Позитивные и негативные аспекты миграции. Виды миграций населения: классификация, причины Как миграции влияют на численность населения страны

Главная / Стоматология

Наиболее заметным фактором изменения этнического состава населения является внешняя миграция. Именно заметным: в информационном освещении и общественном восприятии миграция предстает чуть ли не главным фактором этого изменения.

Перепись не подтверждает такого взгляда. Так, зафиксированный миграционный прирост русских значительно снизился в 2000-е годы, по сравнению с 1990-ми, снизился и удельный вес русских в миграционном притоке. При этом, как мы уже отмечали, согласно результатам переписи, во всем населении доля русских не сократилась. Если сравнивать только указавших национальность, она даже слегка выросла (на 0,3 процентных пункта) с 2002 года, в то время как по переписи 2002 года (то же только для указавших национальность) она заметно снизилась с 1989 года (на 0,7 процентных пункта).

Мы полагаем, что и текущий учет миграции, и данные переписи о мигрантах, к сожалению, неполны и неточны. С одной стороны, текущий учет миграции ненадежен и, по-видимому, имеется значительный ее недоучет. Этнический состав в межпереписной период учитывался только в 2003-2007 годах. В последние три года между переписями таких данных мы не имеем, а на это время, судя по данным миграционной статистики, приходится до половины миграционного прироста за восемь межпереписных лет.

С другой стороны, перепись, очевидно, просто не замечает значительного числа людей, уклоняющихся от нее. Это, главным образом, иностранные мигранты, получить о них какую-либо информацию из административных источников, как это было сделано для граждан России, невозможно. А с их учетом этнический состав населения был бы отличен от имеющихся данных переписи. Как яркий пример можно привести Москву: по данным переписи доля русских здесь выросла (для указавших национальность с 88,4% в 2002 до 91,7% в 2010 году), но простой взгляд на московскую улицу говорит об обратном.

И все-таки, оставаясь в рамках переписи, мы попытались рассмотреть динамику численности наиболее быстро выросших, и достаточно крупных народов, из числа тех, которые считаются некоренными для России.

За межпереписной период 1989-2002 годов быстрее всего выросла численность армян, таджиков, азербайджанцев, грузин, корейцев, турок (вместе с турками-месхетинцами) и курдов (вместе с езидами) . А в последние восемь лет (2002-2010 годы) самый большой прирост показали киргизы, узбеки и таджики (табл. 6 и 7, рис. 2).

Таблица 6. Численность основных иммигрирующих народов, по данным переписей

Народы

Численность

Турки-месхетинцы

Азербайджанцы

Примечание

Таблица 7. Прирост (убыль) численности основных иммигрирующих народов, по данным переписей

1989-2002

2002-2010

человек

человек

Турки-месхетинцы

Азербайджанцы

Примечание : Народы ранжированы по относительной величине прироста в 2002-2010 годах.

Рисунок 2. Прирост (убыль) численности основных иммигрирующих народов, по данным переписей

Данные табл. 6 и 7 и рис. 2 очень четко отражают перемену в миграционных этнических потоках в 2000-е годы. В 1990-е годы самый большой поток шел из Закавказья, а Средняя Азия была представлена только корейцами, а также таджиками и турками, причем у последних двух народов причины были особые – они бежали от войны и погромов. В 2000 годы главными иммигрантами в Россию стали киргизы, узбеки и вновь таджики. Размеры прироста курдов и турок (25 и 15% соответственно) тоже говорят о продолжающейся миграции, хотя и резко сократившейся в объеме.

По данным переписей в 1990-е прирост народов Закавказья, почти полностью миграционный, составил более миллиона человек, а в 2000-е прирост трех среднеазиатских – чуть более 300 тысяч.

Большой закавказский поток иссяк? Ведь переписной рост численности армян вполне укладывается в рамки естественного прироста. Численность азербайджанцев по данным переписи вообще уменьшилась (правда, это не слишком правдоподобно: хотя бы потому, что естественный прирост у них никак не меньше, чем у армян). Значительная убыль грузин вполне объяснима как улучшившейся экономической ситуацией на родине, так и антигрузинской кампанией, поднятой в связи с войной в Южной Осетии.

Однако текущий учет миграции противоречит такой четкой переписной картине. Статистика миграции по этим народам показывает совершенно другие данные: с учетом наших оценок за 2008-2010 годы, т.е. после того, как прекратилась разработка данных о мигрантах по национальности, приток армян составил от 50 до 100 тысяч человек, азербайджанцев – от 20 до 50, а грузин – не менее 5 тысяч человек. Эти данные корреспондируют с распределением мигрантов по странам прибытия. Разница между двумя источниками данных от 100 до 200 тысяч человек в пользу текущего учета.

То же и со среднеазиатскими мигрантами: по переписным данным прирост трех народов (узбеков, таджиков и киргизов) составил более 300 тысяч человек, а по данным текущего учета межстрановой миграции из трех стран прибыло почти полмиллиона человек. Можно возразить: из этих стран едут не только представители титульных национальностей, но так же выглядит сравнение данных, например, по корейцам. И, если расхождение численности населения России по переписи и оценки на ее дату почти на 1 млн. человек объясняется недоучтенной внешней миграцией, на какие народы ее можно отнести?

