Профессиональное самоопределение: теория и практика. Пряжников Н

Главная / Хирургия

Образование

Окончил психологический факультет МГУ (1981). Кандидат психологических наук (1989), доктор педагогических наук (1996). Научный сотрудник кафедры возрастной психологии факультета психологии (1994).

Профессиональная деятельность

Практическая деятельность в сфере образования (консультирование, тренинги и др.):

  • профконсультирование подростков
  • профориентационные курсы для подростков (с использованием активных методов)
  • консультирование взрослых по вопросам карьеры
  • консультирование педагогов и психологов по вопросам организации

Работа в ведущих организациях и учреждениях

  • МГУ им. М.В. Ломоносова (г. Москва)
  • Министерство образования РФ
  • Институт профессионального самоопределения молодежи при РАО
  • МГППУ

Работал психологом на оборонном предприятии (ЦКБ" Алмаз"), профессиональным консультантом первого центра проф. ориентации молодежи г.Москвы, главным специалистом отдела псих. службы иссоциальной работы Мин. образования Р.Ф.

Зав. лабораторией проф. диагностики и проф. консультирования института профессионального самоопределения молодежи при РАО.

Профессор факультета психологии в МГУ. Профессор в МГППУ с момента его образования. Доктор педагогических наук с 1996 г.

Научные интересы

Психология труда, возрастная психология, профессиональное и личностное самоопределение; теоретические и прикладные проблемы школьной профориентации и профконсультации клиентов службы занятости; психологические проблемы смысла профессионального труда: ценностно-нравственные аспекты становления профессионала.

Диссертации

Тема кандидатской диссертации: "Имитационная игра как средство формирования у оптантов умения строить личные профессиональные планы".

В работе обоснована возможность построения конкретных игровых методик на основе выделенных содержательно-процессуальных моделей профессионального самоопределения, а также проведена экспериментальная и практическая проверка эффективности сконструированных профориентационных игр, выделены условия использования этих игр в общих программах психологической работы со школьниками.

Тема докторской диссертации: "Теоретико-методические основы активизации профессионального самоопределения".

В этой работе определены содержательно-смысловые характеристики профессионального самоопределения, предложены оригинальные модели, отражающие взаимосвязь самоопределения личности и формирования ее внутренней активности, обоснована и выделена система взаимосвязанных принципов построения и практического внедрения активизирующих профконсультационных средств: (методологических, организационно-управленческих, конкретно-практических, этических принципов активизации профессионального и личностного самоопределения).

Основные труды

  1. "Профориентационные игры: проблемные ситуации, задачи, карточные методики" (1991)
  2. "Карточные профконсультационные методики. Учебное пособие" (1993)
  3. "Профессиональная ориентация незанятого населения. Методические рекомендации" (соавт., в кн. "Профессиональная ориентация в России и Швеции", 1995)
  4. "Профессиональное и личностное самоопределение" (1996).
  5. Психология элитарности. М.: Московский психолого-социальный институт, 2000.
  6. S ≠ $, или Личность в эпоху продажности. М.: Московский психолого-социальный институт, 2000.
  7. Этические проблемы психологии. М.: Московский психолого-социальный институт, 2002.
  8. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. М.: Московский психолого-социальный институт, 2002.
  9. Введение в профессию "психолог". М.: Московский психолого-социальный институт, 2002 (совм. с И.В. Вачковым и И.Б. Гриншпуном).
  10. Психология труда и человеческого достоинства. М.: Академия, 2001 (совм. с Е.Ю. Пряжниковой).
  11. Право на нравственность: этические проблемы практической психологии // Психологическая наука и образование. 1999, № 1. С. 78–90.
  1. Карточные профконсультационные методики
  2. Карточно-бланковые профориентационные игры
  3. Игровые профориентационные упражнения
  4. Профориентационные игры с классом

«Самоопределение» понимается как поиск и постоянное уточнение смысла будущей жизнедеятельности. Самоопределиться, значит сделать определенный выбор. Это может быть выбор профессии («профессиональное самоопределение»), выбор нравственной позиции («личностное самоопределение»), выбор своего места в обществе, связанный с образом и стилем жизни, со статусом в различных социальных группах («социальное самоопределение»), выбор вариантов проведения досуга («досуговое самоопределение») или даже выбор типа семейных взаимоотношений («семейное самоопределение») и др. Рассматриваются эти разные варианты самоопределения и отмечается не только их взаимосвязь, но и возможные противоречия.

Освещены обобщенные варианты и методы ориентировки в различных «пространствах» самоопределения. Сами психологические «пространства» рассматриваются как метафора, отражающая и упорядочивающая некое поле поиска смыслов самоопределения. Каждое такое «пространство» строится по определенному принципу, определяемому теми критериями, которые положены в его основу. Психологических «пространств» может быть множество, и в этом множестве самоопределяющейся личности надо уметь ориентироваться. Выделены основные группы, на которые можно условно разбить психологические «пространства» самоопределения, в частности, типология вариантов планирования жизни и карьеры, типологии видов трудовой деятельности, типологии профессий. Подчеркивается, что самоопределяющемуся человеку важно понять, что станет смыслом его будущей профессиональной деятельности, и насколько все это будет соответствовать/не соответствовать другим его жизненным замыслам. Представлены различные методы, позволяющие человеку самоориентироваться (по сути, самоопределяться) в сложных «пространствах» карьерных и жизненных выборов. Особое внимание уделяется самоопределению детей в подростковом возрасте. Обозначена созвучность многих современных подходов в профориентации идеям П.Я. Гальперина об «ориентировках».

Самоопределение как поиск смысла

Самоопределиться, значит сделать определенный выбор. Это может быть выбор профессии («профессиональное самоопределение»), выбор нравствен­ной позиции («личностное самоопределение»), выбор своего места в обществе, связанный с образом и стилем жизни, со статусом в различных социальных груп­пах («социальное самоопределение»), вы­бор вариантов проведения досуга («досу­говое самоопределение») или даже выбор типа семейных взаимоотношений («се­мейное самоопределение») и др.

Часто разные типы самоопределения взаимодополняют друг друга, хотя меж­ду ними может и быть определенный конфликт, когда, например, профессио­нальные выборы не позволяют сделать определенные выборы досуга или, когда социальное или личностное самоопреде­ление не позволяет реализовать некото­рые семейные выборы (другие члены се­мьи возражают, «не понимают» и т.п.).

