Избирательное право и избирательный процесс в российской федерации. Избирательное право и избирательный процесс в РФ

Главная / Диагностика и анализы

Выборы в Российской Федерации: виды и правовое регулирование. Понятие избирательного права и избирательной системы. Мажоритарные, пропорциональные и смешанные избирательные системы.

Принципы избирательного права: понятие и конституционно-правовое регулирование. Международные избирательные стандарты.

Всеобщее избирательное право. Активное и пассивное избирательное право. Избирательные цензы по российскому избирательному праву. Гарантии всеобщего избирательного права.

Равное избирательное право. Понятие равного избирательного права. Гарантии равного избирательного права.

Прямое избирательное право. Понятие прямого избирательного права. Виды непрямого избирательного права.

Свободное и добровольное участие граждан Российской Федерации в выборах.

Срок полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления. Обязательность выборов органов государственной власти, органов местного самоуправления и проведения их в установленные законодательством сроки.

Порядок организации и проведения выборов. Понятие, участники и стадии избирательного процесса.

Территориальный принцип организации выборов. Регистрация (учет) избирателей, составление списков избирателей, образование избирательных округов и избирательных участков.

Избирательные комиссии: система, порядок формирования, статус. Состав избирательных комиссий, статус члена избирательной комиссии. Гласность в деятельности избирательных комиссий. Организация работы избирательных комиссий, полномочия избирательных комиссий. Акты избирательных комиссий.

Избирательные объединения. Политические партии как участники избирательного процесса.

Назначение выборов. Выдвижение и регистрация кандидатов. Субъекты права выдвижения кандидатов. Выдвижение кандидатов в порядке самовыдвижения. Выдвижение кандидатов (списков кандидатов) избирательным объединением. Порядок сбора подписей в поддержку кандидатов. Проверка данных, содержащихся в подписных листах, и сведений о кандидатах. Регистрация кандидатов (списков кандидатов). Основания отказа в регистрации.

Статус кандидатов. Их права и обязанности. Гарантии деятельности. Доверенные лица кандидатов. Уполномоченные представители по финансовым вопросам.

Предвыборная агитация, ее формы и сроки проведения. Условия проведения предвыборной агитации через средства массовой информации. Недопустимость злоупотребления правом на проведение предвыборной агитации. Гарантии прав граждан на получение и распространение информации о выборах.

Финансирование выборов. Бюджетное финансирование расходов избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов. Избирательные фонды кандидатов и избирательных объединений. Порядок их создания. Порядок расходования средств избирательных фондов. Контроль за целевым расходованием средств избирательных фондов. Финансовые отчеты.

Порядок голосования и определения результатов выборов. Помещения для голосования. Избирательный бюллетень. Открепительное удостоверение. Время и процедура голосования. Порядок досрочного голосования. Порядок голосования избирателей вне помещения для голосования. Подсчет голосов избирателей и установление итогов голосования. Порядок определения результатов выборов. Повторное голосование, повторные выборы. Опубликование итогов голосования и результатов выборов. Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Выборы».

Конкурсный урок права "Избирательное право и избирательная система В РФ" был подготовлен для участия в краевом конкурсе на лучшую методическую разработку для школьников - будущих участников избирательного процесса, проводимым Ставропольском краевым избирательным комитетом. Он стал победителем в районном этапе конкурса и занял 3 место в крае.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Избирательная система и избирательный процесс в РФ

(урок в 10 профильном классе; предмет «Право»)

(2 часа)

Цели уроков: - образовательная : познакомить учащихся с избирательной системой в Российской Федерации, определить ее содержание и основные принципы; сформировать представление об избирательном процессе, рассмотреть его содержание и основные этапы;

Развивающая: способствовать формированию у учащихся умений и навыков анализа правовой информации, систематизации полученных знаний, моделирования правовых ситуаций, аргументирования собственных суждений;

Воспитательная: продолжить работу по воспитанию нравственной и правовой культуры и воспитание политически активного гражданина, воспитывать понимание того, что каждый гражданин через выборы влияет на развитие страны, формировать у учащихся активную жизненную позицию.

Основные понятия и термины: избирательная система, избирательное право, активное избирательное право, пассивное избирательное право, избирательный ценз, избирательный процесс, тайное голосование, прямые выборы, референдум.

I. Вступительное слово учителя:

Дорогие ребята!

Разрушение тоталитарной системы и последующая демократизация страны позволила каждому гражданину Российской Федерации стать реальным субъектом государственной политики, активным участником формирования органов государственной власти. Пройдет совсем немного времени, и вы получите статус «избирателя». В связи с этим хочу напомнить слова Президента Российской Федерации В.В. Путина, который, отмечая низкую политическую активность молодежи на выборах, сказал: «Конечно, можно прийти к избирательным урнам и через четыре года (мол, на наш век выборов хватит), но через четыре года это будет уже другая Россия».

Новейшая история России показывает, что только активная жизненная, гражданская позиция и позитивная инициатива каждого гражданина Российской Федерации является необходимым условием становления полноценного гражданского общества и демократического правового государства.

Существует известное выражение: «Демократия – это процедура». Роль процедуры (фр. рrocedure от лат. рrocedo – продвигаюсь; официально установленный порядок действий при обсуждении, ведении какого-либо дела) при демократическом строе становится понятной, если принять во внимание значительный объем свобод, составляющих сущность этого строя (в отличие от авторитарного и тоталитарного режимов).

В любом обществе (и в демократическом в том числе) существуют силы, стремящиеся и умеющие использовать политические, социальные и экономические свободы в своих корыстных целях. Вот почему в условиях демократии положение спасают хорошо разработанное законодательство, четкая его реализация, безусловное следование установленным правилам тех или иных действий, имеющих общественное и государственное значение, т.е. процедурам.

Поскольку выборы являются важнейшим институтом демократического государства, точная и четкая процедура их проведения – решающее условие развития страны в истинно демократическом направлении.

Именно поэтому сегодня на уроке мы будем знакомиться с избирательной системой нашего государства, ее основными принципами и особенностями избирательного процесса в РФ. Тема нашего урока - « Избирательная система и избирательный процесс в Российской Федерации »

II. Изучение нового материала.

ПЛАН

  1. Понятие и этапы избирательного процесса.
  2. Понятие референдума и порядок его проведения.
  3. Выборы Президента Российской Федерации

Проведение данных уроков возможно на основе методического приема технологии критического мышления «зигзаг» .

На стадии вызов всем учащимся сначала предлагается обдумать, высказать и кратко обосновать свое мнение относительно следующей ситуации.

При проведении предвыборной агитации кандидат Петров решил в доступной форме изложить сущность своей программы преобразований в стране. Он критиковал существующий политико-правовой режим, призывал к изменению конституционного строя. Избирательная комиссия, посчитав, что Петров нарушил юридические нормы порядка проведения агитации, обратилась в суд с предложением об отмене решения о его регистрации. Петров не согласен с такими выводами и считает, что каждый кандидат имеет право на свободу слова, а подобные ограничения только сковывают инициативу людей, которые, по его мнению, никак не могут противостоять тем, кто оказался у власти.

Разрешите спор. Выскажите свое мнение по данному вопросу.

В «корзинке мнений» после четырехминутного обдумывания ситуации фиксируются различные точки зрения учащихся.

Учитель отмечает, что суд при вынесении решения должен основываться на положения статей 13,19, части 3 статьи 17 Конституции РФ.

Стадия осмысление . Формируется пять-семь (но не более) базовых групп учащихся с условием, что в каждой группе не должно быть более пяти человек. Число «пять» обусловлено количеством смысловых частей текста. Эти группы будут называться «ученики». Каждой группе присваивается номер или символ.

Затем учащиеся в каждой группе рассчитываются на 1, 2, 3, 4, 5 запоминают номер (символ) своей группы и расходятся по новым четырем группам (первые номера - в группу № 1, вторые - в группу № 2, третьи - в группу № 3, четвертые - в группу № 4. пятые – в группу № 5), которые будут называться «учителя». В каждой группе «учителей» - по 5-7 участников.

