Основные подходы к пониманию мышления. Подходы к изучению мышления

Главная / Офтальмология

Ответ 28: ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ МЫШЛЕНИЯ. Термин “мышление” знаком каждому из нас. Житейская мудрость отмечает, что каждый человек считает себя умным или достаточно умным. На этот счет существует известная поговорка из разряда психологических: “каждый жалуется на свою память, но никто не жалуется на свой ум”.

Понятием “мышление” обозначается одна из фундаменталь­ных и исключительно значимых для человека психологических способностей. Фундаментальной эта способность является в силу того, что в мышлении человек проявляется как родовое существо, разум является его отличительной чертой. Отражение этого фак­та в сознании каждого человека обусловливает социальную и личностную значимость мышления.

Психология и логика. Мышление является предметом изучения не только психологии, но также - и даже, прежде всего - диалектической логики. Каждая из этих научных дисциплин, изучая мышление, имеет, однако, свою отличную про­блематику или сферу исследования. Проблемой логики является вопрос об истине, о познавательном отношении мышления к бытию. Проблемой психологии является протекание мыслительного процес­са, мыслительная деятельность индивида, в конкретной взаимосвя­зи мышления с другими сторонами сознания.Отличаясь, таким образом, друг от друга, психология мышления и логика, или теория познания, вместе с тем, теснейшим образом связаны друг с другом. Мышление как предмет психологического исследо­вания не может быть определено вне отношения мысли к бытию. Психология так же как и теория познания рассматривает мышление не в отрыве от бытия. Она изучает его как специальный предмет своего исследования. При этом психологическую науку интересует не отношение мышления к бытию, а строение и закономерность проте­кания мыслительной деятельности индивида в специфическом отли­чии мышления от других форм психической деятельности и в его взаимосвязи с ними.Основа для разрешения вопроса о соотношении логического и психологического, позволяющая вскрыть связи между ними, за­ложена уже в наших исходных положениях. Поскольку психическое, внутреннее определяется опосредованно через свое отношение к объективному, внешнему, логика вещей - объектов мысли - в силу этого входит в психику индивида заодно с их предметным содер­жанием и более или менее адекватно осознается в его мышлении. Поэтому логическое, никак не растворяясь в субъективно психологическом (в духе психологизма) и не противостоя извне всему психологическому (в духе антипсихологизма), входит определяющим началом в сознание индивида.Психология мышления не может быть сведена, таким образом, к логике, но вместе с тем психологическая трактовка мышления не может быть и оторвана от определения объективной сущности мышления в логике. И действительно, психология мышления всегда исходит и неизбежно должна исходить из той или иной фило­софской, логической, методологической концепции.Эта связь психологии с логикой, теорией познания и с философией отчетливо проявляется в истории психологических учений о мышлении. Так, ассоциативная психология исходила из позиций английского эмпиризма, психология мышления Вюрцбургской школы - из идеалистической философии гуссерлианства, трактовка мышления в американской психологии определялась философией прагматизма. Наша отечественная психология мышления исходит из диалектической логики.В изучении мышления особенно отчетливо проявилась борьба между материализмом и идеализ­мом. Исследование мышления занимает одно из центральных мест во всех философских учениях, как прошлого, так и настоящего.Мышление в настоящее время исследуется не только психологией, но и различными другими науками - философией, логикой, физиологией, кибернетикой, лингвистикой и т.д.Начиная с XVII в. и вплоть до XX в. проблемы мышления осознавались в логике эмпирических представлений о человеке и присущих ему способах отношения с внешним миром. Согласно этой логике, способной воспроизвести лишь пространственные взаимодействия “готовых систем”, неизменные, как бы навечно дарованные человеку Богом или природой его познавательные способности противостоят столь же неизменным свойствам объектов. К родовым познавательным способностям относили: созерцание (способность сенсорной системы осуществлять в контакте с объектами их образно-чувственное отражение), мышление и рефлексию (способность субъекта оценивать свои врожденные формы психической активности и соотносить с ними факты перцепции и выводы мысли). Мышлению оставалась роль регистратора и классификатора чувственных (в наблюдении, в опыте, в эксперименте полученных) данных. Здесь мышление - это прежде всего процесс обобщения их, осуществляемый якобы путем абстрагирования от их несущественных особенностей с помощью таких мыслительных операций, как анализ и синтез, сравнение и классификация.


Ассоциативная теория мышления. Понимание познания как созерцания, прежде всего (что нашло свое отражение в главном принципе сенсуализма: Nihil est in intellectu, quod non prius fuerit in sens - нет ничего в разуме, чего не было бы раньше в ощущениях) изначально обрекало разум и его способность к мышлению на непреодолимый отрыв от самой сущности объектов: лишь субъективные ощущения, образы восприятия и представлений оказывались конеч­ным предметом мыслящего разума.На этой основе развивались концепции мышления в эмпирической, в частности в ассоциа­тивной психологии (Д.Гартли, Дж.При­стли, И.А.Тэн, Г.Эббингауз, В.Вундт). Формально-логические, т.е. отвлеченные от содержания, операционно-машинные действия субъекта со знаками и другими средствами общения полностью исчерпывали психологическое понимание мышления, т.е. содержательная сторона мышления - сам его пред­мет - оставалась на чувственно-образном, перцептивном уровне. Психологии, строя­щей себя на эмпирической концепции по­знания, не оставалось ничего иного, как принять в качестве психических реалий, образующих мышление, то, что в формальной логике понималось под “понятием”, “суждением” и “умозаключением”. В результате понятие оказывалось связью (ассоциацией) имени с сохраненными в чувственном образе представлениями об общих качествах некоторого множества объектов. Суждение определялось как ассоциативная операция, связывающая утверждением или отрицанием значения имен, а умозаключение как вывод формально неизбежное следствие из ряда подобных ассоциаций. В психологии мышление сводилось к процессу ассоциативных связей следов прошлого и наличного сенсорного опыта, замыкаясь в кругу чисто субъективных переживаний, окончательно отрываясь от своего действительного предмета и лишаясь своей главной способности - творческого синтеза знаний. Ассоцианистам поэтому приходи­лось “дополнять” способность мышления умозрительно вводимыми способностями человеческой психики к “активным операциям”, “к творческому синтезу” и т.п.