Каждый раз человек как бы спрашива­ет самого себя, зачем мне это надо, какой для меня смысл в тех или иных выборах? Разные авторы часто связывают самоо­пределение с поиском смысла (Климов, 1993; Кон, 1984; Франкл, 1990; Щедро­вицкий, 1993). При этом разводят само­определение как результат (найденный смысл) и как процесс (непрекращающий­ся поиск и уточнение смысла) (Пряжни­ков, 2016, С. 144–149). Можно предполо­жить, что именно творческие люди часто отдают предпочтение самоопределению как процессу. Об этом, например, раз­мышлял еще Н.А. Бердяев, говоря о том, что «пусть он и не знает смысл жизни, но само искание этого смысла уже придает жизни смысл» (Бердяев, 1990, С. 74). Про­блема возникает тогда, когда этих смы­слов оказывается слишком много и в них необходимо как-то сориентироваться.

Психологические «пространства» самоопределения

Сами психологические «простран­ства» рассматриваются нами как мета­фора, отражающая и упорядочивающая некое поле поиска смыслов самоопре­деления. При этом каждое такое «пространство» строится по определенному принципу, определяемому теми критери­ями, которые положены в основу данно­го «пространства». Соответственно, пси­хологических «пространств» может быть множество, и в этом множестве самооп­ределяющейся личности тоже надо как-то сориентироваться. Например, человек размышляет о выборе профессии, и тог­да ему могут помочь различные типоло­гии профессий, а также – критерии, по которым построены те или иные типологии. В России одна из наиболее извест­ных типологий профессий разработана Е.А. Климовым и названа им «формула профессии» (Климов, 1990, С. 110–114). Типология построена в виде «ярусов», которые отражают основные группы признаков профессии:

    предметы труда;

    цели труда;

    средства труда;

    условия труда.

Соответственно, в каждой группе вы­деляются уже конкретные признаки. На­пример, в предметах труда человек (субъ­ект труда) взаимодействует с природой, с техникой, со знаковыми системами, с другими людьми, с художественными образами. С помощью таких более кон­кретных признаков можно описать мно­гие профессии (или группы профессий). Это и позволяет человеку, во-первых, со­риентироваться в том, что его интересу­ет (какие признаки наиболее значимы для него) и, во-вторых, по этим призна­кам уточнить для себя и выбор самой профессии. По сути, каждый такой при­знак можно рассматривать как «ориенти­рующий» (по П.Я. Гальперину) и даже как «смыслообразующий» (по А.Н. Леонтье­ву). В совокупности эти признаки зада­ют полную психологическую структуру будущего труда (по Е.А. Климову) и со­ставляют основу «правильного» выбора, о котором человек впоследствии не бу­дет жалеть.

Но типологий профессий довольно много и многие из этих типологий в своей основе имеют другие основания. Напри­мер, в типологии «наук» (как сфер деятель­ности) известного общественного деятеля ХVII века Татищева в качестве такого осно­вания берется «польза для общества», и все профессии разбиваются автором на пять групп, начиная от «наук нуждных» и кон­чая «науками вредительными» (Татищев, 1979). В типологии Струмилина, разрабо­танной еще в 20-е годы прошлого века, в качестве основания берется уровень само­стоятельности работника и, соответствен­но, все профессии разбиваются на группы, начиная от рутинных «исполнительских» (с минимальной степенью самостоятель­ности) и кончая творческими (с высокой степенью самостоятельности) (Струми­лин, 1983).

Сами психологические «пространст­ва» условно можно разбить на следующие основные группы:

    Варианты оценки (осмысления) са­мой ситуации самоопределения. Например, в известном «восьмиугольни­ке выбора профессии», предложенном Е.А. Климовым (Климов, 1990, С. 121– 128), сама ситуация профессиональ­ного самоопределения определяется с учетом восьми основных факторов:

    1. своих возможностей,

      уровня своих притязаний,

      информированности о выбирае­мых профессиях и учебных заведе­ниях,

      своих склонностей,

      позиции своих родных и близких;

      позиций своих друзей и однокласс­ников;

      позиции учителей, школьных педа­гогов;

      наличия личного профессиональ­ного плана – ЛПП.

    При этом именно ЛПП является интег­рирующим фактором, а качество это­го плана определяется тем, насколько учтены все другие факторы. Поэто­му можно делать выбор, ориентиру­ясь как на полную систему факторов, так и на неполную (например, только на склонности) или, наоборот, более полную (на 2–4 фактора). Здесь умест­но вспомнить П.Я. Гальперина, кото­рый говорил о необходимости учета основных ориентирующих признаков и, в соответствии с этим, даже выде­лял свои знаменитые «типы ориенти­ровки» (Гальперин, 2002). Заметим, что Е.А. Климов на лекциях и в «живом» об­щении часто говорил о близости сво­их взглядов взглядам П.Я. Гальперина, а также о том, что одним из централь­ных понятий профориентации являет­ся понятие «ориентировка».

    В некоторых случаях ситуация само­определения (более конкретных карь­ерных и жизненных выборов) часто определяется с учетом более развер­нутой системы факторов. Например, в методике «Схема альтернативного выбора» конкретные варианты (про­фессии, специальности и места даль­нейшего обучения после школы) вы­бираются с учетом разнообразных факторов, отражающих и особенно­сти будущей работы, и особенности обучения в конкретных вузах и кол­леджах (Пряжников, 2008, С. 200– 207). Учитываемых факторов доволь­но много (несколько десятков), но в методике заложена важная идея – выбор самим клиентом наиболее зна­чимых для себя факторов, что позво­ляет говорить об учете его ценностно-смысловых ориентаций.

    Данная методика позволяет также ра­ботать в режиме диалога консультанта с клиентом. Но, поскольку изначально не все клиенты знают правила выбора, заложенные в методике, то консуль­тант постепенно (поэтапно) обуча­ет клиента этим правилам. И в итоге, мы можем говорить, что клиент с по­мощью консультанта освоил «Схему альтернативного выбора» примени­тельно к данному конкретному выбо­ру или готов переносить эти правила и в другие ситуации (говоря языком П.Я. Гальперина, – переносить на дру­гие задачи), что позволяет надеять­ся на освоение клиентом самого ме­тода выбора карьерного варианта. В этом случае мы уже близки к форми­рованию субъекта самоопределения, способного (обученного) самостоя­тельно и осознанно решать вопросы профессионального выбора уже без помощи консультанта.

