Как придумать сюжет - мастер-класс - каталог статей - литературный портал блик. Как придумать сюжет - мастер-класс - каталог статей - литературный портал блик Что должно быть в хорошем сюжете

Главная / Хирургия

Возьмите ручку и бумагу. Вот некоторые варианты для поиска идеи:

Ведите журнал или записную книжку. Большинство писателей и сценаристов ведут записи своих мыслей и идей. Со временем у вас накопится отличный сборник идей, к которым вы можете обращаться снова и снова.

Практикуйтесь. Возможно, вам не приходилось годами сочинять что-то необычное. Чем больше времени вы будете браться за придумывание идей, тем больше и лучше они у вас будут появляться.

Записывайте первое, что вам пришло в голову. Сделайте это прямо сейчас. Затем продолжайте писать. Как минимум, в течение 5 минут продолжайте развивать вашу мысль, пишите что-нибудь. Большинство людей сдаются очень быстро... или даже не могут приступить.

Ежедневные газеты. Как минимум, 5 интересных идей можно подчерпнуть из новостных статей любой газеты.

Газетные объявления о чьей-либо смерти, хроники. Часто в газетах можно встретить статьи о неизвестных обществу людях, но проживших интересную и увлекательную жизнь.


Посмотрите мультфильмы. Вспомните те, что содержат ироничные, наивные и изысканные сюжеты. Они могут вдохновить вас на новые идеи.

Послушайте ваших родных. Некоторые забавные и смешные истории из уст ваших стариков могут стать основой к отличной семейной комедии.

Послушайте ваших друзей. Проблемы одного человека, его задачи, способы решения и успехи могут быть интересны каждому.
Ходите на прогулки. В вашем поле внимания обязательно появятся забавные или ироничные жизненные сцены, и обычный шаг за порог вашего дома может открыть глаза на новые вещи.

Принимайте душ. Расслабляющий душ или прием ванной - отличный способ открыть каналы к вашему подсознанию.

Отключите самокритику. Вашей задачей является обнаружение массы идей, большинство из которых, вероятно, будут не так интересны. Однако, если вы потом будете разбираться и сортировать, что звучит хорошо, а что - плохо, вы затем сможете группировать новые идеи.

Уделите этому время и место. Если вы найдете время и место, чтобы уединиться и начать записывать ваши мысли, ваше подсознание автоматически будет переключаться в креативный режим. Постарайтесь выделить некоторое время на собственные нужды. Отключите телефон. Встаньте чуть раньше. Ложитесь чуть позже. Объясните своим близким, что вам нужно немного времени уделить своим делам. Перестаньте заниматься чем-то, что не так важно.


Выключите телевизор. Вам не обязательно смотреть очередную серию или выпуск какого-то развлекательного ТВ-шоу. Навязчивый просмотр телепередач давно промыл мозги большинству зрителей. Настало время перейти из ранга зрителя в ранг создателя.

Пишите слова. Любые слова. Первое слово, которое пришло вам на ум... запишите его. Продолжайте записывать, а потом просмотрите записи и сформируйте образы и направленность идей.

Читайте классику. Проект "Гутенберг" или другие электронные библиотеки хранят десятки тысяч произведений, не защищенных авторским правом и доступных к использованию. Сколько раз сюжеты произведения "Ромео и Джульетта" переписывались и переснимались? Если вы не можете придумать новую идею, скопируйте старую идею. Этот способ всегда актуален.

Посмотрите старое кино. Возможно, вы не добьетесь разрешения на римейк всего фильма, но некоторые идеи взять можно. Вы можете собрать идеи, методы, концепции, сюжеты, типы героев и все что угодно из разных источников. Но только нужно выполнить это в оригинальной форме.

Напишите список 10 самых влиятельных событий в вашей жизни. Что изменило вас? Что сделало из вас человека, коим вы сейчас являетесь? Выберите что-то самое интересное.

Вспомните кого-то, кому вы причинили боль. Возможно, вы сделали это нарочно, или случайно. Поставьте себя на их место. Как бы вы себя повели?

Вспомните кого-то, кто вам неприятен, отвратителен. Это может быть самый ненавистный человек, с кем вам приходилось сталкиваться. Придумайте историю о том, как они стали такими людьми.

Напишите все, что вы знаете. Для вас окружающий мир может показаться скучным, но остальные люди воспримут вашу историю весьма причудливой и занимательной, особенно, если в рассказе будут присутствовать необычные персонажи и ситуации.

В любом романе фабула (не путать с сюжетом) является основой повествования.

Фабула – это сухие факты, действия и события, соединенные причинно-следственными связями (целями, задачами, мотивами) и выстроенные в хронологическом порядке; это костяк сюжета (герой родился – женился — умер).

Сюжет – это эмоциональный авторский рассказ о событиях, с дополнениями, оценками, возможными отступлениями от изначальной хронологии (герой перед смертью вспоминает, каким родился, когда женился и какую жизнь прожил). Разницу между фабулой и сюжетом можно увидеть на примерах в статье .

