Согласно павлову основными свойствами темперамента. Учение И.П.Павлова о темпераменте

Главная / Стоматология
  • 10.Социализация: стадии, факторы, средства и механизмы
  • 11.Методология и методы психолого-педагогических исследований
  • 12. Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений
  • 13. История педагогики и образования как область научного знания
  • 14. Закономерности и принципы обучения
  • 15. Педагогический процесс: понятие и основные функции
  • 16. Понятие о методах обучения и их классификация
  • 17. Традиционные и инновационные технологии обучения
  • 18. Педагогическая антропология как междисциплинарная область знаний о человеке
  • 19. Управление образовательными системами
  • 20. Дополнительное образование детей
  • 21. Стили и культура педагогического руководства
  • 22.Сущность и структура педагогической деятельности
  • 23.Развитие экологической культуры личности
  • 24. Цели и задачи использования информационных и коммуникационных технологий в образовании
  • 25.Общая характеристика психолого-педагогической деятельности
  • Профессиональная я-концепция учителя
  • Профессиональное самосознание учителя
  • Раздел 2. Психология Примерные вопросы по психологии для гиа
  • Учебно-методический материал по подготовке студентов к гиа по разделу "психология"
  • Понятие о характере: определение, структура, акцентуации
  • 2.Этика практического психолога
  • 3. Предмет, объект, история и задачи психодиагностики
  • 4. Роль психологической службы в образовании
  • 5. Проблема периодизации психического развития
  • 7. Предмет, задачи и методы возрастной психологии
  • 8. Психические процессы как структурные элементы управления психической деятельностью
  • 9 . Понятие о темпераменте. Основные типы темперамента по и.П. Павлову
  • 10. Основные психологические теории и их взаимосвязь
  • 11. Психология как наука: объект, предмет, методы исследования
  • 12. Становление и современное состояние отечественной психологии (основные психологические школы и направления).
  • 13.Проблема личности в психологии
  • 14. Теоретические основы, цели, задачи и структурные компоненты психологического консультирования.
  • 15. Психологическая характеристика младшего школьного возраста: кризисы развития, новообразования, социальная ситуация.
  • 16.Психологическая характеристика дошкольного возраста: социальная ситуация развития, кризисы развития, новообразования.
  • 17. Психологические особенности подростка: кризисы развития, новообразования, социальная ситуация.
  • 18. Психология ранней юности: кризисы развития, новообразования, социальная ситуация.
  • 19. Психология общения: цели, средства, функции и виды.
  • 21. Проблема деятельности в психологии. Теория деятельности по л.С. Выготскому
  • 22. Педагогическая деятельность: мотивы, структура, стили, способности
  • 23. Конфликт: функции, структура, динамика развития и методы разрешения
  • 24. Психологические особенности семьи, её структура и динамика развития
  • 25. Профилактика, диагностика, коррекция недостатков личностного развития детей
  • Раздел 3. Методика преподавания Примерные вопросы по методике преподавания для студентов специальности "Педагогика и психология начального образования"
  • Учебно-методический материал по подготовке к гиа по разделу "методика преподавания" для студентов специальности "педагогика и психология начального образования"
  • 1. Изобразительная деятельность младших школьников как составная часть эстетического воспитания
  • 2. Методы и принципы обучения родному языку в начальной школе
  • 3. Научные основы методики обучения грамоте в начальной школе
  • 4. Предмет и задачи методики преподавания русского языка в начальной школе.
  • 5. Научные основы анализа произведений детской литературы при работе с младшими школьниками.
  • 6. Теория формирования читательской самостоятельности младших школьников.
  • 7.Психолого-педагогические основы изобразительной деятельности детей младшего школьного возраста.
  • 8.Организация изобразительной деятельности младших школьников во внеклассной работе
  • 9. Формы и методы внеурочной работы по русскому языку
  • 10. Педагогика начального образования как наука о воспитании, образовании и развитии младших школьников
  • 11. Организация образовательного процесса в начальной школе
  • 12. Профессиональные знания и умения учителя начальной школы
  • 13. Виды образовательных программ в начальных классах
  • 14. Особенности преподавания музыкального искусства в начальных классах
  • 15. Методика преподавания музыкального искусства в начальных классах
  • I класс:
  • II класс:
  • III класс:
  • IV класс:
  • 16. Основные виды музыкальной деятельности младших школьников
  • 1. Слушание музыки.
  • 5 Импровизация.
  • 17. Место трудового обучения в начальной школе на современном этапе
  • 18. Экологическое воспитание младших школьников на уроках природоведения и ознакомления с окружающим миром
  • 19. Преемственность воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста
  • 20. История воспитания и начального образования в россии
  • 21. Методика обучения решению простых задач в начальной школе
  • Последовательные этапы и методические приемы в обучении решению арифметических задач
  • Задачи на разностное сравнение
  • 22. Современные концепции и технологии педагогического процесса в начальной школе.
  • 23. Методика преподавания математики как учебный предмет.
  • 24. Характеристика основных понятий начального курса математики и последовательность его изучения.
  • 25. Методика преподавания технологии в начальной школе.
  • Примерные вопросы по методике преподавания для студентов специальности "Педагогика и психология дошкольного образования"
  • Учебно-методический материал по подготовке студентов к гиа по разделу "методика преподавания" для студентов специальности "педагогика и психология дошкольного образования"
  • Основные виды деятельности детей раннего и дошкольного возраста: предметная, познавательная, игровая, трудовая, художественно-эстетическая, общение
  • Характеристика активных методов обучения и техника их применения
  • Закономерности и особенности овладения детьми лексикой, грамматикой, фонетикой, связной речью
  • Речевое общение как основное средство освоения социального опыта и овладения родным языком
  • Методика ознакомления детей дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусства
  • Виды и своеобразие изобразительной деятельности дошкольников
  • Дошкольная педагогика как наука: предмет, основные понятия и функции
  • Классификация игр, функции и структура разных видов игр
  • 2 Группа. Игры с сюжетами, самостоятельно придуманными детьми.
  • Роль. Роль, которую берет на себя ребенок в процессе игры, д.Б. Эльконин называет единицей игры, ее центром. Роль объединяет все стороны игры.
  • Проблема готовности ребенка дошкольного возраста к школьному обучению
  • Среднее профессиональное образование и его место в системе непрерывного образования
  • Содержание среднего педагогического образования
  • Педагогическая культура как сущностная характеристика профессиональной деятельности преподавателя: основы, компоненты и уровни
  • Исходя из вышесказанного, можно выделить критерии сформированности профессионально-педагогической культуры.
  • Педагогическое мастерство в структуре педагогической культуры
  • Цель и задачи музыкального воспитания детей дошкольного возраста
  • Принципы, содержание, методы и формы музыкального воспитания
  • Проблема подготовки детей к обучению грамоте
  • Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста средствами физической культуры
  • Подготовка преподавателя к учебному занятию
  • Технология педагогического требования, педагогической оценки.
  • Литература:
  • Абрамова г.С. Практическая психология: учебник для студентов вузов - 4-е изд., перераб. И доп.- Екатеринбург, 2008
  • Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, в.В. Столина. - м.: Изд-во мгу, 2009
  • Практикум по психодиагностике: дифференциальная психометрика / Под ред. В.В. Столина, а.Г. Шмелева. - м.: Изд-во мгу, 2009.
  • 9 . Понятие о темпераменте. Основные типы темперамента по и.П. Павлову