Бихевиоризм о мышлении как о поведении . В качестве реакции на неустранимые противоречия ассоциативного истолкования мышления, однако, на тех же логических посылках натуралистического эмпиризма, рождалось “атомистическое” его истолкование в бихевиоризме (Э.Л.Торндайк, Дж.Б.Уотсон). Согласно этой концепции, в жизнедеятельности животных и человека, протекающей по принципу “стимул - реакция”, возникает внутреннее взаимодействие навыков речи, лишенной ее внешней, сигнально-звуковой реактивности, что как раз и образует психический процесс, именуемый мышлением.

Мышление с позиций гештальтпсихологии. С философией интуитивизма (оборотной стороной натуралистического эмпиризма) сближалась интерпретация мышления, данная представителями гештальтпсихологии (М.Вертгеймер, В.Кёлер, К.Коффка, К.Левин и др.). С их точки зрения, внутренний мир человека представляет со­бой иерархию целостных психических форм, воспроизводящих не просто сово­купность внешних условий и объектов (как это представлялось эмпирикам), а именно целостность ситуаций, образуе­мых жизнедеятельностью человека. Тогда мышление - это усмотрение (постижение) в отраженных формах реальных тенденций и возможностей отражаемого, которые оп­ределяются именно целостностью ситуа­ции. Такое усмотрение возможно благодаря способности субъекта к перекомбина­ции ситуативных факторов, сохраняющей однако исходную целостность ситуации.

Вюрцбургская школа психологии о мышлении. Сведению логического к чувственному, проводимому сенсуалистической ассоциативной психологией, вюрцбургская школа, сделавшая разработку психологии мышления своей основной задачей, противопоставила рационалистический, идеалистический отрыв логического от чувственного.Представители вюрцбургской школы (А.Бине, О.Кюльпе, Н.Ах, К.Марбе и др.), положившие начало систематическому изучению в психологии мышления, прежде всего, выдвинули в противовес сенсуализму ассоциативной психологии то положение, что мышление имеет свое специфическое содержание, не сводимое к наглядно-образному содержанию ощущений и восприятия. Но правильное положение о не сводимости мышления к наглядному чувственному содержанию соединилось у них с ложным отрывом одного от другого: - “чистой” чувственности было противопоставлено “чистое” мышление; - между ними установлена только внешняя противоположность, без единства.

В результате вюрцбургская школа пришла к неправильному пониманию соотношения мышления и чувственного созерцания. В противовес субъективизму ассоциативной психологии, для которой мыслительный процесс сводится к простой ассоциации субъективных представлений, вюрцбургская школа, опираясь на понятие интенции (направленность мышления на предмет), выдвинула положение о предметной направленности мысли и подчеркнула роль предмета в мыслительном процессе. Но в силу того, что в соответствии с той идеалистической философией, из которой исходила вюрцбургская школа, мышление было внешне противопоставлено всему чувственному содержанию действительности, направленность мышления на предмет превратилась в чистый акт, в мистическую активность вне всякого содержания. Правильное положение о внутренней соотнесенности мышления с независимым от него предметом превратилось в ложную метафизическую концепцию о чистой бессодержательной активности. В противовес механицизму ассоциативной теории, сводившей мыслительные процессы к внешнему механическому сцеплению представлений, представители вюрцбургской школы подчеркнули упорядоченный, направленный характер мышления и выявили значение задачи в мыслительном процессе. Вместо того чтобы раскрыть существенные вну­тренние особенности мышления, которые делают его пригодным для решения задач, не разрешимых механическим ассоциативным процессом, задаче приписывают способ­ность к самореализации. За время своего существования вюрцбургская школа проделала значительную эволюцию. Начав с утверждений о безобразном характере мышления (О.Кюльпе, X.Дж.Уайт, К.Бюлер в ранних своих работах), представители вюрцбургской школы (тот же К.Бюлер в позднейших своих работах, О.Зельц) затем очень рельефно выявили и даже специально подчеркнули роль наглядных компонентов в процессе мышления. Однако наглядность была при этом насквозь интеллектуализована, наглядные представления были превращены в лишенные самостоятельной чувственной основы пластичные орудия мышления. Таким образом, принцип интеллектуализации реализовался в новых формах. Аналогичная эволюция произошла и во взглядах вюрцбургской школы на взаимоотношение мышления и речи. Вначале у О.Кюльпе, например, мышление рассматривалось вовне, будучи уже готовым, независимым от нее. Затем мышление и образование понятий (Нарцисс А,1871-1946) было превращено в результате введения формально понимаемого речевого знака в решение задачи. Эта последняя позиция, превращающая бессмысленный знак в демиурга мышления, была при всей ее видимой противоположности по существу лишь оборотной стороной все той же первоначальной позиции, разрывающей мышление и речь. Все перечисленные подходы к пониманию мышления точно так же, как и более поздние попытки натуралистического или интуитивистического истолкования мышления сохраняли исходную для созерцательной теории познания установку на отделение и полное противопоставление мышления объективному предмету мысли.