Фабулу называют замыслом сюжета, а сюжет – это уже раскрытие и развитие фабулы на практике – в тексте повествования. И для того, чтобы эффективно работать над сюжетом истории, важно разобраться с самой основой — с правилами построения восьмипунктовой дуги фабулы.

Мастер-класс «Пишем рассказ: от идеи до альфа-версии»

Всегда хотели писать рассказы, но не знали, с чего лучше начать? Пробовали, но рассказы у вас не получались?

Подключайтесь к мастер-классу Школы – и через 2 недели сможете отправить готовый рассказ в редакции журналов.
Срок проведения - с 18 мая по 1 июня 2018 года.

Как построить фабулу романа, используя восьмипунктовую дугу

В построении фабулы выделяется восемь основных фаз-«точек» — элементов так называемой восьмипунктовой дуги. Восемь фаз – стазис, импульс, цель, неожиданность, решающий выбор, кульминационный пункт (климакс), поворот, развязка – это точки развития замысла, от «жили-были» через «встречались-боролись-преодолевали» до «долго и счастливо».

Рассмотрим фазы дуги подробнее.

1. Стазис — по сути, экспозиция: обычный день в обычное время в . Да, те самые «жили-были», обрисовка ситуации, стартовая площадка, с которой фабульная дуга пойдет «на взлет» — в развитие, через первый импульс.

2. Импульс – непредвиденность. В обычный и ничем не примечательный день происходит нечто из ряда вон выходящее; случай, выбивающийся из событийного ряда, нарушающий привычный ход вещей.

Импульсом может быть все, что угодно, — давнее воспоминание, пожар в доме, приезд дальнего родственника или старого друга, дурной вещий сон, неожиданное увольнение, знакомство и так далее. Главное – импульс делает этот день, статичный и обыкновенный, необычным, провоцирует дальнейшие, не менее неожиданные события и формирует новую цель.

3. Цель – следствие импульса.

Цель может быть двоякой: а) избавиться от последствий импульса, преодолеть его и вернуться в изначальное состояние стазиса; б) удержать, сохранить и развить, чтобы и дальше менять ситуацию.

Как правило, первое (а) – это отрицательный, негативный импульс, а второе (б) – положительный, позитивный. Но может быть и наоборот – и негативный импульс (допустим, пожар в квартире) сработает позитивно (подвигнет зашевелиться, сменить работу и переехать из неблагополучного района), а положительный импульс повлияет на цель негативно – допустим, долгожданный приезд родственника обернется массой проблем и желанием избавиться от гостя, усталостью и стремлением быстрее вернуться в стазисное состояние.
Так или иначе, но цель формируется и влечет за собой массу неожиданностей. И – главную неожиданность.

4. Неожиданность – это событие, либо продвигающее вперед, либо тормозящее.

Продвигающие и приятные неожиданности – это, конечно, хорошо, но неприятные – интереснее и важнее. Не забываем о том, что переживания из-за неудач и неурядиц сближают сильнее, чем счастливая удачливость. И включение в историю благодаря «героическим» неприятностям происходит быстрее.

Однако при работе с неожиданностями важно соблюдать следующие правила:

а) неожиданностей не должно быть слишком много – одна-две;

б) неожиданность должна быть непредсказуемой и удивительной для читателя;

в) она должна быть естественно вытекающей из обстоятельств.

И, разумеется, неожиданность должна стать движущей силой для решающего выбора.

5. Выбор – это решение, которое принимается для преодоления неожиданных препятствий и достижения цели.

Выбор должен быть тяжелым, трудным (если возможно – поворотным в судьбе) и обязательно сознательным. Обязательно. Автоматическое решение по принципу «куда несет – туда и плыву, чему быть – тому не миновать» — это, конечно, тоже выбор, но не решающий. Если герой не понимает, что делает, то это случайность, которая никоим образом не влияет на историю героя. Решающий же выбор предшествует повороту в истории и судьбе героя, предполагает понимание (что за действие, что за бездействие) и даже в тупике «пробивает» новый путь.

6. Кульминационный пункт (климакс) – это итог неожиданности и решающего выбора; эмоциональное сюжетное событие; фаза, предшествующая повороту.

Например, герой идет на работу и видит горящий дом, из которого доносится детский плач. По натуре трусливому герою предстоит сделать выбор – вызвать пожарных и смотреть или бежать спасать людей. Он выбирает – помогать, и начинается кульминационная сцена спасения людей из пожара. Преодолевая себя и собственную трусоватость, герой приходит на помощь – и опаздывает на работу. А там – злой шеф, который не церемонится с сотрудниками. И за благое дело увольняет нашего замечательного спасителя. А вот и поворот.

7. Поворот – это событие, которое меняет состояние героя и течение всей истории.

Поворот должен быть:

а) логичным и правдоподобным (то есть в нашем примере про злого и нетерпимого к опозданиям шефа нужно сказать в тот момент, когда герой, уже преодолев свою трусость, мечется – помогать или нет, ибо шеф — зараза, а работа крайне нужна);

б) обязательным, неизбежным, но неожиданным для читателя – да, не забываем удивлять;

в) должен вытекать из предшествующих событий – быть их закономерным итогом.

