, в известной методике Е.А. Климова «Дифференциально-диагностический опросник (ДДО)» (Климов, 1990, С. 143–152) смоделировано пространство основных «предметов труда»: природа, техника, человек, знаковые системы и художественный образ. Но, как уже отмечалось выше, Е.А. Климов предложил и гораздо более обстоятельную типологию, куда включены цели, средства и условия труда. Как видим, даже такая известная и признанная методика отражает далеко не все особенности будущих профессий. К сожалению, этим «грешат» и многие другие тесты, используемые в профориентации, что объясняется стремлением к повышению достоверности обследования хотя бы по ограниченному набору параметров.
Моделирование основных признаков выбираемых объектов (профессий, учебных заведений, карьерных планов и др.) в специальных игровых процедурах. Например, в игре «Угадай профессию» нам не важна ее высокая валидность и достоверность (как при тестировании). Наша задача при ее проведении скорее просветительская и информационная – познакомить учащихся с более полным набором признаков профессионального труда. За основу мы взяли «Формулу профессии», разработанную Е.А. Климовым и добавили много новых групп характеристик профессий: особенности общения, характер подвижности работника, доминирующие виды ответственности работника, типичные трудности и неприятности работы, различные ее особенности, необходимый для ее осуществления уровень образования. В других игровых методиках моделируется типичный рабочий день (например, игровая методика «День из жизни»), демонстрируются различные моральные аспекты труда (например, игра «Бизнес-рискмен») и пр. (Пряжников, 2008, С. 105–257). В более сложных играх моделируется вся жизнь человека, реализующего разные моральные позиции: «труженика», «лентяя», «бездарности» (например, в игре «Три судьбы») (Пряжников, Румянцева, 2013, С. 194–197).
Совместное с клиентом выделение основных параметров, задающих те или иные «пространства» самоопределения. Здесь предполагается знакомство клиента (или группы) с разными возможными критериями и соответствующими «пространствами» выбора. После чего клиент может самостоятельно дополнять предложенные профконсультантом критерии своими собственными. Это хорошо реализуется в виде «схем анализа и самоанализа ситуаций самоопределения». Продуктивно использовать здесь различные задачи-ситуации (кейсы), на примере анализа которых можно показать сам принцип использования «схемы». В итоге, на примерах совместно решаемых задач «схема» постепенно осваивается клиентом (группой), после чего может использоваться обучаемыми самостоятельно.
Простое знакомство клиентов (группы) с различными критериями построения «пространств» самоопределения и с самими такими «пространствами». Такое знакомство позволяет выделить для самоопределяющейся личности определенное поле выбора, а также выявить себя в этом поле. Например, мы можем даже не проводить известную методику Айзенка по оценке свойств нервной системы – EPQ (Практическая психодиагностика, 1999, С. 121–141), а просто нарисовать на доске (или показать на экране) «круг Айзенка», прокомментировав его. Потом надо предложить школьникам определить свое место в пространстве этого круга. Когда мы проводили подобную процедуру, то с удивлением обнаружили, что точки, обозначенные школьникам до проведения опросника, во многом совпали с результатами самого опросника (совпадения на уровне 80–85%). Это означает, что, если клиенту (группе) понятно объяснить критерии построения тех или иных пространств самоопределения, то на основе самооценки многие готовы определить себя в этих пространствах даже без традиционного использования в таких случаях тестов и опросников.
Конечно, мы не против тестов и опросников, но лучше дополнять их и такими методами работы, при которых степень самостоятельности обучающихся заметно повышается. Тогда мы можем надеяться на формирование у них методов решения сложных карьерных (и других жизненных) вопросов, а в идеале – надеяться и на развитие полноценных субъектов самоопределения (профессионального, личностного, жизненного, социального и пр.).
Литература:
Бердяев Н.А. Самопознание: опыт философской автобиографии . – Москва: Мысль, 1990. – 220 с.