Материалистическая психология и мышление. Другой подход к мышлению основывается на материалистическом понимании человеческой жизнедеятельности как общественно исторического, развивающего свои основные общественные формы (формы общения людей) процесса предметной деятельности. Реальный процесс жизни людей, их труд как собственно целесообразная деятельность, как их осознанное бытие не могут быть изначально противопоставлены своему собственному предметному содержанию - объективному миру природы. Порождение человека в этом историческом процессе в качестве целесообразно действующего субъекта есть одновременно и порождение предмета его деятельности, который, по определению К.Маркса, берется уже не “только в форме объекта, или в форме созерцания...”, а субъективно, “как человеческая чувственная деятельность, практика”. На этой новой для психологии методологической основе с 20-х гг. XX в. развивалась отечественная психология (Л.С.Выготский и его школа).Материалистическая психология подошла к рассмотрению мышления как к процессу, который формируется в общественных условиях жизни, проявляется сначала как развернутая предметная деятельность, переходящая затем в свернутые формы, и приобретает характер внутренних “умственных” действий.Мышление как высшая форма познавательной деятельности человека позволяет отражать окружающую действительность обобщенно, опосредованно и устанавливать связи и отношения между предметами и явлениями. Обобщенности способствует то, что мышление носит знаковый характер, выражается словом. Слово, в свою очередь, делает человеческое мышление опосредованным. Благодаря опосредованности оказывается возможным познать то, что непосредственно в восприятии не дано.Мышление также дает возможность установить связи и отношения между предметами, в то время как ощущения и восприятия отражают преимущественно отдельные стороны явлений.Процесс познания является чрезвычайно сложным. Прежде всего, для него необходимо получать непосредственные впечатления от предметов внешнего мира. Эти впечатления добываются с помощью различных ор­ганов чувств. Такая форма отражения чрезвычайно важна, существенна, но недостаточна для регуляции поведения. Для того чтобы осуществить в окружающей среде разумную деятельность, необходимо отражать отно­шения предметов между собой, что и осуществляется в процессе мышления.Весь материал мыслительная деятельность получает только из чувственного познания. И через чувственное познание мышление непосредственно связывается с внешним миром.Человеческое мышление качественно отличается от мышления животных. Важнейшим отличительным моментом оказывается речь и другие, используемые при этом системы знаков, с помощью которых человек получает возможность существенно расширять свои моделирующие способности, познавать обобщенно и опосредованно.Материальной основой мышления является речь. Мысль опирается на свернутую внутреннюю речь. Эксперименты показали, что ни одна сложная мысль не протекает без свернутых внутренних речевых процессов. Оказалось, что если зарегистрировать положение языка или органов гортани в спокойном состоянии, а затем предложить испытуемому начать придумывать любую задачу, то в речевом анализаторе начинается сложная деятельность, которую можно зарегистрировать. Следовательно, каждая мысль связана с внутренним речевым процессом.По своей функции регулятора мышление выступает как высший процесс, объединяющий всю деятельность человека. Начальным моментом мышления является проблемная ситуация, которая вовлекает личность в активный мыслительный процесс. Проблемная ситуация - это конфликт между тем, что дано субъекту, и тем, чего он должен достигнуть.Таким образом, согласно ассоцианизму, мышление не является особым процессом и сводится к простому сочетанию образов памяти (ассоциациям по смежности, сходству, контрасту). Представители вюрцбургской школы считали мышление особым видом психических процессов и отделяли его от чувственной основы и речи. Согласно гештальтпсихологии мышление совершается в замкнутой сфере сознания или феноменального поля. В бихевиоризме мышление сводилось к поведению во “внутреннем плане”, отличающимся от внешнего поведения лишь большей свернутостью и сокращенностью. Материалистическая психология подошла к рассмотрению мышления как к процессу, который формируется в общественных условиях жизни, проявляется сначала как развернутая предметная деятельность, переходящая затем в свернутые формы, и приобретает характер внутренних “умственных” действий.Современная наука идет ко все более глубокому раскрытию сущности мышления разными путями познания, прежде всего, через исследование: самого мышления и законов его функционирования путем логического анализа; мышления с точки зрения психических функций человека, процессов, протекающих в нервной системе; мышления с помощью средств и методов кибернетики.

А. Механистический подход. Его основные характеристики: 1) перенос объяснительных механизмов фукнкционирования любых психических процессов на мышление, 2) «бессубъектность» мышления (не учитывается внутренняя активность субъекта), 3) реактивность, внешняя обусловленность мышления, 4) подмена объяснения процесса его моделированием, 5) отсутствие специального языка анализа мышления.