Схема распределения учащихся

ГРУППЫ «УЧЕНИКИ»

1,2,3,4,5

1,2,3,4,5

1,2,3,4,5

1,2,3,4,5

1,2,3,4,5

1,2,3,4,5

1,2,3,4,5

1,2,3,4,5

1,2,3,4,5

1,2,3,4,5

1,2,3,4,5

ГРУППЫ «УЧИТЕЛЯ»

Группы «учителя» работают со следующими материалами:

Группа № 1 - «Что такое избирательная система?».

Группа № 2 - «Принципы избирательной системы».

Группа № 3 - «Избирательный процесс».

Группа № 4 - «Референдум».

Группа № 5 - «Выборы Президента Российской Федерации».

Задание для учащихся внутри групп «учителя» одинаковое: они готовятся к объяснению учебного материала.

Каждый участник группы получает карточку с заданием:

  1. Прочитать указанный текст.
  2. Выделить в прочитанном главное: сведения, понятия, термины, факты и пр., которые необходимо будет в дальнейшем сообщить по возвращению в свою группу «учеников».
  3. Предложить наилучший способ объяснения прочитанного.
  4. Сформулировать вопросы, которые вам могут быть заданы по ходу объяснения.
  5. Оформить выполненное задание в форме таблицы.

Совместная работа учащихся в группе организуется следующим образом:

  • обсуждение прочитанного;
  • принятие решения о том, что необходимо объяснить;
  • принятие решения о том, каким способом будет излагаться материал.

Учитель контролирует работу групп, предлагает учащимся использовать разнообразные способы передачи информации.

Материал для 1 группы:

  1. Избирательная система: понятие и содержание.

Зарождение государственной власти и создание специального аппарата управления обществом в древний период человеческой истории сопровождалось формированием порядка выборов людей, которые стали занимать государственные должности. Известно, например, что при избрании должностных лиц в Афинах голосование на народном собрании осуществлялось поднятием рук.

В Афинах для законной действенности определенного решения необходимо было набрать минимум 6000 голосов. При решении вопроса об изгнании какого-либо лица из государства применялся особый вид тайного голосования - суд черепком (остракизм). Гомеровский эпос сообщает о волеизъявлении криком при голосовании. Такой способ решения важных вопросов был известен и в Спарте. В республиканском Риме голосование в народных собраниях и на суде производилось посредством табличек, на которых голосовавшие отмечали свое согласие или отклоняли обсуждаемое предложение. При избрании должностных лиц голосующие писали имена кандидатов.

Прошли годы, и в каждом государстве к настоящему времени сложились свои правила, которые регулируют порядок выборов и предоставления избирательных прав гражданам. Выборы позволяют людям выразить свою волю и сформировать такую государственную власть, которая могла бы отражать их интересы.

В тоталитарных государствах, как правило, выборы не проводятся или носят формальный характер, находясь под строгим контролем властей. Путем фальсификаций представители правящей элиты подбирают себе «достойных» избранников.

Органы государственной власти формируются двумя способами: путем выборов и путем назначения. В России сложился особый порядок выборов Президента РФ, депутатов Государственной Думы ФС РФ, должностных лиц федеральных государственных органов, органов местного самоуправления, который закрепляется соответствующими федеральными законами. Они и образуют избирательное законодательство.

Избирательная система - совокупность юридических правил, устанавливающих порядок проведения выборов, предоставления избирательных прав, определения результатов голосования.

Существуют различные избирательные системы. Так, при использовании пропорциональной системы учитывается количество поданных голосов, и в соответствии с ними распределяются депутатские мандаты при выборах в парламент. В случае применения мажоритарной системы мандаты распределяются по избирательным округам на основе большинства поданных голосов.

Избирательное право может быть активным и пассивным.

Активное избирательное право - право избирать, то есть право граждан государства участвовать в выборах в органы государственной власти, местного самоуправления.

Пассивное избирательное право - право быть избранными.

Избирательная система включает:

  • порядок избрания Президента РФ;
  • порядок избрания депутатов Государственной Думы ФС РФ;
  • порядок избрания глав администраций субъектов Федерации;
  • порядок избрания депутатов законодательных органов субъектов РФ;
  • порядок избрания органов местного самоуправления.

В настоящее время в России действует немало нормативных правовых актов, которые определяют сущность избирательной системы.

Субъекты Федерации могут принимать нормативные правовые акты по вопросам организации и проведения выборов: как создавать списки избирателей, избирательные участки, избирательные комиссии.

ИСТОЧНИКИ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА В

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  • Конституция РФ (закрепляет принципы избирательной системы, порядок избрания Президента РФ, депутатов Государственной Думы ФС РФ).
  • Федеральный конституционный закон «О референдуме».
  • Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
  • Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации».
  • Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».
  • Федеральный закон «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранным в органы местного самоуправления».
  • Указы Президента РФ (по вопросам организации и проведения выборов).
  • Нормативные акты Центральной избирательной комиссии РФ.
  • Конституции республик, уставы краев, областей, акты глав администраций избирательных комиссий и др.

Материал для 2 группы:

  1. Принципы избирательной системы.

В настоящее время выработаны обязательные требования к порядку организации и проведения выборов, которые и образуют принципы избирательной системы.

В нашей стране выборы являются всеобщими. Это значит, что все взрослые граждане имеют право принимать в них участие независимо от пола, расы, вероисповедания.

Ценз - специальные юридические правила, ограничивающие допущение лица к пользованию какими-либо политическими (в первую очередь избирательными) правами.

Российское избирательное право вводит два ценза: возрастной и оседлости. В первом случае избирательное право и право голосовать на референдуме предоставляется только гражданам, которым исполнилось 18 лет. Во втором случае устанавливаются дополнительные условия приобретения гражданами избирательного права, связанные с их постоянным проживанием на территории Российской Федерации. Эти условия не могут содержать требования о продолжительности и сроке проживания.

В нашей стране гражданин свободен в решении вопроса о своем участии в выборах.

Не могут избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, или те, кто содержится в местах лишения свободы по приговору суда. Закон запрещает устанавливать возрастной верхний предел для избрания граждан на выборные должности.

Все граждане, имеющие право избирать и быть избранными, имеют равные права и обязанности. Юристы используют специальную терминологию, объясняя сущность равных выборов, - «один человек имеет один голос», «все голоса имеют равный вес».

Прямые выборы означают, что каждый гражданин сам, непосредственно принимает в них участие. У него нет никаких посредников, которым бы он делегировал свои полномочия.

В некоторых государствах действуют иные правила. Например, избиратели образуют специальную коллегию выборщиков, которая, в свою очередь, избирает какого-либо депутата или должностное лицо. В США каждые четыре года граждане избирают выборщиков в количестве 538 человек, которые избирают Президента государства.

Каждый российский избиратель вправе никому не рас сказывать о своем выборе, реализуя это право тайным голосованием. На избирательных участках создаются специальные кабины, позволяющие гражданам выражать свою волю тайно, заполняя бюллетень. Запрещается оказывать на избирателей давление при принятии решения.

Материал для 3 группы:

Избирательный процесс. Понятие и этапы избирательного процесса.

Избирательный процесс - регламентированная законом и облеченная в форму правоотношений деятельность компетентных органов и должностных лиц государства, содержанием которой является формирование выборных органов государства и местного самоуправления.

Избирательный процесс состоит из нескольких этапов. Первоначально устанавливается конкретная дата выборов, составляются списки избирателей. При этом гражданам не нужно никуда обращаться с заявлением. Все, кто имеет право участвовать в выборах, автоматически включаются в эти списки. Территориальная избирательная комиссия по каждому избирательному участку оформляет списки избирателей на основе сведений, полученных от главы муниципального образования. Учет избирателей осуществляется два раза в год. При этом учитывается преимущественное или постоянное проживание гражданина в определенном месте.