Без подобных поворотов история пуста и пресна, в ней обязательно должно случиться такое, чтобы читатель подскочил от возмущения, страха или изумления с криком: «Почему? За что? Как же так?». И добавить после: «Вот это да! Вот это поворот!». И – «вот это развязка!»

8. Развязка – итог всей дуги, всех фаз.

Ситуация возвращается в стазис – в тот самый обычный день обычного времени и обычного мира, в стабильную ситуацию, и на этом фоне показывается измененное состояние героя. Что он потерял, а что – приобрел. Развязка тоже должна быть и логичной, не выбивающейся из русла реальности, и удивительной для читателя.

Как применять восьмипунктовую дугу в написании книги

Восьмипунктовая дуга применима не только к фабуле всего произведения целиком, но и к любой его . Таким образом, дуги могут быть:

  • главными – история в целом;
  • большими – части, главы;
  • малыми – сцены.

Разница между малой и большой дугой – в значении решающего выбора, в весомости цели, в силе неожиданности, в крутизне поворота и глубине изменений героя в развязке.

Как видите, по данной схеме можно выстроить любой замысел, и провести по восьми стержневым точкам и сцену в главе, и каждую главу, и двухтомную историю. Это черновая и мыслительная работа, которую желательно проделать до начала написания. Ведь когда у замысла появляется четкий стержень, становится гораздо легче воплощать его в интересный и захватывающий сюжет.

Дарья Гущина
писатель, автор-фантаст
(страница ВКонтакте

Статей о том, как создать интересный сюжет, который оставит и читателя, и автора удовлетворенным, довольно много, но хочется вставить и свое слово. Сюжет зависит от многих факторов, и в этот раз я постараюсь разобрать самые главные из них – композиция или структура сюжета и персонажи на примере одного из самых известных современных фильмов и своих собственных фантазий на тему сюжета.

Часть 1. Теория

В первую очередь, стоит начать со структуры . Неважно, какого размера произведение или фик вы пишете – в каждой истории должны быть завязка, развитие действия, кульминация и развязка. Эта структура известна всем ещё со времен учебы в школе, но вот детали многие часто забывают. На что стоит обратить внимание в первую очередь, так это на размер каждой из частей. Завязка часто делится на экспозицию и, собственно, побуждающее происшествие . Экспозицией нужно заинтересовать читателя и дать краткое описание того, что происходит в обычной жизни героя. Конечно, экспозицией можно и пренебречь и забросить героя сразу в гущу событий, но тогда автору будет гораздо сложнее показать, как выглядела жизнь героя до завязки. В зависимости от размеров и жанра произведения варьируется размер экспозиции и завязки. Если вы пишете рассказ или мини, то введение в сюжет должно занимать от полутора страниц до примерно 3-4. Можно, конечно, и больше, если ваш рассказ страниц на сорок. В одной книге был такой пример касательно жанра или стиля повествования (это было о кино, но тут тоже очень уместно): «У кинопрокатчиков есть любимая шутка: типичный европейский фильм начинается с показа золотистых, освещенных солнцем облаков. В следующем кадре – еще более прекрасные и пышные облака. Еще кадр и облака становятся поистине роскошными и окрашиваются в красный цвет. Голливудский фильм начинается с показа рваных золотистых облаков. Во втором кадре из этих облаков вылетает «Боинг 747». В третьем он взрывается». Прикидывать должны вы сами и при этом чувствовать, что часть не является затянутой. Автор лучше знает, на чем делать упор. Развитие действия – это основная масса произведения, но об этом всем известно. Концовка должна занимать чуть меньше, чем завязка и экспозиция.

Но для чего я писала всю эту теорию, которую многие знают и без меня? Конечно, для плана произведения ! Почти в каждой статье об этом говорится, но многие продолжают игнорировать этот пункт. Но если у вас в голове вертится история неопределенного размера и с не особенно точным сюжетом, то составление плана может помочь вам выйти из творческого ступора или кризиса. Простой горизонтальный лист бумаги, разделенный на три части (первая и третья небольшие, середина самая объемная) уже позволит вашему подсознанию вписать идею в эти рамки.

Лучше всего привести несколько примеров для наглядности. Мой любимый – «Пираты Карибского моря», и мы возьмем самый первый фильм, «Проклятие Черной Жемчужины». У нас есть три главных героя – Джек, Уилл и Элизабет. Для каждого героя создана своя экспозиция. С самого начала она связывает Уилла и Элизабет и показывает, что фильм будет о пиратах. Даже если убрать название, то после первых минут все станет ясно. Именно так и должно быть в хорошем произведении – намек на то, что будет вести нас через всю историю. Также в самом начале дается интересная и важная деталь – странная монета на груди Уилла – она привлекает внимание зрителя и также является одним из двигателей истории, но об этом я скажу немного позже.

Затем мы видим три кратких предыстории, которые описывают положение героев, как социальное, так и общее место в жизни и их характер. Уилла мы видим талантливым, влюбленным и робким. Элизабет – умна, имеет собственное мнение и не любит идти на поводу у других людей, а Джек Воробей, простите, капитан Джек Воробей неординарно мыслит, обладает чувством юмора и полагается на удачу или свой гениальный план (после всех фильмов все равно трудно понять, гений он, или ему невероятно везет), которому сопутствует доля безрассудства и нежелание думать о последствиях.

