Валентина александровна осеева синие листья сказки, рассказы. Синие листья Валентина осеева рассказ синие листья

Главная / Удаления полипов 

Валентина Александровна Осеева

Синие листья. Сказки и рассказы

© Осеева В.А., насл., 2017

© Кукушкин А.С., ил., 2017

© ООО «Издательство АСТ», 2017

Рассказы

Синие листья

У Кати было два зелёных карандаша. А у Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю:

– Дай мне зелёный карандаш.

А Катя и говорит:

– Спрошу у мамы.

Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена:

– Позволила мама?

А Катя вздохнула и говорит:

– Мама-то позволила, а брата я не спросила.

– Ну что ж, спроси ещё у брата, – говорит Лена.

Приходит Катя на другой день.

– Ну что, позволил брат? – спрашивает Лена.

– Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.

– Я осторожненько, – говорит Лена.

– Смотри, – говорит Катя, – не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.

– Мне, – говорит Лена, – только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зелёную.

– Это много, – говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала.

Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней:

– Ну, что ж ты? Бери!

– Не надо, – отвечает Лена.

На уроке учитель спрашивает:

– Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?

– Карандаша зелёного нет.

– А почему же ты у своей подружки не взяла?

Молчит Лена. А Катя покраснела как рак и говорит:

– Я ей давала, а она не берёт.

Посмотрел учитель на обеих:

– Надо так давать, чтобы можно было взять.


Волшебное слово


Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.

– Подвиньтесь, – сказал ему Павлик и присел на край.

Старик подвинулся и, взглянув на красное, сердитое лицо мальчика, сказал:

– С тобой что-то случилось?

– Ну и ладно! А вам-то что? – покосился на него Павлик.

– Мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то…

– Ещё бы! – сердито буркнул мальчик. – Я скоро совсем убегу из дому.

– Убежишь?

– Убегу! Из-за одной Ленки убегу. – Павлик сжал кулаки. – Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько! Ни одной краски не даёт! А у самой сколько!

– Не даёт? Ну, из-за этого убегать не стоит.

– Не только из-за этого. Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала… прямо тряпкой, тряпкой…

Павлик засопел от обиды.

– Пустяки! – сказал старик. – Один поругает, другой пожалеет.

– Никто меня не жалеет! – крикнул Павлик. – Брат на лодке едет кататься, а меня не берёт. Я ему говорю: «Возьми лучше, всё равно я от тебя не отстану, вёсла утащу, сам в лодку залезу!»

Павлик стукнул кулаком по скамейке. И вдруг замолчал.

– Что же, не берёт тебя брат?

– А почему вы всё спрашиваете?

Старик разгладил длинную бороду:

– Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово…

Павлик раскрыл рот.

– Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Помни – тихим голосом, глядя прямо в глаза…

– А какое слово?

– Это волшебное слово. Но не забудь, как нужно говорить его.

– Я попробую, – усмехнулся Павлик, – я сейчас же попробую. – Он вскочил и побежал домой.

Лена сидела за столом и рисовала. Краски – зелёные, синие, красные – лежали перед ней. Увидев Павлика, она сейчас же сгребла их в кучу и накрыла рукой.

«Обманул старик! – с досадой подумал мальчик. – Разве такая поймёт волшебное слово!..»

Павлик боком подошёл к сестре и потянул её за рукав. Сестра оглянулась. Тогда, глядя ей в глаза, тихим голосом мальчик сказал:

– Лена, дай мне одну краску… пожалуйста…

Лена широко раскрыла глаза. Пальцы её разжались, и, снимая руку со стола, она смущённо пробормотала:

– Какую тебе?

– Мне синюю, – робко сказал Павлик. Он взял краску, подержал её в руках, походил с нею по комнате и отдал сестре. Ему не нужна была краска. Он думал теперь только о волшебном слове.

«Пойду к бабушке. Она как раз стряпает. Прогонит или нет?»

Павлик отворил дверь в кухню. Старушка снимала с противня горячие пирожки.

Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе красное морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал:

– Дай мне кусочек пирожка… пожалуйста.

Бабушка выпрямилась.

Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке.

– Горяченького… горяченького захотел, голубчик мой! – приговаривала она, выбирая самый лучший, румяный пирожок.

Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал её в обе щеки.

«Волшебник! Волшебник!» – повторял он про себя, вспоминая старика.

За обедом Павлик сидел притихший и прислушивался к каждому слову брата. Когда брат сказал, что поедет кататься на лодке, Павлик положил руку на его плечо и тихо попросил:

– Возьми меня, пожалуйста.

За столом сразу все замолчали. Брат поднял брови и усмехнулся.

– Возьми его, – вдруг сказала сестра. – Что тебе стоит!

– Ну, отчего же не взять? – улыбнулась бабушка. – Конечно, возьми.

– Пожалуйста, – повторил Павлик.

Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил ему волосы:

– Эх ты, путешественник! Ну ладно, собирайся!

«Помогло! Опять помогло!»

Павлик выскочил из-за стола и побежал на улицу. Но в сквере уже не было старика. Скамейка была пуста, и только на песке остались начерченные зонтиком непонятные знаки.


Бабушка и внучка


Мама принесла Тане новую книгу.

Мама сказала:

– Когда Таня была маленькой, ей читала бабушка; теперь Таня уже большая, она сама будет читать бабушке эту книгу.

– Садись, бабушка! – сказала Таня. – Я прочитаю тебе один рассказик.

Таня читала, бабушка слушала, а мама хвалила обеих:

– Вот какие умницы вы у меня!


Два мальчика стояли на улице под часами и разговаривали.

– Я не решил примера, потому что он был со скобками, – оправдывался Юра.

– А я потому, что там были очень большие числа, – сказал Олег.

– Мы можем решить его вместе, у нас ещё есть время!

Часы на улице показывали половину второго.

– У нас целых полчаса, – сказал Юра. – За это время лётчик может перевезти пассажиров из одного города в другой.

– А мой дядя, капитан, во время кораблекрушения в двадцать минут успел погрузить в лодки весь экипаж.

Цель:

Задачи

Оборудование:

Ход урока.

I. Орг. момент.

"Добрые дела".

Я готов для всех всегда

Делать добрые дела.

Совершив такой поступок,

Говорю я — да, да, да!

Будем старших уважать? — Да!

Будем дерево сажать? — Да!

Будем маме помогать? — Да!

А братишку одевать? — Да!

Позаботимся о кошке? — Да!

Птицам мы насыплем крошки? — Да!

Позаботимся о друге? — Да!

И цветы польем на клумбе? — Да!

Будем добрыми всегда?

Кто мне скажет» — Да! Да! Да!

II. Определение темы и задач урока.

1. Работа над загадкой.

Из почек появляются, Весною распускаются, Летом шелестят, Осенью - летят. (Листья.)

Итак, наши задачи:

III. Работа по теме урока.

1. Знакомство с В. Осеевой.

Многих детских писателей интересовали взаимоотношения между детьми. Одна из них — Валентина Осеева. Валентина Александровна Осеева-Хмелёва — одна из самых известных детских писателей, которая пыталась разгадать волшебную силу не только слов, но и поступков маленьких героев.

«Дорогие ребята!

Один раз мама спросила:

- Понравился тебе рассказ? Я ответила: - Не знаю. Я о нём не думала. Мама очень огорчилась. - Мало уметь читать, надо уметь думать, - сказала она. С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и своих собственных. И так как в жизни мне это очень помогло, то я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было научиться читать и думать»

Ладонями прижать уши к голове и круговыми движениями по часовой стрелке потирать их;

Плотно прижать ладони к ушам и резко отдёрнуть руки;

Вставить в ухо палец, а затем резко выдернуть.

Спрошу у мамы.

Позволила мама?

А Катя вздохнула и говорит:

Приходит Катя на другой день.

Ну, что ж ты? Бери!

Карандаша зелёного нет.

4. Беседа.