И совсем несуразны данные переписи о численности молдаван: по этим данным она уменьшилась почти на 10% (на 16 тысяч человек), в то время как расчеты по текущему учету миграции показывают их миграционный прирост 10-15 тысяч, а положительное сальдо миграции из Молдавии достигает почти 80 тысяч.

Все это, на наш взгляд, подтверждает мнение о том, что перепись не замечает многих иммигрантов. Наш вывод: хотя миграции, безусловно, влияют на изменение этнического состава населения, но оценить степень этого влияния и величину реального миграционного прироста по данным переписи о национальном составе населения не представляется возможным.

Значительных миграционных потоков других народов перепись не выявила.

Из народов дальнего «зарубежья» относительно выросла численность уйгуров и дунган (было 3,7, стало 5,3 тысячи человек), но они «дальние» лишь формально, в Россию они приезжают из той же Средней Азии. Выросла также численность англичан (британцев), американцев, итальянцев и французов (суммарно было 3,5, стало 5,4 тысячи человек). Хоть эти цифры и малы на фоне остальных этнических сдвигов, но могут служить характеристикой улучшения связей постсоветской России с остальным миром.

Представляет интерес расселение этнических групп мигрантов. В целом для всех мигрантов центрами концентрации являются Москва, Санкт-Петербург, Московская и Тюменская, Самарская и Волгоградская области. Кавказские народы, что естественно, и корейцы гуще расселены в русских частях Северного Кавказа. А среднеазиатские мигранты – в промышленных областях Урала и Сибири. Это не значит, что, к примеру, курды или грузины не живут в восточных областях, просто доля живущих там в общей численности этих народов ниже, чем такая же, например, для узбеков. Молдаване и, отчасти, азербайджанцы занимают среднюю по расселению позицию между этими двумя группами. Интересно, что из областей Поволжья среднеазиатские народы больше сконцентрированы в Татарии и Башкирии .

Импорт рабочей силы может иметь как позитивные, так и негативные последствия для экономики принимающего государства. Автор статьи рассматривает эти последствия, отмечая, в частности, важный вклад мигрантов в экономическое развитие стран-реципиентов.

Современную социальную реальность невозможно представить без миграции населения. Государства-лидеры мирового развития, применяя селективный подход и четко определяя приоритеты, стремятся использовать международную миграцию в качестве весомого фактора развития национального человеческого капитала, экономики и всей социальной сферы. Ярким примером являются США, где с помощью иммигрантов высокой квалификации развиваются наука, сфера высоких технологий, медицина и т.д., а низкоквалифицированная рабочая сила из-за рубежа обеспечивает дешевыми рабочими руками малый и средний бизнес. Не остаются в стороне и такие страны, как Канада, Австралия, Новая Зеландия, Израиль, Англия, Германия.

Однако миграцию нельзя рассматривать как процесс, имеющий только положительные эффекты. По сути, миграция является своеобразным социальным «катализатором». При наличии у государства системных проблем в управлении, антикоррупционной деятельности возникает рост межэтнической напряженности, преступности, теневой экономики, нелегальной занятости, наркотрафика и т.д.

С ростом масштабов трудовой миграции иностранные трудовые ресурсы стали в большей степени влиять на социально-экономическое и политическое развитие принимающих государств, в том числе на развитие рынка труда, отдельных отраслей, сглаживание демографических дисбалансов.

К сожалению, оценка воздействия трудовой иммиграции на экономическое развитие осложняется целым рядом факторов: широким распространением нелегальной занятости, недостатками системы статистического учета миграции, зависимостью эффекта воздействия от масштаба и продолжительности использования иностранной рабочей силы. Также следует отметить, что последствия привлечения высококвалифицированной рабочей силы отличаются, в некоторых случаях кардинально, от иммиграции низкоквалифицированных работников. Тем не менее, анализ наиболее значимых российских и зарубежных научных исследований позволил сформировать типологию позитивных и негативных последствий использования иностранных трудовых ресурсов для экономики принимающих мигрантов стран (Tаблица 1).

Таблица 1. Последствия использования иностранных трудовых ресурсов для страны въезда трудовых мигрантов

Позитивные последствия

Негативные последствия

Последствия для рынка труда

Смягчение проблемы дефицита рабочей силы.

Демпинг на рынке труда, приводящий к снижению заработной платы местных работников.

Занятость мигрантов в домашнем хозяйстве содействует занятости женщин.

Рост безработицы среди местного населения и маргинализация менее квалифицированных работников.

Повышение занятости в малом бизнесе и предпринимательстве.

Криминализация отдельных секторов рынка труда.

Обеспечение занятости на неквалифицированных работах.

Занятость мигрантов в «непрестижных» сферах экономики содействует вертикальной мобильности местных работников.

Последствия для развития человеческого капитала

Повышение качества рабочей силы путем отбора молодых и квалифицированных работников (в сегменте высококвалифицированной рабочей силы).