Гражданин может быть включен в списки избирателей только на одном избирательном участке. Любой избиратель может познакомиться с такими списками не позднее чем за 20 дней до выборов. Если его не внесли в список или там допущены неточности, следует заявить об этом в участковую избирательную комиссию. Комиссия обязана проверить заявление, устранить ошибку и уведомить об этом заявителя. Гражданин, который не удовлетворен решением избирательной комиссии, может обратиться в суд или в вышестоящую избирательную комиссию. Его жалоба рассматривается в трехдневный срок, а в день голосования - немедленно.

Для проведения выборов образуются избирательные округа и участки. Как правило, избирательный округ представляет собой единую территорию. В рамках избирательного округа образуются избирательные участки. Так легче проводить голосование и подсчет голосов.

Избирательные участки образуются и в больницах, санаториях, домах отдыха, труднодоступных районах, где находятся граждане. Эти избирательные участки входят в состав избирательных округов по месту их расположения. Списки избирательных участков с их границами, адреса участковых избирательных комиссий обязательно публикуются для того, чтобы все могли о них узнать.

Для подготовки и проведения выборов создаются специальные избирательные комиссии. Они также помогают реализовать и защитить избирательные права граждан. Порядок их работы определяется специальными нормативными правовыми актами. Например, запрещается, чтобы в состав избирательных комиссий входили родственники, супруги кандидатов, их подчиненные, судьи.

В соответствии с законом в Российской Федерации действуют следующие избирательные комиссии:

  • Центральная избирательная комиссия РФ;
  • избирательные комиссии субъектов РФ;
  • окружные избирательные комиссии;
  • территориальные (районные, городские и другие) избирательные комиссии;
  • участковые избирательные комиссии.

Центральная избирательная комиссия РФ при подготовке и проведении выборов Президента РФ в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами:

  • руководит деятельностью избирательных комиссий;
  • осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан;
  • издает нормативные акты;
  • оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь избирательным комиссиям;
  • регистрирует уполномоченных представителей политических партий;
  • регистрирует кандидатов и выдает удостоверения.

Государственные органы, органы местного самоуправления, предприятия, средства массовой информации обязаны оказывать содействие избирательным комиссиям, в частности на безвозмездной основе предоставлять им необходимые помещения, транспорт, средства связи и т.д.

Работа избирательных комиссий осуществляется открыто и гласно. На избирательных участках могут присутствовать наблюдатели. Это люди, которые представляют интересы кандидатов, общественных организаций.

Центральная избирательная комиссия (ЦИК) РФ действует постоянно. Она руководит деятельностью избирательных комиссий по выборам Президента РФ, депутатов Государственной Думы ФС РФ, по проведению референдума; осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав; распределяет деньги из федерального бюджета на подготовку, проведение выборов. В ее состав входят 15 членов - юристов с высшим образованием (пять назначаются Государственной Думой ФС РФ, пять - Советом Федерации ФС РФ, пять - Президентом РФ).

Важным этапом избирательного процесса является выдвижение и регистрация кандидатов. Этим правом обладают избирательные объединения, сами избиратели, а также сами граждане. Решения объединений о выдвижении кандидатов принимается тайно. Необходимо также собрать подписи в поддержку кандидата. Их количество определяется законом. Подписи в поддержку кандидата собираются и в том случае, если его выдвигают сами избиратели. При этом закон запрещает принуждать граждан подписаться за конкретного кандидата, осуществлять их подкуп.

Кандидаты при наличии всех необходимых документов (законом может быть предусмотрено и представление сведений об источниках доходов) регистрируются избирательной комиссией. После этого кандидаты по их заявлению освобождаются от работы, военной службы, учебы. Им выплачивается денежная компенсация за счет средств, выделенных для проведения выборов. При этом закон запрещает увольнять кандидатов с работы или переводить на другую работу.

Со дня регистрации кандидата начинается предвыборная агитация. Она может осуществляться через средства массовой информации, посредством организации встреч, публичных дискуссий, дебатов, шествий, демонстраций.

Кандидат имеет право на бесплатное эфирное время по каналам государственного, муниципального теле- и радиовещания. Однако закон разрешает пользоваться таким правом за плату и сверх того времени, которое определено как бесплатное. Агитируя избирателей, кандидат не имеет права нарушать закон, призывать к захвату власти, войне, разжигать национальную вражду и т.д.

Предвыборная агитация прекращается за один день до выборов.

Голосование проводится в выходной день. Избирателю, который по уважительной причине будет отсутствовать по месту своего жительства в день выборов и не сможет прийти на избирательный участок, должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно. Участковая избирательная комиссия должна обеспечить возможность проголосовать тем людям, которые по состоянию здоровья не могут прийти сами на участок.

Участие гражданина в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе принуждать или препятствовать участию в выборах.

Заполненные бюллетени опускаются в ящики для голосования. Неправильно заполненные бюллетени признаются недействительными.

Подсчет числа голосов избирателей осуществляется членами избирательной комиссии. Он начинается сразу после окончания времени голосования. Такое правило введено для того, чтобы не допустить фальсификацию. После подсчета голосов составляется специальный протокол. Подсчет голосов осуществляет участковая избирательная комиссия, которая передает протокол в вышестоящую комиссию. Так информация доходит до Центральной избирательной комиссии РФ , которая объявляет результаты выборов.

При выборах депутатов в Государственную Думу ФС РФ может устанавливаться общественный контроль за подсчетом голосов. Тогда один экземпляр протокола любой избирательной комиссии предоставляется для ознакомления доверенным лицам кандидатов, наблюдателям.

Наблюдатель вправе:

  • знакомиться со списками избирателей;
  • находиться в помещении для голосования;
  • наблюдать за подсчетом числа избирателей, внесенных в списки избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней;
  • знакомиться с протоколами избирательной комиссии, в которую он направлен.

Наблюдатель не вправе:

  • выдавать избирателям избирательные бюллетени;
  • расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении избирательных бюллетеней;
  • заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, избирательные бюллетени;
  • предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;
  • принимать непосредственное участие в проводимом членами избирательной комиссии с правом решающего голоса подсчете избирательных бюллетеней;
  • совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии;
  • вести предвыборную агитацию среди избирателей;
  • участвовать в принятии решений соответствующей избирательной комиссией.

Выборы могут быть признаны несостоявшимися, если в них приняло участие меньшее число избирателей, чем предусмотрено в законе.

За нарушение избирательных прав граждан - подкуп, обман, подлог избирательных документов, заведомо неправильный подсчет голосов - предусмотрена административная, а в некоторых случаях - уголовная ответственность.

Материал для 4 группы:

Референдум

Для решения особо важных проблем в государстве используют референдумы.

Референдум - проведение тайного голосования по утверждению или неутверждению, выражению согласия или несогласия с каким-либо важным документом, действиями главы государства, парламента, правительства.

В нашей стране, например, проводился референдум по принятию Конституции РФ, в районе – по вопросу объединения города и района.

Законом предусмотрены следующие виды референдумов: общероссийский, местный и субъекта Федерации. На общероссийский референдум не могут выноситься вопросы о введении или отмене федеральных налогов, сборов; об амнистии, помиловании. Нельзя проводить референдум в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации.

Правила проведения референдума аналогичны рассмотренным выше. Право участвовать в нем имеют граждане России, достигшие 18 лет (кроме недееспособных и тех, кто находится в местах лишения свободы).

Инициаторами проведения референдума могут быть российские граждане (не менее чем 2 млн.), а также Федеральное Собрание РФ.

Граждане могут образовывать инициативную группу в количестве не менее 100 человек для сбора подписей в поддержку проведения референдума. Избирательная комиссия субъекта Федерации регистрирует инициативную группу и выдает ей свидетельство. Об этом извещается Центральная избирательная комиссия РФ.

Подписи собираются посредством внесения их в подписные листы, в которых обязательно должен быть указан вопрос, выносимый на референдум.

Референдум назначает Президент РФ. Однако перед принятием такого решения он направляет документы в Конституционный Суд РФ, который проверяет, соблюдены ли требования Конституции.

Референдум признается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины граждан, которые имеют право участвовать в референдуме на территории его проведения.

Решение, которое принимается на референдуме, является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении.