Как звали подруг?

Физкультминутка для глаз.

Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазкам видеть всё дано

— Где окно, а где кино.

Обведу я ими круг,

Погляжу на мир вокруг.

5. "Жужжащее чтение" детей.

-

6. Работа у доски.

Катя Лена

лживая аккуратная

равнодушная терпеливая

жадная воспитанная

хитрая гордая

трусливая правдивая

Физкультминутка "Ничевоки"

Чики-воки, чики-воки,

Жили-были Ничевоки -

Ничего

Не говорили,

И не ели, и не пили,

Только дулись,

Дулись,

Дулись…

Но потом вдруг улыбнулись,

И на маму поглядели,

И попили.

И поели,

Над собой

Похохотали,

Да и спать легли.

Устали.

Чики-воки, чики-воки,

Засыпают Ничевоки.

Тише, тише, не шумите,

Ничевок не разбудите…

Тс-с-с…

7. Чтение рассказа по ролям

8. Работа в парах.

— Из группы пословиц выбирайте только ту, которая подходит к нашему рассказу.

Для первого ряда:

Вежливость открывает все двери.

Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.

Нет — друга ищи, а нашёл — береги.

Делу время, а потехе — час.

Для второго ряда:

Где труд, там и радость.

Крепкую дружбу и водой не разольёшь.

Добрый человек добру учит.

Кто скоро помог, тот дважды помог.

Для третьего ряда:

Лето прохлопал, осень протопал, а тут снег на голову.

Птица сильна крыльями, а человек — дружбой.

Красив тот, кто красиво поступает.

Сердце матери лучше солнца греет.

8. Работа по серии картинок.

Рассмотрите картинки.

Связаны ли они между собой?

Можно ли составить рассказ?

9. Беседа.

IV. Итог урока.

Чему научил вас урок?

Синие листья В. Осеева

У Кати было два зелёных карандаша. А у Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю:

Дай мне зелёный карандаш. А Катя и говорит:

Спрошу у мамы.

Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена:

Позволила мама?

А Катя вздохнула и говорит:

Мама-то позволила, а брата я не спросила.

Ну что ж, спроси ещё у брата, - говорит Лена.

Приходит Катя на другой день.

Ну что, позволил брат? - спрашивает Лена.

Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.

Я осторожненько, - говорит Лена. - Смотри, - говорит Катя, - не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.

Мне, - говорит Лена, - только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зелёную.

Это много, - говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала.

Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней:

Ну, что ж ты? Бери!

Не надо, - отвечает Лена. На уроке учитель спрашивает:

Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?

Карандаша зелёного нет.

А почему же ты у своей подружки не взяла?

Молчит Лена. А Катя покраснела как рак и говорит:

Я ей давала, а она не берёт. Посмотрел учитель на обеих:

Надо так давать, чтобы можно было взять.

Случается, бываем одиноки, И не хватает нам душевной теплоты, Бываем мы задумчивы и строги И не кому как будто не нужны И светит солнышко неярко И нет желанья рисовать, Читать, играть не интересно Но, как скажите не скучать? Мир сразу красками наполнится Измениться вдруг все вокруг Когда с тобою рядом будет Твой настоящий верный друг.

Просмотр содержимого документа
«В. Осеева "Синие листья"»

Тема: В. Осеева "Синие листья".

Цель: создание условий для работы над развитием нравственных качеств личности при работе с текстом.

Задачи

    Формировать умение анализировать художественное произведение на доступном детям уровне. Показать детям, что тема, затронутая автором актуальна в жизни каждого человека.

    Развивать навыки правильного и осознанного чтения, прогнозировать события, отвечать на вопросы.

    Воспитывать честность, чувство ответственности за свои поступки, уважение и вежливость во взаимоотношениях. развивать самооценку учащихся.

Оборудование: портрет В. Осеевой, карта Крыма, атлас - определитель "От земли до неба", раздаточный материал для детей, аудиозапись рассказа "Синие листья", песни "Настоящий друг".

Ход урока.

I . Орг. момент.