При условии превалирования низкоквалифицированной рабочей силы и наличия замещающих тенденций снижается общий уровень национального человеческого капитала.

Увеличение бедности (в случае деклассации мигранта по причине потери работы).

Последствия для экономического роста,

для сферы производства товаров и услуг

Появление ресурса для региональных сдвигов в экономике за счет возможностей расселения мигрантов в определенных регионах.

Блокирование возможности внедрения трудосберегающих технологий.

Снижение стоимости рабочей силы и общих издержек с этим связанных.

Снижение эффективности и производительности труда из-за вызванных использованием более дешевой рабочей силы проблем с внедрением нового оборудования и технологий.

Стимулирование дополнительной занятости, образование дополнительных рабочих мест и развитие инфраструктуры, вызванное спросом иностранных рабочих на товары и услуги.

Концентрация трудовых мигрантов не в отраслях и регионах, испытывающих нужду в дополнительной рабочей силе, а там, где можно рассчитывать на быстрый заработок.

В случае иммиграции высококвалифицированной рабочей силы возможен рост инновационной активности, увеличение производительности труда.

Рост конкурентоспособности местных товаров и услуг за счет снижения издержек.

Рост прямых инвестиций (в т.ч. иностранных), обусловленный наличием дешевой рабочей силы.

Развитие транспортной сферы, как государственных, так и частных перевозок.

Последствия для финансовой сферы и формирования

бюджета государства

Увеличение сбора налогов от заработной платы мигрантов, поступлений обязательных платежей (госпошлины, авансовые платежи и т.д.) и отчислений в социальные фонды.

Увеличение расходов на социальную помощь безработным мигрантам.

Увеличение платежей за пользование мигрантами жильем и коммунальными услугами.

Рост государственных расходов на миграционную политику.

Экономия на расходах на образование.

Дополнительное воздействие мигрантов на социальную сферу и инфраструктуру.

Замедление инфляции за счет более высокой склонности к сбережениям у иностранных работников.

Потери капитала, связанные с перечислением части заработной платы мигрантами за рубеж.

Дополнительное негативное давление на курс национальной валюты.

Последствия для внешнеэкономической деятельности

Рост количества совместных предприятий с экономическими субъектами страны-импортера трудовых ресурсов.

Увеличение товарооборота между страной-экспортером и страной-импортером трудовых ресурсов.

Остановимся более подробно на представленных в таблице блоках.

1. Последствия для развития рынка труда

Трудовая иммиграция в первую очередь оказывает воздействие на рынок труда принимающего государства. Как уже отмечалось, это воздействие имеет как положительные, так и отрицательные последствия.

Во-первых, импорт трудовых ресурсов способствует смягчению проблемы дефицита рабочей силы. Большинство развитых стран в настоящее время вошли в период сокращения общего количества трудоспособного населения, вызванного снижением рождаемости. Решить данную проблему можно, по большому счету, только двумя способами: резким повышением производительности труда и стимулированием трудовой иммиграции. Первый вариант наиболее благоприятный, но требующий времени и технологического развития. Второй вариант предлагает оперативное удовлетворение возникшего дефицита, в особенности для малого и среднего бизнеса.

Во-вторых, занятость трудовых мигрантов в домашнем хозяйстве содействует занятости женщин. Трудовые ниши сиделок, нянь, домработниц за короткое время в развитых странах превратились в мигрантские. Однако возможность использовать дешевую наемную иностранную рабочую силу для многих женщин является фактором, стимулирующим их выход на работу.

В-третьих, повышается занятость в малом бизнесе и предпринимательстве. Данный эффект наблюдается как при привлечении низкоквалифицированной рабочей силы, так и высококвалифицированной.

Как правило, малый бизнес остро зависим от величины издержек, в особенности на этапе создания и становления. Иностранные трудовые ресурсы позволяют получить необходимые рабочие руки в случае их дефицита, а также и снизить их стоимость. Данный эффект также наблюдается и при использовании нелегальных мигрантов, особенно в странах с высокими социальными гарантиями на рынке труда.

Снижение издержек является причиной распространения нелегальной занятости и в России, т.к. приносит несравнимо большую выгоду работодателям, по сравнению с легальным наймом. Проведенное исследование показало, что при найме одного нелегального мигранта экономический эффект составляет не менее 220 тыс. руб. экономии в год (Таблица 2).

Таблица 2. Расчет затрат работодателя на заработную плату при легальном и нелегальном найме сотрудников

Приведенные расчеты объясняют основную причину распространения нелегальной занятости, особенно в среде малого, а также так называемого «мигрантского» или «диаспорального» бизнеса. Нужно учесть, что нелегальная миграция приводит к целому ряду негативных социально-экономических и политических проблем и может привести к возникновению различных рисков. В этой связи с позиции государственного управления трудовой иммиграцией необходима глубокая оценка всех возможных последствий для выработки стратегии в отношении масштабов привлечения дешевой рабочей силы из-за рубежа.