Механистический подход представлен тремя теориями: 1. Ассоцианизм (структурализм). Исходные элементы опыта - чувственные представления. Между ними устанавливаются ассоциации. Осн. закон ассоциаций - сила ассоциаций зависит от их повторяемости. Ассоциации образуются: по сходству, контрасту, пространственной и временной близости, по отношению (причинности и т.п.). Мышление есть ассоциация чувственных представлений. Так, понятие образуется через ассоциацию представлений, суждение - через ассоциацию понятий, умозаключение - через ассоциацию суждений

2. Бихевиоризм. Мышление выступает в следующих видах: как научение (первая стадия выработки навыка решения практической задачи), как безгласное поведение («речь минус звук»). Мышление отождествляется с «поведением крысы, впервые помещенной в лабиринт» (хаотичный перебор, пробы и ошибки, случайное нахождение решения, которое подкрепляется). Теория проб и ошибок. Мышление – научение, подчиняется законам ассоцианизма. Э. Торндайк: инструментальное научение. Активность ненаправлена, решение находится случайно по “+” подкрепляемой пробе.

3. Информационная теория мышления (первые варианты).

Мышление как процесс переработки информации через оперирование с условными символами. Решение задач как реализация алгоритмической программы (в т.ч. мыслительной). Моделирование мыслительных процессов по аналогии с компьютером, через анализ информации на «входе» и «выходе», сведение мышления к элементарным информационным процессам. Все вышеописанные подходы развивались в направлении большего учета субъекта, его активности: (1) - внесение Джемсом идей функциональной направленности и продуктивности мышления; (2) - введение Толменом «промежуточных переменных» как источника внутренней активности; (3) - введение эвристик как способа сокращения перебора, ухода от жесткой алгоритмизации.

Б. Телеологический подход.

Основная характеристика мышления - его целенаправленность, активность. Ставится вопрос о специфике мышления. Акцент на актуализацию прошлого опыта как основу решения задачи. Экспериментальные исследования построены на материале репродуктивных задач. Осн.черты этого подхода: 1) внутренняя направленность субъекта на достижение цели (напр., решение задачи), 2) в мышлении происходит поиск существенного (отношения) в противоположность наглядно воспринимаемому, 3) мышл. как акт усмотрения отношений элементов задачи

1. Вюрцбургская школа (Кюльпе, Бюлер, Ах, Марбе и др.).

Мышление как решение задач, как внутреннее действие. Идея интенциональности сознания выражается понятием «детерминирующей тенденции», не подчиненной законам ассоциаций. В экспериментах эта детерминирующая тенденция определяется поставленной задачей (вопросом и поиском ответа). Вводится само понятие «задачи» и связанное с ней «представление цели». Введение понятия «установки» как характеристики состояния испытуемого, принявшего задачу. Мышление трактуется как самостоятельный процесс, особая деятельность. Оно имеет ненаглядный, без-образный характер. Мышление - это осознание отношений, не зависимое от образных представлений. Единица сознания – действие. Единица анализа: вектор. Основное понятие – понятие задачи. Уатт: мышление – решение задачи. Результаты экспериментов: выделение, кроме чувственных представлений, мыслей (сознанности, интеллектуальные чувства). Мысль – метод решения задачи. Мышление – осознание отношения между чувственными представлениями, которое не сводится к этому представлению. Основные характеристики мышления: 1) понятие задачи, 2) осознание отношений, 3) безобразность. “Содержание мышления не наглядно, а существенно”.

2. Теория Зельца. Мышление как функционирование интеллектуальных операций. Процесс решения задачи. Первая фаза - выделение проблемного комплекса (характеристики известного - S, место искомого - P, отношения между S и P, или средство - m). Незавершенность комплекса как суть проблемы. Постановка цели -> актуализация общих интеллектуальных операций, пригодных для осуществления цели. Осн. операции - дополнение комплекса, абстракция и репродукция сходства. Основа решения задачи - прошлый опыт. Осн.проблема и пункт критики: этот подход с трудом приложим к решению продуктивных задач. Творческое мышление. Пусть в новой задаче есть S, Р, но нигде в прошлом опыте нет М. Новое – перекомбинация старого опыта. Обращение к прошлому – наличие когда-то целиком решенной задачи. Абстрагирование частного метода. Структура одна и та же, возможны такие случаи: 1) ранее субъект понял тот (МП) частный метод как обобщенный принцип решения таких задач (), теперь ему нужно осознать принцип как МН. Обобщение частного принципа () – актуализация опыта. 2) нет , но принцип тот же. Нужно метод решения частных задач (МП) сначала осознать как  и осознать как МН. Случайно обусловленная абстракция средств.

В. Целостный подход. Предмет изучения - творческое мышление. Осн.вопросы - о структуре и механизмах решения творческих задач. Представлен теорией гештальтпсихологии. Продуктивное мышление как переструктурирование и целостная организация проблемной ситуации. Инсайт как мгновенный акт усмотрения существенных отношений между элементами ситуации. Понимание проблемной ситуации есть понимание основного конфликта задачи (противоречия между условиями и требованиями). Осн.метод - рассуждение вслух. (Дункер - см. билет 75).

Г. Генетический подход. Реализует принцип развития в психологии. Представляет развитие мышления как закономерный процесс смены качественно разных стадий, уровней. Реализован Жаном Пиаже. (см. билет 70).

Д. Новые подходы. 1. Когнитивный подход (Найссер).