    Темпер а мент (от лат. temperamentum - надлежащее соотношение частей), характеристика индивида со стороны динамической особенностей его психической деятельности, то есть темпа, ритма, интенсивности отдельных психических процессов и состояний.

    С древнейших времен было замечено, что люди отличаются друг от друга по динамике поведения. Факт индивидуального различия между людьми, засвидетельствованный здравым рассудком, впервые был превращен в предмет научного анализа великим греческим ученым Гиппократом (IV век до н. э.), который, находясь под влиянием натурфилософии Эмпедокла, показал, что основным условием существования организма являются данные в нем в определенной пропорции и питающие его четыре жидкости (гумор). Согласно Гиппократу, наличие этих жидкостей в различной пропорции в организме человека определяет различие между людьми по силе их переживаний.

    На основе гуморальной теории Гиппократа, в зависимости от того, какая из жидкостей преобладает в организме, были установлены четыре типа темперамента: сангвинический, меланхолический, флегматический и холерический. Эта классификация темпераментов до сегодняшнего дня не потеряла своей силы. Были исследователи, указывавшие на недостаточность этой классификации, добавлявшие новые типы, отмечавшие наличие других вариантов этих типов, смешанных форм, сокращавшие число этих типов (Кречмер), однако никто не сомневался в существовании типов темперамента. Не вызывают спора и основные признаки издревле установленных темпераментов - их феноменологическая характеристика. Различие во мнениях сказалось в вопросе объяснения, понимания темпераментов, установления их психологических и физиологических механизмов.

    Один ряд ученых считает темперамент врожденным биологическим свойством организма - темперамент представляется как свойство какого-либо отдельного биологического процесса или целостной конституции организма, как свойство, проявляющееся в переживаниях и поведении личности. Некоторые исследователи, стоящие на биологической точке зрения, причиной индивидуальных различий считают гуморальную систему (Гиппократ, Аристотель, Гален), а другие - особенность кровообращения (Геллер, Шталь, Лесгафт) или же процесс обмена веществ в организме (Фулье), конституцию (Галь, Виренице, Галес, Де-Джиовани, Сиго, Кречмер, Шельдон), неврологические процессы (Эрисберг, Генле, Зеланд), особенности высшей нервной деятельности (И. П. Павлов и его школа).

    В противоположность биологической точке зрения, были выдвинуты психологические теории, согласно которым темперамент является не врожденным, биологическим свойством организма, находящим соответствующее выражение в мире переживаний человека, а врожденным свойством собственно души, психики (Платнер, Кант, Вундт, Гефтинг, Штерн и др.). Согласно психологическим теориям, темперамент связан с организмом, но эта связь не имеет какого-то специфического характера. Эта связь принципиально не отличается от природы связи других свойств личности с организмом; вопрос о взаимоотношении между организмом и темпераментом стоит в ряду вопросов вообще о взаимоотношении между психическим и физическим.

    Можно сказать, впервые в истории исследования темперамента представители школы И. П. Павлова начали проводить глубокое исследование физиологических основ темперамента. В этом отношении заслуживают наибольшего внимания работы Б. М. Теплова, В. Д. Небылицина и их сотрудников, а также В. С. Мерлина и его сотрудников, в частности экспериментальные исследования И. М. Палея, А. В. Пенской, В. В. Белоуса, М. П. Михайловой и др. Основную идею этого направления в исследовании темперамента Б. М. Теплов выразил так: “Мы избрали путь от физиологии высшей нервной деятельности к психологии. Мы не считаем, что этот путь является единственно возможным, но мы твердо уверены в том, что это один из возможных путей.

    Можно сказать без сомнения, что намеченный Б. М. Тепловым путь исследования типов высшей нервной деятельности безусловно оказался продуктивным для установления физиологической природы темперамента, однако в исследованиях, этого направления пока еще нет достаточных экспериментальных материалов и теоретических аргументов, говорящих о том, что путем исследования физиологических основ темперамента возможно освещен психологической природы темперамента - переход от физиологического к психологическому. Пока еще не показано, возможно, ли физиологическими методами исследовать психические свойства, диспозиции.

    И. П. Павлов и его сотрудники, изучая условно-рефлекторные реакции собак, часто обращали внимание на индивидуальные различия в их поведении. Эти различия проявлялись прежде всего в таких аспектах поведения, как скорость и точность образования условных реакций - положительных и тормозных, - их интенсивность, способность к адекватному реагированию, на изменения раздражителей, общее поведение в экспериментальной ситуации и т. п.. Утверждая наличие определенной закономерности в появлении индивидуальных различий, И. П. Павлов выдвинул гипотезу о том, что они не могут быть объяснены исключительно разнообразием экспериментальных ситуаций и что в их основе лежат некоторые фундаментальные свойства нервных процессов - возбуждения и торможения. К этим, свойствам относятся: сила возбуждения и торможения, их уравновешенность и подвижность.

    И. П. Павлов различал силу процесса возбуждения и силу процесса торможения, считая их двумя независимыми свойствами нервной системы. Сила процесса возбуждения, в которой он видел наиболее важную характеристику нервной системы, отражает работоспособность нервной клетки. Она проявляется, прежде всего, в функциональной выносливости, т. е. в способности выдерживать длительное или кратковременное, но сильное возбуждение, не переходя в состояние охранительного торможения. Мерой силы процесса возбуждения является способ реагирования на сильные, продолжительные или часто повторяющиеся раздражители.