Основная часть фильма развивает все то, что было заложено в начале. Герои проходят нелегкий путь не только из-за внешних обстоятельств, но их ждет и внутренний «путь» - они меняются, становятся более смелыми или, наоборот, проявляют трусость, которую от них не ждали. Все это развитие укладывается в основную часть. Кульминация и развязка – это подведение итогов, проверка, как изменившиеся герои пройдут главное испытание или препятствие.
Теперь немного поговорим о теме, которую я уже подняла, о персонажах . Они – двигатель вашей истории и, собственно, то, ради чего вы это пишете. Сюжеты часто стираются из сознания читателей, а вот образы героев остаются. Мало кто сможет назвать каждый сюжетный поворот в «Пиратах Карибского моря», но Джека помнят все. Но перейдем к практике.

Часть 2. Практика

Чем так важен герой? Без него история рассыпается, он - тот клей, который держит сюжетные повороты вместе. Даже если у вас есть собственный продуманный мир или сюжет, этого все равно не будет достаточно, если у вас нет главного героя или нескольких. Почему? Потому что каждый персонаж реагирует на события определенным образом. Допустим, у вас есть часть сюжета – герой выходит из музея и видит, как неподалеку какой-то мужчина грабит женатую пару. Это начало истории? Да. Но оно практически бесполезно без личности главного героя. Текст с нарративом должен создавать собственный мир (даже если это не фантастика и не фэнтези) и населять его персонажами и объектами. Этот мир должен меняться под воздействием причин, вызванных действиями людей. Если наш персонаж – полицейский, который ходил в музей посмотреть на картины, то он бесстрашно бросится помогать, возможно, получит ранение, попадет в больницу… Вот, уже есть развитие истории, но это не особенно интересно. А что если наш персонаж – вор, который только что ограбил этот музей? Что он будет делать?

Поэтому персонажи так важны в истории. Если вы хотите создать интересный сюжет, то вам нужен яркий и многогранный главный герой. Для лучшего рассмотрения возьмем последний вариант и снова обратимся к вопросу завязки. Что такое завязка? Это побуждающее происшествие, которое переворачивает мир героя и заставляет его выйти из зоны комфорта. Герой должен отреагировать на это действие, потому что оно лишает определенного равновесия в жизни. Одна из хороших идей для начала любого сюжета заключалась в том, что во время или немного до побуждающего происшествия герой делает выбор между тем, чтобы пойти простым путем или все-таки сделать то, что выходит за его зону комфорта – с этого и начинается сюжет. В тех же «Пиратах Карибского моря» Джек мог не прыгать в воду, чтобы спасти Элизабет, но он это сделал и попался в руки властей. В седьмом эпизоде «Звездных Войн» Рей могла отдать дроида в руки торговца и получить много продовольственных пайков, но она выбрала сложный путь - и с этого началось её приключение. Если говорить о воре, который видит ограбление на улице, то простой путь для него – уйти, будто он ничего не видел, но так не получится и сюжета. Но он может пойти сложным путем – помочь людям, там вовремя объявится полиция, он будет героем, но и свидетелем. А свидетелю надо дать показания в участке. Но у него же в сумке украденная картина… Что хочет сделать герой? Сбежать от полиции. В этом заключается его осознанное желание – он хочет вернуться в зону комфорта, и попытки достичь ее и становятся нашим сюжетом. Именно так образуется история и интересный сюжет. Но в идеале в истории должен быть не только осознаваемый объект желания, но и неосознаваемый, тот, который герой преследует бессознательно. Это может быть стремление быть любимым, пережить приключение или что угодно еще. Конечно, в некоторых сюжетах подсознательное желание может и не фигурировать. У Джеймса Бонда, например, такого желания нет.

Итак, чтобы придумать начало интересного сюжета нам нужен главный герой с ярким характером, действием, которое даст ему цель и определенное противодействие. На этом строится завязка. Противодействие может идти с разных сторон – это могут быть как внешние обстоятельства (Темный властелин, полиция, непонимание со стороны семьи), так и внутренние – борьба с самим собой, например. Но противодействие может быть не одним. Что мешает Джеку получить «Черную жемчужину», а также достичь подсознательного желания – полной свободы? Две силы – капитан Барбосса, устроивший бунт на корабле (если я не путаю), и правительство островов, которое хочет уничтожить пиратов в принципе.

Идем дальше. Увлекательный сюжет строится на преодолении препятствий. Противодействующие силы (а они должны быть в любом произведении), которые возникают в завязке, набирают мощь, а потом главный герой встречает их в кульминации. Но что же находится между всем этим? Развитие действия представляет из себя возрастающее количество трудностей на пути к цели. Это довольно просто и не требует особых объяснений, но сюжет усилится, если герой несколько раз пройдет «точку невозврата ». Напряжение должно нарастать, ставки увеличиваться, а все события, которые по масштабу похожи на то, которое уже было, должны быть вычеркнуты, иначе читатель начнет скучать. В «Парке юрского периода» динозавр, с которым столкнулись герои, не должен быть похож на предыдущего. Сначала большой травоядный, который может наступить/ударить тяжелым хвостом, потом тираннозавр, большой, хищный, но от него можно убежать, а после этого самый серьезный противник – группа небольших, но самых опасных и умных динозавров, которые могут найти и окружить жертву. Напряжение нарастает, потому что у героев все меньше шансов выжить.