Материал для 5 группы:

О выборах Президента Российской Федерации

Особые правила разработаны в отношении выборов Президента РФ. Как известно, он избирается гражданами страны на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президент не может занимать свой пост более двух сроков подряд.

Выборы Президента РФ проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему всю территорию Российской Федерации. Избиратели, проживающие за пределами территории Российской Федерации, считаются приписанными к федеральному избирательному округу. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования.

Если Совет Федерации Федерального Собрания РФ не назначит досрочные выборы Президента РФ, они назначаются и проводятся Центральной избирательной комиссией РФ в первое или во второе воскресенье по истечении трех месяцев со дня досрочного прекращения исполнения своих полномочий Президентом РФ.

Кандидаты на должность Президента РФ могут быть выдвинуты политическими партиями, а также в порядке самовыдвижения. Гражданин Российской Федерации может выдвинуть свою кандидатуру при условии поддержки его самовыдвижения группой избирателей. Для поддержки

самовыдвижения кандидата необходимо создать группу избирателей в количестве не менее 500 граждан Российской Федерации, обладающих активным избирательным правом.

При подготовке и проведении выборов Президента РФ избирательные комиссии вправе использовать государственную автоматизированную информационную систему для информирования избирателей о ходе подготовки и проведения выборов, результатах выборов.

Граждане Российской Федерации, политические партии вправе в любых допускаемых законом формах проводить предвыборную агитацию.

Расходы на подготовку и проведение выборов Президента РФ производятся за счет средств федерального бюджета.

После окончания работы участники групп «учителя» возвращаются в свои первоначальные группы «ученики» и по очереди выступают в роли учителя (сначала первый номер, затем второй и т.д.). Каждому предоставляется пять минут на объяснение и ответы на возможные вопросы.

Стадия рефлексия. Учащимся предлагается написать короткий отзыв о том, как проходило обсуждение темы внутри групп «ученики». Для этого можно использовать следующие неоконченные предложения: «Мне понравилось объяснение.., потому что...», или: «Я хотел бы подробнее узнать о...», или: «Я так и не понял...» и др.

III. Закрепление.

1.Учащимся предлагается ответить на вопросы:

  • Как вы понимаете смысл понятия «избирательная система» страны?
  • В чем различие между активным и пассивным избирательным правом?
  • На основании каких источников права регулируется избирательный процесс в нашей стране?
  • Каков смысл принципов российской избирательной системы? Приведите соответствующие примеры.
  • Кто не имеет права избирать и быть избранными в Российской Федерации? Как вы относитесь к такому юридическому правилу?
  • Какие общие правила проведения выборов существуют? Слышали ли вы о каких-либо нарушениях этих правил?
  • Что такое референдум? В каких случаях он может проводиться?

2 урок проводится в виде игры- викторины.

Викторина

I тур

Из истории выборов

  1. Этот человек был последним выборным царем на Руси (Михаил Романов, 1613 г.)
  2. Кто был избран в 1991 году первым по счету президент России (Б.Н.Ельцин)
  3. В России в этом году женщины получили избирательное право (1918 г.)
  4. Эта Дума, вошла в историю как Дума «народного гнева». (I Государственная Дума, апрель 1906 г.)
  5. Единый день голосования в России(второе воскресенье сентября)

«Почемучка»

  1. Почему выборы проходят в выходной день? (большинство людей в этот день свободны от работы )
  2. Почему законодательная власть называется представительной? (законодательный орган власти входят представители от народа, представляя их интересы)
  3. Почему стать Президентом Российской Федерации можно только с 35 лет? (чтобы занять столь ответственный пост, гражданин должен иметь определенный жизненный опыт, определенный уровень правосознания, а также соответствующий образ мышления )
  4. Почему человек не может проголосовать по телефону или по почте? (т.к. не известно является ли его воля свободной и соответствуют ли указанные данные тому, кто голосует)
  5. Почему граждане заинтересованы в том, чтобы выборы были признаны состоявшимися после первого тура голосования? (Средства, затрачиваемые государством на проведение выборов, достаточно велики )

Термины

  1. Всенародное голосование по вопросам государственного значения (референдум)
  2. Это место, где проводится голосование и подсчитываются голоса избирателей (избирательный участок)
  3. Выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти (органы местного самоуправления)
  4. Так называется определенная территория, от которой граждане РФ избирают депутата или иное выборное лицо (избирательный округ)
  5. Так называют документ, удостоверяющий права и полномочия какого – либо лица (мандат)

Принципы избирательного права

  1. Каждый избиратель имеет равное количество голосов по избирательному округу (равное избирательное право)
  2. Этот принцип выражается в том, что гражданин РФ голосует на выборах за кандидата (список кандидатов) непосредственно и лично (принцип прямого избирательного права)
  3. Этот принцип направлен на исключение контроля за волеизъявлением избирателя со стороны каких либо государственных органов или должностных лиц (принцип тайного голосования)
  4. Этот принцип означает, что в выборах имеют право принимать участие все без исключения дееспособные граждане РФ, достигшие 18 лет, а по достижения определенного законом возраста могут быть избраны на должность Президента РФ, депутатом или в органы местного самоуправления (принцип всеобщего избирательного права)
  5. Этот принцип находит свое выражение в том, что срок полномочий выборных органов устанавливается законодательством и не может превышать пяти лет (принцип периодичности)

II тур

Избирательные права граждан

  1. Это право избирать (активное)
  2. Это право вступает в силу с 21 года при выборах в местные органы власти и Государственную Думу (пассивное)
  3. Этот источник избирательного права закрепил права избирателей в РФ («Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»)
  4. Имеет ли право голосовать человек с двойным гражданством? (Да)
  5. Как гражданин сможет воспользоваться своим избирательным правом, если в день голосования он будет отсутствовать по месту постоянного проживания? (проголосовать досрочно или по открепительному удостоверению в другом населенном пункте в день голосования)

Цифры

  1. Столько депутатских мест в Государственной Думе (450)
  2. В этот промежуток времени дня голосования граждане могут проголосовать за своего кандидата или политическую партию (с 8 до 20 часов местного времени)
  3. Такой порог необходимо переступить политической партии, чтобы получить депутатские места в Государственной Думе с 2011 года (5 %)
  4. В этот период запрещено проводить предвыборную агитацию (за 24 часа до дня голосования)
  5. Такое число подписей избирателей должен собрать гражданин, выдвинувшийся на пост Президента РФ, чтобы избирательная комиссия зарегистрировала его как кандидата (не менее 2 млн. граждан)

Новое в избирательном праве

  1. Такой строки нет в избирательных бюллетенях («Против всех»)
  2. В отношении явки избирателей он отсутствует (барьер явки избирателей)
  3. Только по такой системе проходят выборы в Государственную Думу (пропорциональная)
  4. Партии могут выдвигать таких кандидатов (беспартийных)
  5. Столько человек могут выдвигать от одной партии (500-600 человек)

Президент РФ

  1. В каком году в РФ был введён институт Президента? (1988)
  2. Какой процент от списочного состава избирателей должен принять участие в голосовании по выборам Президента РФ, чтобы эти выборы были признаны состоявшимися? (50%)
  3. Кандидат на пост Президента должен постоянно проживать в России, то есть быть её гражданином не менее... (10 лет)
  4. В каком возрасте вы можете стать кандидатом на пост Президента РФ? (35 лет)
  5. Какой процент от принявших участие в голосовании должен набрать кандидат в Президенты РФ, чтобы победить на выборах? (50 % + 1 голос)

III тур

Даты

  1. В этот день прошел референдум по принятию ныне действующей Конституции РФ (12 декабря)
  2. Тогда прошли выборы в Государственную Думу РФ шестого созыва (4декабря 2011 г.)
  3. В этом году в России была установлена куриальная система выборов (1864г.)
  4. В этом году Президентом РФ был избран Медведев Д.А. (2008 г.)
  5. В этом году Конституцией СССР было введено Всеобщее равное прямое тайное голосование с 18 лет возраста (1936 г.)