В–четвертых, трудовая миграция обеспечивает занятость на неквалифицированных работах. Значительные изменения в социальной структуре развитых стран оказали серьезное воздействие на рынок труда. Для растущего среднего класса рабочие места с неквалифицированным трудом являются непрестижными как по экономическим, так и социально-психологическим аспектам. В этой связи приток низкоквалифицированных мигрантов обеспечивает непрестижные сферы искомыми рабочими руками, хотя, как уже отмечалось, несет в себе ряд социальных и политических рисков.

В-пятых, занятость мигрантов в «непрестижных» сферах экономики содействует вертикальной мобильности местных работников, побуждая их к повышению квалификации и поиску более престижных и высокооплачиваемых рабочих мест. В ситуации, когда местные работники не имеют возможности или желания повышать свою квалификацию и трудоустраиваться на более высокооплачиваемые рабочие места, весьма высока вероятность безработицы или их переезда из этого региона.

Трудовая миграция имеет и ряд негативных последствий для рынка труда стран-реципиентов. В первую очередь это касается безработицы и уровня заработной платы. С позиции государственного управления миграционными процессами необходимо проведение постоянного мониторинга динамики безработицы и уровня оплаты труда для оперативного реагирования на негативные тенденции, которые могут обостриться при увеличении миграционных потоков.

Еще одним негативным эффектом для принимающего государства является криминализация отдельных секторов рынка труда. Помимо уклонения от уплаты налогов криминализация, как правило, снижает общий уровень конкуренции в сегменте/отрасли, что приводит к замедлению темпов роста, технологического развития. Нельзя забывать и о комплексе возможных негативных социально-политических последствиях подобного явления.

2. Последствия для развития человеческого капитала

Трудовыемигранты, входя в новое общество, становятся частью совокупного национального человеческого капитала принимающего государства. В зависимости от уровня квалификации и образования, возраста и здоровья входящий трудовой поток может как повысить уровень развития национального капитала, так и снизить его.

В постиндустриальной экономике, основанной на знаниях и технологиях 5-го и 6-го укладов, человеческий капитал становится стратегическим ресурсом, критически важным для устойчивого развития, национальной конкурентоспособности, роста благосостояния населения. Развитые страны Запада, являясь привлекательными для трудовых мигрантов, пытаются повышать качество рабочей силы путем отбора молодых и квалифицированных работников. В настоящее время наблюдается глобальная конкуренция на внутриотраслевом, межотраслевом, межрегиональном и межстрановом уровнях. Например, США используют не только трудовой, но и учебный каналы для насыщения точек роста высококвалифицированными кадрами. Сфера IT ежегодно наполняется лучшими специалистами из Индии, Китая, Южной Кореи, России и т.д.

При условии превалирования низкоквалифицированной рабочей силы снижается общий уровень национального человеческого капитала. В качестве негативной необходимо рассматривать ситуацию, когда наряду с въездом работников низкой квалификации происходит значительный выезд из страны высококвалифицированных кадров. При этой тенденции замещения снижение уровня человеческого капитала наиболее существенное.

Также следует отметить, что невысокая оплата труда в сегменте дешевой рабочей силы может приводить к еще большему снижению человеческого капитала мигрантов, ввиду бедности последних. Иностранному работнику в таких случаях приходится экономить на питании, медицинском обслуживании, повышении квалификации и т.д. Постепенная эрозия человеческого капитала трудовых мигрантов приводит не только к углублению бедности, но и к снижению их вклада в экономику, как через трудовую деятельность, так и через потребление товаров и услуг.

3. Последствия для экономического роста, для сферы производства товаров и услуг

Увеличение масштабов внешней трудовой иммиграции приводит к росту вклада мигрантов в валовый внутренний продукт принимающих стран. Мигранты увеличивают общую численность населения трудоспособного возраста, прибывают с определенными уровнем образования, навыками и компетенциями, вносят свою лепту в развитие человеческого капитала стран-реципиентов.

В то же время в случае иммиграции высококвалифицированной рабочей силы возможен рост инновационной активности, что приводит к увеличению производительности труда. Например, миграция высококвалифицированной рабочей силы в США способствует повышению количества исследований и инноваций, а также росту технического прогресса.

Еще одним позитивным эффектом трудовой эмиграции является возможность использовать ее ресурс для региональных сдвигов в экономике за счет расселения мигрантов. Государству, посредством косвенного управления на основе создания точек роста, необходимо направлять поток в те регионы, где есть потребность в рабочей силе. К сожалению, данный эффект очень сложно использовать в случае низкоквалифицированной рабочей силы.

Важным позитивным эффектом привлечения иностранных работников является снижение стоимости рабочей силы и общих издержек, связанных с ее использованием. Как уже отмечалось, этот эффект наблюдается как при использовании легальной, так и нелегальной миграции. Снижение издержек приводит, во-первых, к росту прибыльности организации. Во-вторых, стимулируется рост прямых инвестиций (в том числе иностранных), обусловленный наличием дешевой рабочей силы. Опыт Китая показывает, что дешевый рабочий труд в совокупности с прозрачными условиями ведения бизнеса и гарантиями частной собственности обеспечивает устойчивый приток иностранных денег в производства и, как следствие, рост ВВП. В-третьих, в условиях внутренней и внешней рыночной конкуренции более дешевый труд повышает конкурентоспособность организации, облегчает выход товаров и услуг на новые рынки.