Гальперин П. Я. Введение в психологию: учебное пособие для вузов . – Москва: Книжный дом «Университет», 1999. – 332 с.
Гальперин П.Я. Лекции по психологии . – Москва: Издательство Книжный дом «Университет», 2002. – 400 с.
Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии // Вопросы психологии. – 1971. – № 4. – С. 6–20.
Климов Е.А. Как выбирать профессию . – Москва: Просвещение, 1990. – 159 с.
Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий . – Обнинск: Принтер, 1993. – 57 с.
Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание . – Москва: Политиздат, 1984. – 335 с.
Ливехуд Б. Кризисы жизни – шансы жизни. Развитие человека между детством и старостью . – Калуга: Духовное познание, 1994. – 224 с.
Практическая психодиагностика. Методики и и тесты / ред.-сост. Д.Я. Райгородский . – Самара: Бахрах, 1999. – 672 с.
Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика . – Москва: Академия, 2008. – 320 с.
Пряжников Н.С. Профориентология . – Москва: Юрайт, 2016. – 405 с.
Пряжников Н.С., Алмазова О.В., Чурбанова С.М. Профориентация в системе социального волонтерства // Национальный психологический журнал. – 2017. – № 1(25). – С. 45–55. doi: 10.11621/npj.2017.0106
Пряжников Н.С., Ожогова Е.Г. Эмоциональное выгорание и личностные деформации в психолого-педагогической деятельности // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2014. – № 4 – С. 33–43.
Пряжников Н.С., Румянцева Л.С. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся . – Москва: Академия, 2013. – 208 с.
Струмилин С.Г. К вопросу о классификации труда // История советской психологии труда. Тексты (20–30-е годы XX века) / под. редакцией В. П. Зинченко, В. М. Мунипова, О. Г. Носковой. – Москва: Идательство Московского университета, 1983. – С. 104–113.
Татищев В.Н. Избранные произведения . – Ленинград, 1979. – 464 с.
Франкл В. Человек в поисках смысла . – Москва: Прогресс, 1990. – 368 с.
Фромм Э. Человек для себя . – Минск: Коллегиум, 1992. – 253 с.
Шихи Г. Возрастные кризисы . Ступени личностного роста. – Санкт-Петербург: Ювента, 1999. – 436 с.
Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования . – Москва: Эксперимент, 1993. – 154 с.
Choi, Y., Kim, J., & Kim, S. (2015). Career Development and School Success in Adolescents: The Role of Career Interventions. Career Development Quarterly, 63(2), 171–186. doi:10.1002/cdq.12012.
Hammond, M. S., Michael, T., & Luke, C. (2017). Validating a Measure of Stages of Change in Career Development. International Journal For Educational And Vocational Guidance, 17(1), 39–59. doi: 10.1007/s10775-016-9339-5
Harris-Bowlsbey, J. (2013). Computer-Assisted Career Guidance Systems: A Part of NCDA History . Career Development Quarterly, 61(2), 181–185. doi:10.1002/j.2161-0045.2013.00047.x.
Hershenson, D. B. (2016). Historical perspectives in career development theory. In I. Marini, M. A. Stebnicki, I. Marini, M. A. Stebnicki (Eds.) The professional counselor’s desk reference. New York, NY, US: Springer Publishing Co., 255–259.
Hutchison, B., & Niles, S. G. (2016). Career development theories. In I. Marini, M. A. Stebnicki, I. Marini, M. A. Stebnicki (Eds.) The professional counselor’s desk reference. New York, NY, US, Springer Publishing Co., 285–289.
Neault, R. A., & Saunders, C. (2012). Review of The Internet: A tool for career planning . Journal Of Employment Counseling, 49(1), 43–45. doi:10.1002/ j.2161-1920.2012.00005.x.
Nota, L., Santilli, S., & Soresi, S. (2016). A Life-Design-Based Online Career Intervention for Early Adolescents: Description and Initial Analysis. Career Development Quarterl. 64(1), 4–19. doi:10.1002/cdq.12037.
