Музей российской фотографии. Хмурый полдень XXI век

Главная / Ортопедия и травматология

В Галерее имени братьев Люмьер проходит выставка фотографий Михаила Савина. Он широко известен как военный фотограф, его снимки Великой Отечественной стали классикой. После войны Савин 50 лет проработал собкором журнала «Огонек». И некоторые кадры, сделанные в это время, стали не менее знамениты, чем «Кошка с простреленным ухом» или «Танковый бой».

Экспозиция «Зима будет холодной» посвящена репортажным снимкам из Франции и Вены, где Савин снимал встречи Никиты Хрущева с Шарлем де Голлем и Джоном Кеннеди накануне охлаждения отношений между СССР и США. Теперь эта тема приобретает новую актуальность. Чтобы ее оценить, стоит посетить выставку. А сейчас хочу поговорить о том, что в снимках Михаила Савина особенно интересно, — его удивительном умении не только снять сюжет, но и погрузить зрителя в атмосферу происходящего, создать эффект присутствия. В этом ему помогают и выбор точки съемки, и работа с перспективой и даже «фотошоп» образца 1943 года.

Но в первую очередь — самоотверженность и преданность делу. Ведь чтобы читателю фронтовой газеты показать танковый бой глазами бойца, нужно самому побывать в этом бою:

Что больше всего в память врезалось? Не то, как под пулеметными очередями ползал, чтобы снимок сделать для газеты, как в атаку с солдатами шел, опять же ради снимка, — все это слилось во что-то единое, страшное, кровавое, о чем и вспоминать не хочется.

1941 Навстречу вражеским танкам. Зритель чувствует себя вжавшимся в снег бойцом, ощущает звенящий мороз в преддверии скорого боя.

1942, 28 июня. Командир 1 гвардейского кавалерийского корпуса гвардии генерал-лейтенант Павел Алексеевич Белов. И снова не фотограф, а зритель столкнулся нос к носу с лошадью.

1942, 30 июня. Пулеметчица из кавкорпуса генерала Белова комсомолка Зина Козлова. За короткий период боев уничтожила наблюдательный пункт противника, несколько огневых точек. Низкая точка съемки — и хочется протянуть руку, чтобы потрогать ствол пулемета.

1943, 16 августа. По дорогам войны. На пепелище. Город Жиздра. «Ухо кошки прострелено, не ретушировать!» — М. Савин. Простреленное ухо нужно было не только увидеть, но и поймать в объектив. Есть фотография этой же кошки, где она смотрит в сторону и дырки от пули не видно. А ведь тогда не было «цифры», посмотреть получилось или нет можно было только в лаборатории.

1943, июль. Танковый бой. Курская дуга. «Взгляд из танка». Тот самый «фотошоп» — на фото наложена маска. Реальный вид из люка Т-34 другой. Но так ли это важно? Ведь нужная атмосфера создана. Задумайтесь: взрыв реальный, фотограф лежит позади танка и не закрывает голову руками, а приподнявшись на локтях, ловит в объектив картинку!

Времена года советского бронебойщика. «Лето»

1943, 25 сентября. Немецкое кладбище в окрестностях Смоленска. Крест из очень русской березы на типично немецком кладбище после освобождения города от фашистов глубоко символичен.

1944, май. Кавалер ордена Славы 3 степени снайпер комсомолка Мария Кувшинова, истребившая несколько десятков немецких солдат и офицеров. Замечательный портрет, где ярко выражен конфликт: обаяние молодости спорит с огромной винтовкой и орденом Славы, которым награждали, если боец «из личного оружия меткой стрельбой уничтожил от 10 до 50 солдат и офицеров противника».

1944 Расчет советской 45-мм противотанковой пушки меняет позицию. Тяжесть пушки заключается не в самой пушке, а в позе командира.

1945 Встреча победителей в Бобруйске. Можно заранее поставить девочек с цветами и заранее выбрать ракурс. Но невозможно, если не получилось снять проход и Ленина на развевающемся знамени, попросить всех пройти еще раз.

1945, 9 апреля. Пусть солдаты немного поспят. После штурма Кенигсберга

Свой лиричный взгляд и способность подчеркнуть обстоятельства места и атмосферу Михаил Савин сохранил и во время работы в «Огоньке».

1960 Полиция Марселя сдерживает толпу приветствующих советскую делегацию. Полиция явно больше встревожена, чем простые французы.