Нельзя забывать и о стимулировании дополнительной занятости, образовании дополнительных рабочих мест и развитии инфраструктуры, вызванных спросом иностранных рабочих на товары и услуги. В этом контексте рост доли заработной платы мигрантов, которую те используют для потребления внутри страны, является крайне позитивным эффектом. Также благоприятным эффектом будет являться накопление денежных средств мигрантов на счетах в банках, т.к. инструмент банковского депозита позволяет инвестировать эти средства в экономику принимающего государства.

Рост масштабов трудовой иммиграции приводит к росту спроса на услуги транспортной системы, в том числе развитию государственных и частных перевозок. Появляется дополнительный импульс к открытию новых транспортных маршрутов, увеличению количества рейсов, транспортного парка. Все это приводит к повышению прибыльности транспортных компаний за счет «эффекта масштаба».

Для стран-реципиентов трудовых мигрантов имеются и несколько негативных последствий для экономического роста и развития производства и сферы услуг. В первую очередь необходимо отметить отрицательное влияние на внедрение трудосберегающих технологий. Причиной этому является тот факт, что у предпринимателей и предприятий в условиях притока большого количества дешевой рабочей силы теряются стимулы к разработке и вводу в эксплуатацию ресурсосберегающего оборудования.

Этот негативный эффект приводит к появлению другого: снижается производительность труда из-за вызванных использованием более дешевой рабочей силы проблем с внедрением нового оборудования. Отсутствие роста производительности труда приводит к «замораживанию» уровня заработной платы. Происходит остановка роста уровня благосостояния как мигранта, так и местного работника. Это сказывается на процессах потребления и накопления денежных средств этими социальными группами.

Также следует отметить, что получаемый эффект от дешевой рабочей силы позволяет повысить конкурентоспособность организации, однако он может иметь место только в краткосрочной динамике. В дальнейшем откладывание модернизации приведет к резкому отставанию от конкурентов, которые будут перевооружаться.

Следующим важным негативным эффектом, который отчетливо виден на примере России, является концентрация трудовых мигрантов не в отраслях и регионах, испытывающих нужду в дополнительной рабочей силе, а там, где можно рассчитывать на быстрый и не всегда легальный заработок. Зарубежная практика управления миграционными потоками показывает, что миграцией можно и нужно управлять. Такие страны, как Китай, Израиль, Швеция, Греция и т.д., используют управление миграционными потоками (не ограничиваясь сугубо трудовым) для стимулирования регионального развития.

Для современной России развитие регионов является не только вопросом экономики, но и важным фактором геополитической безопасности и политической стабильности. Негативные тенденции воспроизводства населения в Сибири и на Дальнем Востоке, осложненные «западным дрейфом» в миграции населения, грозят обезлюживанием огромных территорий. Колоссальная внутрироссийская дифференциация в уровне жизни приводит к миграции, в том числе и высококвалифицированных работников из субъектов РФ, в московский регион. Это подрывает экономический, демографический, научный, управленческий потенциал российских территорий.

Направления миграционных потоков, их локализация являются производными экономической и региональной политики. В этой связи неоспорим тот факт, что деятельность государства по развитию регионов не приносит искомого результата. Миграция становится одной из причин стабилизации территориального расслоения, практически не влияя на развитие отстающих российских регионов.

4. Последствия для финансовой сферы и бюджета государства

Трудовые мигранты оказывают воздействие как на бюджет принимающего государства, так и на всю финансовую сферу. Попадая на рынок труда, иностранный работник становится объектом налогообложения. Также определенные налоги и сборы, как правило, платит и работодатель, использующий труд мигранта. С увеличением миграционного потока увеличиваются сбор налогов от заработной платы мигрантов, поступления обязательных платежей (госпошлины, авансовые платежи и т.д.) и отчисления в социальные фонды. При этом чем выше квалификация мигрантов, тем выше денежные поступления в бюджет принимающего государства. Естественно, в данном контексте необходимо говорить только о легальном компоненте.

Факторы, влияющие на финансовые эффекты от трудовой миграции, прежде всего зависят от определенных характеристик самих иммигрантов, таких как возраст и причины миграции. Исследование ОЭСР показало, что молодые неквалифицированные трудовые мигранты начинают платить налогов и сборов больше, чем государство тратит на них, только после достижения возраста 40–45 лет.

Еще одним позитивным последствием является увеличение платежей за пользование мигрантами жильем и коммунальными услугами. Этот эффект зависит от величины потока и развитости инфраструктуры и рынка арендного жилья. Как правило, возрастающий поток трудовых мигрантов стимулирует строительство общежитий, доходных домов. В то же время компактное размещение мигрантов, формирование этнических гетто может снизить стоимость недвижимости в этих районах, что сократит поступления в казну от налога на недвижимость, если он рассчитывается от ее фактической стоимости.