Periathiruvadi, S. (2016). Investigating the relationship between internet attitudes of college students and their STEM (science, technology, engineering and mathematics) career perceptions . Dissertation Abstracts International Section A, 76.
Rottinghaus, P. J., & Eshelman, A. J. (2015). Integrative approaches to career intervention . In P. J. Hartung, M. L. Savickas, W. B. Walsh, P. J. Hartung, M. L. Savickas, W. B. Walsh (Eds.) , APA handbook of career intervention, Volume 2: Applications. Washington, DC, US: American Psychological Association, 25–39. doi:10.1037/14439-003.
Sampson, J. P., Hou, P., Kronholz, J. F., Dozier, V. C., McClain, M., Buzzetta, M., & ... Kennelly, E. L. (2014). A Content Analysis of Career Development Theory, Research, and Practice-2013. Career Development Quarterly, 62(4), 290–326. doi:10.1002/j.2161-0045.2014.00085.x.
van Tuijl, C., & van der Molen, J. H. (2016). Study Choice and Career Development in STEM Fields: An Overview and Integration of the Research. International Journal Of Technology And Design Education, 26(2), 159–183. doi: 10.1007/s10798-015-9308-1
Watson, M., Nota, L., & McMahon, M. (2015). Evolving stories of child career development . International Journal For Educational And Vocational Guidance, 15(2), 175–184. doi:10.1007/s10775-015-9306-6.
Для цитирования статьи:
Пряжников Н.С. Методы ориентировки в психологических «пространствах» самоопределения. // Национальный психологический журнал. – 2017. – № 3(27). – С.144-150
Prjazhnikov N.S. (2017). Guidance methods in psychological «spaces» of self-determination. National Psychological Journal. 3, 121-135.
Главный редактор Д. И. Фельдштейн
Заместитель главного редактора С. К. Бондарева
Члены редакционной коллегии:
Пряжников Н. С.
П77 Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: Учебно-методическое пособие. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2002.- 400 с. (Серия "Библиотека школьного психолога").
В данной работе представлены теоретико-методологические основы активизации клиентов в ходе индивидуальных и групповых профориентационных занятий. Подробно описаны разные группы активизирующих авторских методик. При этом многие методики значительно модифицированы и усовершенствованы по сравнению с предыдущими изданиями. Важное внимание уделяется самой организации профориентационной помощи с использованием данных методик, а также рассматриваются вопросы самостоятельной модификации этих методик силами самих профконсультантов (в зависимости от специфики решаемых профориентационных задач).
Пособие предназначено для школьных психологов (педагогов-психологов), профконсультантов Центров профориентации молодежи и Центров занятости населения, для социальных педагогов и социальных работников, а также для всех, кто практически работает с подростками и со взрослыми самоопределяющимися клиентами.
ISBN 5-89502-325-8 (МПСИ)
ISBN 5-89395-390-8 (НПО "МОДЭК")
(c) Московский психолого-социальный институт, 2002.
(c) Издательство НПО "МОДЭК".
Оформление. 2002.
Введение
Современная ситуация практической профориентации в России характеризуется тем, что все больше ощущается необходимость не только расширения ее масштабов, но и поднятие качественного уровня содействия в профессиональном и личностном самоопределении. Это в немалой степени связано с особой ситуацией, сложившейся в России на рубеже веков (и тысячелетий), ситуацией хаоса не только в социально-экономической, но и в духовной сферах общественной жизни.
Именно в таких условиях приходится самоопределяться современным подросткам, а также самоопределяться их родителям, педагогам и психологам. В условиях, когда еще не ясны перспективы дальнейшего развития страны (да и всего остального мира), многим приходится выстраивать перспективы своего собственного личностного и профессионального развития.