Я предлагаю вам начать наш урок с игры, которая называется "Добрые дела".

Я читаю стихотворение, а вы, если согласны, говорите "да" и хлопаете в ладоши.

Я готов для всех всегда

Делать добрые дела.

Совершив такой поступок,

Говорю я - да, да, да!

Будем старших уважать? - Да!

Будем дерево сажать? - Да!

Будем маме помогать? - Да!

А братишку одевать? - Да!

Позаботимся о кошке? - Да!

Птицам мы насыплем крошки? - Да!

Позаботимся о друге? - Да!

И цветы польем на клумбе? - Да!

Будем добрыми всегда?

Кто мне скажет» - Да! Да! Да!

II . Определение темы и задач урока.

1. Работа над загадкой.

Послушайте загадку. Что это?

Из почек появляются,
Весною распускаются,
Летом шелестят,
Осенью – летят. (Листья.)

2. Создание проблемной ситуации.

Возьмите листья, которые лежат у вас на партах. Внимательно рассмотрите.

Кто может сказать лист какого дерева у него в руках? (Клёна, березы, дуба.)(Можно использовать атлас - определитель "От земли до неба".)

Что интересного вы знаете о дубе? (Дерево долгожитель. Из желудей можно варить кофейный напиток.)

Что интересного вы знаете о березе? (Символ России, делают березовый сок, Существует два типа дерева - мужское и женское. Женская береза распускает листья в сторону, а мужское дерево вверх. .)

Что интересного вы знаете о клене? (символ Канады, из листьев добывают кленовый сахар.)

Раскрасьте ваши листочки. В какие цвета вы их раскрасили? (Зеленый, желтый. красный, оранжевый.)

Могут ли листья быть синего цвета?

Как вы думаете, почему она его так назвала? (Предположения детей.)

Итак, наши задачи:

1) познакомиться с В. Осеевой.

2)познакомиться с рассказом В. Осеевой "Синие листья";

3) выяснить почему рассказ так называется;

III . Работа по теме урока.

1. Знакомство с В. Осеевой.

Многих детских писателей интересовали взаимоотношения между детьми. Одна из них - Валентина Осеева. Валентина Александровна Осеева-Хмелёва - одна из самых известных детских писателей, которая пыталась разгадать волшебную силу не только слов, но и поступков маленьких героев.

Я случайно нашла письмо ее к Вам, детям. Вот оно.

«Дорогие ребята!

Один раз мама спросила:

Понравился тебе рассказ?
Я ответила:
– Не знаю. Я о нём не думала.
Мама очень огорчилась.
– Мало уметь читать, надо уметь думать, – сказала она.
С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и своих собственных. И так как в жизни мне это очень помогло, то я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было научиться читать и думать»

Давайте послушаем рассказ В. Осеевой "Синие листья".

2. Зарядка для ушей «Умные ушки»

Ладонями прижать уши к голове и круговыми движениями по часовой стрелке потирать их;

Плотно прижать ладони к ушам и резко отдёрнуть руки;

Вставить в ухо палец, а затем резко выдернуть.

3. Слушание рассказа В. Осеевой "Синие листья"

У Кати было два зелёных карандаша. А у Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю:

Дай мне зелёный карандаш. А Катя и говорит:

Спрошу у мамы.

Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена:

Позволила мама?

А Катя вздохнула и говорит:

Мама-то позволила, а брата я не спросила.

Ну что ж, спроси ещё у брата, - говорит Лена.

Приходит Катя на другой день.

Ну что, позволил брат? - спрашивает Лена.

Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.

Я осторожненько, - говорит Лена. - Смотри, - говорит Катя, - не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.

Мне, - говорит Лена, - только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зелёную.

Это много, - говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала.

Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней:

Ну, что ж ты? Бери!

Не надо, - отвечает Лена. На уроке учитель спрашивает:

Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?

Карандаша зелёного нет.

А почему же ты у своей подружки не взяла?