Снова вернемся к нашей «практике» - к вору с украденной картиной. Он попадает в участок как свидетель. Его могут заподозрить, поэтому он порывается уйти. Напряжение начинает расти, но у нашего героя много шансов. Ситуация обостряется, когда персонаж видит собственный портрет на стене участка с надписью, что его надо задержать. Ставки повышаются. Если раньше он мог сказать, что картина – лишь репродукция, а он – художник, то теперь его точно схватят, если узнают. Портрет – это важная деталь истории, как и монета в «Пиратах», она является объектом в мире, окружающем героя и влияет на сюжет. Это не «рояль в кустах», вполне обоснованно, что в полицейском участке будут висеть портреты опасных преступников. Что должен сделать герой теперь? Правильно, сорвать свой портрет, который висит на самом видном месте, но сделать это незаметно. Что должен автор написать дальше?

И сейчас мы подошли к такой сюжетообразующей конструкции, как «действие – брешь между ожиданием и результатом – реакция – действие». Брешь заставляет героя двигаться дальше, потому что его цель не достигается лишь одним шагом. Поэтому автор не должен дать сорвать портрет и создать эту брешь. Потому что если он это сделает, то полицейский его отпустит и история закончится так просто, а это разочарует читателя. Риск должен возрастать до самой кульминации, когда ситуация будет описываться фразой «все или ничего». Так что наш вор подбирается к портрету, всеми силами отвлекая внимание на других, уже срывает, но тут вмешивается кто-то и берет бумагу у него из рук, смотрит на нее и узнает преступника. Брешь, ставки повышаются, ситуация становится все опаснее.
Главный вывод – читателя надо постоянно держать в напряжении и постоянно повышать ставки, не повторяясь. Но как это сделать? Как придумать такие конфликты, которые приведут к нужному развитию героя и создадут необходимые противодействующие силы?

Ответ заключается в главном герое. Именно поэтому важно создать яркого персонажа, реалистичного и глубокого. Такой персонаж сам даст необходимый толчок к созданию многогранного сюжета. Герой должен вступать в конфликт , и именно автор должен определить, какой конфликт станет самым трудным для героя. Конфликты бывают разными. Он бывает внутренним, на этом основываются психологические романы, есть конфликт личностный, когда протагонист борется с антагонистом, человеком, со своими личными целями, а есть внеличностный – это всевозможные боевики и фильмы ужасов. В боевиках герой сталкивается со многими представителями антагонистических сил – приспешниками зла, ордами орков, динозаврами и роковыми женщинами (но не в одном произведении, прошу). Стоит также упомянуть, что антагонизм не обязательно должен быть чем-то опасным или смертельным, ведь во флаффе он тоже может и, на мой взгляд, даже должен присутствовать. Если вы пишете про героя, который готовится к Рождеству, ведь должна приехать его семья, то противодействующими силами вполне может стать время. Он не успевает приготовить ужин, в торговых центрах огромные очереди, елка падает и все игрушки разбиваются – нарастает напряжение, ведь праздник вот-вот будет испорчен окончательно. Вроде ничего опасного, криминального, но конфликт тоже есть. Именно из-за него и возникает интерес.

Автор должен смотреть, что станет самым сложным препятствием для героя в его попытке достичь цели. Это бывает сложно, но автор должен раз за разом задавать себе вопрос: а что самое ужасное может произойти теперь? Мучить своих персонажей нравится не всем, но тогда вы не получите развитие характера. Чем нам не нравятся Мэри Сью и банальные боевики? Тем, что герой напролом идет к своей цели, убивая/покоряя каждого, пока не достигнет главного злодея. Это интересно? Нет, потому что он не проигрывает и не собирается. Это похоже на проверку, как далеко может зайти герой. Но при таком развитии событий все и так знают, что будет дальше. В большинстве Голливудских фильмов мы тоже знаем, что у героев все будет хорошо, но мы за них переживаем, ведь они регулярно терпят поражение и теряют шансы на счастливый конец.

Главный герой - это, конечно, хорошо, но для интересной истории слишком просто. Второстепенные персонажи оттеняют главного героя, вводят новые небольшие идеи и помогают раскрыть основной замысел. Например, при преодолении опасного препятствия один из второстепенных персонажей может и не выжить, что обострит ситуацию и покажет, насколько все серьезно для главных героев. Также второстепенные сюжетные линии помогают разнообразить повествование, дают новых интересных героев.