Представленные в пособии методы работы не являются "палочкой-выручалочкой", они служат скорее дополнительным средством для самостоятельных и осознанных жизненных выборов самоопределяющихся личностей. Представленные методики должны сочетаться с традиционными (и даже "не активизирующими") формами и методами профориентационной работы. Многие методики должны рассматриваться лишь как "работающие идеи" методик, которые не только можно, но и нужно постоянно дорабатывать и переосмысливать. Тем не менее опыт их использования на практике различными психологами и профконсультантами показал правомерность работы с такими психолого-педагогическими средствами.
Многие из представленных методик уже публиковались ранее 1 . В данном издании некоторые методики доработаны и усовершенствованы (в плане упрощения процедуры их изготовления и использования). Также в пособии появились некоторые новые методики. Все представленные технологии являются авторскими (за исключением модифицированных нами вариантов методик Е. А. Климова "Опросник по схеме личной профессиональной перспективы" и "Восьмиугольник основных факторов выбора профессии").
В пособии представлены также не только методики, но и некоторые теоретические главы и разделы, а также разделы, посвященные организации и планированию профориентационной работы и даже посвященные самостоятельной модификации и проектированию активизирующих профориентационных средств.
Все методики данного пособия объединяет то, что они являются активизирующими, то есть предполагают в идеале формирование полноценного субъекта профессионального и личностного самоопределения. При этом сам субъект понимается нами как самостоятельная ответственная личность, способная ставить перед собой благородные жизненные цели и достигать их. Важнейшим условием такой самостоятельности и ответственности, по нашему мнению, является морально-волевая готовность самоопределяющегося человека преодолевать различные проблемы не только на пути к намеченным целям, но и готовность (смелость) ставить перед собой цели, которые кому-то могут показаться странными и непрактичными (с точки зрения достижения "успеха", понимаемого и одобряемого большинством, массой "нормальных" и вполне довольных собой людей).
Быть субъектом - означает прожить такую жизнь, которая была бы во многих своих сущностных проявлениях не похожей на жизнь большинства обывателей. Но поскольку не все люди готовы к такой самобытности и оригинальности, то главная этическая проблема заключается в том, что подлинная активизация профессионального и личностного самоопределения должна быть избирательной. Но если все-таки основываться на гуманистических принципах практической психологии, то клиентам (самоопределяющимся подросткам) нужно хотя бы дать шанс для попытки стать полноценными субъектами построения своей жизни. В этом и состоит главный смысл использования активизирующих профориентационных технологий в работе со старшеклассниками.
___________________________________________________
1 См. Пряжников Н. С. Игровые профориентационные упражнения. - М.: Изд-во "Институт практической психологии"; Воронеж: НПО "МОДЭК", 1997. - 56 с.; Пряжников Н. С. Активизирующие опросники профессионального и личностного самоопределения. - М.: Изд-во "Институт практической психологии"; Воронеж: НПО "МОДЭК", 1997. - 80 с.; Пряжников Н. С. Ценностно-нравственные активизирующие опросники профессионального и личностного самоопределения. - М.: Изд-во "Институт практической психологии"; Воронеж: НПО "МОДЭК", 1997. - 64 с.; Пряжников Н. С. Бланковые и карточные игры профессионального и личностного самоопределения. - М.: Изд-во "Институт практической психологии", Воронеж: НПО "МОДЭК", 1997. - 64 с.
Часть 1. Теоретические основы использования активизирующих профориентационных методов
Глава 1. Сущность профессионального самоопределения
1.1. Соотношение понятий: профориентация и профконсультация, профессиональное и личностное самоопределение, карьера и профессиональный выбор
В профориентации традиционно выделяются следующие направления: профинформация, профагитация, профпросвещение, профдиагностика (профотбор, профподбор) и профконсультация... Профориентация - очень объемное понятие, например, можно сказать, что современное западное общество по сути своей профориентаци-онно, так как с самого рождения ориентирует ребенка на "жизненный успех", на "успешную карьеру". Профориентация предполагает широкий, выходящий за рамки только педагогики и психологии, комплекс мер по оказанию помощи в выборе профессии, куда входит и профконсультация как индивидуально ориентированная помощь в профессиональном самоопределении.