Важным позитивным эффектом является скрытая экономия государственного бюджета принимающего государства на расходах, связанных с получением образования, медицинской помощи, а также поддержки в рамках социальных программ.

Еще одним позитивным последствием является замедление инфляции за счет более высокой склонности к сбережениям у иностранных работников и денежных переводов за рубеж. По сути, как накопления, так и денежные переводы из страны позволяют сократить денежную массу в обороте, что должно позитивно отразиться на уровне инфляции.

Немного другая ситуация с курсом национальной валюты в стране пребывания трудового мигранта. Если он совершает денежный перевод на родину в валюте страны нахождения, то тем самым курс национальной валюты должен укрепляться. Эффект тем больше, чем большая денежная масса переводится за рубеж. Обратная ситуация может наблюдаться, если мигрант переводит деньги в валюте третьих стран. Например, работая в России и получая заработную плату в рублях, иностранный работник покупает доллары США и совершает перевод. Тем самым возрастает спрос на иностранную валюту, что может оказать определенное давление на курс российского рубля.

Наряду с позитивными последствиями использования иностранной рабочей силы на финансовую систему принимающего государства, существует и ряд издержек.

Во-первых, необходимо отметить дополнительное воздействие мигрантов на социальную сферу и инфраструктуру. Особенно остро эта проблема стоит в условиях кризиса и снижения спроса на рабочую силу. В такой период увеличиваются расходы на социальную помощь безработным мигрантам, на помощь в возвращении. Как уже отмечалось, относительно невысокая стоимость иностранной рабочей силы обеспечена в том числе и практически полным отсутствием социальных гарантий для трудовых мигрантов как со стороны работодателя, так и со стороны государства. Подобная экономия на микроуровне может обернуться повышением затрат на социальные нужды на макроуровне, которые придется включать в расходную часть государственного бюджета.

Во-вторых, увеличение иммиграционных потоков ведет к росту государственных расходов на миграционную политику. В первую очередь расходы связаны с созданием инфраструктуры легализации и адаптации мигрантов. Разрешительные и контролирующие функции органов государственной власти будут требовать увеличения расходов, вслед за увеличением количества иностранных работников.

В-третьих, хотя большинство экспертов считают, что трудовой мигрант в стоимостном выражении вносит больший вклад в экономику принимающего государства, чем отправляет денежных переводов, в чистом виде «ремиттанс» являются утечкой капиталов за рубеж. Влиять на общий объем переводов практически невозможно, так как они являются одной из основных целей трудовой миграции, а дополнительное обложение этого финансового потока налогами может привести только к появлению серых схем перетока денежных средств.

5. Последствия для внешнеэкономической деятельности

Наличие тесных миграционных связей между государством-донором и государством-реципиентом не может ни сказаться на внешнеэкономическом взаимодействии двух стран. В первую очередь речь должна идти об увеличении объемов взаимной торговли и росте количества совместных торговых предприятий.

Влияние миграции на двустороннюю торговлю объясняется, прежде всего, тремя причинами. Во-первых, иммигранты хорошо осведомлены о традициях, законах, владеют языком, знакомы с бизнес-практиками как страны-донора рабочей силы, так и страны-реципиента. Соответственно, их присутствие помогает преодолеть информационный разрыв между продавцами и покупателями с обеих сторон, тем самым содействуя реализации торговых возможностей и установлению прочных связей, основанных на доверии. Во-вторых, иммигрантские сети могут обеспечить исполнения контрактов посредством определенных неформальных санкций, которые используются в случае слабых институциональных правил и снижают торговые издержки. И в-третьих, иммигранты прямо или косвенно продвигают товары своей родины, формируют на них спрос и распространение.

Рассмотренные позитивные и негативные последствия воздействия импорта рабочей силы на экономику принимающего государства, главным образом, свидетельствуют о системности трудовой миграции, ее сложности для научного анализа. Определенные позитивные эффекты в краткосрочной перспективе могут дать толчок негативным тенденциям в долгосрочной, что диктует необходимость государственного управления миграционными процессами, задачей которого будет являться максимизация позитивных эффектов и минимизация издержек. Особенностями подобной миграционной политики является, во-первых, сложность и своевременность получения достоверной статистической информации. Во-вторых, необходимость создания системы показателей для всестороннего мониторинга воздействия иностранной рабочей силы на различные аспекты экономического и социального развития государства.

Эта статья основана на статье «Экономические последствия воздействия трудовой миграции для стран-реципиентов рабочей силы», подготовленной в рамках проекта РНФ № 17-78-10168.

Александр Александрович Гребенюк к.э.н., заместитель директора по научной работе Высшей школы современных социальных наук (факультета) МГУ имени М.В. Ломоносова

Источники :

Hunt, J. (2010), “Skilled Immigrants’ Contribution to Innovation and Entrepreneurship in the US”, Open for Business: Migrant Entrepreneurship in OECD Countries, OECD Publishing, Paris, http://dx.doi.org/10.1787/9789264095830-en .