Избирательные системы

  1. Так называют “систему первого пришедшего к финишу” (мажоритарную систему относительного большинства)
  2. Эта система распространена в современном мире более широко (пропорциональная)
  3. Так называют разновидности мажоритарной системы (абсолютного и относительного большинства)
  4. В соответствии с этой избирательной системой вся территория нашей страны разбивается на территориальные единицы - избирательные округа (мажоритарная избирательная система)
  5. Такая избирательная система применялась в нашей стране при выборах в Государственную Думу (смешанная)

Выборы в России

  1. Именно в этих местах создаются избирательные участки (школа, дом культуры)
  2. В каком случае избирательный бюллетень считается недействительным (если знаки в пустом квадрате справа от фамилии зарегистрированного кандидата проставлены более чем в одном квадрате; если знак в пустом квадрате справа от фамилии зарегистрированного кандидата не проставлен ни в одном квадрате)
  3. В каком году Государственная Дума РФ одобрила поправки в Конституцию РФ об увеличении сроков полномочий главы государства (до 6 лет) и парламента (до 5 лет). (в ноябре 2008 года)
  4. Официальный документ в РФ, который выдается соответствующей участковой избирательной комиссией избирателю, не имеющему возможности прибыть на тот избирательный участок, где он включен в список избирателей. На основании этого документа лицо вправе голосовать на любом избирательном участке в пределах соответствующего избирательного округа (Открепительное удостоверение)
  5. Этот человек является председателем Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (В.Е.Чуров)

Политические партии

  1. Он возглавлял политическую партию «Единая Россия» до избрания Президентом в марте 2012г. (Путин В.В.)
  2. Политическая партия, занявшая большинство мест в Государственной Думе РФ на выборах в декабре 2011 г. («Единая Россия»)
  3. Лозунгом программы этой партии явились слова: «Родина. Пенсионеры. Жизнь» («Справедливая Россия»)
  4. Символами этой политической партии являются серп и молот (КПРФ)
  5. Столько политических партий участвовало в выборах в Государственную думу РФ пятого созыва в декабре 2007 (11)

Домашнее задание: § 29-30, выполнить задания № 2, 6.

1. Многие граждане высказывают мнение о необходимости снижения возраста, с которого устанавливается право избирать и быть избранными в государстве. Так, многие считают, что, получив в 14 лет паспорт, они являются вполне грамотными для решения политических вопросов в государстве.

Выпишите в тетрадь по три аргумента в защиту и против этой позиции (снижать или нет возрастной ценз). Проведите в классе дискуссию по этому вопросу.

2. Подберите из средств массовой информации, сети Интернет материал о выборах (предстоящих или уже состоявшихся), о проблемах, возникших при их проведении или при подготовке к ним. Проанализируйте информацию и выскажите свою точку зрения.



Третий опыт

Затем для проверки и сравнения, полученных данных, я провела вычисления:

Найдем дальность полета из уравнения y(x):

Максимальную высоту подъема найдем по формуле :

Затем, проанализировав данные из опыта, и данные полученные при расчетах, можно сделать вывод о том, что все значения приблизительно совладают (разницу составляет погрешность в вычислениях), значит третий опыт проделан верно.

1. Избирательное право: понятие, содержание. 2

2. Понятие выборов. Их виды, ф-ции и место в механизме реализации народного представительства. 2

3. Избирательное право и избирательная система (соотношение понятий). 2

5. Принцип свободных выборов и гарантии его осуществления. 2

6. Принцип всеобщих выборов и гарантии его осуществления. 3

7. Принцип прямых выборов и гарантии его осуществления. 3

8. Принцип равных выборов и гарантии его осуществления. 3

10. История развития институтов избирательного права России. Преемственность в избирательном праве. 3

11. Понятие и основные виды избирательных систем. 4

12. Мажоритарная избирательная система и ее разновидности. Положительные и отрицательные черты. 4

13. Пропорциональная избирательная система и ее разновидности. Положительные и отрицательные черты. 5

14. Смешанные избирательные системы. 5

15. Особенности российской избирательной системы. 5

16. Соответствие российской избирательной системы международно-правовым стандартам. 5

17. Понятие и виды источников избирательного права. 6

18. Федеральное избирательное зак-во (общая характеристика). 6

19. Избирательное зак-во субъектов РФ (общая характеристика). 6

20. Особенности правового регулирования муниципальных выборов. 7

21.Международные избирательные стандарты. 7

22. Перспективы развития избирательного зак-ва в России. 7

23. Акты ЦИК РФ и их роль в организации избирательного процесса. 8

24. Понятие «избиратель»: юридическая характеристика. 8

25. Избирательные цензы: понятие, виды, целесообразность введения. 8

26. Абсентеизм: понятие, проблемы уменьшения абсентеизма. Повышение правовой культуры избирателей. 8

27. Понятие избирательного объединения. Порядок формирования и регистрации. Роль политических партий в избирательном процессе. 9

28. Формы и гарантии участия избирательного объединения в выборах. 9

29. Избирательные комиссии: система и порядок формирования. 9

30. Правовой статус избирательных комиссий. Их ф-ции и место в системе органов публичной власти. 9



31. Срок полномочий избирательных комиссий. Расформирование избирательной комиссии. 10

32. Правовой статус ЦИК РФ: структура, полномочия, акты. 10

33. Полномочия и особенности правового статуса избирательных комиссий субъектов РФ. 11

34. Полномочия и особенности правового положения избирательных комиссий муниципальных образований. 11

35. Полномочия и особенности правового положения окружных избирательных комиссий. 11

36. Полномочия и особенности правового положения территориальных избирательных комиссий. 11

37. Полномочия и особенности правового положения участковых избирательных комиссий. 12

38. Статус членов избирательных комиссий. 12

39. Статус члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса. 12

54. Обеспечение равного статуса зарегистр-ных кандидатов. Полномочия зарегистр-ных кандидатов. 12

55. Гарантии деят-ти зарегистр-ных кандидатов. 13

56. Доверенные лица кандидата. 13

57. Запрет на использование кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения. 14

58. Прекращение (утрата) статуса кандидата. 14

59. Институт наблюдателей как одна из форм контроля за выборами. Формы участия наблюдателей в избирательном процессе. Виды наблюдателей. 14

60. Права, обязанности и ответственность наблюдателей. Правовой статус иностранных наблюдателей. 15

1. Избирательное право: понятие, содержание.

Термин «избирательное право» употребляется в двух смыслах . Во-первых , избирательное право в объективном смысле (позитивное избирательное право) - это система правовых норм, регулирующих порядок подготовки и проведения выборов. Во-вторых , избирательное право в субъективном смысле (субъективное избирательное право) - это право гражданина избирать и быть избранным в органы гос-ной власти и органы местного самоупр-я .

Избирательный процесс - это форма реализации избирательных прав граждан, урегулированный нормами избирательного права порядок подготовки и проведения выборов.

Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ в соответствии с Конституцией РФ является ее многонациональный народ . Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы гос-ной власти и местного самоупр-я. Высшим непосредственным выражением власти народа явл-ся референдум и свободные выборы .

Конституция РФ (статья 32) закрепляет за гражданами РФ право избирать и быть избранными в органы гос-ной власти и органы местного самоупр-я (исключение из этого права установлено только для граждан, признанных судом недееспособными, а также содержащихся по приговору суда в местах лишения свободы) .

Предметом ИП явл-ся общественные отношения, возникающие в связи с реализацией субъективного избирательного права: - активное избирательное право (право избирать) и - пассивное избирательное право (право быть избранным) .

Источники ИП:

· Конституция РФ . В ней находит закрепление республиканская форма правления (ст. 1), основополагающие принципы избирательного права, признание свободных выборов как непосредственного выражения власти народа (ст. 3). В Конституции закрепляется право граждан избирать и быть избранными в органы гос-ной власти и местного самоупр-я (ст. 32); регулируются принципиальные вопросы проведения выборов Президента РФ (ст. 81) и депутатов Гос-ной Думы Федерального Собрания РФ (ст.ст.95-97); оговаривается необходимость муниципальных выборов в системе местного самоупр-я в России (ст. 130). Эти положения Конституции оказывают прямое воздействие на формирование избирательного права, явл-ся базисными элементами зак-ва о выборах.