Молчит Лена. А Катя покраснела как рак и говорит:

Я ей давала, а она не берёт. Посмотрел учитель на обеих:

Надо так давать, чтобы можно было взять.

4. Беседа.

Почему рассказ называется "Синие листья"?

Как звали подруг?

Сколько зеленых карандашей было у Кати?

Могла ли Катя дать Лене зеленый карандаш?

У кого Катя решила спросить разрешение?

Как выдумаете действительно ли Катя спрашивала разрешение у мамы, брата?

Была ли Катя настоящей подругой Лене?

Что значит выражение "Покраснела как рак"?

Физкультминутка для глаз.

Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазкам видеть всё дано

Где окно, а где кино.

Обведу я ими круг,

Погляжу на мир вокруг.

5. "Жужжащее чтение" детей.

- Как вы думаете, о чем мы должны задуматься, прослушав это произведение?

Каковы главные слова всего произведения? Как вы их понимаете?

6. Работа у доски .

Давайте, подумаем какими чертами характера обладали девочки.

Катя Лена

лживая аккуратная

равнодушная терпеливая

жадная воспитанная

хитрая гордая

трусливая правдивая

Физкультминутка "Ничевоки"

Чики-воки, чики-воки,

Жили-были Ничевоки –

Ничего

Не говорили,

И не ели, и не пили,

Только дулись,

Дулись,

Дулись…

Но потом вдруг улыбнулись,

И на маму поглядели,

И попили.

И поели,

Над собой

Похохотали,

Да и спать легли.

Устали.

Чики-воки, чики-воки,

Засыпают Ничевоки.

Тише, тише, не шумите,

Ничевок не разбудите…

Тс-с-с…

7. Чтение рассказа по ролям

Мы выяснили особенности характеров девочек. Это поможет нам лучше прочитать этот рассказ по ролям.

8. Работа в парах.

Из группы пословиц выбирайте только ту, которая подходит к нашему рассказу.

Для первого ряда:

Вежливость открывает все двери.

Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.

Нет - друга ищи, а нашёл - береги.

Делу время, а потехе - час.

Для второго ряда:

Где труд, там и радость.

Крепкую дружбу и водой не разольёшь.

Добрый человек добру учит.

Кто скоро помог, тот дважды помог.

Для третьего ряда:

Лето прохлопал, осень протопал, а тут снег на голову.

Птица сильна крыльями, а человек - дружбой.

Красив тот, кто красиво поступает.

Сердце матери лучше солнца греет.

(Ответы детей с аргументацией, обсуждение спорных вопросов.)

8. Работа по серии картинок.

Рассмотрите картинки.

Связаны ли они между собой?

Можно ли составить рассказ?

Поработайте в парах. Составьте рассказ. Мы выберем лучший.

Можно ли назвать девочек настоящими подругами?

Какими чертами они обладают? Почему?

9. Беседа.

Какие сказки о дружбе вы еще знаете? ("Крошечка Хаврошечка", "Бременские музыканты", "Кот, лиса и петух", "Снежная королева", "Иван - Царевич и Серый Волк", "Малыш и Карлосон"..)

У кого из сказочных героев девизом была фраза "Ребята, давайте жить дружно?"

Какие песни о дружбе вы знаете?

Предлагаю спеть песню "Настоящий друг".

IV. Итог урока.

Чему научил вас урок?

Какие чувства пробудил? О чем заставил задуматься?

Заканчивая урок, я прочту вам еще одно стихотворение.

Случается, бываем одиноки,
И не хватает нам душевной теплоты,
Бываем мы задумчивы и строги
И не кому как будто не нужны
И светит солнышко неярко
И нет желанья рисовать,
Читать, играть не интересно
Но, как скажите не скучать?
Мир сразу красками наполнится
Измениться вдруг все вокруг
Когда с тобою рядом будет
Твой настоящий верный друг.

А теперь, давайте создадим своё необычное дерево дружбы. Соединим листья березы, дуба, клёна. Покажем, что у нас в классе только дружные, добрые, отзывчивые дети. На этом дереве не будет ни одного синего листочка!