    Силу процесса возбуждения, по И. П. Павлову нужно понимать как свойство именно нервной системы, а не процесса, или актуального состояния этой системы, как следовало бы из самого понятия “процесс”. Сила “процесса возбуждения”, понимаемого как текущее состояние нервных клеток (в дальнейшем: мы будем говорить не о силе, а об интенсивности возбуждения), зависит от трех факторов: во-первых, от силы раздражителя, вызывающего данное возбуждение; во-вторых, от актуального состояния коры мозга, то есть от ее тонуса или уровня активации, а также, в-третьих, от свойств нервной системы, определяющих индивидуальные различия в интенсивности, процесса возбуждения, вызванного раздражителем одинаковой силы и на фоне равного тонуса коры мозга. Именно этот третий фактор, образующий отличительную особенность нервной системы и в то же время определяющий интенсивность возбуждения, является тем, что И. П. Павлов назвал силой процесса возбуждения, или силой нервной системы по отношению к возбуждению.

    Между интенсивностью процесса возбуждения (как состояния активации) и силой возбуждения (понимаемой как свойство нервной системы) существует обратная зависимость. При прочих равных условиях чем сильнее нервная система (чем больше ее выносливость при воздействии сильных или длительных раздражителей), тем слабее процесс возбуждения (как состояние коры мозга), и наоборот. Слабость (небольшая сила) нервной системы "выступает как условие большой интенсивности процесса возбуждения, вызванного тем же раздражителем. Понимание этой зависимости весьма важно, поскольку употребление понятия “сила процесса возбуждения”без уточнения того, о чём идет речь: об определенном свойстве нервной системы или об актуальном состоянии этой системы, - может в рамках типологии Павлова приводить к различным недоразумениям. Чтобы избежать их, мы в дальнейшем будем употреблять понятия силы процесса возбуждении и силы нервной системы (по отношению к возбуждению) как взаимозаменяемые, истолковываяих как свойство нервной системы. Характеризуя же процесс возбуждения как текущее состояние, мы будем использовать такие определения, как интенсивнее (неинтенсивное) возбуждение, состояние возбуждения или уровень активации.

    Сила процесса торможения, выполняющая в типологии И.П. Павлова скорее второстепенную роль, понимается как функциональная работоспособность нервной системы при реализации торможения, причем речь идет об условном, выработанном в результате обучения торможении, в отличие от безусловного торможения. Взгляды Павлова относительно силы процесса торможения не были точны и последовательны, что, вероятно, было причиной, сравнительно небольшого числа исследований этого свойства нервной системы. Как правило, ее пытались определять лишь тогда, когда возникала необходимость охарактеризовать индивида с точки зрения уравновешенности нервных процессов по их силе.

    Сила процесса торможения проявляется в способности к образованию различных тормозных условных реакций, таких, как угасание, дифференцировка или запаздывание. Сущность процесса торможения еще не полностью выяснена, однако, рассматривая это явление с точки зрения поведения индивида, можно сказать, что сила процесса торможения всегда проявляется там, где имеют место запреты, воздержание от определенных действий или отсрочка реакции. Чем адекватнее реакция в таких ситуациях, тем большей выносливостью относительно торможения обладает нервная система и, таким образом, тем сильнее процесс торможения".

    В жизни людей часто возникает необходимость торможения сильных возбуждений, чтобы осуществить реакции на другие интенсивные раздражители окружающей среды, “и нервные клетки должны выносить эти чрезвычайные напряжения своей деятельности. Отсюда же вытекает и важность равновесия, равенства силы обоих нервных процессов”. Говоря об уравновешенности нервных процессов, И. П. Павлов имел в виду равновесие процессов возбуждения и торможения. Отношение силы обоих процессов решает, является ли данный индивид уравновешенным или неуравновешенным, когда сила одного процесса превосходит силу другого. Чтобы определить уравновешенность нервных процессов, И. П. Павлов, сравнивал результаты исследований силы процесса возбуждения с результатами опытов по определению силы процесса торможения.

    Позднее других было открыто третье свойство нервной системы, каковым, по Павлову, является подвижность нервных процессов. Сущность подвижности, считал он, состоит в быстроте перехода одного нервного процесса в другой, “оба процесса должны, так сказать, поспевать за этими колебаниями, т. е. должны обладать высокой подвижностью, способностью быстро, по требованию внешних условий, уступать место, давать преимущество одному раздражению перед другим, раздражению перед торможением и обратно”.

    Подвижность нервных процессов проявляется в способности к изменению поведения в соответствии с изменяющимися стимульными ситуациями (условиями жизни). Поэтому мерой этого свойства нервной системы является быстрота перехода от одного действия к другому, от пассивного состояния к активному, и наоборот. Противоположностью подвижности является инертность нервных процессов. Нервная система тем более инертна, чем больше времени или усилий требуется, чтобы перейти от одного процесса к другому. По мнению И. П. Павлова, нарушения подвижности нервных процессов могут приводить либо к патологической инертности, либо к патологической неустойчивости. Это как бы крайние полюсы подвижности нервной системы.

    Указанные свойства нервных процессов образуют определенные системы, комбинации; таким образом, получается так называемый тип нервной системы , или тип высшей нервной деятельности. Он складывается из характерной для отдельных индивидов совокупности основных свойств нервной системы - силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения. И. П. Павлов выделил четыре основных типа нервной системы, близких к традиционной типологии Гиппократа - Галена. В своей типологии он основывался, прежде всего, на силе нервных процессов, различая сильные и слабые типы. Дальнейшим основанием деления служит уравновешенность нервных процессов, но только для сильных типов, которые делятся на уравновешенных и неуравновешенных, причем неуравновешенный тип характеризуется преобладанием возбуждения над торможением. Наконец, сильные уравновешенные типы делятся на подвижных и инертных, когда основанием деления является подвижность нервных процессов. Эта схема иллюстрирует павловское деление на четыре типа нервной системы.

    Выделенные И. П. Павловым типы нервной системы не только по своему числу, но и по основным характеристикам соответствуют четырем классическим типам темперамента. Сравнивая свои типы нервной системы с типологией Гиппократа - Галена, великий русский физиолог описывает их следующим образом:подвижный, уравновешенный, сильный инертный, неуравновешенный тип, слабый.