1960 Париж

1960 Париж

1960 Париж. Газетный киоск

1960 Никита Хрущев вручает в мэрии Бордо подарок от советской делегации — охотничье ружье. Обычно, когда все герои снимка смотрят в разные стороны, снимок разваливается. Но здесь, наоборот, это подчеркивает общую неловкость вокруг веселого Хрущева.

1961 Никита Хрущев и Жаклин Кеннеди. Вена. Мне кажется, или Хрущев смущен?

1961 Никита Хрущев и Джон Кеннеди. Рост Хрущева — 160 см. Рост Кеннеди — 185 см. Фотография считалась политически очень удачной — Савин снял так, что советский генсек оказался выше президента США.

(1915 - 2006)

Одним из тех фотокорреспондентов, работы которого дошли до наших дней, является Михаил Савин. Михаил Иванович прошёл всю войну с фотоаппаратом в руках. При этом его кадры стали настоящей классикой искусства военного фотографа.

Родился в г. Сасово Рязанской области в семье рабочего железнодорожника. В 1918 году отец умер, и большая семья из 7 человек бедствовала и голодала.

В 1931 году, после окончания школы, переехал жить в Москву. Работал чертежником на заводе АМО, а с 1933 года - токарем.

В 1937-1938 годы, во время службы в рядах Красной Армии, поступил на заочные двухгодичные курсы фотокорреспондентов при фотохронике ТАСС.

С лета 1939 года - фотокорреспондент ТАСС.

В 1940 году направлен в Минск собственным фотокорреспондентом ТАСС по Белоруссии.

С 1941 года - военный фотокорреспондент газеты Западного фронта «Красноармейская правда». Начало войны застало Савина в Минске. Участвовал в боях на территории Белоруссии, Смоленщины, Подмосковья, на Курской дуге, на территории Литвы и Восточной Пруссии. Капитуляцию снимал в Восточной Пруссии, на Балтике. За свой беспримерный труд Михаил Савин награждён медалями «За победу над Германией» и «за Отвагу», орденом Красной звезды, орденом Трудового Красного Знамени, орденами Китая и Монголии.

1945-1995 - собкор журнала «Огонек».

Заслуженный работник культуры России. Награжден высшей профессиональной наградой «Золотой глаз России» и многочисленными медалями.

Объездил в творческих командировках всю страну и двенадцать зарубежных государств.

Работа фотокорреспондента Михаила Савина сегодня является образцом того, как должен настоящий профессионал относиться к своему делу. Благодаря такому отношению, мир получил возможность увидеть фотографии войны такой, какой она была.

Фотокорреспондент Михаил Савин снимал войну с первого до последнего её дня. Так получилось. В июне 1941 года он служил в редакции газеты «Красноармейская правда» Белорусского военного округа. И все первые страшные дни войны прокатились по пространству от Минска до Смоленска на его глазах. Он снимал отступление, разрушения, беженцев, взорванные мосты, атаки господствующей в воздухе авиации противника, прекрасно понимая, что большинство этих снимков не будет опубликовано во фронтовых газетах. Слишком отличалась эта война от той, какую изображали в книгах, песнях, фильмах предвоенной поры. Сегодня весь фотоархив Михаила Савина представляет собой бесценное свидетельство эпохи. Можно прочитать много слов о боях и потерях, а можно увидеть снятую на фотопленку гаубицу, бьющую по танкам прямой наводкой, и лежащего рядом убитого артиллериста, зажимающего рану руками, которого в пылу боя товарищи просто не успели оттащить в сторону. Где-то в Интернете я наткнулась на эту фотографию Михаила Савина и на взволнованные комментарии современных молодых фотомастеров о том, что почти невозможно запечатлеть на фотопленке смерть, её ужас. А вот Савину удалось.

Михаил Савин прочно связан с нашей рязанской землей. Здесь, в городе Сасово, на улице Шацкой, в 1915 году он родился. В Сасове Михаил закончил семилетку и на всю жизнь сохранил память об учителе Константине Васильевиче Захарове, который пытался воспитать мальчишек настоящими мужчинами, которым любое дело по плечу. Рано осиротевший Михаил вынужден был уехать в Москву, где уже трудились на заводе его брат и сестра. Освоил профессию токаря, но жизнь распорядилась так, что парень в армии увлекся фотоделом. Потом были курсы фоторепортеров и с 1939 года – работа в фотохронике ТАСС .