    Типологии профессий, а также произ­водные от них – типологии специаль­ностей, должностей и т.п. К сожалению, многие типологии профессий часто не отражают всей сложности будущего профессионального труда. Например, связанного с сознательным или «вы­нужденным» нарушением закона или, что еще хуже, связанного с нарушени­ем норм морали и совести (унижение клиентов, заказчиков, посетителей или несправедливое распределение дохо­дов, когда зависимые от данного ра­ботника люди не могут, а то и «не сме­ют» отстаивать свои права).

    В итоге, мы получаем неполную ори­ентировку в особенностях будущей работы и часто делаем ошибочные выборы или неэффективно ведем себя в сложных профессиональных ситуа­циях. Проблема в том, что о многих «социально сомнительных» аспек­тах будущей работы со школьниками, а иногда и со студентами, сложно го­ворить откровенно «по этическим соображениям». Вероятно, специа­листам по психологии труда (и по профессиографированию) еще пред­стоит найти те средства, которые, с одной стороны, позволят ориентиро­ваться во всех важных аспектах про­фессий, а с другой стороны, не вызовут возмущение тех, кто всячески «оберегает» детей и подростков от излишних переживаний и от «ненуж­ных» размышлений и сомнений.

    Типологии видов трудовой деятель­ности, не обязательно професси­ональной, а, например, досуговой, необходимой для самореализации личности в тех сферах, где по разным причинам сложно быть официальным профессионалом (спорт, поэзия, ак­терское мастерство, философия, во­лонтерство и др.).

    Типологии вариантов решения карь­ерных вопросов, начиная от самостоя­тельного поиска и кончая обращением к разным специалистам, занимающим­ся профконсультированием (службы занятости, психологические центры, частные кадровые агентства, тренин­говые группы карьерного роста, коучи в организациях и т.п.).

    Типология вариантов планирования жизни и карьеры. Она включает в себя:

    1. планирование реалистическое (с учетом своих ресурсов) и роман­тическое (без должного учета своих ресурсов);

      «событийный подход», когда вся жизнь рассматривается как после­довательность ярких и значимых «событий», которые и обеспечива­ют ощущение «состоявшейся» жиз­ни и карьеры;

      «сценарный подход», когда чело­век ориентируется на готовые и ча­сто социально одобряемые вариан­ты организации своей жизни, что особенно важно для людей, которые не хотят (или боятся) рисковать и желают ориентироваться, пусть не на выдающиеся достижения, но все же на какой-то гарантированный успех.

      творческие варианты планирова­ния жизни, предполагающие более высокие риски (включая и риски быть не понятыми окружающими), но зато и более интересную, самобытную и успешную жизнь. Твор­ческие варианты также предпола­гают готовность решать сложные проблемы, готовность переживать в случае неудачи и, одновременно, готовность сохранять творческий настрой в случае больших достиже­ний (без зазнайства и «головокру­жения от успехов»).

Таким образом, важно понять, что нужно самоопределяющемуся чело­веку, что станет для него важнейшим смыслом его будущей профессио­нальной деятельности, и насколько все это будет соответствовать/не со­ответствовать другим его жизненным замыслам.

Возрастно-психологические особенности уточнения смысла самоопределения

Известно, что сама готовность к пои­ску смысла развивается вместе с разви­тием личности. На ранних этапах разви­тия ребенок с помощью взрослого чаще воспринимает мир профессионального труда больше позитивно, и мы считаем, что так и должно быть. Но по мере взро­сления у него (уже в подростковом воз­расте) могут появиться первые сомнения в «исключительной позитивности» мира взрослых. Например, когда ребенок все чаще слышит о том, что далеко не всег­да честные и квалифицированные ра­ботники получают достойные зарплаты и, наоборот, ленивые и жадные могут быть миллионерами и даже миллиарде­рами… Мы называем это «кризисами ра­зочарования».

Часто подросток нуждается в серьез­ных разговорах и осмыслении своих «от­крытий» и «разочарований». Взрослый (психолог-профконсультант) не должен усугублять ситуацию и призывать его не­навидеть окружающий мир (при такой ориентации и до экстремизма не далеко). Взрослым надо, отмечая реальные про­блемы общества (экономики и даже по­литики), ориентировать размышляюще­го подростка на решение этих проблем цивилизованным способом. Например, получать образование, делать карьеру, за­нимать со временем видное место в обществе, в профессиональной среде, а по­том ответственно решать эти проблемы, опираясь на опыт, на знания и свой при­знанный окружающими статус. Заметим, что при таком подходе мы можем гово­рить и о полноценном формировании гражданской позиции (как антитезе формирования деструктивных ориентаций).

В дальнейшем развитии человек все более ориентируется на ценностно-смы­словые аспекты своей жизни и карьеры. Поэтому многие авторы, говоря о разви­тии взрослого человека, в качестве важнейшего критерия перехода к следующе­му этапу развития (и профессионального и личностного) часто называют измене­ние системы ценностей (Ливехуд, 1994; Фромм, 1992). Таким образом, для раз­вивающегося человека поиск и уточне­ние смыслов своей жизнедеятельности (включая профессиональный труд) ста­новится все более важным. Хотя мно­гие авторы отмечают, что далеко не всем удается по-настоящему изменить свое ценностное отношение к миру и к самому себе, и многие остаются как бы «за­стрявшими» в развитии (Ливехуд, 1994; Шихи, 1999).

Варианты практической помощи самоопределяющейся личности

В различных методах профконсульти­рования так или иначе смоделированы те или иные психологические «простран­ства» самоопределения или основания, на которых эти пространства» строятся. Ниже кратко представлены основные ва­рианты такого моделирования.

