Роль семьи в процессе смены поколений. Семейные роли

Главная / Кардиохирургия





Статистика показывает, что переход к рыночной экономике весьма негативно отразился на состоянии семьи. Демографы фиксируют катастрофическое падение рождаемости, социологи отмечают рост числа асоциальных семей и предсказывают снижение жизненного уровня, падение нравственных устоев семейного воспитания.


Один из лучших подарков, которые могут сделать родители ребенку - это познакомить его с историей своей семьи. Став взрослым, он сам станет связующим звеном поколений. Связь поколений становится зримой, когда мы вместе рассматриваем фотографии наших родных, рассказываем или слушаем истории из жизни, «семейные легенды».


Печально, что, в основном, дальше трех поколений мы не знаем свою родословную. В современном мире масса технических возможностей для того, чтобы оставить ее и оставить о себе память. Это занятие станет очень интересным и очень важным для семьи. А мы знаем, что ничто так не объединяет семью, как общее увлечение. Как здорово вечером всем вместе собраться не у телевизора, а у семейного альбома за чашкой чая с малиновым вареньем, приготовленным по бабушкиному рецепту!






  • Воспроизводство населения включает в себя не только рождение ребенка, но и его воспитание, подготовку полноценного члена социума, способного выполнять необходимые функции, обеспечивающие социальное развитие общества.


  • Единая комплексная система воспроизводства населения, обеспечивающая рождение здорового ребенка и воспитание здорового поколения, и определяет основное содержание уровня репродуктивного здоровья.

  • Уровень репродуктивного здоровья каждого индивидуального человека и общества в целом влияет на воспроизводство населения в нашей стране, определяет демографическую ситуацию и оказывает существенное, если не основное, значение на состояние национальной безопасности.


ИСТОРИЧЕСКИЕ ФАКТЫ

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ ФАКТЫ

  • Лучшие умы России связывали ее будущее с ростом численности народонаселения и с развитием его высоких духовных и созидательных качеств. Д. И. Менделеев, основываясь на демографических показателях начала XIX в., определил вероятную численность народонаселения Российской империи в 2000 г. в 594,3 млн. человек. Однако революция 1917 г. и братоубийственная Гражданская война, коллективизация, Великая Отечественная война 1941-1945 гг., а также распад СССР внесли существенные коррективы в этот прогноз. Численность населения Российской Федерации на 1 января 2006 г. составила 142,7 млн. человек.


Статистика

  • Статистика

  • В Российской Федерации начиная с 1992 г. наметилась тенденция к сокращению численности населения, которая наблюдается и в настоящее время. Основная причина такого положения - естественная убыль населения в связи с превышением смертных случаев над числом родившихся. Так, численность населения страны на 1 января 2006 г. по сравнению с 1996 г. сократилась на 5,5 млн. человек.

    Низкой остается продолжительность жизни населения России. На 1994 г. она составила для мужчин 57,7 года, для женщин - 71,3 года. По долгосрочным прогнозам, она остается близко к этому уровню (так, у родившихся в 2005 г. мужчин средняя продолжительность жизни составит 58,9 года, у женщин - 72,4 года). Для сравнения: средняя продолжительность жизни граждан США и Англии - 75 лет, Канады - 76, Швеции - 78, Японии - 79.

  • По данным Госкомстата России


  • Обеспечение устойчивой мотивации для человека на создание благополучной семьи и воспитание личностной модели хорошего семьянина.

  • Степень ответственности родителей и государства за воспитание детей, получение ими необходимого образования, состояние их здоровья, физическое и психическое, духовное и нравственное развитие.



Статистика

  • Статистика

  • Начиная с 1990 г. сокращается число ежегодно заключаемых браков в России. В 1990 г. на 1000 человек населения приходилось 8,9 заключенных браков, в 2005 г. это число составило 7,5. Одновременно с сокращением браков росло число разводов. И нельзя сказать, что в последнее время наметилась резкая тенденция к снижению этого показателя. В 1990 г. их было зафиксировано 3,8 на 1000 человек населения, а в 2003 г. - 5,5, в 2005 г. - 4,2.