    Типы нервной системы по И. П. Павлову:

      Сильный, уравновешенный, подвижный тип - сангвиник. Его нервная система отличается большой силой нервных процессов, их равновесием незначительной подвижностью. Поэтому сангвиник - человек быстрый, легко приспосабливающийся изменчивым условиям жизни. Его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни.

      Сильный, уравновешенный, инертный тип - флегматик. Его нервная система также характеризуется значительной силой и равновесием нервных процессов наряду с малой подвижностью. Будучи с точки зрения подвижности противоположностью сангвиника, флегматик реагирует спокойно и медленно, не склонен к перемене своего окружения; подобно сангвинику, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям.

      Сильный, неуравновешенны и тип с преобладанием возбуждения - холерик. Его нервная система характеризуется, помимо большой силы, преобладанием возбуждения над торможением. Отличается большой жизненной энергией, но ему не хватает самообладания; он вспыльчив и несдержан.

      4. Слабый тип - меланхолик. Люди, относящиеся к этому типу, характеризуются слабостью как процесса возбуждения, так и торможения, плохо сопротивляются воздействию сильных положительных и тормозных стимулов. Поэтому меланхолики часто пассивны, заторможены. Для них воздействие сильных раздражителей может стать источником различных нарушений поведения.

    Мы видим, что И. П. Павлов не занимался механической классификацией типов с точки зрения возможных комбинаций трех названных свойств нервной системы, в результате которых, как он писал, следовало бы выделить по крайней мере 24 типа. Названные И. П. Павловым типы обоснованы многолетними исследованиями поведения собак в естественных и лабораторных условиях, а также продолжительными наблюдениями за поведением людей.

    И. П. Павлов понимал тип нервной системы как врожденный, относительно слабо подверженный изменениям под воздействием окружения и воспитания. Он называл его генотипом, что не согласуется с принятым значением этого термина, и было причиной многих недоразумений. По мнению И.П. Павлова, свойства нервной системы образуют физиологическую основу темперамента, который является не чем иным, как психическим проявлением общего типа нервной системы. В другом месте И. П. Павлов подчеркивает, что типы нервной системы, установленные в исследованиях на животных, могут быть распространены и на людей: “Очевидно, эти типы есть то, что мы называем у людей темпераментами”. Отсюда следует, что между типом нервной системы и темпераментом в принципе можно поставить знак равенства. Позицию И. П. Павлова по этому вопросу, которую сам он однозначно не определил, можно понимать следующим образом.

    Нашему наблюдению доступны не физиологические процессы, поддающиеся исследованию только в лабораториях, а поведение, конкретная деятельность индивида. Некоторые формы поведения, часто более или менее скрытые, зависят от основных свойств нервной системы, отражая силу, уравновешенность и подвижность нервных процессов данного индивида. Согласно И. П. Павлову, именно те аспекты поведения, в которых проявляются свойства нервных клеток, составляют темперамент. Тип нервной системы - это понятие, которым оперирует физиолог, психолог же пользуется термином “темперамент”. В сущности, однако, это два аспекта одного и того же явления, рассматриваемого, с одной стороны, с точки зрения физиологии, а с другой - с точки зрения поведения. Именно в этом смысле можно вслед за И. П. Павловым сказать, что темперамент человека есть не что иное, как психическое проявление типа нервной системы.

    Павлов подошел к этому вопросу с позиций рефлекторной теории высшей нервной деятельности и в основу классификации положил особенности возбудительного и тормозного процессов, которые определяются нейрохимией мозга. ʼʼПервым показателœем типологических различий, по Павлову, является сила возбудительного процесса , определяемая по скорости образования условных рефлексов. Вторым показателœем служитсила тормозного процесса , которая выявляется по скорости выработки внутреннего торможения. Третий показатель – подвижность нервных процессов – определяется в опытах с переделкой сигнальных значений раздражителœей. В классификации Павлова (как и у Гиппократа) различают четыре темперамента͵ которые Павлов называет типами высшей нервной деятельности. Это: 1. – Живой тип (соответствует сангвинику Гиппократа), характеризующийся большой силой возбудительного и тормозного процессов, их уравновешенностью и высокой подвижностью (тип сильный, уравновешенный, подвижный); 2. – Спокойный тип (соответствует флегматику Гиппократа), обладающий высокой силой и достаточной уравновешенностью возбудимого и тормозного процессов, но малой их подвижностью (тип сильный, уравновешенный, инœертный); 3. – Безудержный тип (соответствует холерику Гиппократа), имеющий силный возбудимый процесс при слабом тормозном (тип сильный, но неуравновешенный); 4. – Слабый тип (соответствует меланхолику Гиппократа), отличающийся слабой силой возбудительного и активного тормозного процессов. Характер индивида во многом обусловлен врожденным темпераментом, который, как считается, заложен на генетическом уровне. Что касается сугубо психологических черт личности, то они в значительной степени коррелируют с психофизиологическим типом человека. Так повышенный нейротизм и высокая личностная тревожность присущи холерикам и особенно меланхоликам, в то время как ситуативная тревожность может повышаться и у средних типов – у сангвиников и даже у флегматиков (а тем более у сангвохолериков и флегмомеланхоликов). Доминирующей эмоцией сангвиника является радость, холерика – гнев, меланхолика – тревога, страх, тоска, а для флегматика наиболее характерно спокойное безэмоциональное состояние . Исследования Теплова и Небылицина допускают существование значительно большего количества типов высшей нервной деятельности при различном комбинировании и различном удельном весе базовых типологических характеристик личности. Не говоря уже о так называемых промежуточных типах (сангво-флегматик, сангво-холерик, флегмо-меланхолик), либо о смешанных (флегматик с чертами сангвиника и холерика и т.д.), оказалось теоретически возможным выделить 120 типов, основанных на четырёх вариантах по силе нервных процессов, трёх – по уравновешенности и десяти – по степени подвижности. Теплов и Небылицин рассматривают понятие силы нервной системы как распадающееся на понятие о двух самостоятельных свойствах её: сила нервной системы в собственном смысле (выносливость, предел работоспособности) и динамичность. При этом оба названных свойства должны определятся отдельно для возбуждения и торможения. Отсюда и уравновешенность следует рассматривать как по силе так и по динамичности. Что касается подвижности, то Теплов и Небылицин оставляют за этим термином характеристику скорости переделки знаков раздражителœей, но вводят при этом дополнительный термин ʼʼлабильностьʼʼ, характеризующийся временными параметрами реакций (к примеру, такими как критическая частота мельканий, реакция усвоения ритма и др.).