· Общепризнанные принципы и нормы международного права и международных дог-ров РФ (напрямую вытекает из текста Конституции РФ, кот-я предусматривает, что эти акты явл-ся составной частью правовой системы РФ (ст. 15). Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора). К ним относится: Всеобщая декларацию прав человека, принятая Генеральной ассамблеей ООН в 1948 году; Международный пакт о гражданских и политических правах 1996 года; Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод от 4.11.1950 г. с протоколами к ней; Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ 1990 года; Европейскую хартию местного самоупр-я от 15.11.1985 г.; Декларацию о критериях свободных и справедливых выборов, принятую на 154-й сессии Совета Межпарламентского союза 26.03.1994 г. и др.

· ФЗ : ФКЗ от 28.06.2004 года N 2-ФКЗ "О референдуме РФ"; ФЗ от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ"; ФЗ от 18.05.2005 г. N 51-ФЗ "О выборах депутатов ГД ФС РФ"; ФЗ от 10.01.2003 года N 19-ФЗ "О выборах Президента РФ";

· Указы Президента РФ «О Консульском учреждении РФ»,

· Постановление Правительства РФ "О мерах по оказанию содействия избирательным комиссиям в реализации полномочий при подготовке и проведению выборов депутатов ГД ФС РФ и Президента РФ", "О порядке выдачи гражданам РФ, находящимся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, справки для участия в выборах или в референдуме",

· Нормативная база субъектов РФ занимает значительное место в системе источников избирательного права и представлена широким спектром законодательных, часто кодифицированных (избирательные кодексы), актов, принятых представительными органами соотв. уровня,

· На муниципальном уровне принимаются акты (положения) о выборах депутатов представительных органов местного самоупр-я и выборных должностных лиц (главы городов и др. муниципальных образований), о местном референдуме.

· Письма и разъяснения ЦИК РФ ,

Избирательное право является одним из ведущих конституционных институтов России, поскольку оно непосредственно связано с таким принципом конституционного строя, как народовластие, высшей и наиболее регулярно реализуемой формой которого являются свободные выборы.

Выборы представляют собой процедуру формирования государственного (муниципального) органа или наделения полномочиями должностного лица, которая осуществляется на основе норм права с обязательным соблюдением принципа состязательности.

Одновременно выборы ПОЗВОЛЯЮТ гражданину конкретизировать свой политический правовой статус, участвуя таким образом в управлении делами государства.^ этой связи принят специальный Федеральный закон от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями). Следует отметить, что это третья попытка (после 1994 и 1997 годов, когда принимались законы о гарантиях избирательных прав) формализовать наиболее адекватную систему гарантий прав российских граждан, связанных с реализацией непосредственного народовластия.

Выборы проводятся на территории всей России (например, выборы Президента РФ), на уровне субъекта РФ (например, выборы депутатов законодательного (представительного) органа конкретного субъекта РФ), на муниципальном уровне (например, выборы депутатов представительного органа муниципального образования). Выборы проводятся в очередном (по истечении легислатуры (срока полномочий) избираемого органа) и во внеочередном порядках; предусматривается проведение повторных (когда невозможно"объективно определить волеизъявление избирателей) и дополнительных (когда осуществляются довыборы в представительный орган по определенному округу, если депутат, например, перешел на государственную службу) выборов.

Избирательное право понимается в двух смыслах: объективном (совокупность норм, регулирующих отношения по поводу выборов) и субъективном (правовой статус участников выборов) смыслах. Субъективное избирательное право, в свою очередь, бывает активное (право избирать) и пассивное (право быть избранным).

Объективное избирательное право объединяет нормы, регулирующие отношения в сфере выборов на федеральном, региональном и местном уровнях в соответствии с конституционными требованиями. Причем федеральное законодательство устанавливает принципы организации и проведения выборов на всех уровнях. В числе таких актов, например, Федеральные законы: от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»; от 10 января 2003 г. «О выборах Президента Российской

Федерации»; от 26 ноября 1996 г. «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления».

устойчивость и легитимность выборов обеспечиваются путем реализации ряда принципов избирательного права. К числу конституционных принципов относятся всеобщее (все дееспособные граждане России, достигшие 18-летнего возраста, вправе избирать, а по достижении 21 года и 35 лет могут быть избранными соответственно депутатом Государственной Думы и Президентом РФ); равное (все избиратели, как и все избираемые, имеют одинаковый правовой статус); прямое избирательное право (избиратели голосуют непосредственно за кандидата) при тайном голосовании (никто не вправе влиять на непосредственное волеизъявление избирателя, для чего предусмотрены определенные механизмы).

Федеральные законы о выборах устанавливают и дополнительные принципы, среди которых добровольность участия в выборах (никто не может быть принужден к участию в выборах); законность (все отношения в сфере выборов урегулированы в нормативном порядке); гласность (широкое освещение избирательной кампании и обязательное опубликование результатов выборов в СМИ, гласность в деятельности избирательных комиссий, а также использование ГАС «Выборы» как одной из гарантий реализации прав граждан РФ на основе обеспечения гласности, достоверности, оперативности и полноты информации о выборах и референдуме); альтернативность (состязательность), например, если за 35 дней до дня голосования будет зарегистрировано менее двух кандидатов, выборы Президента РФ по решению Центральной избирательной комиссии РФ откладываются на срок до 60 дней для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий; обязательность выборов (еели, например, Совет Федерации в установленный срок не назначит выборы Президента РФ, то их проводит Центральная избирательная комиссия).

В нашей стране применяются два вида избирательных систем - мажоритарная и пропорциональная.

При мажоритарной избирательной системе на различных уровнях выборов применялись две ее разновидности: абсолютного большинства голосов, т.е. получение кандидатом более по ЛОВИНЫ голосов избирателей, принявших участие в голосовании (50% + 1 голос), и относительного большинства, т.е. получение кандидатом большего числа голосов, чем получили другие кандидаты (применяется во втором туре выборов). Например, половина состава депутатов Государственной Думы - 225 депутатов - избиралась по одномандатным избирательным округам.

Пропорциональная избирательная система обеспечивает соответствие между количеством голосов избирателей, полученных списком кандидатов, и числом доставшихся им мандатов. Такая система использовалась при выборах только половины состава Государственной Думы. При этом существовал определенный барьер, который необходимо было преодолеть, чтобы участвовать в распределении мандатов. В настоящее время выборы депутатов Государственной Думы основаны только на пропорциональной системе. Таким образом, политическая партия стала опосредующим звеном в осуществлении права граждан быть избранными в Государственную Думу.

Избирательный процесс - это урегулированная законом и другими нормами деятельность индивидов, органов, организаций и групп по подготовке и проведению выборов в государственные и самоуправленческие органы. Эта деятельность упорядочена, устойчива, состоит из определенных стадий, расположенных в определенной последовательности. Соблюдение данных требований позволяет признать результаты выборов легитимными. _

Различные виды и уровни выборов в России имеют свою процессуальную специфику, однако представляется возможным обозначить базовые,?1Шщи: назначение выборов (например, выборы Президента РФ назначает Совет Федерации (п. «д» ст. 102 Конституции РФ); выборы депутатов Государственной Думы назначает Президент РФ (п. «а» ст. 84 Конституции РФ))і^{щр- ^ь?ршцтц^^і/р/іт^//ь^п7Іцц^дгтруутг,(дь^(установление избирательных округов - территориальных единиц, объединяющих граждан для избрания депутатов в представительные органы различных уровней; установление избирательных участков (территориальные единицы, объединяющие избирателей ‘ общим местом голосования); создание избирательных комиссий (Центральная избирательная комиссия; избирательные комиссии субъектов РФ; окружные избирательные комиссии;

муниципальные избирательные комиссии; территориальные избирательные комиссии; участковые избирательные комиссии)); регистрация избирателей; выдвижение и регистрация канди- датов (круг лиц, из которых будут избраны, например, Президент РФ, депутаты законодательного (представительного) органа субъекта РФ; регистрация может осуществляться, например, на основе подписных листов, путем внесения избирательного залога); агитационная кампания; голосование; подсчет голосов и подведение итогов голосования (признание выборов состоявшимися, например, участие более 50% зарегистрированных избирателей при выборах главы государства, или не состоявшимися); определение результатов выборов; опубликование их ре- з^лъттюв.