И профориентация, и профконсультация - это "ориентирование" школьника (оптанта), тогда как больше соотносится с "самоориентированием" учащегося, выступающего в роли субъекта самоопределения (по Е. А. Климову).
Профессиональное и личностное самоопределение имеют очень много общего, а в высших своих проявлениях они почти сливаются. Если же попытаться развести их, то можно выделить два принципиальных отличия:
1) профессиональное самоопределение - более конкретное, его проще оформить официально (получить диплом и т. п.); личностное самоопределение - это более сложное понятие (диплом "на личностность" по крайней мере психически здоровым людям пока еще не выдают...);
2) профессиональное самоопределение больше зависит от внешних (благоприятных) условий, а личностное самоопределение - от самого человека, более того, часто именно плохие условия позволяют кому-то проявить себя по-настоящему (герои появляются в переломные эпохи...). Правда, и в благополучные эпохи, полные "соблазнов" и так называемого "счастья" с застывшими улыбками (когда всем "положено" быть счастливыми), все-таки находятся люди, которые ищут для себя смыслы в решении каких-то особых, непонятных для обывателя проблем, для которых самое страшное - это радость "чавкающей от счастья" массы. Для таких людей благополучная эпоха превращается в самую страшную пытку, и они сами создают для себя дополнительные сложности, то есть условия для подлинно личностного саморазвития.
При этом у таких людей (истинных героев) появляется возможность ставить сложные проблемы все-таки при относительно обеспеченных "тылах", когда не надо думать о выживании, об элементарном пропитании и т.п., поэтому личностное самоопределение в благополучные эпохи, с одной стороны, все-таки предпочтительнее, но, с другой стороны, и намного сложнее, чем в трудные, "героические" периоды развития общества, поскольку в эпоху относительного благополучия подлинное личностное самоопределение часто обрекает человека на настоящее одиночество, непонимание и даже осуждение со стороны окружающих. Именно поэтому призывать или как-то "формализовать" психологическую помощь в личностном самоопределении нежелательно. Лучше осторожно проводить ее на фоне более привычной и понятной для большинства людей работы по профориентации (профессиональному самоопределению).
Понятие "карьера" широко распространено на Западе (например, в США профориентация часто вообще называется "психологией карьеры"). В России существует своя традиция употребления слова "карьера" - это успех в какой-либо деятельности, но с некоторым негативным оттенком (типа "карьеризм"). В американской традиции карьера (по Дж. Сьюперу) - это "определенная последовательность и комбинация ролей, которые человек выполняет в течение своей жизни" (ребенок, учащийся, отдыхающий, работник, гражданин, супруг, хозяин дома, родитель...)". Такое понимание близко к жизненному самоопределению в русской традиции.
В пособии раскрываются теоретико-методологические и культурологические основания современной профконсультации. Значительное место уделяется описанию конкретных активизирующих методов профессионального и личностного самоопределения, предназначенных для индивидуальной и групповой работы с подростками и взрослыми клиентами. Особый акцент сделан на ценностно-нравственной стороне самоопределения в условиях духовной растерянности и общей неопределенности, характерной для сегодняшней России. Книга рассчитана на практических психологов, профконсультантов, социальных работников и педагогов, работающих с подростками.