Например, та пара, на которую напали, собиралась разводиться, и пока мы следим за главным героем, мы также можем видеть, какое развитие отношений происходит у них. Если сначала, пока полиция не знает, кто такой наш герой, опрашивает их всех вместе, то пара постоянно ругается – муж обвиняет ее в том, что она чуть ли не открыто достала на улице деньги и все в таком духе. Потом их конфликт все нарастает, но мы отвлекаемся от них, потому что нашего главного персонажа узнают и пытаются схватить. Что он делает? Паникует, хватает один из пистолетов и берет эту пару в заложники. Новый конфликт! Он не хочет их убивать, но больше никто об этом не знает. Допустим, он смог добраться с ними до какого-то места, где он может контролировать ситуацию и не дать себя схватить или даже убить, но счет идет на минуты – ему надо придумать решение. В ход снова вступает подсюжет, эта пара боится за свою жизнь, и муж, например, просит, чтобы он оставил в заложниках только его, но отпустил жену, потому что он боится за ее жизнь.

Эта сюжетная ветка делает резкий поворот, второстепенные герои реагируют на события. Что произошло в этот момент? Мужчина понимает, что любит свою жену, а деньги и все те проблемы, из-за которых они ссорились, не особо важны. Происходит развитие второстепенных персонажей. Пара мирится, и главный герой решает, что это выход. Так он может показать, что у него нет особенно плохих намерений – ему просто хочется остаться на свободе. Вот и первая победа героя за все время с начала сюжета. Постоянные поражения тоже иногда утомляют читателя, так что стоит чередовать это с небольшими победами.

Можно вставить еще один подсюжет, включив в повествование двух второстепенных героев-полицейских. Один из них, например, «новичок», хоть он служит уже пару лет, но на него никто не обращает внимания (пусть это будет криминальная комедия, а не что-то особенно серьезное). Второй – опытный полицейский, который все время гонялся за крупным делом, желая выслужиться, поэтому он обходил других не самыми честными способами, мало с кем считался, пусть иногда и испытывал угрызения совести за это. Но этот второй полицейский не признает знаменитого вора, это делает «новичок», когда берет портрет в руки. Именно «новичку» участок должен быть обязан за признание преступника, но опытный полицейский забирает всю славу себе и отодвигает первого на задний план. У этих героев тоже образуется конфликт. Для новичка главное препятствие – его опытный начальник, который не дает проявить себя. Для второго – противодействие вора, который не дает попасться, а если он уйдет от них, то полицейский никогда не получит повышения.

Что мы выяснили из этого пункта? Второстепенные герои формируют свои собственные небольшие сюжеты, которые помогают развивать историю, иногда могут пересекаться с главными действиями и влиять на них. Но и тут все двигают персонажи. Важно не просто создавать напряжение, но еще и вызывать у читателей эмоции. Среди положительных – радость, любовь, восторг, трепет, среди негативных – ужас, печаль, унижение, сожаление, стресс и другие. Как и похожих событий не должно быть в сюжете, также стоит поступать и с эмоциями, которые появляются у читателей. Эмоции также стоит чередовать «положительная – негативная –положительная».

В итоге наш сюжет должен подойти к кульминации . Самое главное ее правило – не оставлять кульминацию «за кадром», в критический момент герой должен сделать выбор, как и делал на протяжении всего произведения, на глазах у читателя. В кульминации, в идеале, надо свести все вопросы и истории воедино. Лучшим финалом может стать тот, где автор дает то, что читатель так сильно ждет, но в максимально неожиданной форме. Если мы сочувствуем нашему герою-вору, то хотим, чтобы тот сбежал, но не знаем, как именно. Конфликт продолжает нарастать. Опытный полицейский ведет переговоры, ему ставят в заслугу освобождение одного из заложников, и тот решает, что преступник слишком мягок, так что можно атаковать здание, где он спрятался. Мы подходим к самому важному моменту, где решится все, что было заявлено. При штурме вора могут схватить или убить, так что он потеряет все. Случайно могут убить и заложника, так что восстановленные отношения также могут обернуться трагедией, а если преступник уйдет, то полицейский потеряет свой шанс. У каждого из них на карту поставлено всё, и кульминация должна это решить. Когда читатель доходит до самого конца, ему должно казаться, что иначе и быть не могло, такое развитие событий было предопределено с самого начала и в тот же момент было совершенно неожиданным.

Вот так, на мой взгляд, можно сформировать интересный сюжет. Если подвести итог, то надо взять необычный мир или ситуацию и найти героя, которого это затронет больше всего. Или, если у вас есть герой, то придумать ему такое происшествие. На протяжении всего произведения герой будет развиваться, вступать в борьбу с самыми опасными для него силами, иногда проигрывать, иногда побеждать, а потом он дойдет до кульминации, которая должна быть критичной для любого из участников конфликта, которые «присутствуют» в этом моменте. А дальше – ваша работа как автора. Надеюсь, это статья с многочисленными примерами если не помогла, то хотя бы дала пищу для размышлений. Удачи в творчестве и создании сюжетов!

Прежде всего, помните, интересные задумки буквально витают вокруг вас и нужно только руку протянуть - у вас будет идея. Но только идея. Чтобы написать что-то хотя бы удобочитаемое, нужно много работать. И еще. Не ходите проторенными дорогами, пишите необычно и захватывающе.