    В 1994 г. в стране было зарегистрировано 1090,6 тыс. браков и 680,5 тыс. разводов, в 2003 г. - соответственно 1091,8 тыс. браков и 798,8 тыс. разводов, в 2005 г. - 1066,4 тыс. браков и 604,9 тыс. разводов. Количество детей, находящихся в ситуации расторгнутых браков, постоянно увеличивается. Кроме того, непрестанно растет число детей, родившихся у женщин, не состоящих в зарегистрированном браке. В 2005 г. число таких детей составило 437 075.

  • По данным Госкомстата России


  • В Послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации 2006 года сделан особый акцент на увеличении рождаемости и укреплении государственной поддержки семей с детьми, на разработке механизма, позволяющего сократить количество детей, находящихся в учреждениях интернатного типа.

  • Принята актуальная федеральная целевая программа «Дети России» на 2007-2010 гг., которая призвана обеспечить комплексный подход к созданию благоприятных условий для улучшения жизнедеятельности и здоровья детей, к решению проблем неблагополучия семей с детьми.

  • В заключение отметим, что сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения является важной задачей в целях повышения национальной безопасности России.


  • Какое влияние оказывает состояние репродуктивного здоровья человека и общества на национальную безопасность России?

  • Какая роль принадлежит семье в процессе смены поколений?

  • Какое влияние оказывает деятельность государства и родителей в воспитании и развитии подрастающего поколения?

  • Какое значение имеет для национальной безопасности России способность каждого человека вести здоровый образ жизни, сохранять и укреплять свое здоровье?


Главная функция семьи в жизни общества как процесса смены поколений - рождение и воспитание людей. Всё остальное в жизни семьи - вторично по отношению к этому.

Воспитание человека - это многолетний процесс, в котором изначально предопределяющую и определяющую роль играет семья. Поэтому воспитание должно быть подчинено определённой целесообразности, которая должна осознаваться взрослыми членами семьи. В частности, бескризисное развитие общества требует, чтобы новые поколения вступали во взрослую жизнь, свободными от тех нравственно-этических пороков, от тех мировоззренческих ошибок, заблуждений и неадекватного миропонимания, которые были свойственны прежним поколениям.

Это, в свою очередь, требует от взрослых членов семьи разумного отношения к жизни общества как «социального организма» (т.е. «системной целостности») в процессе исторического развития. Если этого нет, то семья в большей или меньшей мере не справляется со своей социальной функцией, хотя биологическую функцию воспроизводства (в том числе и «расширенного» воспроизводства) «биомассы» новых поколений вида «Человек разумный» может при этом выполнять более или менее успешно.

Если роль семьи как средства воспроизводства новых поколений общества более или менее осознаётся всеми, то потребности взрослого человека в семейной жизни в исторически сложившейся культуре либо не осознаются, либо вытеснены, подавлены или извращены разнородным личностным своекорыстием: семья как система требует, чтобы все её участники непрестанно и щедро отдавали в неё что-то своё, а личностное своекорыстие требует только одного - брать из среды обитания, как можно больше , отдавая окружающим, как можно меньше .

Вследствие этого своекорыстие близоруко и не видит перспектив: ни чужих, ни своих собственных. Поэтому, если отстроиться от текущего сиюминутного своекорыстия (хочу прямо сейчас поиметь всё, ничего не отдав от себя) , то семья нескольких взрослых поколений - не только средство воспроизводства новых поколений, но и первейшее средство поддержки личности в старости или в случае утраты человеком здоровья и работоспособности в более раннем возрасте .

Поскольку человеку свойственны не только физиологические и бытовые потребности (с которыми в перспективе сможет управиться бытовая техника с искусственным интеллектом), но ему ещё необходимо и общение, - и в особенности, с близкими ему по духу (мыслям) людьми, - то в качестве средства поддержки стариков и утративших трудоспособность по иным причинам семью нескольких взрослых поколений, живущую в ладу, не могут заменить ни дома престарелых, ни одинокая старость в редком общении с соседями по подъезду, ни дома инвалидов, ни пансионаты и центры временного пре­бывания пенсионеров.

Но для того, чтобы семья многих поколений могла осу­щес­т­влять эту личностно значимую и социально значимую функцию, её жилище должно быть достаточно просторным, чтобы каждому её члену (по крайней мере нескольким поколениям одной ветви семьи, живущей в одном месте) не было тесно в их общем доме и чтобы дом был уютен .