Научная метафора - процесс переработки информации. В его основе лежит идея «человека познающего». Общие понятия: когнитивные схемы, блоки отбора, хранения, переработки информации, эвристики и т.п. 2. Личностный (мотивационный) подход. Идет от традиции психоанализа. Особый вклад внесла гуманистическая психология (Маслоу, Роджерс). 3. Исторический подход. Французская социологическая школа: изучение межкультурных различий, первобытного мышления. 4. Культурно-историч. психология Выготского, исследования Лурии.

Второй способ деления теорий м. - по типу подхода 1) объектный подход. Признаки: а) наличие универсального языка для описания всех психических процессов. Б) реактивность субъекта. В) сведение сложного к простому. 2) субъектный подход. Признаки: а) активный субъект. Б) активность оснащена средствами. В) источником средств является прошлый опыт субъекта (онто- и актуал- генез).

3) взаимодействие субъекта и объекта. Признаки: а) мышление и восприятие - самостоятельные процессы. Б) отрицание участия в познании прошлого опыта. В) не допускается моделирование процесса.


Похожая информация.


Мышление - это высшая форма отражения мозгом окружающего мира в ее существенных связях и отношениях. Мышление дает возможность понять закономерности материального мира, причинно-следственные связи, закономерности психики людей.

В процессе мышления, используя данные ощущений, восприятий и представлений, человек вместе с тем выходит за пределы чувственного познания, т.е. начинает познавать такие явления мира, их свойства и отношения, которые непосредственно не даны в восприятиях и потому непосредственно вообще не наблюдаемы. Например, физики изучают свойства элементарных частиц, которые невозможно увидеть даже с помощью самого мощного современного микроскопа. Иначе говоря, они непосредственно не воспринимаются: их нельзя видеть - о них можно только мыслить. Благодаря абстрактному, отвлеченному, опосредствованному мышлению удалось доказать, что такие невидимые элементарные частицы все же существуют в действительности и обладают определенными свойствами. Таким образом, мышление начинается там, где оказывается уже недостаточным или даже бессильным чувственное познание.

Для мыслительной деятельности человека существенна ее взаимосвязь не только с чувственным познанием, но и с языком, с речью. Только с появлением речи становится возможным отвлечь от познаваемого объекта то или иное его свойство и закрепить, зафиксировать представление или понятие о нем в специальном слове. Мысль обретает в слове необходимую материальную оболочку, в которой она только и становится непосредственной действительностью для других людей и для нас самих.

Формы мышления:

  • 1. Суждение (элементарная единица мысли) - форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями и их свойствами и признаками.
  • 2. Понятие - форма мышления, отражающая в сознании человека общие и существенные свойства предметов и явлений.
  • 3. Умозаключение - форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается вывод. Например: все планеты Солнечной системы вращаются вокруг Солнца. Земля - планета Солнечной системы, значит, она вращается вокруг Солнца.

Операции мышления:

Анализ - мыслительная операция расчленения сложного объекта на части.

Синтез - обратная анализу операция, позволяющая переходить от частей к целому.

Сравнение - сопоставление предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и выявление общности и различия между ними.

Абстрагирование - мыслительная операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного, главного.

Обобщение - объединение многих предметов или явлений по какому-то общему признаку.

Конкретизация - движение мысли от общего к частному.

Наиболее популярной классификацией видов мышления является их классификация по уровням. Выделяют:

  • 1. Наглядно-действенное - опирается на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование ситуации в процессе действия с предметами. Этот вид мышления является генетически наиболее ранним. Когда ребенок открывает для себя, что один мяч можно привести в движение, толкнув его другим мячом, он пользуется именно этим видом мышления. Этот вид характеризует мышление преимущественно высших животных и детей раннего возраста, но он присутствует и в деятельности взрослых людей, наряду с другими видами.
  • 2. Наглядно-образное - характеризуется опорой на представления и образы. У ребенка оно доминирует до 6-7 лет. Если ребенку показать шарик из пластилина, а затем на его глазах превратить шарик в лепешку и поинтересоваться, где больше пластилина, то ребенок укажет на лепешку, так как она занимает больше места. Наглядно-образное мышление нередко остается доминирующим и у взрослых людей. Зачастую на вопрос, что тяжелее, килограмм ваты или килограмм гвоздей, испытуемые отвечают: килограмм гвоздей.
  • 3. Словесно-логическое (понятийное) - осуществляется при помощи логических операций с понятиями. Оно действует на базе языковых средств. У ребенка формируется со времени обучения в школе. Основной единицей словесно-логического мышления выступает понятие.

Качества мышления:

Самостоятельность мышления, которая означает, что человек самостоятельно выдвигает новые задачи и находит для них решения, усваивая и творчески применяя опыт других людей.

Широта, которая выражается в познавательной деятельности человека, охватывающей различные области деятельности, в широком кругозоре, разносторонней любознательности.

Глубина выражается в умении проникнуть в сущность сложнейших вопросов, умение увидеть проблему там, где у других людей вопроса не возникает. Глубокий ум может понять причины возникновения явлений и событий.

Гибкость выражается в свободе мысли от сковывающего влияния закрепленных в прошлом опыте приемов и способов решения задач, а также в способности быстро менять свои действия при изменении обстановки.

Быстрота - это способность человека быстро разобраться в конкретной ситуации, быстро продумать ее и принять правильное решение.

Критичность - умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы.

Для начала определим круг разработанности данной проблемы и кратко перечислим ученых.

Ученые, которые занимались проблемой мышления: Ж. Пиаже, А. Бине, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, Дж. Гилфорд, П. Я. Гальперин, Л. В. Занков и др.