Колосницына М. Г., Суворова И. К. Международная трудовая миграция: теоретические основы и политика регулирования // Экономический журнал ВШЭ. – 2005. – № 4. – С. 543–565.

Коновалов В.К. Международная трудовая миграция и экономический рост / В.К. Коновалов // Человек и труд. № 12, 2010.

Эргешбаев У. Ж. Миграция населения Киргизской Республики в Россию: социально-экономические последствия // Регион: экономика и социология. – 2009. – № 2. – С. 156–165.

Artal-Tur A. et al. (eds.), The Socio-Economic Impact of Migration Flows, 3 Population Economics, Springer International Publishing Switzerland, 2014, p. 4.

Borjas, George J. (2003), “The labor demand curve is downward sloping”, The Quarterly Journal of Economics, Vol. 118, No. 4 (Nov), pp. 1335-1374.

R. de Arce, R. Mahıa
. A Dynamic Input–Output Scheme
for the Estimation of Labour Migration Impact on GDP and Employment
in Receiving Countries with an Application for Spain. A. Artal-Tur et al. (eds.), The Socio-Economic Impact of Migration Flows, 145 Population Economics
, 2014, p. 154.

Для подписки на электронную рассылку «Мостов» заполните эту форму .

Миграция населения - это не только простое механическое передвижение людей, но и сложный общественный процесс, затрагивающий многие стороны социально-экономической и культурной жизни целых народов.

Прежде всего, миграции оказывают большое влияние на демографические процессы. Они приводят к изменениям половозрастной и социальной структуры населения в районах, откуда мигранты уезжают и куда приезжают. В районах с оттоком, превышающим темпы воспроизводства населения, численность его сокращается, снижается рождаемость, поскольку в миграциях участвует преимущественно молодое население. Соответственно, в этих регионах увеличивается доля населения старших возрастных групп. В районах же притока мигрантов повышается доля молодых возрастов и, как правило, возрастают темпы воспроизводства населения .

Миграции активно вмешиваются в процессы урбанизации, оказывают влияние на формирование систем расселения.

Миграции способствуют территориальному перераспределению населения и трудовых ресурсов, влияют на уровень социально-экономического развития регионов. Приток квалифицированных кадров в районы нового освоения позволяет развивать в них не только сырьевые, но и технически более сложные производства по глубокой комплексной переработке добываемого сырья. Создаваемые переселенцами новые города, промышленные объекты, сельскохозяйственные предприятия повышают экономический потенциал территории.

Вместе с тем неорганизованный приток мигрантов в районы с низким уровнем и медленными темпами социально-экономического развития приводит к ухудшению материальных и культурно-бытовых условий жизни населения в этих районах, обусловливает плохую приживаемость новоселов и текучесть населения. В случаях приезда вынужденных мигрантов требуются дополнительные расходы со стороны государства и местных бюджетов на их обустройство, организацию новых рабочих мест, строительство объектов социальной инфраструктуры.

Миграции трудоспособного населения непосредственно влияют на рынок рабочей силы, сокращая (при отъезде) или увеличивая (в случае приезда) ее предложение, зачастую обостряя конкуренцию на рынке труда.

Состав мигрантов влияет на социальную структуру, культурный и образовательный уровень населения в районах оттока мигрантов и их притока. Например, приезд городских жителей в сельскую местность или отдаленные районы нового освоения способствует формированию населения с более высоким уровнем культуры и профессиональной квалификации; усиленный приток сельских жителей в города оказывает противоположное воздействие.

К сожалению, наше законодательство в области миграции сложилось как охранно-запретительное. Оно возвело труднопреодолимые барьеры на пути мигрантов, в том числе из стран СНГ. Правда, в последнее время в закон о гражданстве внесены поправки: созданы определенные преференции для тех, кто приезжает из СНГ. Но подобные поправки не внесены в закон о пребывании иностранцев. Они не касаются трудового найма мигрантов, оформления вида на жительство в России. Доступ к процедуре получения гражданства для таких лиц практически закрыт, несмотря на то, что в законе вроде бы все написано хорошо. Очень немногим удается пробить эту стену .

Насколько такой порядок соответствует интересам страны? Отвечая на этот вопрос, важно представлять нашу демографическую ситуацию в целом. Росстат России, эксперты ООН, независимые отечественные демографы, зарубежные специалисты - все единодушны по поводу того, что население России будет очень быстро сокращаться. По крайней мере до 2030 г. Даже те, кого можно назвать оптимистами и романтиками, кто надеется, что мы можем добиться перелома в рождаемости, признают, что до 2030 г. в стране сохранится очень тяжелая демографическая ситуация.

Пессимистический прогноз (по сути - экстраполяционный) исходит из того, что, если тенденции в области рождаемости, смертности и миграции, а также вся миграционная политика не изменятся, то население России к 2050 г. уменьшится вдвое.