Соответственно, дома престарелых и т.п. - вспомогательные социальные институты, средства оказания поддержки тех, кто в силу разных причин, - не типичных для нормальной жизни людей и общества в целом, - остался без семьи в старости или по инвалидности.

Если такого рода институты претендуют на то, чтобы стать главными средствами поддержки стариков и инвалидов, то это означает, что общество разрушается, тем более, если этому сопутствует так называемое «социальное сиротство» - одинокие дети (одиночество в семье ребёнка особенно удручающе) и беспризорники, от воспитания которых их биологические родители и другие родственники уклонились.

Второе обстоятельство, требующее поддержки государством и государственного культа именно здоровой семьи нескольких взрослых поколений, состоит в том, что личностно-психо­логи­ческое развитие ребёнка наилучшим образом протекает именно в такой семье, поскольку именно в ней ребёнок в неформальной обстановке - в обычной повседневной жизни - видит все предстоящие ему возрасты жизни и взаимоотношения разнополых и разновозрастных людей. И живя в такой семье, он перенимает бессознательно и осмысленно-крити­чес­ки нравственность, этику и навыки поведения взрослых в разнородных житейских ситуациях. И в этом качестве семью нескольких поколений не может полноценно заменить ни одно назидательно-образовательное учреждение (школа, церкви и т.п.).

Семья нескольких взрослых поколений, в жизни которой царит разлад, тирания кого-то одного из взрослых или война за установление такого рода тирании, может показать ребёнку только пример того, как не надо жить, - если он сможет это понять; а если не сможет, - то он обречён с высокой вероятностью бессознательно «автоматически» воспроизвести в своей жизни пороки и ошибки прошлых поколений своей семьи. Но в современных условиях, когда кланово-родовой образ деревенской жизни семьи многих поколений на одном хозяйстве ушёл в прошлое, такие внутренне конфликтные семьи многих поколений, как правило, не могут возникнуть потому, что молодые поколения в условиях конфликтов со старшими поколениями предпочитают начать обособленную от них жизнь, или потому, что молодые семьи разрушаются (в том числе и при активном соучастии старших родственников).

Семья, в которой только одно поколение взрослых, не может дать в личностном становлении ребёнку многое из того, что ему жизненно необходимо, даже, если в ней царит лад.

Тем более «неполные семьи», в которых мать одна (чаще) или отец один (реже) воспитывают детей в одиночку (особенно, если ребёнок один), ещё более ущербна в этом отношении: поскольку психология полов отличается одна от другой, то в подавляющем большинстве случаев ни мать-одиночка, ни отец-одиночка не могут явить в своём повседневном поведении ребёнку всего, что ему следует перенять от них для полноценной взрослой жизни; и кроме того, ребёнок не в силах защититься от психологического давления кого-то одного из взрослых (если оно имеет место), а защитить его некому. Если одинокий родитель живёт со своими родителями (или родителями второго супруга, ушедшего «на сторону» или в мир иной), то поколение дедушек-бабушек отчасти может компенсировать отсутствие второго родителя.

Но в подавляющем большинстве случаев «неполная семья» (в которой только кто-то один из родителей и дети, а в особенности, если в ней один ребёнок) не может дать ребёнку всего необходимого ему в личностном нравственно-психологическом становлении. Не может дать в том числе и потому, что семья распадается и становится «неполной» большей частью в результате того, что родители оказались не способны выявить и разрешить свои собственные нравственно-психологические про­блемы так, чтобы жить в ладу и в согласии, воспитывая детей. А после распада «полной семьи» (или отказа от вступления в брак при наличии беременности) эти нравственно-пси­холо­ги­ческие проблемы передаются ребёнку на основе биополевой общности членов обоих родóв его предков.

Это означает, что по отношению к таким семьям государственная помощь должна оказываться в каких-то её аспектах не «неполной семье», т.е. по существу не «главе семьи», а ребёнку непосредственно . Одной из форм такого рода помощи ребёнку непосредственно могут быть специализированные детские сады и школы для детей матерей-одиночек, в которых штат воспитателей и учителей должен быть большей частью мужским, а особая программа «продлён­ного дня» (в таких спецшколах) должна быть тщательно проработана психологами и педагогами для того, чтобы дети могли обрести то, чего им не может дать «неполная семья».