Синие листья В. Осеева

У Кати было два зелёных карандаша. А у Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю:

Дай мне зелёный карандаш. А Катя и говорит:

Спрошу у мамы.

Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена:

Позволила мама?

А Катя вздохнула и говорит:

Мама-то позволила, а брата я не спросила.

Ну что ж, спроси ещё у брата, - говорит Лена.

Приходит Катя на другой день.

Ну что, позволил брат? - спрашивает Лена.

Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.

Я осторожненько, - говорит Лена. - Смотри, - говорит Катя, - не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.

Мне, - говорит Лена, - только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зелёную.

Это много, - говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала.

Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней:

Ну, что ж ты? Бери!

Не надо, - отвечает Лена. На уроке учитель спрашивает:

Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?

Карандаша зелёного нет.

А почему же ты у своей подружки не взяла?

Молчит Лена. А Катя покраснела как рак и говорит:

Я ей давала, а она не берёт. Посмотрел учитель на обеих:

Надо так давать, чтобы можно было взять.

Синие листья
В. Осеева

У Кати было два зелёных карандаша. А у Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю:
- Дай мне зелёный карандаш. А Катя и говорит:
- Спрошу у мамы.
Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена:
- Позволила мама?
А Катя вздохнула и говорит:
- Мама-то позволила, а брата я не спросила.
- Ну что ж, спроси ещё у брата, - говорит Лена.

Приходит Катя на другой день.
- Ну что, позволил брат? - спрашивает Лена.
- Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.
- Я осторожненько, - говорит Лена. - Смотри, - говорит Катя, - не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.
- Мне, - говорит Лена, - только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зелёную.
- Это много, - говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала.

Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней:
- Ну, что ж ты? Бери!
- Не надо, - отвечает Лена. На уроке учитель спрашивает:
- Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?
- Карандаша зелёного нет.
- А почему же ты у своей подружки не взяла?
Молчит Лена. А Катя покраснела как рак и говорит:
- Я ей давала, а она не берёт. Посмотрел учитель на обеих:
- Надо так давать, чтобы можно было взять.

Творчество советской писательницы Валентины Александровны Осеевой (1902-1969) проникнуто огромным желанием научить детей различать добро и зло в своем сердце, давать верную оценку своим поступкам. Каждый из её коротких рассказов глубоко проникает в душу читателя, заставляет задуматься. Работая воспитателем беспризорных детей, В. Осеева понимала, как важно напитать их души светлыми, добрыми мыслями и чувствами, дать твердые нравственные ориентиры. Именно для этих трудных ребят были написаны её первые сказки и рассказы, которые впоследствии завоевали сердца многих юных читателей.

Добрые и трогательные рассказы Валентины Осеевой «Волшебное слово», «До первого дождя», «Синие листья», «Хорошее» и многие другие стали классикой детской литературы. Сама писательница признается, что хотела бы помочь детям научиться читать и думать о плохих и хороших поступках. Действительно, её короткие повествования дают ребятам образцы человеческих отношений, учат честности, уважению и любви к людям, чуткости к тем, кто нас окружает. В увлекательной форме, на близких детям примерах Осеева помогает понять своим юным читателям, что такое настоящая дружба, как можно простым словом ранить или наоборот, исцелить человека. В своих рассказах-притчах писательница подсказывает ребятам, как строить отношения со сверстниками, как решать возникающие «детские» проблемы, которые зачастую кажутся неважными для взрослых.

Произведения В. Осеевой помогают увидеть, что такие болезни души как эгоизм, жадность, злоба и предательство отравляют жизнь больше, чем внешние неприятности. Написанные легким, интересным стилем, они принесут ребенку немало пользы и обогатят его внутренний мир добрыми, светлыми впечатлениями.

Иван (04:23:49 21/06/2013):
Нормальный рассказ. Мне на всю жизнь запомнился, например. И учит он как раз не быть жадным, а не "перекладывать ответственность".