    Типология темперамента по Павлову. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Типология темперамента по Павлову." 2017, 2018.

    Темперамент является важнейшим показателем активности и эмоциональности человека в процессе его жизнедеятельности. В прошлом посте было описано выявление темперамента на основе экстраверсии, интроверсии и нейротизма (по Айзенку). Продолжая эту тему рассмотрим характеристики четырех темпераментов человека по Павлову .
    (см. Тест Айзенка)

    Приветствую Вас, уважаемые читатели на страницах сайта психологической помощи психоаналитика Матвеева Олега , желаю Вам психического здоровья!

    Описание характеристик четырех темпераментов: сангвинический, флегматический, холерический и меланхолический

    Сангвинический темперамент:
    По основным свойствам центральной нервной системы сангвиник характеризуется как сильный, уравновешенный, подвижный (по Павлову); что сходится с экстравертированным типом и низким невротизмом (по Айзенку).
    (тест Высшая нервная деятельность)
    Человек с преобладанием этого темперамента быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен.
    Чувства легко возникают и сменяются; эмоциональные переживания, как правило, неглубоки.
    Несколько непоседлив, нуждается в новых впечатлениях, недостаточно регулирует свои импульсы, не умеет строго придерживаться выработанного распорядка жизни, системы в работе.

    В связи с этим не может успешно выполнять дело, требующее равной затраты сил, длительного и методичного напряжения, усидчивости, устойчивости внимания, терпения.

    При отсутствии серьезных целей, глубоких мыслей, творческой деятельности вырабатываются поверхностность и непостоянство.
    (Творческие способности)

    Флегматический темперамент
    По свойствам центральной нервной системы характеризуется как сильный, уравновешенный, инертный (по Павлову); что сходится с интровертированным типом с низким невротизмом (по Айзенку).

    Человек с Флегматическим темпераментом характеризуется сравнительно низким уровнем активности поведения, новые формы которого вырабатываются медленно, но являются стойкими.

    Обладает медлительностью и спокойствием в действиях, мимике и речи, ровностью, постоянством, глубиной чувств и настроений. Настойчивый и упорный «труженик жизни», он редко выходит из себя, не склонен к аффектам, рассчитав свои силы, доводит дело до конца, ровен в отношениях, в меру общителен, не любит попусту болтать.

    Экономит силы, попусту их не тратит. В зависимости от условий, в одних случаях флегматик может характеризоваться положительными чертами — выдержкой, глубиной мыслей, постоянством, основательностью;

    В других — вялостью, безучастностью, ленью и безволием, бедностью и слабостью эмоций, склонностью к выполнению одних лишь привычных действий.


    Холерический темперамент:
    По свойствам центральной нервной системы характеризуется как сильный, неуравновешенный, подвижный (по Павлову), что сходится с экстравертированным типом с высоким невротизмом (по Айзенку).

    Обладатель холерического темперамента отличается повышенной возбудимостью, его действия порывисты. Ему свойственны резкость и стремительность движений, сила, импульсивность, яркая выраженность эмоциональных переживаний.

    Вследствие неуравновешенности, увлекшись делом, склонен действовать изо всех сил, истощаться больше, чем следует.
    При наличии у холерика общественных интересов темперамент проявляется в инициативности, энергичности, принципиальности.

    При отсутствии духовной жизни холерический темперамент часто проявляется в раздражительности, аффективности, несдержанности, вспыльчивости, неспособности к самоконтролю в эмоциональных ситуациях.

    Меланхолический темперамент:
    По свойствам центральной нервной системы характеризуется как слабый, неуравновешенный, инертный (по Павлову), что совпадает с интровертированным типом с высоким невротизмом (по Айзенку).

    Человеку с меланхолическим темпераментом характерна реакция часто не соответствующая силе раздражителя, присутствует глубина и устойчивость чувств при слабом их выражении. Ему трудно надолго на чем-то сосредоточиться.

    Сильные воздействия часто вызывают у меланхолика продолжительную тормозную реакцию (опускаются руки). Ему свойственны сдержанность и приглушенность моторики и речи, застенчивость , робость , нерешительность.

    В нормальных условиях меланхолик — человек глубокий, содержательный, может быть хорошим работником, успешно справляться с жизненными задачами.

    При неблагоприятных условиях человек с меланхолическим темпераментом может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного , ранимого, склонного к тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые вовсе этого не заслуживают.

    Мы рассмотрели описание характеристик четырех темпераментов по Павлову

    Следует заметить то, что в чистом виде темпераменты не встречаются; у каждого человека есть все четыре типа, но один из них — доминирует .

    На основе врожденных темпераментов у человека выстраивается характер .
    (определение и изменение характера)

    Желаю всем психологического благополучия!

    Консультация психоаналитика бесплатно (перед оказанием помощи)

    4.1 Учение И.П. Павлова о темпераменте

    На самом деле, давно известна зависимость протекания психических процессов и поведение человека от функционирования нервной системы, выполняющей доминирующую и управляющую роль в организме. Теория связи некоторых общих свойств нервных процессов с типами темперамента была предложена И.П. Павловым и получила развитие и экспериментальное подтверждение в работах его последователей.

    И.П. Павлов, изучая особенности выработки условных рефлексов у собак, обратил внимание на индивидуальные различия в их поведении и в протекании условно рефлекторной деятельности. Эти различия проявлялись, прежде всего, в таких аспектах поведения, как скорость и точность образования условных рефлексов, а также в особенностях их затухания. Это обстоятельство дало возможность И.П. Павлову выдвинуть гипотезу о том, что они не могут быть объяснены только разнообразием экспериментальных ситуаций и что в их основе лежат некоторые фундаментальные свойства нервных процессов - возбуждения и торможения. К этим свойствам относятся сила возбуждения и торможения, их уравновешенность и подвижность.

    И.П. Павлов, различал силу воображения и силу торможению, считая их двумя независимыми свойствами нервной системы.

    Сила возбуждения отражает работоспособность нервной клетки. Она проявляется в функциональной выносливости, т.е. в способности выдерживать длительное или кратковременное, но сильное возбуждение, не переходя при этом в противоположное состояние торможения.

    Сила торможения понимается как функциональная работоспособность нервной системы при реализации торможения и проявляется в способности к образованию различных тормозных условных реакций, таких, как угасание и дифференцировка.