Одним из условий проведения выборов является их финансирование. Используется сочетание государственного и негосударственного финансирования выборов. Для этого формируются специальные избирательные фонды с учетом установленных законодательных правил.

Запрещается вносить пожертвования в избирательные фонды иностранным государствам и иностранным юридическим лицам; иностранным гражданам; лицам без гражданства; гражданам РФ, не достигшим возраста 18 лет на день голосования; российским юридическим лицам с иностранным участием, если доля иностранного участия в их уставном (складочном) капитале превышает 30%; международным организациям и международным общественным движениям; органам государственной власти и органам местного самоуправления; государственным и муниципальным учреждениям и организациям; юридическим лицам, имеющим государственную и (или) муниципальную долю в своем уставном (складочном) капитале, превышающую 30%; организациям, учрежденным государственными и муниципальными органами; воинским частям, военным учреждениям и организациям, правоохранительным органам; благотворительным организациям, религиозным объединениям, а также учрежденным ими организациям; анонимным жертвователям; юридическим лицам, зарегистрированным менее чем за один год до дня голосования.

Действующее законодательство о выборах предусматривает ответственность за нарушение избирательных прав граждан.

Лица, препятствующие путем насилия, обмана, угроз, подлога или иным способом свободному осуществлению гражданами Российской Федерации права избирать и быть избранными, лица, проводящие агитацию в день, предшествующий дню выборов, и в день выборов либо препятствующие работе избирательных комиссий, несут административную, уголовную, иную ответственность в соответствии с федеральным законодательством. Лица, осуществляющие фальсификацию итогов голосования, несут в соответствии с федеральными законами уголовную ответственность.

Источник: М.В. Мархгейм, М.Б. Смоленский, Е.Е. Тонков. Правоведение: учебник. - 9-е изд., испр. и доп. - Ростов н/Д: Феникс. - 413 с. - (Высшее образование).. 2009 {original}

Еще по теме 3.5. Избирательное право и избирательный процесс России:

  1. 1. Понятие выборов, избирательного права, избирательной системы, избирательного процесса
  2. Понятия «избирательное право» и «избирательная система»
  3. 4. Выборы, референдум, избирательное право, избирательная система Италии
  4. ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО И ВЫБОРЫ Избирательное право. Свод законов США - Титул 42, глава 20 (Извлечения) (США)
  5. Тема 6. Формы непосредственной демократии. Выборы, референдум, плебисцит. Избирательное право и избирательные системы в зарубежных странах
  6. Тема 10. ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ПОНЯТИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА И ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
  7. 42. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ ФРАНЦИИ, ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО И ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
  8. 3. Понятие и принципы избирательного права. Избирательные системы
  9. 2. Выдвижение кандидатов избирательным объединением по одномандатным избирательным округам

- Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Акционерное право - Бюджетная система - Горное право‎ - Гражданский процесс - Гражданское право - Гражданское право зарубежных стран - Договорное право - Европейское право‎ - Жилищное право - Законы и кодексы - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История политических учений - Коммерческое право - Конкурсное право - Конституционное право зарубежных стран -

ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО И ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В РФ

1. Избирательное право: понятие, содержание. 2

2. Понятие выборов. Их виды, ф-ции и место в механизме реализации народного представительства. 2

3. Избирательное право и избирательная система (соотношение понятий). 2

5. Принцип свободных выборов и гарантии его осуществления. 2

6. Принцип всеобщих выборов и гарантии его осуществления. 3

7. Принцип прямых выборов и гарантии его осуществления. 3

8. Принцип равных выборов и гарантии его осуществления. 3

10. История развития институтов избирательного права России. Преемственность в избирательном праве. 3

11. Понятие и основные виды избирательных систем. 4

12. Мажоритарная избирательная система и ее разновидности. Положительные и отрицательные черты. 4

13. Пропорциональная избирательная система и ее разновидности. Положительные и отрицательные черты. 5

14. Смешанные избирательные системы. 5

15. Особенности российской избирательной системы. 5

16. Соответствие российской избирательной системы международно-правовым стандартам. 5

17. Понятие и виды источников избирательного права. 6

18. Федеральное избирательное зак-во (общая характеристика). 6

19. Избирательное зак-во субъектов РФ (общая характеристика). 6

20. Особенности правового регулирования муниципальных выборов. 7

21.Международные избирательные стандарты. 7

22. Перспективы развития избирательного зак-ва в России. 7


23. Акты ЦИК РФ и их роль в организации избирательного процесса. 8

24. Понятие «избиратель»: юридическая характеристика. 8

25. Избирательные цензы: понятие, виды, целесообразность введения. 8

26. Абсентеизм: понятие, проблемы уменьшения абсентеизма . Повышение правовой культуры избирателей. 8

27. Понятие избирательного объединения. Порядок формирования и регистрации. Роль политических партий в избирательном процессе. 9

28. Формы и гарантии участия избирательного объединения в выборах. 9

29. Избирательные комиссии: система и порядок формирования. 9

35. Полномочия и особенности правового положения окружных избирательных комиссий. 11

36. Полномочия и особенности правового положения территориальных избирательных комиссий. 11

37. Полномочия и особенности правового положения участковых избирательных комиссий. 12

38. Статус членов избирательных комиссий. 12

39. Статус члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса. 12

54. Обеспечение равного статуса зарегистр-ных кандидатов. Полномочия зарегистр-ных кандидатов. 12

55. Гарантии деят-ти зарегистр-ных кандидатов. 13

56. Доверенные лица кандидата. 13

57. Запрет на использование кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения. 14

58. Прекращение (утрата) статуса кандидата. 14

59. Институт наблюдателей как одна из форм контроля за выборами. Формы участия наблюдателей в избирательном процессе. Виды наблюдателей. 14

60. Права, обязанности и ответственность наблюдателей. Правовой статус иностранных наблюдателей. 15

1. Избирательное право: понятие, содержание.

Термин «избирательное право» употребляется в двух смыслах . Во-первых , избирательное право в объективном смысле (позитивное избирательное право) - это система правовых норм , регулирующих порядок подготовки и проведения выборов. Во-вторых , избирательное право в субъективном смысле (субъективное избирательное право) - это право гражданина избирать и быть избранным в органы гос-ной власти и органы местного самоупр-я .

Избирательный процесс - это форма реализации избирательных прав граждан, урегулированный нормами избирательного права порядок подготовки и проведения выборов.

Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ в соответствии с Конституцией РФ является ее многонациональный народ . Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы гос-ной власти и местного самоупр-я. Высшим непосредственным выражением власти народа явл-ся референдум и свободные выборы .

- систему органов, обеспечивающих подготовку и проведение выборов;

- порядок выдвижения и регистрации кандидатов и списков кандидатов;

- порядок проведения предвыборной агитации;

- порядок финансирования выборов;

4. Содержание конституционного права граждан избирать и быть избранным.

В соответствии с подпунктом "в" ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах от 01.01.01 г., принятого Генеральной Ассамблеей ООН, каждый гражданин должен иметь без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений право и возможность голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего, равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей .

Российское избирательное право неразрывно связано с осуществлением предусмотренного Конституцией РФ (ст. 32) права граждан избирать и быть избранными в органы гос-ной власти и органы местного самоупр-я. Т. о., выделяют - активное избирательное право (право избирать) и пассивное избирательное право (право быть избранным).

Принципы участия граждан России в выборах (избирательном процессе), обязательные для всех видов выборов, закреплены в ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" № 67. Согласно ст. 3 указанного ФЗ участие гражданина в выборах является свободным, добровольным и реализуется на основе всеобщего, равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании . Это положение универсально и относится ко всем видам выборов.