Пишут в основном либо по чьему-либо произведению, либо свои собственные рассказы, так что сначала изложу некоторые идеи для фанфиков.

Что такое вообще фанфикшн как явление? Кто-нибудь вспоминает перед написанием своего шедевра? Нет? А зря все-таки. Фанфик - это взгляд читателя на произведение. Поклоннику очень хочется продолжить любимую историю. Но раз уж вы пишете, чтобы читали, то надо запомнить твердо: потенциального читателя в первую очередь волнуют герои канона, главным действующим лицом должен быть один из них. Вы этого персонажа прекрасно знаете вдоль и поперек благодаря исходной книге. У вас уже есть герой, осталось только заставить его действовать. Не стоит помещать в мир книги себя любимого, это не воспримется хорошо. Так же будет, если вы введете новых героев второго плана. Вы пока еще не профессионал, такие образы меркнут в сравнении с хорошо и ярко выписанными канонными персонажами. Используйте то, что есть, за вас уже сделали половину работы.
Теперь все же о больном месте – сюжете. Вот несколько способов придумать сюжет без особых трудностей.

Способ номер раз, более-менее последовательный:

Не поленитесь, выпишите наиболее употребляемые выбранным вашим героем слова и выражения, описание его внешности, постарайтесь добавить в это как можно меньше отсебятины. Это не ваш персонаж, относитесь к нему уважительно! После этой весьма увлекательной работы попробуйте поставить своего, теперь уже полностью прочувствованного и понятого героя развести на откровенный разговор. Прямо так и пишите диалог, как есть. Ваша фантазия будет подсказывать вам все новые темы для обсуждения. Из рассказов вашего героя вполне может получиться неплохая задумка. И писать будет проще.

Способ номер два, музыкальный:

Послушайте свои любимые песни, а потом переведите, если они были на иностранном языке. Если песня имеет хоть какой-то смысл, то попробуйте поставить своего героя в похожую ситуацию. По песням "Мельницы" написано уже наверняка не одно произведение, например фанфик "Невеста Полоза".

Способ номер три, подсознательный:

Откиньтесь на спинку кресла, закройте глаза и попытайтесь ни о чем не думать. Через некоторое время мысли потекут сами собой, постарайтесь им не мешать, но запомните то, о чем вы думали. Наверняка в этом внутреннем монологе вы поднимете самые волнующие вас проблемы, а там и до сюжета недалеко.

Способ номер четыре, комбинативный:

Выпишите на отдельную бумажку имена всех героев фандома и просто наобум соедините стрелочками. Выберите самую интересную и незаезженную пару. Пофантазируйте на тему их отношений, вот вам и сюжет. Только не пишите о слишком экстравагантных сочетаниях (пейринг АД/Гигантский Кальмар меня когда-то просто добил), иначе не воспримут всерьез.

Способ номер пять, заявочный:

На сайте около 100000 заявок, одни сюжеты, только пиши.

Теперь поговорим об ориджиналах.

Это уже полностью ваша территория, как собственное королевство, чего хочу, того и ворочу. Только воротить надо хорошо, иначе читать никто не будет. Здесь тоже можно использовать способы 2, 3, 5, а также несколько других:

Способ номер шесть, человеческий:

Поговорите с родителями, бабушками, родителями друзей, выслушайте всех, кто захочет вам что-нибудь рассказать о жизни или бурной молодости. Разные истории услышите: и смешные, и драматичные, только записывай.

Способ номер семь, вдохновенный:

Дождитесь момента, когда вам до зуда в ладонях захочется что-нибудь написать, чтобы аж трясло от предвкушения творчества. Не думаю, что в таком состоянии вы продержитесь долго, но наверняка сядете за клавиатуру и изложите неплохой сюжетик.

Способ номер восемь, сказочный:

Перепишите какую-нибудь сказку поподробнее, а там, может, и поменять что-нибудь захочется в аксиомах сказочной жизни.

Способ последний, дружеский:
Найдите соавтора, когда вас двое, то и сюжеты получаются в два раза лучше.

После этих нескольких способов вы наверняка уже обзавелись неплохой задумкой. Я в вас верю, она действительно неплохая. Дело за малым, написать. Начать лучше всего с ваших героев. Теперь вы сами творец! Почувствуйте себя Демиургом, не меньше! Только твердо запомните, если ваш персонаж не вписывается в сюжет, лучше менять не героя, а события. Именно герой, трехмерный человек со своим внутренним миром запомнится вашим читателям, а никак не лихие повороты событий.

Напишите план, как в школе. Очень пригодится. Это как конструктор, кубики потом сделаете нужного размера, а вот план, по которому будете их собирать, лучше иметь в самом начале, чтобы потом не забыть, что вы строите.

Начинайте описание в любом месте. Что нравится, то и пишите. Хоть с конца начинайте. Пишите много, потом все равно вы урежете исходный вариант рассказа при редакции.