Со своей фотокамерой Михаил Савин дошел до Берлина. Его снимки, малая часть которых хранится в РИАМЗ и в Сасовском краеведческом музее, удивляют точным репортерским взглядом и удивительной правдой запечатленных мгновений. В них война предстает такой, какой не должна была предстать в официальной фотохронике ТАСС. Бойцы, спящие вповалку у стены только что взятого с боем дома, или другие, которые старательно выкашивают хлебное поле, чтобы оно немцам не досталось. Кошка с простреленным ухом. Юный солдатик, сбривающий первую щетину перед карманным зеркальцем. Окопная жизнь, которую и на войне солдат пытался обустроить как человеческую.

Потом, через много лет, Михаил Иванович потянется к перу, чтобы записать то, что запомнилось. «Что больше всего в память врезалось? – писал он. – Как мы жили на войне. Жизнь там, твоя личная жизнь часто казалась чудом, невероятно щедрым подарком судьбы ».

После войны Михаил Савин много лет работал фотокорреспондентом журнала «Огонек» . Как вспоминал потом сам, «объездил всю страну, был в 12 зарубежных странах, опубликовал многие сотни фотографий в «Огоньке», других газетах и журналах ». У него вышли десятки фотоальбомов, было пять персональных выставок, последняя – в 2003 году, за три года до смерти Михаила Ивановича.

О нем как о знаменитом фоторепортере войны опубликованы уже воспоминания. Журналист Елена Иванова пишет: «Среди шумной, галдящей репортерской братии он казался человеком со стороны: молчун, он хранил о себе некую тайну. Тайну творчества… И только видя его работы – а их было великое множество – ты понимал, какое тихое мужество несет в себе этот человек, который видел столько, что на сто жизней хватило бы. Ветеран Великой Отечественной , он видел горящий Смоленск и горящий Рейхстаг, горящее сердце солдата. Толпы беженцев наших в начале войны – свинцовые от горя лица. Опустошенные глаза немецких беженцев в конце 45-го – оказывается, они тоже люди… »

Мы очень благодарны Сасовскому краеведческому музею и Рязанскому историко-архитектурному музею-заповеднику за документы и снимки Михаила Савина, предоставленные нам для публикации в канун 65-летия Победы.

Эти фотографии меня заворожили, и думаю, ещё не скоро отпустят. Особенно кошка.
Настоящий мастер фотографии - Михаил Савин. Посмотрите сами.

Оригинал взят у amphre в Михаил Савин в Галерее имени братьев Люмьер
В Галерее имени братьев Люмьер проходит выставка фотографий Михаила Савина. Он широко известен как военный фотограф, его снимки Великой Отечественной стали классикой. После войны Савин 50 лет проработал собкором журнала «Огонек». И некоторые кадры, сделанные в это время, стали не менее знамениты, чем «Кошка с простреленным ухом» или «Танковый бой».

Экспозиция «Зима будет холодной» посвящена репортажным снимкам из Франции и Вены, где Савин снимал встречи Никиты Хрущева с Шарлем де Голлем и Джоном Кеннеди накануне охлаждения отношений между СССР и США. Теперь эта тема приобретает новую актуальность. Чтобы ее оценить, стоит посетить выставку. А сейчас хочу поговорить о том, что в снимках Михаила Савина особенно интересно, — его удивительном умении не только снять сюжет, но и погрузить зрителя в атмосферу происходящего, создать эффект присутствия. В этом ему помогают и выбор точки съемки, и работа с перспективой и даже «фотошоп» образца 1943 года.

Но в первую очередь — самоотверженность и преданность делу. Ведь чтобы читателю фронтовой газеты показать танковый бой глазами бойца, нужно самому побывать в этом бою:


Что больше всего в память врезалось? Не то, как под пулеметными очередями ползал, чтобы снимок сделать для газеты, как в атаку с солдатами шел, опять же ради снимка, — все это слилось во что-то единое, страшное, кровавое, о чем и вспоминать не хочется.

1941 Навстречу вражеским танкам. Зритель чувствует себя вжавшимся в снег бойцом, ощущает звенящий мороз в преддверии скорого боя.