С этой же целью - воспитания детей, растущих в «неполных семьях», и улучшения возможностей вступления в брак для одиноких женщин в обществе, в котором есть нехватка настоящих мужчин (мужей и отцов в одном лице), - целесообразно законодательно разрешить многожёнство.

Соответственно сказанному, сложившийся к настоящему времени кризис семьи обществу придётся преодолевать на протяжении не одного десятка лет, поскольку только за такие - весьма продолжительные - сроки времени здоровые семьи нескольких поколений могут сложиться и занять положение основного типа семьи в обществе.

Это потребует государственной стратегии развития и поддержки здоровой семьи, что исключает экономическую политику, в которой подавляющее большинство населения непрестанно кочует по стране и миру в поисках лучшего заработка: такое кочевье «рабочей силы» - один из наиболее действенных факторов разрушения семьи и передачи функции воспитания от родителей - «улице» (либо того хуже - телевизору и интернету, что является залогом более или менее ярко выраженной нравственно-психи­чес­кой дефективности всех, кто получит такое нечеловеческое воспитание); кроме того, кочевье «рабочей силы», быт которой либо неблагоустроен в принципе, либо извращён продолжительной жизнью без семьи, - один из источников преступности вообще и мафиозно организованной преступности, в частности.

Также есть ещё одно значимое обстоятельство, о котором биологи знают, но которое социологи обходят стороной: современный город - мощнейший мутагенный фактор, изменяющий генетику человека большей частью не в лучшую сторону. И государство должно учитывать это обстоятельство в своей демографической политике в интересах обеспечения здоровья будущих поколений и стабильности общества. Это означает, что при сложившихся биологически неблагоприятных условиях городской жизни, при рассмотрении жизни общества в целом в преемственности поколений, поддержание численности населения городов должно обеспечиваться только отчасти за счёт воспроизводства новых поколений самими горожанами. Т.е. биологический прирост населения в городах (за счёт рождения детей самими горожанами) должен быть отрицательный, но должен быть постоянный приток в города молодёжи из регионов, где мутагенное воздействие менее интенсивно, нежели в городах. Особенно это касается городов с населением более, чем примерно 200 - 250 тыс. человек, в которых преобладает плотная застройка многоквартирными многоэтажными домами, что практически полностью вырывает людей из естественных биоценозов.

Но такая демографическая политика государства требует слаженного взаимодействия культур - городской и сельской - и, прежде всего, - на основе достижения реальной общности стандартов обязательного образования школьников как в городах, так и в сельской местности, а также общедоступности произведений художественного творчества и культуры в целом, что должно составить главную задачу телевидения и образовательных порталов интернета. Этой же задаче также должна быть подчинена и деятельность системы воспитания и образования подрастающих поколений: детские сады, школы, библиотеки. При этом все названные и не названные воспитательно-учебные заведения должны не программировать психику детей нормами культуры и знаниями, а должны указывать им пути взросления личности и становления человеком, предоставляя средства, с помощью которых эти пути можно лучше понять, освоить и пройти ими во взрослость.

Цель урока: Систематизировать знания учащихся о ре­продуктивном здоровье как единой составляющей здоровья че­ловека и общества. Показать роль и значение семьи в укрепле­нии репродуктивного здоровья и обеспечении национальной безопасности России.

Время: 1 час.

Тип урока: комбинированный.

ХОД УРОКА

Организационный момент.

Повторение пройденного материала.

  1. Беседа по вопросам:

— Почему здоровый образ жизни является индивидуальной системой поведения человека?

— Какое значение имеет здоровый образ жизни в форми­ровании у человека общей культуры в области безопасности жизнедеятельности?

— Какие факторы поведения человека оказывают влияние на формирование его духовного благополучия?

— Какие факторы способствуют формированию физиче­ского благополучия человека?

— Какой образ поведения человека обеспечивает формиро­вание его социального благополучия?

  1. Сообщение темы и цели урока.

Изучение новой темы.