    Использование тестов и опросников. Часто результатом тестирования ока­зывается соотнесенность желаний (или самооценок) обследуемого с опреде­ленным набором шкал или параметров, которые в совокупности представляют собой определенное «пространство» выбора. Например, в известной мето­дике Е.А. Климова «Дифференциаль­но-диагностический опросник (ДДО)» (Климов, 1990, С. 143–152) смоделиро­вано пространство основных «предметов труда»: природа, техника, человек, знаковые системы и художественный образ. Но, как уже отмечалось выше, Е.А. Климов предложил и гораздо более обстоятельную типологию, куда вклю­чены цели, средства и условия труда. Как видим, даже такая известная и при­знанная методика отражает далеко не все особенности будущих профессий. К сожалению, этим «грешат» и многие другие тесты, используемые в профо­риентации, что объясняется стремле­нием к повышению достоверности об­следования хотя бы по ограниченному набору параметров.

    Моделирование основных призна­ков выбираемых объектов (профес­сий, учебных заведений, карьерных планов и др.) в специальных игровых процедурах. Например, в игре «Угадай профессию» нам не важна ее высо­кая валидность и достоверность (как при тестировании). Наша задача при ее проведении скорее просветитель­ская и информационная – познако­мить учащихся с более полным набо­ром признаков профессионального труда. За основу мы взяли «Формулу профессии», разработанную Е.А. Кли­мовым и добавили много новых групп характеристик профессий: особенно­сти общения, характер подвижности работника, доминирующие виды от­ветственности работника, типичные трудности и неприятности работы, различные ее особенности, необходи­мый для ее осуществления уровень образования. В других игровых методи­ках моделируется типичный рабочий день (например, игровая методика «День из жизни»), демонстрируются различные моральные аспекты труда (например, игра «Бизнес-рискмен») и пр. (Пряжников, 2008, С. 105–257). В более сложных играх моделирует­ся вся жизнь человека, реализующего разные моральные позиции: «труженика», «лентяя», «бездарности» (напри­мер, в игре «Три судьбы») (Пряжников, Румянцева, 2013, С. 194–197).

    Совместное с клиентом выделение ос­новных параметров, задающих те или иные «пространства» самоопределе­ния. Здесь предполагается знакомст­во клиента (или группы) с разными возможными критериями и соответ­ствующими «пространствами» выбо­ра. После чего клиент может самосто­ятельно дополнять предложенные профконсультантом критерии своими собственными. Это хорошо реализует­ся в виде «схем анализа и самоанализа ситуаций самоопределения». Продуктивно использовать здесь различные задачи-ситуации (кейсы), на приме­ре анализа которых можно показать сам принцип использования «схемы». В итоге, на примерах совместно ре­шаемых задач «схема» постепенно ос­ваивается клиентом (группой), после чего может использоваться обучаемы­ми самостоятельно.

    Простое знакомство клиентов (группы) с различными критерия­ми построения «пространств» са­моопределения и с самими такими «пространствами». Такое знакомст­во позволяет выделить для самоопре­деляющейся личности определенное поле выбора, а также выявить себя в этом поле. Например, мы можем даже не проводить известную мето­дику Айзенка по оценке свойств нерв­ной системы – EPQ (Практическая психодиагностика, 1999, С. 121–141), а просто нарисовать на доске (или по­казать на экране) «круг Айзенка», про­комментировав его. Потом надо пред­ложить школьникам определить свое место в пространстве этого круга. Ког­да мы проводили подобную процеду­ру, то с удивлением обнаружили, что точки, обозначенные школьникам до проведения опросника, во многом совпали с результатами самого опрос­ника (совпадения на уровне 80–85%). Это означает, что, если клиенту (груп­пе) понятно объяснить критерии по­строения тех или иных пространств самоопределения, то на основе самоо­ценки многие готовы определить себя в этих пространствах даже без традиционного использования в таких слу­чаях тестов и опросников.

Конечно, мы не против тестов и опросников, но лучше дополнять их и такими методами работы, при кото­рых степень самостоятельности обуча­ющихся заметно повышается. Тогда мы можем надеяться на формирование у них методов решения сложных карьерных (и других жизненных) вопросов, а в идеале – надеяться и на развитие пол­ноценных субъектов самоопределения (профессионального, личностного, жиз­ненного, социального и пр.).

Литература:

Бердяев Н.А. Самопознание: опыт философской автобиографии . – Москва: Мысль, 1990. – 220 с.

Гальперин П. Я. Введение в психологию: учебное пособие для вузов . – Москва: Книжный дом «Университет», 1999. – 332 с.

Гальперин П.Я. Лекции по психологии . – Москва: Издательство Книжный дом «Университет», 2002. – 400 с.

Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии // Вопросы психологии. – 1971. – № 4. – С. 6–20.

Климов Е.А. Как выбирать профессию . – Москва: Просвещение, 1990. – 159 с.

Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий . – Обнинск: Принтер, 1993. – 57 с.

Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание . – Москва: Политиздат, 1984. – 335 с.

Ливехуд Б. Кризисы жизни – шансы жизни. Развитие человека между детством и старостью . – Калуга: Духовное познание, 1994. – 224 с.

Практическая психодиагностика. Методики и и тесты / ред.-сост. Д.Я. Райгородский . – Самара: Бахрах, 1999. – 672 с.

Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика . – Москва: Академия, 2008. – 320 с.

Пряжников Н.С. Профориентология . – Москва: Юрайт, 2016. – 405 с.

Пряжников Н.С., Алмазова О.В., Чурбанова С.М. Профориентация в системе социального волонтерства // Национальный психологический журнал. – 2017. – № 1(25). – С. 45–55. doi: 10.11621/npj.2017.0106

Пряжников Н.С., Ожогова Е.Г. Эмоциональное выгорание и личностные деформации в психолого-педагогической деятельности // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2014. – № 4 – С. 33–43.

Пряжников Н.С., Румянцева Л.С. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся . – Москва: Академия, 2013. – 208 с.

Струмилин С.Г. К вопросу о классификации труда // История советской психологии труда. Тексты (20–30-е годы XX века) / под. редакцией В. П. Зинченко, В. М. Мунипова, О. Г. Носковой. – Москва: Идательство Московского университета, 1983. – С. 104–113.

Татищев В.Н. Избранные произведения . – Ленинград, 1979. – 464 с.

Франкл В. Человек в поисках смысла . – Москва: Прогресс, 1990. – 368 с.

Фромм Э. Человек для себя . – Минск: Коллегиум, 1992. – 253 с.