1942, 28 июня. Командир 1 гвардейского кавалерийского корпуса гвардии генерал-лейтенант Павел Алексеевич Белов. И снова не фотограф, а зритель столкнулся нос к носу с лошадью.

1942, 30 июня. Пулеметчица из кавкорпуса генерала Белова комсомолка Зина Козлова. За короткий период боев уничтожила наблюдательный пункт противника, несколько огневых точек. Низкая точка съемки — и хочется протянуть руку, чтобы потрогать ствол пулемета.

1943, 16 августа. По дорогам войны. На пепелище. Город Жиздра. «Ухо кошки прострелено, не ретушировать!» — М. Савин. Простреленное ухо нужно было не только увидеть, но и поймать в объектив. Есть фотография этой же кошки, где она смотрит в сторону и дырки от пули не видно. А ведь тогда не было «цифры», посмотреть получилось или нет можно было только в лаборатории.

1943, июль. Танковый бой. Курская дуга. «Взгляд из танка». Тот самый «фотошоп» — на фото наложена маска. Реальный вид из люка Т-34 другой. Но так ли это важно? Ведь нужная атмосфера создана. Задумайтесь: взрыв реальный, фотограф лежит позади танка и не закрывает голову руками, а приподнявшись на локтях, ловит в объектив картинку!

Времена года советского бронебойщика. «Лето»

1943, 25 сентября. Немецкое кладбище в окрестностях Смоленска. Крест из очень русской березы на типично немецком кладбище после освобождения города от фашистов глубоко символичен.

1944, май. Кавалер ордена Славы 3 степени снайпер комсомолка Мария Кувшинова, истребившая несколько десятков немецких солдат и офицеров. Замечательный портрет, где ярко выражен конфликт: обаяние молодости спорит с огромной винтовкой и орденом Славы, которым награждали, если боец «из личного оружия меткой стрельбой уничтожил от 10 до 50 солдат и офицеров противника».

1944 Расчет советской 45-мм противотанковой пушки меняет позицию. Тяжесть пушки заключается не в самой пушке, а в позе командира.

1945 Встреча победителей в Бобруйске. Можно заранее поставить девочек с цветами и заранее выбрать ракурс. Но невозможно, если не получилось снять проход и Ленина на развевающемся знамени, попросить всех пройти еще раз.

Свой лиричный взгляд и способность подчеркнуть обстоятельства места и атмосферу Михаил Савин сохранил и во время работы в «Огоньке».

1960 Полиция Марселя сдерживает толпу приветствующих советскую делегацию. Полиция явно больше встревожена, чем простые французы.

1960 Париж

1960 Париж

1960 Париж. Газетный киоск

1960 Никита Хрущев вручает в мэрии Бордо подарок от советской делегации — охотничье ружье. Обычно, когда все герои снимка смотрят в разные стороны, снимок разваливается. Но здесь, наоборот, это подчеркивает общую неловкость вокруг веселого Хрущева.

1961 Никита Хрущев и Жаклин Кеннеди. Вена. Мне кажется, или Хрущев смущен?

1961 Никита Хрущев и Джон Кеннеди. Рост Хрущева — 160 см. Рост Кеннеди — 185 см. Фотография считалась политически очень удачной — Савин снял так, что советский генсек оказался выше президента США.

Настоящий мастер фотографии - Михаил Савин. Он снимал пленочной камерой с ручной перемоткой плёнки, даже не зеркальной.

Сначала - выбор ракурса:
на фото: 1941 Навстречу вражеским танкам


Видите - бойцы с трудом ползут вверх по заснеженному склону с тяжелым противотанковым ружьем. Там, за гребнем холма - фашистские танки. Вы их не видите - они подразумеваются, и это вызывает напряжение в кадре.
Идем дальше - учимся работать с перспективой:
на фото: 1942, 30 июня. Пулеметчица из кавкорпуса генерала Белова комсомолка Зина Козлова.


Пулеметчица из кавкорпуса генерала Белова комсомолка Зина Козлова за короткий период боев уничтожила наблюдательный пункт противника, несколько огневых точек. Низкая точка съемки в сочетании с перспективой от близкого к среднему - вызывает ощущение присутствия на месте события, хочется протянуть руку, чтобы потрогать ствол пулемета.
Теперь учимся терпеливо ловить момент и подмечать детали:
на фото: 1943, 16 августа. По дорогам войны. На пепелище.