Изучаемые вопросы

  1. Репродуктивное здоровье и демографическая ситуация в стране.
  2. Роль семьи в обеспечении репродуктивного здоровья че­ловека и общества.
  3. Ответственность родителей и государства за воспитание и развитие детей.

Изложение учебного материала

  1. Напомнить учащимся понятие «репродуктивное здоровье».

Воспроизводство населения включает в себя не только рож­дение ребенка, но и его воспитание, подготовку полноценного члена социума, способного выполнять необходимые функции, обеспечивающие развитие общества.

Уровень репродуктивного здоровья - это своего рода итог всего комплекса состояния репродуктивного здоровья человека и российского общества. Демографическое состояние страны характеризует в обобщенном виде здоровье граждан страны и общества в целом.

Современная демографическая ситуация в мире требует в интересах глобальной, региональной и внутренней безопасно­сти стран выработки общих принципов отношения к динамике народонаселения. Демографическая безопасность занимает все более приоритетное место в системе национальной и междуна­родной безопасности.

Сформировать у учащихся представление о доминирующей роли семьи в деле укрепления и сохранения репродуктивного здоровья человека и общества, подчеркнув при этом, что осно­вой благополучной семьи является устойчивая мотивация каж­дого человека и гражданина на создание семьи.

Установлено, что лучшей социальной конструкцией, отве­чающей интересам личности и общества и обеспечивающей непрерывную смену поколений, является семья.

  1. Дать учащимся определение семьи.

Семья выполняет функции, которые во многом определяют сохранение и укрепление здоровья человека и общества. Толь­ко в семье человек получает устойчивые возможности удовле­творения повседневных потребностей и развития личности. Семья наиболее полно выполняет репродуктивную функ­цию - рождение и воспитание детей. В семье родители приоб­щают своих детей к нравственным ценностям и нормам пове­дения, окружающему миру, жизни в обществе, взаимодействию с другими людьми, передают трудовые навыки. В семье реша­ется досуговая функция, обеспечивающая гармоничное разви­тие человека, и сексуальная функция, обеспечивающая удовле­творение половой потребности супругов.

Таким образом, устойчивая мотивация человека на создание благополучной семьи и привлекательность для него личностной модели стать хорошим семьянином, а также его способность вы­брать спутника жизни и создать счастливую семью, где во взаимо­отношениях супругов будет больше гармонии, чем конфликтов, и характеризуют уровень репродуктивного здоровья человека.

Анализ статистических данных и опросов молодежи свиде­тельствует о том, что образец человека, способного создать благополучную семью и стать хорошим семьянином, резко теряет свою привлекательность. Падает значимость самой ценности счастли­вой семейной жизни. Среди молодежи заметно увеличивается доля тех, кто не считает для себя необходимым при создании буду­щей семьи юридически оформлять свои брачные отношения.

Вывод: уровень здоровья человека и его репродуктивного здоровья как составной части общественного здоровья за по­следнее время постоянно снижается.

  1. Показать степень влияния родителей и нашего государ­ства на воспитание и развитие детей, на состояние их здоровья.

Ответственность родителей и государства за воспитание и развитие детей, за состояние их здоровья также характеризует уровень репродуктивного здоровья.

Семья как начальная ячейка общества и государства в це­лом, выполняя репродуктивную функцию, должна обеспечить воспитание и развитие у ребенка физических, духовных и нравственных качеств, сформировать из него человека и граж­данина, интегрированного в современное ему общество и наце­ленного на его совершенствование, обеспечивая тем самым воспроизводство и развитие кадрового потенциала. Степень выполнения этой функции характеризует уровень репродуктив­ного здоровья семьи.

В Российской Федерации принимаются меры по улучшению демографической ситуации, увеличиваются выплаты по уходу за ребенком, улучшаются условия для молодых семей, все это долж­но сыграть положительную роль, но не менее важно в этой ситуа­ции создать психологическую мотивацию на привлекательность семейной жизни, когда семейные отношения, рождение и воспи­тание детей будут приносить в дом радость и счастье.

Итог урока.