Часть 1. Теоретико-методологические и культурологические основы самоопределения
Глава 1. Культурно-исторический смысл возникновения проблемы профессионального самоопределения 6
Глава 2. Сущность профессионального самоопределения 13
Глава 3. Активность и активизация самоопределяющейся личности 32
Глава 4. Этические проблемы профессионального консультирования 48
Глава 5. Основные стратегии профконсультационной помощи 71
Глава 6. Основы организации и планирования профконсультационной работы 85
Часть 2. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения
Глава 7. Общая характеристика активизирующих профконсультационных методов 102
Глава 8. Профориентационные игры с классом и группой 120
Спящий город 120
Стажеры-инопланетяне 123
Три судьбы 127
Глава 9. Профориентационные игры и упражнения для работы с подгруппой 132
Цепочка профессий 132
Кто есть кто? 133
«Звездный час» 135
Эпитафия 139
Ловушки-капканчики 143
Глава 10. Бланковая игра-шутка «Бизнес-риск-мен» 145
Глава 11. Бланковая игра-шутка «Я — компаньон» 149
Глава 12. Бланковая игра-шутка «Торг» (парами) 155
Глава 13. Карточная бланковая игра «Сударь-государь» 161
Глава 14. Опросник по схеме построения личной профессиональной перспективы (ЛПП) 168
Глава 15. Активизирующий опросник-шутка «Самооценка нравственности, гражданственности (СНГ)» 172
Глава 16. Активизирующий опросник «За и против-1» 180
Глава 17. Активизирующий опросник «Будь готов!» 191
Глава 18. Активизирующий опросник-шутка «Моды-2» 207
Глава 19. Карточная индивидуальная информационно-поисковая система (професьянс) «Формула-5» 211
Глава 20. Схема альтернативного выбора (для индивидуальной профконсультации) 217
Глава 21. Индивидуальная консультационная карточная игра «Человек - судьба - черт» 226
Заключение 241
Литература 242
Предисловие
Книга — книгой, а своим умом двигай... (русская пословица)
Введение
Новое осмысление содержания профконсультационной помощи вызвано резко изменившейся (и постоянно меняющейся) ситуацией в психологии, образовании, экономике и в стране в целом. Просто «проводить» с клиентами те или иные методики на сегодняшний день уже явно недостаточно. Поэтому можно выделить два основных направления (подхода) в развитии профконсультации: 1 - с преимущественным акцентом на создание новых методик (это остается актуальным и в сегодняшних условиях); 2 - с преимущественным акцентом на разработку теоретико-методологических основ профконсультационной работы (предшествующие теоретические наработки хотя и можно использовать в качестве исходных, но они уже часто не отвечают потребностям сегодняшнего дня). Конечно, проще всего было бы чисто механически объединить оба этих направления (и в определенной мере, без взаимодополнения этих направлений не обойтись!), но если все-таки выделять приоритеты, то сейчас несколько важнее теоретико-методологическое направление, в котором пока еще царит настоящая путаница. Объясняется это тем, что психологическая практика постоянно расширяется, но вопрос, что именно делают многие психологи (в чем смысл их деятельности), чем их усилия принципиально отличаются от обычной помощи людей друг другу по-прежнему остается открытым и далеко не все психологи-профессионалы, особенно психологи-профконсультанты, внятно смогли бы на этот вопрос ответить.
Особенность (и даже парадоксальность) современной ситуации, сложившейся в профессиональном самоопределении, заключается в том, что нередко для новых теоретических осмыслений необходимо сначала разработать и использовать в практике конкретные методики (хотя по логике вещей еще перед созданием методик разработчику необходимо было бы осознать цель и смысл такой методики). Собственно методическая деятельность, по мнению Г.П. Щедровицкого, начинается тогда, когда психолог-практик самостоятельно готов построить систему средств для достижения уже осознанной («увиденной») им цели своей деятельности (Щедровицкий Г., 1992, с. 48-49). На усложнившиеся отношения между теорией и практикой указывает Ф.Е. Василюк, отмечая, что «с появлением психологических служб собственно психологической практики привычный лозунг о внедрении психологии в практику должен быть перевернут: наоборот, практику надо внедрять в психологию...» (Василюк, 1992, с. 19). И все-таки лучше, когда перед непосредственной профконсультационной практикой специалист будет хотя бы стремиться получше осознать для себя смысл оказываемой подростку (или взрослому клиенту) помощи.