Понятие интеллекта и мышления

Термин «интеллект» переводится с латинского как «разумение».

По Ж. Пиаже, интеллект является такой субстанцией, которая может обеспечить адаптацию индивида к внешнему миру.

Интеллект также понимается как стиль решения проблем, определенный алгоритм мыслительных операций. Также интеллект рассматривает в качестве общей характеристики когнитивной сферы человека.

В современной психологии интеллект обычно связывают с мышлением как психическим процессом, так как именно мышление отвечает за переработку информации.

Таким образом, под интеллектом мы будем понимать совокупность самых разнообразных умственных способностей, обеспечивающих успех познавательной деятельности человека.

Определение

Мышление - это особого рода умственная и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций преобразовательного и познавательного (ориентировочно-исследовательского) характера.

Исследование мышления

Мышление издревле было предметом дискуссий. Рассмотрим основные теории, которые пытаются объяснить наличие мышления у человека.

  1. Теории, которые утверждают, что интеллектуальные способности человека врожденные. Одной из таких теорий является теория, которая разрабатывалась на положениях гештальтпсихологии. Так, с точки зрения данного направления, интеллект определяется как определенная совокупность конкретных внутренних мозговых структур, которые обеспечивают процесс управления информацией для получения нового знания. Также в рамках данного направления считается, что такие структуры являются врожденными. Данные структура не развиваются в процессе жизни, они лишь «открываются», так как уже есть в наличии у человека при рождении.
  2. Теории, которые утверждают, что интеллектуальные способности человека не являются врожденными. С точки зрения данного направления, умственные способности развиваются в течение жизни и достаточно сильно подвержены влиянию окружающей среды.

Теоретические исследования мышления

  1. Теоретические исследования мышления начали свой путь с 17 века. Для этого периода исследований главной особенностью являлось то, что мышление приравнивалось к логике. Кроме того, мыслительные способности считались врожденными. К числу интеллектуальных спо-собностей в то время относились созерцание (как некоторый аналог абстрактного мышления), логическое рассуждение и рефлексия. Операциями мышления считались обобщение, синтез, сравнение и классификация.
  2. Ассоциативная психология. Здесь мышление сводилось, разумеется, к ассоциациям. То есть весь механизм мышления рассматривался в качестве ассоциативного ряда. Мыслительные способности также считались врожденными.
  3. Бихевиоризм. Мышление представляет собой процесс формирования определенных связей по типу S-R (стимул – реакция).
  4. Теория деятельности, отечественная психология. Мышление рассматривается как способность к решению задач. При этом она формируется в процессе всей жизни человека.

А.Н. Леонтьев предложил концепцию мышления, в которой рассматриваются структуры мышления. Так, между этими структурами (внешней и внутренней) деятельности проходит некоторая аналогия.

Ученый считал, что мыслительная деятельность (внутренняя) работает по тому же принципу, что и внешняя. То есть в этом механизме деятельности могут быть даже выделены конкретные операции. Кроме того, А. Н. Леонтьев считал, что различные элементы деятельности могут быть взаимозаменяемыми. Так, в состав мыслительной, теоретической деятельности могут входить внешние, практические действия, и наоборот, в структуру практической деятельности могут включаться внутренние, мыслительные операции и действия.

Таким образом, вывод из этой концепции следующий – формирование мышления происходит в самом процессе деятельности.

Экспериментальные исследования мышления

  1. Тест А. Бине и Т. Симона, начало 20 века. Данный тест был одним из первых, которые предлагали измерять умственный потенциал человека.
  2. Дж. Гилфорд, модель интеллекта (рисунок 1). Интеллект, по мнению Дж. Гилфорда - это многомерное явление, которое может быть оценено по трем направлениям:
  • содержанию,
  • продукту,
  • характеру.

Умственная операция по характеру может быть следующей:

  • оценивание,
  • синтез,
  • анализ,
  • запоминание,
  • познание.

По продукту умственная операция может быть:

  • единицей,
  • классом,
  • отношением,
  • системой,
  • трансформацией,
  • рассуждением.
  • объектами,
  • символами,
  • преобразование смыслов,
  • поведение.

К операциям относятся:

  1. познание,
  2. память,
  3. дивергентное продуктивное мышление,
  4. конвергентное мышление,
  5. оценивание.
  1. фигуративное содержание,
  2. символическое содержание,
  3. семантическое содержание,
  4. поведенческое содержание.

Продукты мыслительной деятельности могут принимать вид:

  1. единицы,
  2. класса,
  3. системы,
  4. трансформации.

Рисунок 1. «Модель интеллекта Дж. Гилфорда»

Интуиция (от лат. intueri – пристально, внимательно смотреть) - мыслительный процесс, состоящий в практически моментальном нахождении решения задачи при недостаточной осознанности логических связей.

Интуиция имеет важное значение для творческой деятельности человека, когда необходимо открывать или использовать новые знания для преобразования или усовершенствования реальности.

Данное понятие принято трактовать в двух плоскостях: в непрофессиональной литературе процесс интуиции нередко наделяется некоторым непосредственным и мистическим свойством; вторая трактовка предполагает отсыл к поведению человека в сложных, неопределенных ситуациях. В основе механизмов интуиции находятся различные виды сложной переработки информации - как вербальные, так и невербальные, произвольные и непроизвольные.