Всеобщее избирательное право граждан означает, что гражданин России, достигший возраста 18 лет, вправе избирать , участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами иных избирательных действиях, а по достижении возраста, установленного Конституцией РФ, ФКЗ, ФЗ, конституциями, уставами, законами субъектов РФ - быть избранным в органы гос-ной власти и органы местного самоупр-я. Реализация избирательных прав не зависит от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также др. обстоятельств.

Не имеют права избирать, быть избранными, участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Особое значение для обеспечения всеобщности избирательных прав граждан и гарантируемых законом пределов их реализации имеет вопрос об избирательных цензах , представляющих собой установленные зак-вом ограничения активного и пассивного избирательного права. Избирательное зак-во РФ закрепляет существование лишь возрастного ценза и ценза оседлости.

Возрастной избирательный ценз граждан России:

Во-первых , дополнительные возрастные ограничения участия граждан России в выборах могут устанавливаться только в отношении пассивного избирательного права.

Во-вторых , устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать 21 год на выборах в законодательные органы гос-ной власти субъектов РФ, 30 лет - на выборах главы исполнительной власти субъекта РФ и 21 год - на выборах в органы местного самоупр-я.

В-третьих , установление максимального возраста кандидата, по достижению которого он утрачивает право быть избранным в гос-ные органы субъекта РФ, либо в органы муниципального уровня, не допускается. При этом не исключается подобная возможность применительно к федеральным выборам.

В-четвертых , закрепление возрастного ценза на выборах в органы местного самоупр-я допускается лишь законами субъектов РФ в соответствии с условиями, предусмотренными федеральным законом.

Установление ценза оседлости в отношении пассивного избирательного права согласно федеральному законодательству может осуществляться только Конституцией РФ (Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет ).

В отличие от активного избирательного права для реализации пассивного избирательного права необходимо в опр. законом последовательности выполнить ряд действий как самому гражданину, так и др. участникам избирательного процесса - начиная с процедуры выдвижения и регистрации гражданина в качестве кандидата, проведения предвыборной агитации и заканчивая процедурой голосования, подсчета голосов, определения итогов голосования и установления рез-тов выборов.

Т. о., избирать и быть избранными в органы гос-ной власти и органы местного самоупр-я, является смыслом и содержанием всего современного российского избирательного зак-ва.

5. Принцип свободных выборов и гарантии его осуществления.

Участие гражданина РФ в выборах является свободным и добровольным . Никто не вправе воздействовать на гражданина, чтобы принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление. Свободное волеизъявление избирателей во время выборов обеспечивается и тем, что проведение агитации в день выборов в помещении для голосования не допускается.

Гражданин РФ, проживающий за ее пределами, обладает всей полнотой избирательных прав. Дипломатические и консульские учреждения РФ обязаны оказывать содействие гражданину РФ в реализации избирательных прав, установленных законом.

Избирательные права граждан РФ имеют ряд гарантий, в качестве кот-х выступают, в первую очередь, разные стороны организации и проведения выборов.

Под гарантиями свободы выборов понимаются условия и средства, обеспечивающие избирателям реальную осознанную и ответственную свободу волеизъявления. Условия - это политический режим, в котором осуществляются выборы. Средства - это механизм и материальные источники, обеспечивающие свободу волеизъявления избирателей. Существуют общие и специальные гарантии свободы выборов.

, обеспечивающих свободу выборов. Следует отметить, что все гарантии находятся во взаимной зависимости, дополняя друг друга, и действуют как единый механизм, обеспечивающий реальную свободу выборов, при этом один и тот же фактор может одновременно быть элементом различных видов гарантий.

К политическим гарантиям относятся : демократизм выдвижения кандидатов в депутаты; равноправие избирателей на выборах; свобода предвыборной агитации; добросовестность кандидатов составления и делать достоянием гласности программу своей деят-ти, ответственность депутатов перед избирателями, контроль за ходом проведения выборов; недопущение принуждения избирателей к участию в выборах и др.

Организационные гарантии обеспечивают свободу выборов средствами, исключающими искажение воли избирателей: организация голосования только в отведенных для этого местах, досрочное голосование, голосование по открепительным бюллетеням и пр.

Материальные гарантии заключаются в том, что государство финансирует организацию и проведение выборов и закон регламентирует формирование избирательных фондов.

Правовые гарантии как вид гарантий свободы выборов называется так потому, что эта свобода обеспечивается исключительно правовыми способами, в том числе установлением юридических санкций за нарушение законов о выборах. К ним относятся:

Право граждан на обжалование неправильностей в списках избирателей;

Неприкосновенность депутатов;

Запрещение предвыборной агитации за день до выборов;1

Признание недействительными выборов, проведенных с нарушением закона о выборах;

Право граждан обжаловать в суд результаты выборов;

Привлечение к административной и уголовной отв-ти лиц, виновных в нарушении избирательных прав граждан и законов о выборах. Так, ст. ст.141,142 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за воспрепятствование осуществлению избирательного права, за подлог избирательных документов или неправильный подсчет голосов. А в КОАПП предусматривается административная ответственность за нарушение избирательного зак-ва и избирательных прав граждан.

6. Принцип всеобщих выборов и гарантии его осуществления.

Граждане РФ участвуют в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (ст. 3 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»).

Всеобщим является такое избирательное право, при котором все взрослые граждане имеют право участвовать в выборах . Гражданин РФ, достигший 18 лет, вправе избирать, участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами иных избирательных действиях, а по достижении возраста, установленного Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов РФ, – быть избранным в органы гос-ной власти и органы местного самоупр-я .

Гражданин РФ может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также др. обстоятельств.

При этом не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, и граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

ФКЗ, ФЗ могут устанавливаться дополнительные условия приобретения гражданами РФ активного избирательного права, связанные с постоянным или преимущественным проживанием гражданина на опр. территории РФ. Эти условия не могут содержать какие-либо требования относительно продолжительности и срока такого проживания. Пребывание гражданина вне места его постоянного или преимущественного проживания во время проведения выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы гос-ной власти соотв. субъекта РФ или органы местного самоупр-я.

Ограничения пассивного избирательного права, связанные с постоянным или преимущественным проживанием на опр. территории РФ, могут устанавливаться только Конституцией РФ.

Законами субъектов РФ могут устанавливаться дополнительные условия реализации ее гражданином пассивного избирательного права, связанные с достижением им определенного возраста. Устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать 21 года на выборах в законодательные (представительные) органы гос-ной власти субъектов РФ, 30 лет на выборах главы исполнительной власти субъекта РФ и 21 год на выборах в органы местного самоупр-я. Установление максимального возраста кандидата не допускается.

К гарантиям всеобщности можно отнести:

Наличие агитационного периода,

Наличие периода выдвижения кандидатов,

Информационное и финансовое обеспечение выборов,

Принцип всеобщности – конституционный, поэтому не может быть ограничен субъектами или муниципалитетами РФ и пр.

7. Принцип прямых выборов и гарантии его осуществления.

Граждане РФ участвуют в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (стФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»).

Выборы в РФ явл-ся прямыми . Прямое избирательное право означает, что избиратели голосуют на выборах за или против кандидатов (списка кандидатов) непосредственно (ст. 6 ФЗ).

Прямое избирательное право отличается от непрямого, которое может быть двух видов – косвенным и многостепенным . При косвенном избирательном праве избиратели выбирают выборщиков, кот-е в свою очередь избирают представителей или каких-либо иных лиц. Суть многостепенного избирательного права состоит в выборах представителей в вышестоящие представительные органы нижестоящими .

Важное преимущество прямых выборов заключается в том, что все избираемые органы гос-ной власти явл-ся непосредственно представительными органами народа. Тем самым создается возможность постоянной тесной связи этих органов с избирателями, постоянного контроля населения за их работой.

В РФ – прямые выборы Президента РФ, ГД СФ РФ .

Система гарантий состоит из политических, организационных, материальных и правовых средств , обеспечивающих принцип прямых выборов. В их единстве можно выделить:

· представительство в ГД полит. партий с пропорциональной долей голосов,



© 2024 plastika-tver.ru -- Медицинский портал - Plastika-tver