    Уравновешенность - равновесие процессов возбуждения и торможения. Отношение силы обоих процессов решает, является ли данный индивид уравновешенным или неуравновешенным, когда сила одного процесса превосходит силу другого.

    Подвижность - нервных процессов - проявляется в быстроте перехода одного нервного процесса в другой. Подвижность нервных процессов проявляется в способности к изменению поведения в соответствии с изменяющимися условиями жизни. Мерой этого свойства нервной системы является быстрота перехода от одного действия к другому, от пассивного состояния к активному, и наоборот.

    Инертность - противоположность подвижности. Нервная система тем более инертна, чем больше времени или усилий требуется, чтобы перейти от одного процесса к другому.

    Выделенные И.П. Павловым свойства нервных процессов образуют определенные системы, комбинации, которые по его мнению, образуют так называемый тип нервной системы, или тип высшей нервной деятельности. Он складывается из характерной для отдельных индивидов совокупности основных свойств нервной системы - силы, уравновешенности и подвижности процессов, различая сильные и слабые типы. Дальнейшим основанием деления служит уравновешенность нервных процессов, но только для сильных типов, которые делятся на уравновешенных и неуравновешенных, при этом неуравновешенный тип характеризуется преобладанием возбуждения над торможением. Сильные уравновешенные типы делятся на подвижные и инертные, когда основанием деления является подвижность нервных процессов.

    Выделенные И.П. Павловым типы нервной системы не только по количеству, но и по основным характеристикам соответствуют 4 классическим типам темперамента:

    1. сильный, уравновешенный, подвижный - сангвиник;

    2. сильный, уравновешенный, инертный - флегматик;

    3. сильный, неуравновешенный тип с преобладанием возбуждения - холерик;

    4. слабый тип - меланхолик.

    И.П. Павлов понимал тип нервной системы как врожденный, относительно слабо подверженный изменениям под воздействием окружения и воспитания. По мнению И.П. Павлова, свойства нервной системы образуют физиологическую основу темперамента, который является психическим проявлением типа нервной системы.

    Типы нервной системы, установленные в исследованиях на животных Павлов предложил распространить и на людей.

    В настоящее время в науке накоплено множество фактов о свойствах нервной системы, и по мере их накопления исследователи придают всё меньшее значение типам нервной системы; прежде всего подчеркивается значение исследований отдельных фундаментальных свойств нервной системы, в то время как проблема разделения на типы отступает на второй план. Поскольку типы образуются из комбинаций указанных свойств, лишь более глубокое познание последних может обеспечить понимание и осуществление типологий.

    Однако несомненно, что каждый человек имеет вполне определенный тип нервной системы, проявление которого, т.е. особенности темперамента, составляют важную сторону индивидуально психологических различий.

    5. Психологические характеристики типов темперамента

    Создателем учения о темпераментах считается древнегреческий врач Гиппократ (V в. до н. э). Он утверждал, что люди различаются соотношением 4 основных “соков” жизни, - крови, флегмы, желтой желчи и черной желчи, - входящих в его состав.

    Исходя из его учения, самый знаменитый после Гиппократа врач античности Клавдий Гален (II в. до н. э) разработал первую типологию темпераментов, которую он изложил в известном трактате “De temperamentum". Согласно его учению тип темперамента зависит от преобладания в организме одного из соков. Им были выделены темпераменты, которые в наше время пользуются широкой известностью: сангвиника (от лат. sanguis - “кровь”), флегматика (от греч. - phlegma - “флегма”), холерика (от греч. chole - ”желчь”), и меланхолика (от греч. melaschole - “черная желчь”). Эта фантастическая концепция имела огромное влияние на ученых на протяжении многих столетий.

    Под темпераментом следует понимать индивидуально своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляются в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и в своей взаимной связи характеризуют тип темперамента. Конкретные проявления типа темперамента многообразны. Они не только заметны во внешней манере поведения, но словно пронизывают все стороны психики, существенно проявляясь в познавательной деятельности, сфере чувств, побуждения и действиях человека, а также в характере умственной работы, особенностях речи и т.п.

    В настоящее время наука располагает достаточным количеством фактов, чтобы дать полную психологическую характеристику всех типов темперамента по определенной стройной программе. Однако для составления психологических характеристик традиционных 4 типов обычно выделяют следующие основные свойства темперамента:

    Сенситивность определяется тем, какова наименьшая сила внешних

    воздействий, необходимая для возникновения какой-либо психической реакции человека, и какова скорость возникновения этой реакции.

    Реактивность характеризуется степенью непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействий одинаковой силы (критическое замечание, обидное слово, резкий тон - даже звук).

    Активность свидетельствует о том, насколько интенсивно (энергично) человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия в достижении целей (настойчивость, целенаправленность, сосредоточение внимания).

    Соотношение реактивности и активности определяет, от чего в большей степени зависти деятельность человека: от случайных внешних или внутренних обстоятельств, настроения, случайные события) или от целей, намерений, убеждений.

    Пластичность и ригидность свидетельствуют, насколько легко и гибко приспосабливается человек к внешним воздействиям (пластичность) или насколько инертно и косно его поведение.

    Экстраверсия, интроверсия определяет, от чего преимущественно зависят реакции и деятельность человека - от внешних впечатлений, возникающих в данный момент (экстраверт), или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интроверт).

    Учитывая все перечисленные свойства, можно дать следующие психологические характеристики основных классических типов темперамента:

    6. Влияние типа темперамента на деятельность

    Динамические черты личности человека выступают не только во внешней манере поведения, не только в движениях - они проявляются и в умственной сфере, в сфере побуждения, в общей работоспособности. Естественно, особенности темперамента сказываются в учебных занятиях и в трудовой деятельности. Но главное заключается в том, что различия по темпераментам - это различия не по уровню возможности психики, а по своеобразию ее проявлений.

    Установлено отсутствие зависимости между уровнем достижений, т.е. конечным результатом действий, и особенностями темперамента, если деятельность протекает в условиях, которые можно определить как нормальные. Таким образом, независимо от степени подвижности или реактивности индивида в нормальной, нестрессовой ситуации результаты деятельности в принципе будут одинаковыми, поскольку уровень достижений будет зависеть главным образом от других факторов, в особенности от уровня мотивации и способностей. Вместе с тем исследования, устанавливающие эту закономерность, показывает, что в зависимости от темперамента изменяется способ осуществления самой деятельности.