Оптимистических прогнозов нет. Отчасти к ним можно отнести так называемые средние варианты прогнозов. В частности, Перепись несколько подняла планку перспективной численности населения. При условии, что миграционный прирост достигнет примерно 0,6 млн. человек в год, население страны к 2026 г. составит 137 млн. (сейчас оно немногим превышает 144 млн.). К середине века численность населения России может сократиться на треть. Прогноз численности трудоспособного населения сомнений не вызывает. Ведь он касается уже родившихся людей, которые будут постепенно вступать в трудоспособный возраст. С 2007 г. начнется убыль трудоспособных контингентов. Если рождаемость начала падать 20 лет назад, то теперь ее отрицательная динамика скажется на численности вступающих в трудоспособный возраст. Пенсионерами же станут люди, родившиеся в период высокой рождаемости: соотношение работающих и пенсионеров ухудшится .

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что самым дефицитным ресурсом страны в ближайшей перспективе будет труд. Не нефть, не газ, не деньги, а труд, особенно квалифицированный. На рынке труда сложится исключительно благоприятная для трудоустройства конъюнктура. А это значит, что при всех условиях нам потребуются иммигранты. Миграция населения (в первую очередь трудовая) - позитивное явление, позволяющее сбалансировать прирост населения, прежде всего числа трудоспособных лиц. Современная миграционная ситуация в России является ни чем иным как отражением особенностей переживаемого этапа социально-экономического и политического развития страны.

Из года в год население страны пополняется или убывает за счет миграционных процессов. Миграция осуществляется по разным причинам, среди которых главенствующую роль занимает экономическая нестабильность. Миграционные процессы можно классифицировать по-разному, т.к. это зависит от их формы, причин и размера.

Понятие миграции. Виды миграций

Миграцией населения называют смену места жительства, переезд из одного города в другой, за границу. В можно включить и переезд внутри самого села/города, однако это уже узкое определение, которое менее используется.

Миграция как демографический процесс сильно влияет на жизнь государства. Миграционным процессам придается главенствующая роль в формировании количества населения страны. Экономика также находится под влиянием переездов населения из одной страны в другую, причем это влияние может быть как положительным, так и негативным.

Отсюда возникают проблемы миграции, с которыми любое государство пытается бороться. Если это поток иммигрантов, то правительство регулирует заработные платы и количество рабочих мест, финансовую помощь. Если это отток населения из страны, проводятся попытки привлечения специалистов из других стран, ориентируется на стимулирование естественного прироста населения.

внутренние (перемещение населения внутри страны, например - из деревни в город, из одного района в другой и др.);
внешние (перемещение из одной страны в другую), при чем выезд из своей страны на постоянное место жительства в другую называется эмиграцией, а въезд в другую - иммиграцией.
Миграции различаются:

После Второй мировой войны Центральная превратилась в очаг иммиграции, в место притяжения рабочей силы из стран , Северной , и . Таким образом, получили широкое распространение трудовые миграции, которые продолжаются и сегодня. Но в наши дни особенно привлекательны для иностранной рабочей силы - нефтедобывающие страны. Во второй половине XX века появилась новая форма внешних миграций - «утечка умов». Заключается она в переманивании высококвалифицированных иностранных учёных и специалистов. Началась она с оттока из в США, но затем в этот процесс были вовлечены и .

В историческом прошлом России можно выделить несколько этапов, когда изменение общей численности населения на территории определялось не , а миграционным притоком или, наоборот, оттоком населения: освоение междуречья Оки и в VIII - IX вв.; период нашествия XIII - XIV вв.; освоение новых территорий в южных («Диком поле») и (XVI - XVII вв.); дальнейшее освоение юга Европейской России и юга Сибири (XVIII - XIX вв.); насильственные депортации 1930 - 1940-х гг.; промышленное и восточных и северных районов СССР; распад СССР.

В советский период имело место постоянное перемещение населения из сельской местности в города; более 100 млн. сельчан стали горожанами.

В начале 90-х гг. возникло еще одно направление миграций, связанное с ростом национализма в ряде республик СССР. После распада Советского Союза этот поток (прежде всего русского населения) увеличился в несколько раз. Наибольшее количество беженцев было из тех районов, где возникали вооруженные конфликты (так называемых «горячих точек»: , Средней ) или где оказывалось гораздо хуже, чем в России.

Резкое ухудшение положения в экономике в первую очередь сказалось на северных и восточных районах страны. Если в прежние годы люди стремились в эти регионы с целью заработать деньги (существовали т.н. «северные надбавки»), то в связи с закрытием многих предприятий в 90-е гг. население стало возвращаться в Европейскую часть России.

В последние годы наивысшие показатели притока населения продолжают оставаться в русских районах , а также прилегающих к ним областях Центрально-Черноземного и Поволжского районов. Самый значительный отток населения характерен для севера (Чукотский АО - 582 чел./10 000 чел., Корякский АО - 263, Магаданская обл.- 276), Эвенкийского округа (260 чел./10000 чел.), а также Чечни и Ингушетии.

Миграции оказывают существенное влияние на структуру населения. Так трудовая иммиграция увеличивает долю экономически активного населения в общей численности, а также долю мужского населения, т.к. мигрируют в поисках работы в основном мужчины.



© 2024 plastika-tver.ru -- Медицинский портал - Plastika-tver