В самом теоретическом подходе можно было бы выделить такой приоритет, как методологическое обеспечение формирования у клиентов ценностно-нравственной основы выбора. В целом, актуальность поиска новых теоретико-методологических оснований профессионального самоопределения обусловлена следующими обстоятельствами.
Во-первых, существенными изменениями в образовательных системах не только отечественных, но и зарубежных, что связано с общей демократизацией и гуманизацией общественной жизни. Отсюда проблема свободы самоопределения и самореализации в изменившемся обществе становится одной из важнейших не только для педагогики и психологии, но и для всех гуманитарных направлений.
Во-вторых, особенностями переживаемого Россией периода, когда прежние ценностно-нравственные и профессиональные ориентации во многом не соответствуют реальной жизни, а новые еще не сформированы. Все это приводит к растерянности не только многих выпускников школ и их родителей, но и к растерянности самих педагогов, психологов и профконсультантов, пытающихся оказывать учащимся профориентационную помощь.
В-третьих, явно недостаточной проработанностью теории и практики профессионального самоопределения, часто страдающей узкой направленностью на конкретные аспекты самоопределения и не учитывающей его сложного, комплексного характера, а также связью с жизненным и личностным самоопределением.
В-четвертых, до сих пор ощущается острый недостаток собственных специфических профконсультационных методик, отвечающих новым тенденциям в педагогике, психологии и профессиональном самоопределении.
Кроме того, расширение практики профессионального самоопределения нередко приводит к тому, что профконсультанты, пройдя лишь небольшой курс подготовки, приступают к обслуживанию больших масс учащихся, пытаясь за короткие сроки и без должного организационного, теоретического и методического обеспечения решать сложнейшие вопросы, связанные с планированием дальнейшей жизни учащихся.
Исходя из приведенных выше рассуждений, общая структура пособия включает две основные части. Первая, несколько меньшая по объему часть, посвящена теоретико-методологическому и культурологическому анализу оснований активизации профессионального и личностного самоопределения. Во второй части представлено описание конкретных активизирующих методик профессионального и личностного самоопределения, где особое внимание также уделяется раскрытию смысла и содержания их использования.
Мы не можем предоставить возможность скачать книгу в электронном виде.
Информируем Вас, что часть полнотекстовой литературы по психолого-педагогической тематике содержится в электронной библиотеке МГППУ по адресу http://psychlib.ru . В случае, если публикация находится в открытом доступе, то регистрация не требуется. Часть книг, статей, методических пособий, диссертаций будут доступны после регистрации на сайте библиотеки.
Электронные версии произведений предназначены для использования в образовательных и научных целях.
М.: «Академия», 2007. 503 стр.В пособии дается понимание «профессионального самоопределения». Подчеркивается активный характер субъекта.
профессионального самоопределения, выделяются психолого-педагогические условия формирования такой активности. Особое.
внимание уделяется активной позиции психолога и организации конструктивного взаимодействия с самоопределяющимся клиентом.
(подростком). .
В пособии представлены также авторские методики активизации профессионального самоопределения и варианты программ.
формирования субъекта профессионального самоопределения в условиях работы с классом, группой, микрогруппой, а также - в.
индивидуальных профконсультациях. Рассматриваются возможности использования (включения) этих программ в различные модели предпрофильного и профильного обучения школьников.
Данное пособие может использоваться при подготовке психологов-ппрофконсультантов как на теоретических занятиях, так и.
при проведении спецкурсов и практических занятий. Пособие рассчитано также на школьных психологов (педагогов-психологов), .
классных руководителей, учителей-предметников, воспитателей, консультантов различных психологических центров и всех, кто.
интересуется вопросами профессионального самоопределения подростков и молодежи.Оглавление:
Введение.
Сущность профессионального самоопределения
.
Общие тенденции развития профориентации.
Профессиональное самоопределение как поиск смысла.
«Субъект профессионального самоопределения» и основные этапы его развития.