    В зависимости от особенностей темперамента люди различаются не конечным результатом действий, а способом достижения результатов. Были проведены исследования с целью установить зависимость между способом выполнения действий и особенностями темперамента. В этих исследованиях рассматривался индивидуальный стиль деятельности как путь к достижению результатов или способ решения определенной задачи, обусловленной главным образом типом нервной системы. Результаты исследований подавляющего большинства авторов, независимо от особенностей исследуемых групп и экспериментальных ситуаций, в которых изучался типичный для данных индивидов способ выполнения действий, показывают, что именно тип нервных процессов, оказывает существенное влияние на формирование определенного стиля деятельности.

    Перед сангвиником следует непрерывно ставить новые, по возможности интересные задачи, требующие от него сосредоточенности и напряжения. Необходимо постоянно включать его активную деятельность и систематически поощрять его усилия.

    Флегматика нужно вовлечь в активную деятельность и заинтересовать. Он требует к себе систематического внимания. Его нельзя переключать с одной задачи на другую. В отношении меланхолика недопустимы не только резкость, грубость, но и просто повышенный тон, ирония. Он требует особого внимания, следует вовремя хвалить его за проявленные успехи, решительность и волю.

    Отрицательную оценку следует использовать как можно осторожнее, всячески смягчая ее негативное действие. Меланхолик - самый чувствительный и ранимый тип, с ним надо быть предельно мягким и доброжелательным.

    От темперамента зависит, каким способом человек реализует свои действия, но при этом не зависит их содержательная сторона. Темперамент проявляется в особенностях протекания психических процессов. Влияя на скорость воспоминания и прочность запоминания, беглость мыслительных операций, устойчивость и переключаемость внимания.

    Восприятие и оценка студентами методов активного обучения

    Итак, учение имеет место там, где действия человека управляются сознательной целью усвоить определенные знания, навыки, умения, формы поведения и деятельности. Учение специфически человеческая деятельность...

    Академик Иван Петрович Павлов (1849-1936) - великий русский ученый-физиолог, академик, лауреат Нобелевской премии, родился 27 сентября 1849 г. в г.Рязани. В 1875 г. с отличием окончил Санкт-Петербургский университет, а в 1879 г. - Медико-хирургическую академию...

    Выработка условного рефлекса в экспериментах И.П. Павлова

    Деятельность как многомерная единица

    Учение - деятельность, направленная на усвоение знаний, выработку умений и навыков Гамезо М.В. Атлас по психологии. Стр. 91./ Гамезо М.В., Доношенко И.А. Москва: педагогическое общество России, 1999г.. Учение следует за игрой и предваряет труд...

    Мотивация обучения в аспирантуре

    Так как работа направлена на изучение мотивации, то необходимо дать основные понятия, касающиеся учения о мотивации. Мотивации (франц. motivation побуждение...

    Основные виды человеческой деятельности: труд, игра, учение, общение

    Учение как вид деятельности - это процесс приобретения знаний, умений и навыков. Знания - это отраженные человеческим сознанием предметы и явления окружающей его действительности в форме фактов, образных представлений и научных понятий...

    Проблема чувств и аффектов в античной психологии

    Аристотель описывает чувства удовольствия и неудовольствия как показатели процветания или задержки в функциях душевных или телесных: удовольствие означает беспрепятственное их протекание, неудовольствие -- их нарушение...

    Психологический стресс

    Термин «стресс» (от англ. stress -- давление, напряже-ние) заимствован из техники, где это слово используется для обозначения внешней силы, приложенной к физичес-кому объекту и вызывающей его напряженность...

    Развитие психики в процессе биологической эволюции

    По мере развития мозга возникает возможность прижизненно изменять индивидуальное поведение, за счет чего родовая основа поведения, основанная на инстинктах, существенно оптимизируется. Этот процесс был рассмотрен И.П...

    Роль деятельности в психическом развитии ребенка в теории А.Н. Леонтьева

    Основные теоретические положения учения А.Н. Леонтьева: психология - это конкретная наука о порождении, функционировании и строении психического отражения реальности...

    Сравнительный анализ материалистических концепций Демокрита и Эпикура

    В античном атомистическом материализме различаются два вида познания -- ощущение (или восприятие) и мышление. Началом и источником познания являются ощущение и восприятие. Они дают знания о вещах: ощущение не может возникнуть от несуществующего...

    Темперамент и характер

    Однако основным биологическим органом, "производящим" психику, является нервная система, человеческий мозг. Значит, в них следует, прежде всего, искать физиологические основания темперамента...

    Темперамент и центральная нервная система

    темперамент индивид нервный изменчивость Учение о темпераменте возникло ещё в древности. Врачи Гиппократ, а затем Гален, наблюдая индивидуальные особенности поведения людей, сделали попытку описать и объяснить эти особенности...

    Типы личности в социальной психологии

    Темперамент - это те врожденные особенности человека, которые обуславливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности...

    Эмоциональная сфера личности: эмоции и чувства, их виды. Теории эмоций

    Эмоции и чувства связаны с различным функциональным состоянием головного мозга, возбуждением его определенных подкорковых областей и с изменениями в деятельности вегетативной нервной системы. И.П...

    С юных лет нам знакомо понятие темперамента. Точнее даже не его определение, а разделение людей на сангвиников, меланхоликов, холериков, флегматиков. Но актуален ли такой подход в ХХІ веке? Что такое темперамент? Появились ли более современные классификации? Насколько справедливо утверждать, что темперамент – это основа нашего поведения? Что дает знание своего темперамента или понимание того, какой темперамент у собеседника? Можно ли изменить жизнь, если разобраться в этом вопросе?

    Что такое темперамент?

    Темперамент - это стойкая характеристика личности, определяющая ее жизненную активность и связанная с типом высшей нервной деятельности. В отличие от , который формируется и изменяется в течение жизни, темперамент человека закладывается еще до рождения . Он обусловлен наследственными факторами. Поэтому ошибкой будет полагать, что темперамент и характер – одно и то же. Они безусловно взаимосвязаны, но не идентичны. Характер развивается под влиянием темперамента, но еще зависит от воспитания, жизненного опыта.

    Слухи о том, что темперамент личности меняется, вызваны неправильным пониманием принадлежности человека к тому или иному психологическому типу. Чистые темпераменты обнаруживаются не так часто . В основном они сочетаются, просто степень их проявления зависит от влияния внешних и внутренних факторов. Например, человек с ярко выраженными свойствами сангвиника, по стечению обстоятельств начинает себя вести как холерик. Кто-то решит, что темперамент изменился. На самом деле, у этого человека были задатки обоих типов темперамента. Просто прослеживался акцент в сторону манеры поведения сангвиника, который сменился импульсивностью холерика.