В процессе решения задачи интеллект человека и его интуиция образуют единое целое, так что противопоставление интуиции логике является не совсем верным. В интуиции важную роль играют обобщения, т.е. необходимо всестороннее ориентирование и компетентность человека в области решения конкретных задач, а также и наличие определенного опыта.

Развитие интуиции тесно связано с особенностями личности: с ее эмоциональными установками, непредвзятостью решений, способностью к независимости мышления.

42.Основные подходы к изучению мышления. Теории мышления.

Асоцианистская теория . Первые представления о универсальных закономерностях психической жизни связывались с образованием связей (ассоциаций). Так, в XVII ст. считалось, что связь, цепочка представлений образует мнение. Развитие мышления воображается как процесс накопления ассоциаций. Психология мышления в то время ещё не выделялась в отдельный раздел. На данном этапе развития науки мышление не рассматривался как особая форма деятельности субъекта. А потому за основу любого умственного процесса принимали цепочку образов-представлений, возникал самопроизвольно. Асоцианистский подход к мышления сосуществовал с формально логичным (Т. Циген).

Мышление часто сопоставлялось с логикой, выделялось понятийно-теоретическое мышление, которое часто неправомерно называли логичным. К интеллектуальным способностей в то время относили "мировоззрение", логические рассуждения и рефлексию (самопознания).

Подход к объяснению мышления как ассоциации представлений набирал силу в XVIII-XIX вв. Л. С. Выготский (20-30-е годы XX века) неоднозначно относился к этому направлению в психологии. Он отрицал асоцианистские трактовки понятий, а более простые формы обобщения связывал с ассоциациями. Этот подход в объяснении мышления развивал Ю. А. Самарин, на роли ассоциаций в механизмах мышления подчёркивал А. Ф. Есаулов.

Вюрцбурзкая школа. В отличие от ассоцианизма представители Вюрцбурзкой школы (О. Кюльпе, Н. Ах, К. Марбах и др.) рассматривали мышление как внутреннее действие (акт). Начался поиск объективных методов исследования. Например, Н. Ах разработал методику создания искусственных понятий. Механизмом развития мысли считали процесс выявления отношений между мнениями.

Гештальт психология. Представители этого направления (М. Вертгеймер, В. Келлер, К. Коффка, К. Дункер) начали новый подход к мышлению, рассматривая его как акт переструктурирования ситуаций. Первичным содержанием любого психического процесса они считали целостные образования-конфигурации, формы, или "гештальт". Мышление рассматривалось как внезапное, не подготовленное аналитической деятельностью, направленной на выделение существенных признаков проблемной ситуации.

Как отмечают М. Вертгеймер, К. Дункер, решение задачи заключается в том, что отдельные элементы проблемной ситуации начинают восприниматься в новом гештальт, в новых отношениях; т.е. проблемная ситуация переструктурируеться, ее элементы выявляют новые признаки и отношения. Сам процесс решения задачи направлен на открытие нового свойства объекта, существующего в определённой системе отношений с другими элементами задачи. Решение задачи наступает как гештальт, как целостное образование, которое представляет собой определённый шаг в этом процессе.

Бихевиоризм. Это направление в психологии XX в. Его основатель Дж. Уотсон расширенно трактовал мышление, сопоставлял его с внутренним вещанием или со средствами невербальной коммуникации. Дж. Уотсон отличал три формы мышления: 1) простое развертывание языковых навыков; 2) решение задач не новых, но таких, которые редко встречаются 3) решения сложных задач, требующих словесного выражения соображения перед выполнением определенных действий.

Бихевиоризм имеет несколько направлений. Согласно одной из них (Дж. Уотсон) основной единицей анализа поведения является связь стимула с реакцией. Представители второго направления рассматривают поведение как целенаправленный процесс, включающий в себя ориентировочную познавательную активность как опосредованное звено.

В рамках первого направления (С. Газри, К. Халл, Б. Скиннер) проблематика мышления не получила своего развития. Второе направление (Э. Толмен) является продуктом взаимодействия бихевиоризма с гештальтпсихологией и составляет когнитивную теорию поведения. Познавательные процессы выступают как основные интеграторы отдельных поведенческих актов субъекта. Результатом обучения является "познавательная структура" (т.е. определенное отражение ситуации). Решение задачи определяется ее структурой, от которой зависят актуализация опыта и понимания связей, существенных отношений между элементами задачи.

Новый подход к исследованию поведения предложили Дж. Миллер, Ю. Галантер и К. Прибрам в книге "Планы и структура поведения". Структурную организацию поведения они понимают как влияние на систему и сопоставление этих воздействий с минутным опытом. Если отдельные влияния уже имели место в жизни субъекта, он действует, руководствуясь опытом, а если эти воздействия не соответствуют приобретённому опыту, то субъект прибегает к поисковым или ориентировочным реакциям. Операция сопоставления называется компарацией. Кроме этого, авторы вводят такие понятия, как "образ", "план". Планы имеются во всех психических процессах. При решении задач реализуются два вида планов:

* Систематический - осуществляется развернутый поиск, анализируются все объекты;

* Эвристический - осуществляется частичный поиск, анализируется лишь часть объектов.

О. К. Тихомиров замечает, что мышление в этих теориях рассматривается как "процесс в организме", в отрыве от мотивационно-эмоциональной сферы.