Алена (15:12:55 29/11/2013):
Это мой любимый детский рассказ. Именно на таких нужно воспитывать своих детей, если хотите, чтобы из них выросли хорошие люди.

Ольга (05:44:53 04/01/2014):
Нормальный рассказ для того времени. Такие ситуации и сейчас могут встречаться, только в более изощрённой форме. А суть - одна: если даёшь, то дай и не попрекай этим.

Ева (23:35:54 12/01/2014):
Этот рассказ я помню из школы и на протяжении многих лет,общаясь с некоторыми людьми я поняла..что так оно иногда и есть и если разобрать его по кусочкам по частям..там очень много смысла..хотя на первый взгляд речь идет о жадности подруги изначально...хороший рассказ...встречала таких людей и давала потом им почитать ссылку..этот рассказ..извинялись даже некоторые..стыдно...

Данил (18:31:28 19/04/2014):
по моему у них дружба как прутик была, а потом сразу порвалась ниточка дружбы

Анимаиса (03:27:23 22/04/2014):
Рассказ-то детский, но его суть может послужить уроком,как говорится,на все времена и возрасты.Потому-то и говорят, что иногда отдавание чего-то другому может его унизить больше, чем отбирание. Сделает человек доброе дело, и будет трубить о своей доброте, а то и предложит с таким чувством, что и брать не захочется. А ответственность на других перекладывать этот рассказ совсем не учит, потому как девочка на вопрос учителя ответила, что у нет нужного карандаша, а не перенесла вину на подружку и не сказала, что та не дала карандаш. Так что, друг Роман, не сделав правильного вывода из рассказа для детей 2-го класса, не стоит, пожалуй, решать за министра образования, что исключать из школьной программы.Мне кажется, что ткак раз такие вот,исключатели,и не поделились бы с другом,т.к. их вывод ими же самими и озвучен:, не сваливайте ответственность на других, что у вас нет карандаша(хлеба, телефона, денег на проезд и пр. и пр.), а потому прав ты, дедушка Крылов:, Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать!,Сказал, и в тёмный лес ягнёнка поволок.Согласна со всеми:в рассказе заложен ещё более тонкий смысл и очень важный, но это уже, как сказано в самой Великой Книге всех времён и народов:, имеющий уши, да слышит,!!!

Андрей Золотов (17:06:24 19/06/2014):
Хороший рассказ!В этой жизни нельзя чтобы у кого-нибудь что-нибудь не просить! Поэтому нужно помнить об этом всегда,чтобы тебе \"не отплатили той же монетой\"

Марина (12:42:24 21/10/2014):
А я бы попросила детей подсказать Лене, как можно было обойтись без зелёного карандаша. А что бы ответили вы?

Валера. (16:57:48 01/01/2015):
Сам помню рассказ по давним школьным годам. А теперь о своем случае. Живем с бывшей женой под одной крышей, так у нее, если в холодильнике что-то залежится, она ко мне-*тут у меня гадость какая-то завалялась-не возьмешь?* Просто выбросить ей жалко, но и дать без того, чтобы не унизить, не может. Беру-я не гордый..)

сергей (21:11:00 11/03/2015):
когда прочитал рассказ я понял смысл что надо делиться не быть жадиной. тк жадничество приводит к большим проблемам не только в школе(колледже) но и дома в компании близких.

Наталья (11:56:40 21/07/2015):
Только что мои дочки (3 и 11 лет) поругались из-за карандаша. Я им прочла этот рассказ... Все всё поняли) А глубокий смысл поищем в более зрелом возрасте. Конечно, мне был задан вопрос самой старшей - 17 лет - А где родители, у других можно было попросить...то есть рассчитывать на себя, искать самой решение проблемы. Но 11 и 3-летних все устроило. Катя - жадина, и так нехорошо. При чем сказали еще - хотя бы сразу сказала - НЕТ! а то обнадеживала же подругу.

Вадим (18:35:37 14/01/2016):
Я этот рассказ со школьных лет запомнил на всю жизнь.И сейчас,через многие годы после школы,нашел его здесь, чтоб встретиться со своим детством.