Шихи Г. Возрастные кризисы . Ступени личностного роста. – Санкт-Петербург: Ювента, 1999. – 436 с.

Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования . – Москва: Эксперимент, 1993. – 154 с.

Choi, Y., Kim, J., & Kim, S. (2015). Career Development and School Success in Adolescents: The Role of Career Interventions. Career Development Quarterly, 63(2), 171–186. doi:10.1002/cdq.12012.

Hammond, M. S., Michael, T., & Luke, C. (2017). Validating a Measure of Stages of Change in Career Development. International Journal For Educational And Vocational Guidance, 17(1), 39–59. doi: 10.1007/s10775-016-9339-5

Harris-Bowlsbey, J. (2013). Computer-Assisted Career Guidance Systems: A Part of NCDA History . Career Development Quarterly, 61(2), 181–185. doi:10.1002/j.2161-0045.2013.00047.x.

Hershenson, D. B. (2016). Historical perspectives in career development theory. In I. Marini, M. A. Stebnicki, I. Marini, M. A. Stebnicki (Eds.) The professional counselor’s desk reference. New York, NY, US: Springer Publishing Co., 255–259.

Hutchison, B., & Niles, S. G. (2016). Career development theories. In I. Marini, M. A. Stebnicki, I. Marini, M. A. Stebnicki (Eds.) The professional counselor’s desk reference. New York, NY, US, Springer Publishing Co., 285–289.

Neault, R. A., & Saunders, C. (2012). Review of The Internet: A tool for career planning . Journal Of Employment Counseling, 49(1), 43–45. doi:10.1002/ j.2161-1920.2012.00005.x.

Nota, L., Santilli, S., & Soresi, S. (2016). A Life-Design-Based Online Career Intervention for Early Adolescents: Description and Initial Analysis. Career Development Quarterl. 64(1), 4–19. doi:10.1002/cdq.12037.

Periathiruvadi, S. (2016). Investigating the relationship between internet attitudes of college students and their STEM (science, technology, engineering and mathematics) career perceptions . Dissertation Abstracts International Section A, 76.

Rottinghaus, P. J., & Eshelman, A. J. (2015). Integrative approaches to career intervention . In P. J. Hartung, M. L. Savickas, W. B. Walsh, P. J. Hartung, M. L. Savickas, W. B. Walsh (Eds.) , APA handbook of career intervention, Volume 2: Applications. Washington, DC, US: American Psychological Association, 25–39. doi:10.1037/14439-003.

Sampson, J. P., Hou, P., Kronholz, J. F., Dozier, V. C., McClain, M., Buzzetta, M., & ... Kennelly, E. L. (2014). A Content Analysis of Career Development Theory, Research, and Practice-2013. Career Development Quarterly, 62(4), 290–326. doi:10.1002/j.2161-0045.2014.00085.x.

van Tuijl, C., & van der Molen, J. H. (2016). Study Choice and Career Development in STEM Fields: An Overview and Integration of the Research. International Journal Of Technology And Design Education, 26(2), 159–183. doi: 10.1007/s10798-015-9308-1

Watson, M., Nota, L., & McMahon, M. (2015). Evolving stories of child career development . International Journal For Educational And Vocational Guidance, 15(2), 175–184. doi:10.1007/s10775-015-9306-6.

Для цитирования статьи:

Пряжников Н.С. Методы ориентировки в психологических «пространствах» самоопределения. // Национальный психологический журнал. – 2017. – № 3(27). – С.144-150

Prjazhnikov N.S. (2017). Guidance methods in psychological «spaces» of self-determination. National Psychological Journal. 3, 121-135.

Главный редактор Д. И. Фельдштейн

Заместитель главного редактора С. К. Бондарева

Члены редакционной коллегии:

Пряжников Н. С.

П77 Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: Учебно-методическое пособие. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2002.- 400 с. (Серия "Библиотека школьного психолога").

В данной работе представлены теоретико-методологические основы активизации клиентов в ходе индивидуальных и групповых профориентационных занятий. Подробно описаны разные группы активизирующих авторских методик. При этом многие методики значительно модифицированы и усовершенствованы по сравнению с предыдущими изданиями. Важное внимание уделяется самой организации профориентационной помощи с использованием данных методик, а также рассматриваются вопросы самостоятельной модификации этих методик силами самих профконсультантов (в зависимости от специфики решаемых профориентационных задач).

Пособие предназначено для школьных психологов (педагогов-психологов), профконсультантов Центров профориентации молодежи и Центров занятости населения, для социальных педагогов и социальных работников, а также для всех, кто практически работает с подростками и со взрослыми самоопределяющимися клиентами.

ISBN 5-89502-325-8 (МПСИ)

ISBN 5-89395-390-8 (НПО "МОДЭК")

(c) Московский психолого-социальный институт, 2002.

(c) Издательство НПО "МОДЭК".

Оформление. 2002.


Введение

Современная ситуация практической профориентации в России характеризуется тем, что все больше ощущается необходимость не только расширения ее масштабов, но и поднятие качественного уровня содействия в профессиональном и личностном самоопределении. Это в немалой степени связано с особой ситуацией, сложившейся в России на рубеже веков (и тысячелетий), ситуацией хаоса не только в социально-экономической, но и в духовной сферах общественной жизни.

Именно в таких условиях приходится самоопределяться современным подросткам, а также самоопределяться их родителям, педагогам и психологам. В условиях, когда еще не ясны перспективы дальнейшего развития страны (да и всего остального мира), многим приходится выстраивать перспективы своего собственного личностного и профессионального развития.

Представленные в пособии методы работы не являются "палочкой-выручалочкой", они служат скорее дополнительным средством для самостоятельных и осознанных жизненных выборов самоопределяющихся личностей. Представленные методики должны сочетаться с традиционными (и даже "не активизирующими") формами и методами профориентационной работы. Многие методики должны рассматриваться лишь как "работающие идеи" методик, которые не только можно, но и нужно постоянно дорабатывать и переосмысливать. Тем не менее опыт их использования на практике различными психологами и профконсультантами показал правомерность работы с такими психолого-педагогическими средствами.