Контрольные вопросы

  1. Какое влияние оказывает состояние репродуктивного здоровья человека и общества на национальную безопасность России?
  2. Какая роль принадлежит семье в процессе смены поко­лений?
  3. Какое влияние оказывает деятельность государства и ро­дителей на воспитание и развитие подрастающего поколения?
  4. Какое значение имеет для национальной безопасности России способность каждого человека вести здоровый образ жизни, сохранять и укреплять свое здоровье?
  5. Почему именно в семье человек получает устойчивые возможности в удовлетворении повседневных потребностей?

Домашнее задание

  1. Изучите § 7.3 учебника.

Сформулируйте для себя, какие качества человека будут способствовать гармоничному взаимоотношению членов семьи и созданию безопасной семейной жизни.

Например, семейная роль «матери» подразумевает, что любая женщина заботится о своих детях. В эту роль входит также комплекс чувств, важнейшее из которых - любовь. Однако «мать» - это также цели, к достижению которых она стремится, а именно - воспитать своих детей достойными людьми. Данное понятие связано с феноменами норм и санкций. Нормы определяют, что конкретно с точки зрения общества должно выполняться носителем роли. Так, мать обязана помочь детям овладеть различными умениями и навыками, контролировать их поведение, а в случае необходимости - наказывать. Санкции - это реакции окружающих или самого человека на выполнение или невыполнение роли. Люди могут осуждать мать, которая бросила своих детей. Она же может испытывать действие внутренней санкции - угрызений совести, осознавая, что не любит своего ребенка.

Члены семьи выполняют разные : супруга (супруги), матери, отца, сына, дочери, бабушки, дедушки, внука, свекра, тещи, невестки, старшего брата и пр. При этом в семье, состоящей из трех поколений, проживающих вместе и ведущих общее хозяйство, один и тот же человек должен уметь гибко функционировать сразу в нескольких ролях (например, в качестве мужа своей жены, отца старшего ребенка - сына и младшего ребенка - дочери, зятя тестя и тещи). В противном случае возможно возникновение разнообразных ролевых семейных конфликтов и семейной дисфункции.

Каждой семейной роли в отдельности и всей их системе в конкретной семье необходимо соответствовать определенным требованиям.

Во-первых, они должны обладать логической цельностью. Если ожидания от представителя определенной семейной роли противоречивы, появляются серьезные трудности в ее выполнении (например, когда мать требует от сына, чтобы он был нежным, мягким, послушным и, одновременно, - независимым и мужественным).

Во-вторых, совокупность семейных ролей , которые индивид выполняет в семье, должна обеспечивать удовлетворение его потребностей в уважении, признании, симпатии. Так, роль мужа возлагает на мужчину не только обязанность материально обеспечивать свою жену, но также дает ему право ожидать от нее любви, привязанности, удовлетворения сексуально-эротических потребностей.

В-третьих, очень важно, чтобы выполняемые соответствовали возможностям индивида. Когда требования непосильны, возникает нервно-психическое напряжение и тревога (как следствие своей неуверенности справиться с ролью). Пример этого - «ребенок, исполняющий роль родителя» в ситуации, когда из-за отсутствия старших или их личностных нарушений ему приходится брать на себя родительские обязанности.


В нормально функционирующих семьях структура семейных ролей является целостной, динамичной и психологически комфортной для всех ее членов. Однако нередко являются патологизирующими, итогда в силу своей структуры исодержания оказывают психотравмирующее воздействие на членов семьи. Это роли «семейного козла отпущения», «семейного мученика, без остатка жертвующего собой во имя близких», «больного члена семьи» и пр.

В некоторых семьях один из членов вынужден играть социальную роль, которая травматична для него самого, однако психологически выгодна его родственникам. Иллюстрацией этого является делегирование роли взрослого ребенку, что типично для семей с проблемой алкоголизации, где мать «спасает» отца и страдает, а ребенок становится перед необходимостью быть маминой «опорой» - поддерживать ее, утешать, не огорчать, скрывать от нее свои детские трудности, чтобы не расстроить. При этом ребенок используется матерью для решения супружеских конфликтов: выдвигается как «щит» во время пьяных скандалов, отправляется на переговоры с отцом на следующее утро, чтобы его «вразумить» и т. д.



© 2024 plastika-tver.ru -- Медицинский портал - Plastika-tver