Ирина (21:34:34 15/01/2016):
Сегодня осуществилось мое желание: я прочла рассказ из детства, который мне очень запомнился. Прошли годы и я вновь захотела его прочитать.Так сложились события жизни, что вспомнился этот, вроде бы незатейливый рассказ.Благодарю мудрого автора В.А.Осееву.Желаю всем здоровья,добра, благополучия!

Людмила (20:35:30 11/09/2016):
Спасибо, вспомнилось детство,я прожила с этой истиной 60 лет,не обижаюсь на поступки людей, просто говорю себе под нос - "Синие листья",если получаю подобное..., они даже не понимают о чем я.

Галина (05:05:50 10/12/2016):
На мой взгляд здесь говорится о том, что проблема в девочке, которая не взяла карандаш. Она не знает как получать удовольствие чуточку отсроченное, ей надо сейчас или никогда... Из коментариев следует, что эмоции одной девочки приемлемы, а другой нет. Та которая не дала, она обратилась к своим чувствам, пыталась сохранить целостность или свои границы, она выражением лица честно показала, что ей жаль, но она справилась с собой и предложила карандаш.А что случилось с той, которая отказалась? Как понять ее? Ей дома отказывают? Безразличие к эмоциям дающей, холодность? Высокомерие? Зависть? Можно продолжать...

Виктория (16:46:19 09/02/2017):
Галина, то, что вы называете высокомерием, это элементарное самоуважение. Да, девочка отреагировала не по-детски, но адекватно. И причем здесь "отсроченное удовольствие"? Есть конкретное задание, которое нужно сделать. Не нужно выискивать смыслы, которых нет в рассказе.

ярослав (17:20:34 09/05/2019):
синие листья красивые. Рассказ хороший.

Главные героини рассказа «Синие листья» — две школьницы, Лена и Катя. Однажды Лене понадобился зеленый карандаш, чтобы раскрасить на рисунке листья и траву. Она знала, что у Кати есть два таких карандаша. Но когда Лена попросила у Кати зеленый карандаш, та сказала, что ей необходимо спросить разрешения у мамы.

Когда на следующий день Лена снова обратилась со своей просьбой к Кате, то получила отказ. Катя сказала, что ей необходимо еще спросить разрешения у брата. На третий день Катя согласилась дать зеленый карандаш Лене, но тут же стала поучать ее, как правильно пользоваться карандашом, чтобы не повредить его. А узнав, что Лена собирается закрашивать им много листьев и травы на своем рисунке, Катя окончательно нахмурилась.

Посмотрев на такую реакцию Кати, Лена решила не брать у нее карандаш и отошла в сторону. Катя предложила ей свой карандаш ещё раз, но Лена отказалась. На уроке учитель обратил внимание, что на рисунке у Лены листья окрашены синим цветом. Он стал выяснять, почему девочка выбрала именно такой цвет? Узнав, что у Лены нет зеленого карандаша, учитель удивился, спросив, почему она не попросила карандаш у подруги. Катя поторопилась сказать учителю, что она предлагала Лене взять карандаш, но та отказалась.

Посмотрев на обеих девочек, учитель сказал, что предлагать помощь следует так, чтобы от нее не пришлось отказываться.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа Осеевой «Синие листья» заключается в том, что истинные друзья должны помогать друг другу искренне и бескорыстно. Катя так долго тянула с решением дать ли подруге карандаш, что Лена в итоге вынуждена была отказаться от ее помощи. Рассказ учит не быть жадным и оказывать помощь друзьям и близким.

В рассказе мне понравилась Лена, которая, поняв, что подруге жалко отдавать ей карандаш, решила, что проще отказаться от помощи Кати и раскрасить листья на рисунке синим цветом, чем потом выслушивать от Лены упреки и нравоучения.

Какие пословицы подходят к рассказу «Синие листья»?

У такого зимой снега не выпросишь.
Скупой запирает крепко, а потчует редко.



© 2024 plastika-tver.ru -- Медицинский портал - Plastika-tver