Основные факторы профессионального самоопределения.
Образ жизненного успеха как важнейший регулятор.
профессиональных выборов.
Социально-психологические и профессиональные.
«пространства» самоопределения личности.
Основные ошибки и предрассудки при планировании.
карьеры. Организационно-практические основы профессионального самоопределения
.
Цели и задачи профессионального самоопределения.
Организационные принципы профориентации.
Профориентация как система.
Основные приоритеты профориентационной работы в современных условиях.
Проблемы и трудности при реализации целей и задач профориентационной работы.Основы проектирования профориентационных методов и практических программ
.
Общее представление о практической профориентационной методике.
Метод как средство достижения цели и решения конкретных задач.
Типология методов по возможным целям.
Типология традиционных научно-практических методов профориентации.
Основные характеристики активизирующей профконсультационной методики.
Общая схема конструирования активизирующих профоринетационных средств.
Общие рекомендации по составлению профориентационных программ.
Рекомендации по планированию и проведению конкретных профориентационных занятий.
Рекомендации по планированию и проведению конкретных профконсультаций.
Основы организации взаимодействия психолога-профконсультанта со смежными специалистами.
Проблема оценки эффективности профконсультационной помощи.Варианты профориентационных программ работы со школьниками
.
Варианты профоринетационных программ на уровне полноценных курсов (включенных в расписание или в форме факультативных занятий).
Варианты программ эпизодически проводимых профориентационных занятий.
Варианты программ в рамках предпрофильной подготовки школьников.
Варианты профориентационных программ в рамках профильного обучения.
Варианты планирования индивидуальных профконсультаций в разных условиях.Методы активизации профессионального самоопределения
.
Профориентационные игры с классом.
Игра «Ассоциация».
Игра «Угадай профессию».
Игра «Пришельцы».
Игра «Советчик».
Игра «Профконсультация». Игровые профориентационные упражнения
.
Общая характеристика данных методик (активизирующие и диагностические возможности).
«Кто есть кто?».
«Автопортрет».
«Человек-профессия» (вариант «Ассоциации» в работе с подгруппой).
«День из жизни…» («Сон из жизни…»).
«Цепочка профессий».
«Ловушки-капканчики».
«Эпитафия».Карточные информационно-поисковые методики («профессьянсы»)
.
Общая характеристика данных методик (активизирующие и.
диагностические возможности).
«Кто? Что? Где?».
«Формула».Игровые карточные методики
.
Общая характеристика данных методик (активизирующие и диагностические возможности).
«Человек-Судьба-Черт».
«Психобизнес» (с использованием обычных игральных карт).Настольные профориентационные игры
.
Общая характеристика данных методик (активизирующие и диагностические возможности).
«Или-Или».
«Страна богатых и умных».Схемы анализа и самоанализа ситуаций самоопределения
.
Общая характеристика данных методик (активизирующие и диагностические возможности).
«Восьмиугольник основных факторов выбора профессии» (по Еаклимову).
Схема уровней сформированности личной профессиональной перспективы (Лпп).
схема альтернативного выбора.Игры-дискуссии
.
Общая характеристика данных методик (активизирующие и диагностические возможности).
«Заработная плата работника» (Зпр).
«Свобода, ответственность, справедливость» (Сос). Карточно-бланковые игры
.
Общая характеристика данных методик (активизирующие и диагностические возможности).
«Комплимент».
«Медоворот».
«Сударь-государь».
«Болван».Бланковые игры с классом
.
Общая характеристика данных методик (активизирующие и диагностические возможности).
«Бизнес-риск-мен».
«Я - компаньон».
«Торг».Активизирующие опросники
.
Общая характеристика данных методик (активизирующие и диагностические возможности).
Опросник по схеме построения личной профессиональной перспективы (Лпп).
«Будь готов!».
«Как поживаешь?».
«За и против».
Контрольные вопросы и практические задания к Главе.
Заключение.
Литература.