    Типы темперамента.

    Разделение людей на базовые типы темперамента было сделано еще во времена древних греков. Впервые представления о существовании четырех групп людей сформировал Гиппократ, который выделил (весельчаки), (плаксы), (скандалисты), (пофигисты). Спустя полтысячелетия его идеи были доработаны Галеном. Учение оказалось настолько удачным, что предложенная ними классификация существует до сих пор.

    Характеристики темперамента объяснялись доминированием одного из четырех «жизненных соков». У сангвиников преобладает кровь (сангуа ), наделяющая их энергией и весельем. Меланхолики находятся под властью «черной желчи» (мелэне холе ), вселяющей чувство грусти и страха. Холерикам затуманивает разум желчь (холе ), из-за которой они не могут контролировать порывы гнева. Флегматиками руководит «мокрота» (флегма ), успокаивающая и замедляющая их.

    Несмотря на то, что такая классификация темпераментов создана давно, не претерпела она существенных изменений даже сейчас. Хотя регулярно предпринимаются попытки обновить наши представления о том, что такое темперамент. развивается, вместе с ней не стоят на месте ключевые постулаты этой науки.

    Современные теории темперамента.

    Четыре базовых типа – это одна из классификаций темперамента. Хотя, стоит отдать должное грекам – самая популярная. Свою лепту в изучение темперамента внесли Карл Густав Юнг, Ганс Юрген Айзенк, Иван Петрович Павлов, Борис Михайлович Теплов и др.

    Темперамент по Павлову определяется посредством понимания типа нервной системы. Ученый выделил три основных критерия, позволяющих идентифицировать темперамент. Это сила, подвижность, уравновешенность. Он сопоставил свое учение с классификацией Гиппократа, охарактеризовав известные темпераменты:

    • Сангвиник – сильный, уравновешенный, подвижный;
    • Холерик – сильный, неуравновешенный, подвижный;
    • Флегматик – сильный, уравновешенный, инертный;
    • Меланхолик – слабый тип.

    Павлов доработал имеющуюся структуру, дополнив ее данными из области физиологии высшей нервной деятельности.

    Другой советский психолог Борис Теплов по-своему описывал темперамент, определение которого включало динамические характеристики протекания психических процессов. Их силу, а также скорость возникновения, изменения, прекращения.

    Карл Юнг в своих работах объединил темперамент и личность , применив понятия и . Он взял за основу стремление человека к коммуникации, либо ориентацию на свой внутренний мир. Также Юнг детально изучил влияние на темперамент каждой из основных психологических функций: ощущения, чувства, мышления, интуиции. Вообще Карл Юнг пошел дальше и сделал разделение на 8 . Узнать свой можно с помощью теста.

    Одну из самых популярных систем, описывающих типологию личности создал Ганс Айзенк. Темперамент, согласно его представлений, помимо экстраверсии и интроверсии, зависит от эмоциональной устойчивости индивидуума. Собрав воедино всю информацию о темпераменте, которая имелась на тот момент, он предложил уникальную методику тестирования личности. Этот подход был назван в честь автора – тест на темперамент по Айзенку . Он позволяет с высокой точностью определить тип темперамента, степень его выраженности в человеке.

    Свойства темперамента.

    Темперамент в психологии рассматривается самым пристальным образом. Чтобы было легче охарактеризовать его типы, учеными проанализировано такие свойства:

    • Активность – настойчивость и энергичность личности в достижении поставленных целей;
    • Реактивность – уровень непроизвольности (пассивности) человека и его реакций;
    • Соотношение активности и реактивности – показатель, определяющий уровень осознанности человеком собственной роли в жизни;
    • Экстраверсия – взаимодействие с миром;
    • Интроверсия – акцент на «погружение» в самого себя;
    • Пластичность – способность индивидуума приспосабливаться к внешним изменениям;
    • Ригидность – сниженные адаптационные возможности человека;
    • Сензитивность – наименьшая пороговая величина воздействия, способная вызвать ответную психическую реакцию;
    • Эмоциональная возбудимость – подобное свойство, только проявляющееся на эмоциональном уровне;
    • Темп реакции – скорость протекания психических процессов и реакций организма, включая мимику, жесты, динамику речи.

    Характеристика темперамента формируется на основе анализа всех его свойств. Например, флегматики отличаются доминированием интроверсии, повышенной ригидностью и реактивностью, им свойственна пониженная эмоциональная возбудимость, а также темп реакций. Ответную психическую реакцию со стороны флегматика удастся вызвать только приложив ощутимое воздействие, что определяется его «непробиваемой» сенситивностью.

    Зачем определять темперамент?

    Понимание собственного темперамента заметно облегчает человеку. Ему становится намного проще , заводить новые знакомства или строить отношения. Не зная самого себя, человек рискует потеряться в этом мире, не найти свой .

    Есть люди, которые утверждают, что темперамент – это психология, вот пусть ученые ним и занимаются. Они однозначно ошибаются, уводя в заблуждение других. Человек самостоятельно может разобраться в вопросе определения своего темперамента. И, прочитав пару тематических статей, понять, что делать с полученной информацией дальше.

    Важно разбираться и в темпераменте собеседника, ведь от этого зависит качество диалога, понимание того направления, куда разговор может завести. Бесполезно «грузить» флегматика, подначивать меланхолика, провоцировать холерика, ныть перед сангвиником. К каждому типажу свой подход , и чем раньше он будет найден, тем больше шансов на успешное развитие общения. А поскольку в обществе роль коммуникаций переоценить сложно, то умение выстраивать диалог – одно из важнейших в любом возрасте и социальной среде.

    Темперамент уже очень давно очень популярная тема. Причем справедливо данное утверждение и среди ученых, и среди рядовых обывателей. Просто далеко не все люди знают, чем им поможет понимание своего темперамента. В данной публикации мы ответили на многие вопросы. Актуализировали знания о четырех базовых типах темперамента. Больше информации можно найти в тематических статьях на нашем сайте, где детально рассмотрены все разновидности темперамента. В них содержатся основные признаки каждого из типов, советы по применению этих знаний для построения карьеры и личной жизни



    © 2024 plastika-tver.ru -- Медицинский портал - Plastika-tver