Многие из представленных методик уже публиковались ранее 1 . В данном издании некоторые методики доработаны и усовершенствованы (в плане упрощения процедуры их изготовления и использования). Также в пособии появились некоторые новые методики. Все представленные технологии являются авторскими (за исключением модифицированных нами вариантов методик Е. А. Климова "Опросник по схеме личной профессиональной перспективы" и "Восьмиугольник основных факторов выбора профессии").

В пособии представлены также не только методики, но и некоторые теоретические главы и разделы, а также разделы, посвященные организации и планированию профориентационной работы и даже посвященные самостоятельной модификации и проектированию активизирующих профориентационных средств.

Все методики данного пособия объединяет то, что они являются активизирующими, то есть предполагают в идеале формирование полноценного субъекта профессионального и личностного самоопределения. При этом сам субъект понимается нами как самостоятельная ответственная личность, способная ставить перед собой благородные жизненные цели и достигать их. Важнейшим условием такой самостоятельности и ответственности, по нашему мнению, является морально-волевая готовность самоопределяющегося человека преодолевать различные проблемы не только на пути к намеченным целям, но и готовность (смелость) ставить перед собой цели, которые кому-то могут показаться странными и непрактичными (с точки зрения достижения "успеха", понимаемого и одобряемого большинством, массой "нормальных" и вполне довольных собой людей).

Быть субъектом - означает прожить такую жизнь, которая была бы во многих своих сущностных проявлениях не похожей на жизнь большинства обывателей. Но поскольку не все люди готовы к такой самобытности и оригинальности, то главная этическая проблема заключается в том, что подлинная активизация профессионального и личностного самоопределения должна быть избирательной. Но если все-таки основываться на гуманистических принципах практической психологии, то клиентам (самоопределяющимся подросткам) нужно хотя бы дать шанс для попытки стать полноценными субъектами построения своей жизни. В этом и состоит главный смысл использования активизирующих профориентационных технологий в работе со старшеклассниками.

___________________________________________________

1 См. Пряжников Н. С. Игровые профориентационные упражнения. - М.: Изд-во "Институт практической психологии"; Воронеж: НПО "МОДЭК", 1997. - 56 с.; Пряжников Н. С. Активизирующие опросники профессионального и личностного самоопределения. - М.: Изд-во "Институт практической психологии"; Воронеж: НПО "МОДЭК", 1997. - 80 с.; Пряжников Н. С. Ценностно-нравственные активизирующие опросники профессионального и личностного самоопределения. - М.: Изд-во "Институт практической психологии"; Воронеж: НПО "МОДЭК", 1997. - 64 с.; Пряжников Н. С. Бланковые и карточные игры профессионального и личностного самоопределения. - М.: Изд-во "Институт практической психологии", Воронеж: НПО "МОДЭК", 1997. - 64 с.


Часть 1. Теоретические основы использования активизирующих профориентационных методов

Глава 1. Сущность профессионального самоопределения

1.1. Соотношение понятий: профориентация и профконсультация, профессиональное и личностное самоопределение, карьера и профессиональный выбор

В профориентации традиционно выделяются следующие направления: профинформация, профагитация, профпросвещение, профдиагностика (профотбор, профподбор) и профконсультация... Профориентация - очень объемное понятие, например, можно сказать, что современное западное общество по сути своей профориентаци-онно, так как с самого рождения ориентирует ребенка на "жизненный успех", на "успешную карьеру". Профориентация предполагает широкий, выходящий за рамки только педагогики и психологии, комплекс мер по оказанию помощи в выборе профессии, куда входит и профконсультация как индивидуально ориентированная помощь в профессиональном самоопределении.

И профориентация, и профконсультация - это "ориентирование" школьника (оптанта), тогда как больше соотносится с "самоориентированием" учащегося, выступающего в роли субъекта самоопределения (по Е. А. Климову).

Профессиональное и личностное самоопределение имеют очень много общего, а в высших своих проявлениях они почти сливаются. Если же попытаться развести их, то можно выделить два принципиальных отличия:

1) профессиональное самоопределение - более конкретное, его проще оформить официально (получить диплом и т. п.); личностное самоопределение - это более сложное понятие (диплом "на личностность" по крайней мере психически здоровым людям пока еще не выдают...);

2) профессиональное самоопределение больше зависит от внешних (благоприятных) условий, а личностное самоопределение - от самого человека, более того, часто именно плохие условия позволяют кому-то проявить себя по-настоящему (герои появляются в переломные эпохи...). Правда, и в благополучные эпохи, полные "соблазнов" и так называемого "счастья" с застывшими улыбками (когда всем "положено" быть счастливыми), все-таки находятся люди, которые ищут для себя смыслы в решении каких-то особых, непонятных для обывателя проблем, для которых самое страшное - это радость "чавкающей от счастья" массы. Для таких людей благополучная эпоха превращается в самую страшную пытку, и они сами создают для себя дополнительные сложности, то есть условия для подлинно личностного саморазвития.

При этом у таких людей (истинных героев) появляется возможность ставить сложные проблемы все-таки при относительно обеспеченных "тылах", когда не надо думать о выживании, об элементарном пропитании и т.п., поэтому личностное самоопределение в благополучные эпохи, с одной стороны, все-таки предпочтительнее, но, с другой стороны, и намного сложнее, чем в трудные, "героические" периоды развития общества, поскольку в эпоху относительного благополучия подлинное личностное самоопределение часто обрекает человека на настоящее одиночество, непонимание и даже осуждение со стороны окружающих. Именно поэтому призывать или как-то "формализовать" психологическую помощь в личностном самоопределении нежелательно. Лучше осторожно проводить ее на фоне более привычной и понятной для большинства людей работы по профориентации (профессиональному самоопределению).

Понятие "карьера" широко распространено на Западе (например, в США профориентация часто вообще называется "психологией карьеры"). В России существует своя традиция употребления слова "карьера" - это успех в какой-либо деятельности, но с некоторым негативным оттенком (типа "карьеризм"). В американской традиции карьера (по Дж. Сьюперу) - это "определенная последовательность и комбинация ролей, которые человек выполняет в течение своей жизни" (ребенок, учащийся, отдыхающий, работник, гражданин, супруг, хозяин дома, родитель...)". Такое понимание близко к жизненному самоопределению в русской традиции.