Когда редактируете, постарайтесь избавляться от однообразия в речи. Русский язык такой богатый, пользуйтесь его возможностями, влюбите читателя в вашу манеру писать. Рисуйте события, как художник, а не рассказывайте о них нудным голосом диктора. Речь должна быть вкусной, живой.
Не знаю, могу ли я давать подобные советы, но прочитать такие произведения мне бы ужасно хотелось!

А главное, пишите с чувством и тогда будут и слава, и читатели. В общем, удачи.
(Выражаю надежду, что MS Word помог мне не "насажать" ошибок.
Статья написана по моим впечатлениям от «вумных» книжек маститых писателей.)

Если вы прочли немало книг (а иначе что вы здесь делаете?), вам наверняка знакомо это чувство: казалось бы, неплохо написана, в ней есть какие-то изюминки, но вот не захватывает она воображение, и всё тут. Или обрывается совершенно неожиданно. Или очень растянута. Всё это говорит о том, что автор не уделил достаточно внимания развитию сюжета. В этой статье мы рассмотрим несложные правила, которые помогут вам не допустить распространенных ошибок начинающих писателей в своем творчестве и придумать сюжет для книги . Конечно, если у вас прирожденный талант, может быть (всякое бывает), вам удастся обойтись и без них, но знание теории, ни в коем случае не повредит.

Итак, как придумать сюжет? Есть некоторые нехитрые правила, которые помогают удачно начать произведение и развить идеи автора на бумаге.

18 советов о том как придумать сюжет

1) Когда вам приходит в голову оригинальная идея для будущего произведения, не торопитесь сразу же приступать к делу. Откладывать в долгий ящик тоже обычно не рекомендуют, но эффективнее ваше творчество будет тогда, когда вы несколько дней предварительно прокрутите в голове сюжет, характеры героев и возможные события, а потом уже подготовлено приступите к делу.

2 ) Эффектное начало – почти залог успеха. Завязка должна быть безупречной стилистически и яркой, захватывающей, дабы заинтриговать читателя с первых же страниц.

3) Формула интересного сюжета: завязка –> развитие действия –> кульминация –> развязка. Только так. В процессе написания должна постепенно разворачиваться динамика действительности. События в тексте соединяются причинно-временной связью, как и поступки персонажей. Чтобы не запутаться, смело используйте, который для современных авторов является просто незаменимым помощником.

4) Сюжет нужно развивать постепенно: опишите происходящие события с разных сторон, различных точек зрения. Для этого можно использовать несколько героев. У вашего повествования может быть не один план, а каждый из них будет развиваться параллельно другим.

5) Нельзя забывать про чередование диалогов, событий и монологов.

6) Избегайте тяжеловесных описаний. Больше динамики!

7) Используйте описание быта, наполните свой маленький мир деталями.

8) Добавьте в вашу книгу загадку, над которой читателю придется поломать голову. Иногда выдавайте подсказки, но не раскрывайте всего полностью. Дайте читателю возможность ощутить, что он дошел до всего сам, логически.

9) В вашей книге должна быть изюминка, призванная зацепить читателя. Это может быть идея, явление, юмор, внутренний мир героев.

10) Окружающий мир подайте в красках. Лучше всего – через видение главного героя.

11) Не раскрывайте идею всего произведения преждевременно, или прямым текстом! Подталкивайте к ней читателя постепенно, через действия, делайте намеки в диалогах.

12) Произведение становится богаче и интереснее, когда в нем присутствуют сквозные образы. Постепенно развиваясь, они появляются в разных местах сюжета и гармонируют с основной линией. Что это такое? Рассмотрим на примере творчества Пушкина: в «Медном всаднике» таким сквозным образом является образ Петербурга.

13) Используйте метафоры, они делают сюжет живым.

14) Замечайте мелочи. Благодаря мелочам, картинка становится четкой. В то же время, не углубляйтесь в детали слишком подробно — нужно найти золотую середину, чтобы оставить читателю место для его собственного воображения.

15) Вместо того чтобы рассказывать о событии, опишите его. Можно написать, что герой расстроился, а можно дать почувствовать это. Разница существенна.

16) Введите в сюжет необычных, неординарных героев, и не теряйте их. Пусть они выделяются и оживляют ваш сюжет — за такими персонажами всегда интересно наблюдать.

17) У каждого персонажа должен быть свой взгляд на мир. Но не нужно подробно описывать его в самом начале книги. Вы должны показать его не только простым описанием, но через события, диалоги и монологи. Кроме того, в ходе вашей истории герой должен измениться внутри. Это может быть моральный или духовный рост, кардинальное изменение взглядов. Заставьте читателя понять главного героя и сопереживать ему, радоваться его успехам. Подробнее о том, как создать героя для книги читайте в моей статье.

18) И напоследок: очень хорошо подумайте над развязкой. Так как на нее возложена большая миссия. Развязка должна заставить читателя заволноваться, задуматься, осмыслить главную идею книги. Окончание книги должно оставить приятные ощущения в душе.

Следуйте этим правилам, и у вас всё получится! Работайте над собой, творите, не бойтесь придумывать что-нибудь совершенно новое и неординарное. О том, как придумать героя, и многом другом.



© 2024 plastika-tver.ru -- Медицинский портал - Plastika-tver