Психоанализ . Представители этого направления рассматривают мышление как мотивационный процесс. В труде 3. Фрейда "Остроумие и ее отношение к бессознательному" , "остроумие" объясняется как проявление творческого мышления, которое основывается на бессознательных первичных мотивах. Остроумие и его результаты могут возникать вследствие неудовлетворения первичных потребностей, т.е. творчество является сублинированным удовлетворением этих потребностей. Мыслительная деятельность может происходить под влиянием бессознательного мотива или его заменителя - желаемого мотива.

Психоанализ лишь частично затронул проблемы связи мышления с мотивами. Вопрос, как влияет мотивация на организацию, строение мыслительной деятельности, не изучались.

С психоанализом связана теория аутического мышления (Э. Блейлер). Аутизм объясняется как доминирование внутренней жизни, уход от внешнего мира. Проявлениями артистичного мышления являются сновидения, мифология, народные поверья, шизофреническое мышление и т.д. Э. Блейлер в своей концепции показывает регулирующее влияние мотивационно-эмоциональной сферы на мышление.

Теория мотивации . Согласно когнитивной теории мотивации, мотивация поведения человека идет от познания, согласно ему. В рамках этой теории изучаются связь мышления с уровнем притязаний и влияние на этот процесс мотивации достижения. Теория мотивации достижения объясняет реально действующий мотив как продукт интеграции или даже конкуренции двух тенденций - субъект боится неудач и стремится пережить удовольствие от успеха. На процесс познания влияют различные мотивы, их иерархичность изучается познавательной теорией мотивации. Выбор мотива зависит от того, как субъект познает ситуацию, его чаяния, его идеалы. Особой необходимости в коррекции несоответствия между различными мотивами, установками. Эта проблема решается теорией когнитивного диссонанса (Л. Фестингер). В рамках упомянутой теории исследуется поведение субъекта с целью приведения ее в соответствие с представлениями о том, как нужно вести себя, изучается явление диссонанса между мотивами к выбору и после его осуществления.

Гуманистическая психология . В рамках этого направления исследуются мотивы самоактуализации. Начал изучение этих мотивов еще К. Юнг, однако более глубоко анализировал А. Маслоу. В перечне черт личности, которая самоактуализуется, есть немало таких, которые касаются мышления (эффективность восприятия действительности, комфортное отношение к реальности, постоянное появление нового в понимании того, что происходит, чувство юмора и т.д.). Итак, исследователи, анализируя мотивы самоактуализации, прослеживают их влияние на мышление.

Операциональная концепция интеллекта .. В работах Ж. Пиаже и его сотрудников, мышление рассматривается как биологический процесс. Ж. Пиаже использует понятие "интеллект", а не мышление, анализирует такие трактовки интеллекта, как "психическая адаптация к новым условиям" (Э. Клапаред, В. Штерн), как "акт внезапного понимания" (К. Бюлер, В. Келлер) . Для Ж. Пиаже характерным является генетический подход к решению проблем интеллекта. Согласно теории Пиаже в этом процессе может быть выделено пять стадий (или пять этапов в построении операций).

    Стадия сенсомоторного интеллекта (от 8-10 месяцев до 1,5 года).

    Символический, или допонятийный интеллект (от 1,5-2 до 4 лет).

    Стадия интуитивного (наглядного) интеллекта (от 4 до 7-8 лет).

    Стадия конкретных операций (от 7 - 8 до 11 -1 2 лет).

    Стадия формальных операций, или рефлексивный интеллект (от 11 -12 до 14-15 лет).

Чтобы описать основные аспекты интеллекта, Ж. Пиаже использует биологические, физические понятия, а также понятия из логики и математики.

Теория онтогенетического развития мышления. . В 20-е - 40-е годы XX ст. Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец, П. П. Блонская исследовали развитие мышления у детей, связывая его с такими явлениями, как интеллект и вещание. Особенно важный вклад в теорию онтогенеза мышления сделали исследования Л.С. Выготского и его последователей. Развитие мышления эти ученые рассматривают как процесс усвоения ребёнком общественно - исторически выработанных умственных действий и операций. Этим процессом можно активно и планомерно управлять (П. Я. Гальперин).

Теория мышления как системы обработки информации. С появлением электронно-вычислительных машин возникло понимание мышления как системы обработки информации (А. Ньюелл, Г. Саймон, М. Минский, Дж. Маккарти, Дж. Миллер, Ю. Галантер, К. Прибрам). Первоочередной задачей было проследить движение потока информации в "системе" (т.е. в мозге). Основными понятиями этого подхода являются те, что касаются когнитивной деятельности: информация, вход, переработка, кодирование и подпрограмма.

Особое значение сбору информации о признаках элементов проблемной ситуации придавали В. Н. Пушкин, О. К. Тихомиров и др.

Деятельная теория мышления. В контексте, отношение мышления к объективной реальности, его рассматривают как процесс и как деятельность (А. Н. Леонтьев, В. В. Давыдов, В. Л. Поплужний, 0. К. Тихомиров). Этот подход сделал возможным обогащение психологии мышления данными о значении мотивации, эмоций, целеобразования в мислительной деятельности; о зависимости мыслительных действий от этих компонентов; о роли контроля за мышлением, оценочного отношения к своему мышлению и т.д. Деятельный подход позволяет рассматривать мыслительную деятельность как условие самостановления личности.



© 2024 plastika-tver.ru -- Медицинский портал - Plastika-tver