В пособии раскрываются теоретико-методологические и культурологические основания современной профконсультации. Значительное место уделяется описанию конкретных активизирующих методов профессионального и личностного самоопределения, предназначенных для индивидуальной и групповой работы с подростками и взрослыми клиентами. Особый акцент сделан на ценностно-нравственной стороне самоопределения в условиях духовной растерянности и общей неопределенности, характерной для сегодняшней России. Книга рассчитана на практических психологов, профконсультантов, социальных работников и педагогов, работающих с подростками.

Часть 1. Теоретико-методологические и культурологические основы самоопределения

Глава 1. Культурно-исторический смысл возникновения проблемы профессионального самоопределения 6

Глава 2. Сущность профессионального самоопределения 13

Глава 3. Активность и активизация самоопределяющейся личности 32

Глава 4. Этические проблемы профессионального консультирования 48

Глава 5. Основные стратегии профконсультационной помощи 71

Глава 6. Основы организации и планирования профконсультационной работы 85

Часть 2. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения

Глава 7. Общая характеристика активизирующих профконсультационных методов 102

Глава 8. Профориентационные игры с классом и группой 120

Спящий город 120

Стажеры-инопланетяне 123

Три судьбы 127

Глава 9. Профориентационные игры и упражнения для работы с подгруппой 132

Цепочка профессий 132

Кто есть кто? 133

«Звездный час» 135

Эпитафия 139

Ловушки-капканчики 143

Глава 10. Бланковая игра-шутка «Бизнес-риск-мен» 145

Глава 11. Бланковая игра-шутка «Я — компаньон» 149

Глава 12. Бланковая игра-шутка «Торг» (парами) 155

Глава 13. Карточная бланковая игра «Сударь-государь» 161

Глава 14. Опросник по схеме построения личной профессиональной перспективы (ЛПП) 168

Глава 15. Активизирующий опросник-шутка «Самооценка нравственности, гражданственности (СНГ)» 172

Глава 16. Активизирующий опросник «За и против-1» 180

Глава 17. Активизирующий опросник «Будь готов!» 191

Глава 18. Активизирующий опросник-шутка «Моды-2» 207

Глава 19. Карточная индивидуальная информационно-поисковая система (професьянс) «Формула-5» 211

Глава 20. Схема альтернативного выбора (для индивидуальной профконсультации) 217

Глава 21. Индивидуальная консультационная карточная игра «Человек - судьба - черт» 226

Заключение 241

Литература 242

Предисловие

Книга — книгой, а своим умом двигай... (русская пословица)

Введение

Новое осмысление содержания профконсультационной помощи вызвано резко изменившейся (и постоянно меняющейся) ситуацией в психологии, образовании, экономике и в стране в целом. Просто «проводить» с клиентами те или иные методики на сегодняшний день уже явно недостаточно. Поэтому можно выделить два основных направления (подхода) в развитии профконсультации: 1 - с преимущественным акцентом на создание новых методик (это остается актуальным и в сегодняшних условиях); 2 - с преимущественным акцентом на разработку теоретико-методологических основ профконсультационной работы (предшествующие теоретические наработки хотя и можно использовать в качестве исходных, но они уже часто не отвечают потребностям сегодняшнего дня). Конечно, проще всего было бы чисто механически объединить оба этих направления (и в определенной мере, без взаимодополнения этих направлений не обойтись!), но если все-таки выделять приоритеты, то сейчас несколько важнее теоретико-методологическое направление, в котором пока еще царит настоящая путаница. Объясняется это тем, что психологическая практика постоянно расширяется, но вопрос, что именно делают многие психологи (в чем смысл их деятельности), чем их усилия принципиально отличаются от обычной помощи людей друг другу по-прежнему остается открытым и далеко не все психологи-профессионалы, особенно психологи-профконсультанты, внятно смогли бы на этот вопрос ответить.

Особенность (и даже парадоксальность) современной ситуации, сложившейся в профессиональном самоопределении, заключается в том, что нередко для новых теоретических осмыслений необходимо сначала разработать и использовать в практике конкретные методики (хотя по логике вещей еще перед созданием методик разработчику необходимо было бы осознать цель и смысл такой методики). Собственно методическая деятельность, по мнению Г.П. Щедровицкого, начинается тогда, когда психолог-практик самостоятельно готов построить систему средств для достижения уже осознанной («увиденной») им цели своей деятельности (Щедровицкий Г., 1992, с. 48-49). На усложнившиеся отношения между теорией и практикой указывает Ф.Е. Василюк, отмечая, что «с появлением психологических служб собственно психологической практики привычный лозунг о внедрении психологии в практику должен быть перевернут: наоборот, практику надо внедрять в психологию...» (Василюк, 1992, с. 19). И все-таки лучше, когда перед непосредственной профконсультационной практикой специалист будет хотя бы стремиться получше осознать для себя смысл оказываемой подростку (или взрослому клиенту) помощи.

В самом теоретическом подходе можно было бы выделить такой приоритет, как методологическое обеспечение формирования у клиентов ценностно-нравственной основы выбора. В целом, актуальность поиска новых теоретико-методологических оснований профессионального самоопределения обусловлена следующими обстоятельствами.

Во-первых, существенными изменениями в образовательных системах не только отечественных, но и зарубежных, что связано с общей демократизацией и гуманизацией общественной жизни. Отсюда проблема свободы самоопределения и самореализации в изменившемся обществе становится одной из важнейших не только для педагогики и психологии, но и для всех гуманитарных направлений.

Во-вторых, особенностями переживаемого Россией периода, когда прежние ценностно-нравственные и профессиональные ориентации во многом не соответствуют реальной жизни, а новые еще не сформированы. Все это приводит к растерянности не только многих выпускников школ и их родителей, но и к растерянности самих педагогов, психологов и профконсультантов, пытающихся оказывать учащимся профориентационную помощь.

В-третьих, явно недостаточной проработанностью теории и практики профессионального самоопределения, часто страдающей узкой направленностью на конкретные аспекты самоопределения и не учитывающей его сложного, комплексного характера, а также связью с жизненным и личностным самоопределением.

В-четвертых, до сих пор ощущается острый недостаток собственных специфических профконсультационных методик, отвечающих новым тенденциям в педагогике, психологии и профессиональном самоопределении.