Это город Жиздра, от жилых домов осталось одно пепелище. Выжила одна кошка - да и у той ухо прострелено пулей.
Простреленное ухо нужно было не только заметить, но и поймать в объектив. Есть фотография этой же кошки, где она смотрит в сторону - и дырки от пули не видно. А ведь тогда не было репортерских фотоаппаратов с сериальной съемкой, после каждого кадра пленку вручную перематывали колёсиком секунд по восемь, и тем более не было «цифры», посмотреть - получилось или нет - можно было только в лаборатории после проявки плёнки. Кстати, и пленка была огромным дефицитом, отчитывались не то что за каждую катушку - за кадры.
Наконец, учимся грамотно использовать спецэффекты:
на фото: 1943, июль. Танковый бой. Курская дуга.


Танковый бой на Курской дуге показан как «взгляд из танка». Но реальный вид из люка Т-34 другой. На самом деле фотограф лежал на земле позади танка, а на фото при печати наложена чёрная маска (досвет краёв с закрытием середины фигурной маской), имитирующая как бы этот самый вид из танка.
Но так ли важна абсолютная достоверность? Ведь нужная атмосфера создана. Задумайтесь: взрыв реальный, фотограф лежит позади танка и не закрывает голову руками, а, приподнявшись на локтях, ловит в объектив картинку!
Учимся вносить эмоциональный конфликт в сюжет:
на фото: 1944, май. Кавалер ордена Славы 3 степени снайпер комсомолка Мария Кувшинова

Кавалер ордена Славы 3 степени снайпер комсомолка Мария Кувшинова истребила несколько десятков немецких солдат и офицеров. Замечательный портрет, где ярко выражен конфликт: весёлая миниатюрная девушка, почти ребенок - с огромной винтовкой в руках и орденом Славы, которым награждали, если боец «из личного оружия меткой стрельбой уничтожил от 10 до 50 солдат и офицеров противника».
Еще пример? Пожалуйста:
на фото: 1945, 9 апреля. Пусть солдаты немного поспят

Фото сделано после штурма Кенигсберга. Солдаты в кадре выглядят как убитые - но они просто спят. «Спят как убитые» - метафора воплощена в кадре буквально. Контраст спящих солдат с разрушенным немецким городом - который теперь будет русским.
Наконец, самое сложное - тектоника кадра, показ напряжения и движения:
на фото: 1944 Расчет советской 45-мм противотанковой пушки меняет позицию.


Движение людей и тяжесть пушки показаны, внезапно, не через саму пушку, а через позу бегущего командира. Ну и атмосфера - силуэты на фоне мрачного неба, где солнце едва видно за тучами - но оно всё-таки пробивается.
Этот кадр по динамике и напряжению сопоставим со знаменитым кадром «Поднятие флага над Иводзимой» Джо Розенталя:


«Поднятие флага над Иводзимой» разбирают в любом приличном учебнике по документальной и репортерской фотографии. «Расчет советской сорокопятки» не разбирают нигде - хотя он куда нагляднее и не менее талантлив.
И вот еще момент: все в курсе, что «Поднятие флага над Иводзимой» это постановочная фотография. Но не всегда можно сделать постановку.
Вот пример:
на фото: 1945 Встреча победителей в Бобруйске


Видите - вот здесь можно заранее поставить девочек с цветами и заранее выбрать ракурс. Но невозможно, если не получилось красиво снять строй идущих воинов и - главное - Ленина на развевающемся знамени, попросить всех пройти еще раз. Это надо уметь ловить момент глазами, схватывать композицию и именно в это мгновение нажимать на спуск фотоаппарата.
Ну и напоследок - высший пилотаж. На примере политических фото:
на фото: 1960 Никита Хрущев вручает в мэрии Бордо подарок от советской делегации - охотничье ружье


Обычно, когда все герои снимка смотрят в разные стороны, снимок разваливается. Но здесь, наоборот, это подчеркивает общую неловкость дипломатов вокруг Хрущёва, решившего удивить французов ружьем.
Или вот:
на фото:1961 Никита Хрущев и Джон Кеннеди


Если кто не знает, рост Хрущева - 160 см, рост Кеннеди - 185 см. Однако Савин снял так, что советский генсек оказался выше президента США, да еще и в позе Кеннеди читается какая-то услужливость.



© 2024 plastika-tver.ru -- Медицинский портал - Plastika-tver