Кроме того, расширение практики профессионального самоопределения нередко приводит к тому, что профконсультанты, пройдя лишь небольшой курс подготовки, приступают к обслуживанию больших масс учащихся, пытаясь за короткие сроки и без должного организационного, теоретического и методического обеспечения решать сложнейшие вопросы, связанные с планированием дальнейшей жизни учащихся.

Исходя из приведенных выше рассуждений, общая структура пособия включает две основные части. Первая, несколько меньшая по объему часть, посвящена теоретико-методологическому и культурологическому анализу оснований активизации профессионального и личностного самоопределения. Во второй части представлено описание конкретных активизирующих методик профессионального и личностного самоопределения, где особое внимание также уделяется раскрытию смысла и содержания их использования.

Мы не можем предоставить возможность скачать книгу в электронном виде.

Информируем Вас, что часть полнотекстовой литературы по психолого-педагогической тематике содержится в электронной библиотеке МГППУ по адресу http://psychlib.ru . В случае, если публикация находится в открытом доступе, то регистрация не требуется. Часть книг, статей, методических пособий, диссертаций будут доступны после регистрации на сайте библиотеки.

Электронные версии произведений предназначены для использования в образовательных и научных целях.

М.: «Академия», 2007. 503 стр.В пособии дается понимание «профессионального самоопределения». Подчеркивается активный характер субъекта.
профессионального самоопределения, выделяются психолого-педагогические условия формирования такой активности. Особое.
внимание уделяется активной позиции психолога и организации конструктивного взаимодействия с самоопределяющимся клиентом.
(подростком). .
В пособии представлены также авторские методики активизации профессионального самоопределения и варианты программ.
формирования субъекта профессионального самоопределения в условиях работы с классом, группой, микрогруппой, а также - в.
индивидуальных профконсультациях. Рассматриваются возможности использования (включения) этих программ в различные модели предпрофильного и профильного обучения школьников.
Данное пособие может использоваться при подготовке психологов-ппрофконсультантов как на теоретических занятиях, так и.
при проведении спецкурсов и практических занятий. Пособие рассчитано также на школьных психологов (педагогов-психологов), .
классных руководителей, учителей-предметников, воспитателей, консультантов различных психологических центров и всех, кто.
интересуется вопросами профессионального самоопределения подростков и молодежи.Оглавление:
Введение.
Сущность профессионального самоопределения
.
Общие тенденции развития профориентации.
Профессиональное самоопределение как поиск смысла.
«Субъект профессионального самоопределения» и основные этапы его развития.
Основные факторы профессионального самоопределения.
Образ жизненного успеха как важнейший регулятор.
профессиональных выборов.
Социально-психологические и профессиональные.
«пространства» самоопределения личности.
Основные ошибки и предрассудки при планировании.
карьеры. Организационно-практические основы профессионального самоопределения .
Цели и задачи профессионального самоопределения.
Организационные принципы профориентации.
Профориентация как система.
Основные приоритеты профориентационной работы в современных условиях.
Проблемы и трудности при реализации целей и задач профориентационной работы.Основы проектирования профориентационных методов и практических программ .
Общее представление о практической профориентационной методике.
Метод как средство достижения цели и решения конкретных задач.
Типология методов по возможным целям.
Типология традиционных научно-практических методов профориентации.
Основные характеристики активизирующей профконсультационной методики.
Общая схема конструирования активизирующих профоринетационных средств.
Общие рекомендации по составлению профориентационных программ.
Рекомендации по планированию и проведению конкретных профориентационных занятий.
Рекомендации по планированию и проведению конкретных профконсультаций.
Основы организации взаимодействия психолога-профконсультанта со смежными специалистами.
Проблема оценки эффективности профконсультационной помощи.Варианты профориентационных программ работы со школьниками .
Варианты профоринетационных программ на уровне полноценных курсов (включенных в расписание или в форме факультативных занятий).
Варианты программ эпизодически проводимых профориентационных занятий.
Варианты программ в рамках предпрофильной подготовки школьников.
Варианты профориентационных программ в рамках профильного обучения.
Варианты планирования индивидуальных профконсультаций в разных условиях.Методы активизации профессионального самоопределения .
Профориентационные игры с классом.

Игра «Ассоциация».
Игра «Угадай профессию».
Игра «Пришельцы».
Игра «Советчик».
Игра «Профконсультация». Игровые профориентационные упражнения .
Общая характеристика данных методик (активизирующие и диагностические возможности).
«Кто есть кто?».
«Автопортрет».
«Человек-профессия» (вариант «Ассоциации» в работе с подгруппой).
«День из жизни…» («Сон из жизни…»).
«Цепочка профессий».
«Ловушки-капканчики».
«Эпитафия».Карточные информационно-поисковые методики («профессьянсы») .
Общая характеристика данных методик (активизирующие и.
диагностические возможности).
«Кто? Что? Где?».
«Формула».Игровые карточные методики .
Общая характеристика данных методик (активизирующие и диагностические возможности).
«Человек-Судьба-Черт».
«Психобизнес» (с использованием обычных игральных карт).Настольные профориентационные игры .
Общая характеристика данных методик (активизирующие и диагностические возможности).
«Или-Или».
«Страна богатых и умных».Схемы анализа и самоанализа ситуаций самоопределения .
Общая характеристика данных методик (активизирующие и диагностические возможности).
«Восьмиугольник основных факторов выбора профессии» (по Еаклимову).
Схема уровней сформированности личной профессиональной перспективы (Лпп).
схема альтернативного выбора.Игры-дискуссии .
Общая характеристика данных методик (активизирующие и диагностические возможности).
«Заработная плата работника» (Зпр).
«Свобода, ответственность, справедливость» (Сос). Карточно-бланковые игры .
Общая характеристика данных методик (активизирующие и диагностические возможности).
«Комплимент».
«Медоворот».
«Сударь-государь».
«Болван».Бланковые игры с классом .
Общая характеристика данных методик (активизирующие и диагностические возможности).
«Бизнес-риск-мен».
«Я - компаньон».
«Торг».Активизирующие опросники .
Общая характеристика данных методик (активизирующие и диагностические возможности).
Опросник по схеме построения личной профессиональной перспективы (Лпп).
«Будь готов!».
«Как поживаешь?».
«За и против».
Контрольные вопросы и практические задания к Главе.
Заключение.
Литература.



© 2024 plastika-tver.ru -- Медицинский портал - Plastika-tver